Воскресенье, 24.11.2024, 13:42
Приветствую Вас, Гость

Дата: 03.03.2010
Источник:  КГБОУ СПО «Норильский колледж искусств»
Регион: Сибирский

28 февраля в КГБОУ СПО «Норильский колледж искусств» прошел Региональный конкурс «Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио» для учащихся 3-5 классов ДМШ, ДШИ, муниципального образования город Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.

КГБОУ СПО «Норильский колледж искусств» инициирует и оказывает методическое сопровождение большого количества конкурсов, проводимых на территории города Норильска и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Среди исполнительских конкурсов, проводимых совместно с Управлением по делам культуры и искусства Администрации города Норильска, достаточно высокий статус принадлежит Региональному фестивалю-конкурсу юных исполнителей «Надежда Норильска». Для юных музыкантов города, оторванного от крупных культурных центров, это – уникальная возможность раскрыть свой творческий потенциал.

В ряду творческих испытаний юных музыкантов не последняя роль отведена и конкурсам по музыкально-теоретическим дисциплинам.

Вот уже 15 лет преподавателями теоретического отделения Норильского колледжа искусств разрабатываются и проводятся разнообразные по содержанию и формам творческие конкурсы. Это серьезный и значительный срок, поэтому нынешний конкурс «Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио» заслуженно можно назвать «Юбилейным».

Основной формой конкурсных испытаний 2010 года была избрана ритмодекламация, являющаяся синтезом ритма, слова, речевой интонации и музыкального сопровождения.

По мнению организаторов конкурса, ритмодекламация является одной из наиболее интересных, творческих форм современной методики преподавания сольфеджио.

Выбор данной формы работы для проведения конкурса не случаен. Как известно, чувство метроритма является одним из самых важных условий музыкального развития ребенка. Педагоги очень часто сталкиваются с большой трудностью в развитии метроритмического чувства у детей, поэтому возникает необходимость активного поиска педагогами эффективных методик в этой сфере.

Еще в 2000 году Норильским колледжем искусств было инициировано проведение ряда мастер-классов с приглашением преподавателя сольфеджио, методиста высшей категории, сотрудника лаборатории методического обеспечения заведений культуры и искусств Белорусского Национального института проблем культуры Татьяны Анатольевны Боровик. Благодаря общению с этим удивительным человеком и замечательным педагогом, искренне преданному своему делу, преподаватели Норильского региона смогли «взглянуть по-новому» на преподавание сольфеджио для детей.

Мастер-классы, проводимые Татьяной Анатольевной, были наполнены занимательными игровыми формами, в которые с большим азартом вовлекались не только дети, но и взрослые! Именно Татьяной Анатольевной Боровик были предложены новые творческие идеи, формы и обучающий материал, которые вовлекли преподавателей Норильска в процесс совершенствования методики обучения сольфеджио, пробудили стремление сделать обучение предмету более интересным и увлекательным.

Инновационные идеи, связанные с внедрением нетрадиционных форм и новых технологий в процесс обучения сольфеджио нашли отражение в конкурсах, проводимых Норильским колледжем искусств: «Веселые ритмы и рифмы» (2009 год) и «Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио» (2010 год). В ходе подготовки к этим конкурсам у преподавателей ДМШ и ДШИ городов Норильск и Дудинка появилась возможность познакомиться со сборником ритмодекламаций для уроков сольфеджио Т.Боровик «Рифмы и ритмы» (подготовительная группа, I – IV классы) и опробовать эту форму работы, как одну из перспективных форм в ритмо- интонационной методике современного сольфеджио.

В конкурсе «Ансамблевое музицирование в классе сольфеджио» приняли участие двадцать детей. Это учащиеся Норильской детской школы искусств, Норильской детской музыкальной школы и Кайерканской детской школы искусств.

В рамках командного конкурса преподавателям и учащимся были предложены увлекательные творческие задания. Среди них отметим ансамблевое чтение приготовленных ансамблевых ритмодекламаций без сопровождения и с сопровождением (на фортепиано и с другими инструментами).

Помимо чисто прикладных задач освоения детьми ритмических сложностей, осваивающихся в ритмодекламациях, реализуются и художественные задачи – актерское донесение содержания произведения до слушателей. Радует, что и преподаватели, и дети творчески отнеслись к выполнению этих заданий, поэтому чтение заданных ритмодекламаций превратилось в увлекательнейшее театрализованное действо!

  
  

Театрализованное чтение ритмодекламаций «Петя Пинчиков» и «Поварешка» (модели Т. Боровик)

Наиболее ярким было выступление команды Кайерканской детской школы искусств. Ребята проявили не только высокий уровень исполнения заданий, но и наполнили содержание ритмодекламаций интересными сюжетными преамбулами, которые сочинили самостоятельно. Яркое художественное впечатление выступлению ребят придавали красочные костюмы, отдельно подобранные к каждой ритмодекламации.

В исполнении речевых, мелодических и тембровых канонов нельзя не отметить оригинальные и смелые находки команд Норильской детской школы искусств и Норильской детской музыкальной школы.

Сплоченность ребят и умение работать в команде наиболее ярко проявилось при записи ритмического диктанта. Даже само юмористическое название задания «Давай, запишем, товарищ, по одной!» придавало работе команд азарт, заразительность, и вместе с тем особое «чувство локтя», ответственности и поддержки.

     

Конкурс прошел динамично, увлекательно, с веселым настроем и наверняка оставил у ребят много ярких и незабываемых впечатлений.

Призовые места распределились следующим образом:

Гран-при конкурса присуждено команде Кайерканской детской школы искусств

Первое место - Норильская детская музыкальная школа

Второе место – Норильская детская школа искусств

Этой зимой в Норильске стоят рекордно низкие температуры, в связи с неблагоприятными погодными условиями отменяются занятия в школах! Тот факт, что и преподаватели, и дети наперекор сложившимся обстоятельствам все же смоги подготовиться и достойно выступить в конкурсе, несомненно, заслуживает глубокого уважения и признания!

Несомненно, в успех ребят вложен большой труд их наставников, преподавателей музыкально-теоретических дисциплин школ региона, поэтому нам очень приятно назвать их имена:

Тимошина Лариса Владимировна, Парамонова Анна Геннадьевна (Кайерканская детская школа искусств);

Сайфи Людмила Федоровна, Страневская Татьяна Тимофеевна, Кухта Елена Николаевна (Норильская детская музыкальная школа);

Якименко Светлана Николаевна (Норильская детская школа искусств).

Организаторы выразили признательность всем участникам, жюри конкурса. Надеемся, что такие яркие творческие состязания по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся школ, ставшие доброй и крепкой традицией, будут продолжаться и впредь!

Огнева О.Г., зам. директора по научно-методической работе,

Братухина Г.С., преподаватель, председатель ПЦК «Теория музыки»



Источник http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=85626