IV. ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКЕ
4. 1. Звучащие жесты
На занятиях музыкой движение занимает достойное место. Но как организовать движение, чтобы реакция детей на предложение двигаться не помешала процессу занятия, не вызвала у педагога досаду? Как сделать двигательные формы целесообразными в рамках темы и урока? Как воспитать в детях понимание того, что не только бурно можно реагировать на звучание любой музыки?
Ответы существуют, опыт работы накоплен мировой педагогической практикой. Самыми простыми формами двигательной активности являются звучащие жесты — хлопки, шлепки по коленям, притопы и щелчки. Из их комбинаций составляются небольшие ритмические формы сопровождения к стихам и песенкам. Комбинирование звучащих жестов следует отнести к работе над развитием координации движения, активизации внимания и способности быстрого реагирования на смену жестов. Предлагайте детям постепенно привыкать к простому самоаккомпанементу: вначале дайте только хлопки и притопы, затем добавьте шлепки по коленям и позже щелчки. Основной формой в этом виде деятельности является «эхо», когда дети за педагогом повторяют предлагаемую серию жестов и форма «делай, как я», когда за одним ребенком повторяют все остальные.
На основе звучащих жестов дети сами с удовольствием сочиняют варианты сопровождения. В нашей книге представлены модели с простыми партитурами сопровождения. Объясните детям условные обозначения звучащих жестов и воспользуйтесь ими для самостоятельного сочинения таких партитур к небольшим произведениям.
4. 2. Исполнение с образными жестами
Очень большой интерес вызывают у детей модели, оформленные образными жестами и движением. Их в полной мере можно отнести к театральным формам. Заучивание текста, который комментируют и дополняют жесты, происходит быстрее. Двигательная память и ассоциативность ощущений «включаются» на восстановление текста, подсказанного жестами. Немаловажно и то, что действие при исполнении стихов и песен помогает некоторым детям справляться с неумением «подать себя», и в другом случае — учиться корректировать эмоциональное возбуждение, для того, чтобы не выпячиваться из общего настроения.
Большой заботой педагога в этом виде деятельности будет воспитание у детей способности не рвать на части общий контур рисунка движения от начала до конца исполнения. Следует особо обращать внимание на пластичность и текучесть движений.
Помимо предлагаемых в книге способов образных аранжировок, предлагайте детям импровизировать и искать свои варианты.
4. 3. «Танцы» сидя
Можно предположить, что «танцы» подобного рода существовали и ранее в фольклорных традициях. Когда использование пространства достаточно ограничено, либо когда педагогу необходимо сузить «границы» активности детей — «танцы» сидя являются уникальным выходом из ситуации.
В тетради даны модели, которые можно отнести к этому жанру — это стихи «Прыг-скок по ладошке», «Ножки воображули» и нарисованный танец «Дам-доди» (американский фольклор).
Методика Татьяны Боровик. Основные направления
I. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ КОПИРОВАНИЯ?
II. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА
III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ