Суббота, 02.11.2024, 11:45
Приветствую Вас, Гость
«Если мы хотим научить думать, то прежде
должны научить придумывать»
Д. Родари


       Уроки музыки в детском саду и в школах (общеобразовательной и музыкальной) направлены на «пробуждение» и формирование способностей ребенка и не только музыкальных. Методика музыкальных занятий ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и коммуникативных особенностей личности ребенка. Музыка направлена на стремление ребенка познавать новое и экспериментировать приобретаемым опытом. Важно б е р е ч ь желание детей радоваться и удивляться НОВОМУ, и для этого педагогу необходимо принять любого из детей со всем комплексом его раскрытых и нераскрытых способностей. Слушать, видеть, ощущать — необходимые, подчас комплексно соединенные компоненты, сопровождающие все внутренние процессы восприятия ребенка, он собою впитывает и познает мир — телом, мыслью и сердцем.
Музыка устремлена в фантазию во всех своих элементах — звуковых, знаковых, терминологических — в детство с его приоритетностью жить в сказке, видеть «живое» во всем. Музыкальные знаки и термины, как и звучащая музыка, способны вызывать всевозможные связи воображения с реальностью, что показывает их умение и желание сочинять, преувеличивать и преуменьшать, эмоционально и активно откликаться на предложение придумывать.
Учитывая современные требования психологии и музыкальной педагогики, настоящая книга иллюстрирует методику, в которой соединены речь – движение – музыка. Она предназначена для детей 4-6 лет, которых знакомят с азами музыкальной грамматики на занятиях музыкой в детском саду, в группах эстетического развития, на уроках музыки в 1 классе СШ и в подготовительной группе ДМШ. Материал книги включает следующие виды деятельности:
— рисование голосом, пение по линиям,
— формирование чувства ритма (на основе чтения слов, стихов, работы с образно-дидактическими картинками),
— пение по графической записи,
— интонирование текста с помощью мимических картинок,
— разучивание текстов со звучащими жестами,
— пение с образно-пластическими жестами,
— работу с шумовыми инструментами,
— творческие задания.
Модели даны с постепенным усложнением. Разучивание происходит с показа педагога. После разучивания возможно и желательно возвращение к той или иной мелодии, к стихотворному тексту по мере необходимости включения их в новую тему. Такая деятельность, когда выученное упражнение в последующем включается в занятие, иначе высвечивает саму идею этого маленького произведения и дает детям возможность по-новому прочувствовать и передать содержание. К тому же повторять полюбившееся детям нравится.
Дети 4-6 лет в разных видах деятельности в соответствии со своими интересами переносят из игры, сказки и фантазии собственные «конструкции» – отношения в реальность, и это имеет серьезное значение для самосовершенствования ребенка. На наш взгляд, в этом очень важным может стать стремление педагога помогать познавать и фантазировать вместе с детьми, когда он (педагог) предоставляет свой опыт в распоряжение ребенка, стимулируя детское воображение, активизирует и заставляет быть подвижным свое творчество. Нет сомнения, что вместе продуктивнее общаться с деталями, превращать ошибку в оригинальную мысль и видеть, как в занятие входят радость, легкость, изумление и юмор.


I. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ КОПИРОВАНИЯ?

II. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ