В сольфеджио всё: и классика, и ритмы современности
Всё, что Татьяне БОРОВИК удалось в сольфеджио, сделано для детей и для предмета, которого она считает своим ребёнком.
Татьяна Боровик – музыковед-исследователь, автор уникальной методики преподавания сольфеджио, известный в России педагог из Смоленской детской музыкальной школы № 1 имени М.И. Глинки. Она стажировалась в Швеции как музыкотерапевт, принимала участие во многих международных семинарах и конференциях по музыкальному воспитанию детей, развитию их креативности и нестандартного мышления.
Шестой международный фестиваль искусств «Звёздный» дал возможность педагогам из музыкальных школ Щёлковского района не только познакомиться с Татьяной Анатольевной лично, но и поучаствовать в её мастер-классах по сольфеджио. Повстречались музыканты в Загорянской детской школе искусств имени Ю.А. Розума.
– На первом занятии с Татьяной Анатольевной мы вели себя насторожённо, немного зажато, присматривались к ней, – сказала преподаватель сольфеджио Щёлковской детской музыкальной школы Ольга Плюшкина. – Но так всегда бывает, когда понимаешь, что имеешь дело с неординарным человеком.
– Я на мир смотрю через сольфеджио и благодарна Богу за это. Я нисколько не жалею о своём увлечении, которое превратилось для меня в жизненную страсть и воздух, – сказала Т. Боровик.
Музыку для своих занятий и преподавательских наработок Татьяна Анатольевна ищет годами. Музыкальным дискам, купленным ею на обычной городской «горбушке», нет счёта. Все их педагог прослушивает, и только одна из сотни композиций имеет право остаться в коллекции музыковеда, а значит, послужить детям.
– От постоянно звучащих в ушах мелодий сходишь с ума, – признаётся Т. Боровик. – Из этого наркотического состояния меня вынимает только семья. Но какое же счастье я испытываю, когда наконец-то нахожу стоящую мелодию!
Второй мастер-класс прошёл для районных педагогов плодотворнее: три часа сольфеджисты музицировали интервалами, возводили из нот старые замки, передавали радость скачка единорога и восторг невесомого взлёта бабочки, озвучивали щемящую грусть расставания и хрупкость всего мироздания. Мир для Т. Боровик – богатейшая палитра звуков и движений.
Заставляя звучать на разные лады рояльные струны, Т. Боровик, ненавязчиво цепляла струны души собравшихся педагогов.
– Какие-то экстрасенсорные дела! – прошептала сольфеджистка из Загорянской детской школы искусств им. Розума Жанна Глоба.
– Мурашки по спине! – вторила ей коллега из Медвежье-Озёрской детской школы искусств Тамара Зобкова.
– Волшебство! Когда мы учились, нам такое даже и не снилось, – констатировала преподаватель Свердловской детской школы искусств Неля Хасанова.
Игрой на инструменте мастер-класс не ограничился. Т. Боровик показала педагогам клип, в котором её двухнедельная ученица-семиклассница Даша Спирина из Петропавловска Камчатского, с которой педагог работала в рамках очередного мастер-класса, выразительно интонировала стихотворный текст «Зонтичная дама».
– Лавирование между речью и вокалом – необычайно сложное занятие, и не каждый ребёнок сможет открыться и полностью раствориться в стихотворных строках, – пояснила Татьяна Анатольевна.
После просмотра «Зонтичной дамы» в аудитории повисла пауза, наполненная недоумением и восхищением: преподаватели пытались справиться с потоком стихии, вырвавшимся на них с экрана.
Всем стало понятно: сольфеджио Боровик – не просто вокальные упражнения в чтении нот без текста. Это предмет более чем концертный. Он наполнен невероятной красотой и силой.
– Я живу с постоянным внутренним стремлением и несогласием с тем, что сольфеджио скучный, неинтересный и немузыкальный предмет. Сейчас я могу сказать, что сольфеджио бывает для взрослых и для детей, оно бывает нотным и донотным, традиционным и игровым, – сказала Т. Боровик.
***
Увлечение музыкотерапией и стажировки в Швеции открыли для смоленского музыковеда значение музыки для психофизического развития ребёнка и значение музыкального шедевра.
– Он на то и шедевр, чтобы его понимали как те, у кого две ноги, так и те, у кого одна правая, а другая совсем левая, – пошутила Татьяна Анатольевна.
Желание наполнить сольфеджио движением подтолкнули Т. Боровик к изучению танцев и работой над пластикой. Танцевать на сольфеджио? Кто бы мог подумать!
Вот и щёлковские педагоги не предполагали, что им выпадет такая возможность. Поэтому, поставив на свои комплексы и предрассудки большой скрипичный ключ, они принялись оживлять ритм. Плечи, руки, ноги преподавателей – всё подчинялось единому музыкальному порыву. Казалось, музыка лилась даже с кончиков пальцев.
– Чтобы заставить запеть свои руки, я восемь лет тренировалась у зеркала, – рассказала Т. Боровик. – А пластика детей совершенно особенная. Я научилась наслаждаться их изумительной неуклюжестью и очарованием жестов.
Современный рэп занял свою положенную нишу в методике музыковеда-новатора.
– Сольфеджио – единственный предмет в музыкальной школе, занимающийся формированием музыкального вкуса у детей. До классики невозможно дойти, исключив весь современный звучащий мир, – заверила Татьяна Анатольевна, подбадривая и поправляя преподавателей, старающихся понять и поймать ритмы современности, – тем более, что детям это доставляет гораздо большее удовольствие, а значит, повышает и интерес к предмету, которому требуется наша креативная поддержка. Он ведь будто ковёр, по которому станет шествовать исполнитель. Наша с вами задача – ухаживать за этим ковром, постоянно его обновлять.
Согласившись с мнением мастера, преподаватели пообещали непременно использовать на своих занятиях наработки Татьяны Анатольевны в сольфеджио, в котором соединились пение, движение, юмор, метафора, сказка, театр и многое другое.
Ольга СТАРОСТЕНКО,
корр. «Щелковчанки».
Загорянский, Школьная улица.
Ссылка: http://www.rozumfund.ru/?Page=pubs&i=51