Четверг, 28.11.2024, 06:59
Приветствую Вас, Гость
III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ


3. 1. Речевое и вокальное интонирование


      В работе над развитием интонационной выразительности важно помнить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. И по этой причине внимание к речи на занятиях музыкой не праздное. Педагога неизменно должно волновать, КАК научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи. Именно отсюда, с прислушивания к себе и развития интонационного самоконтроля начинается работа над выразительным и осмысленным произнесением звука.
Необходимо понимать и то, что речевое интонирование всегда связано с воспроизведением стихотворного текста, а поэзия уже сама по себе во многом отличается от разговорной речи — присутствие рифмы делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия всегда несет недосказанность, предполагает диалог видимого простого прочтения и скрытого содержания даже в самых понятных текстах. К тому же перенесение поэтической информации в реальность — это театр, где один человек способен перевоплощаться в разных героев, через себя пропуская образы и события текста. Не мало важно и то, что дети (и многие взрослые) бывают достаточно стеснительны в раскрытии себя, как человека эмоционального. Эмоция не может обойтись только интонированием, она неизменно должна быть дополнена мимикой, жестом, пластикой и движением. Поэтическая речь дышит и оживает только тогда, когда весь человек «включен» в этот потрясающий процесс. И именно это роднит поэзию с богатой палитрой интонаций и настроений музыки. Как же можно надеяться, что без поэтического (речевого) мостика, ребенок научиться понимать и передавать многосмысловую музыкально-интонационную информацию? Это достаточно трудно сделать без того, чем в той или иной степени ребенок к моменту обучения в школе владеет — через речь! Именно от нее на наш взгляд лежит путь к осмысленному интонированию самой простой песенки. И до того, как любой из детей не услышит, как он говорит, он не сможет понимать и оценить что и как он поет. Невнимание и упрощенный (а зачастую и высокомерный!) взгляд на значимость работы над речевым интонированием достаточно скоро выявится в неровности певческого строя, форсированном или маловыразительном пении.
Речевое интонирование разнообразно и интересно по формам, они неизменно пользуются успехом у детей.

3. 2. Звукоподражание

    
     В развитии речевых и интонационно-певческих способностей ребенка звукоподражание имеет особое значение. Интонационное копирование (как речевое, так и певческое) кого-либо из животных, птиц и т.д. у детей вызывает непреложный интерес в силу возникающих звукоизобразительных эффектов. В определенном смысле звукоподражание следует отнести к основам «речевого» театра, когда произносимый звукокомплекс помогает перевоплотиться в иной образ. В звукоподражании естественным образом заложены важные компоненты для развития речевых способностей ребенка: дикция и артикуляция. разнотембровость, разнотемповость, разнохарактерность и развитие скорости говорения.
Проговаривая образные последовательности ритма, предлагаемые в нашей книге, следует учитывать и использовать указанные моменты.
Звукоподражание незаменимо при пении в тех моментах, когда требуется многократное повторение одного и того же интонационного модуса. В этом случае используйте всевозможные приемы, стимулирующие желание ребенка интонировать. В их числе — исполнение попевок звукоизобразительными слогами («поем как кошки, лягушки, кукушки, машины, паровоз и т.д.»), интонирование в разных темпах, с различными штрихами и динамическими оттенками.

3. 3. Выразительное речевое интонирование


      Известно, что все то новое, с чем знакомится ребенок на занятиях, понимается им более прочно и качественно, если находится в тесной связи с его возрастом и интересами. Но не менее важно для ребенка, чтобы Новое было им увидено. В этом смысле наполнение музыкальных методик образной дидактикой не только целесообразно, но и необходимо. Однако музыка – это область эмоции, а значит именно ей должны быть подчинены все рисунки в учебнике и рабочей тетради. Они зримо иллюстрируют эмоцию, подсказывая и формируя интонацию и характер исполнения. Этим важным на наш взгляд обстоятельством отличается данная тетрадь. Ритмические группы, образные последовательности ритма, чтение слов по картинкам, песенки и попевки, записанные графически и т.д. — все подчинено развитию эмоционального интонирования и стимулированию интереса к занятиям музыкой.
Дети любят комиксы, любят разглядывать картинки — они смешные и забавные. Многие, наблюдая за детьми в тот момент, когда они рассматривают сюжет, замечают, как они пытаются изобразить лицом тот или иной фрагмент. Это замечательное самозанятие психогимнастикой направлено на формирование и проживание эмоции. Наша книга — это тоже рисованный мультик, где все рисунки обращены к Детству, юмору и добру, позитивному настроению и созданию радостной атмосферы для занятий музыкой. Обращайте внимание детей на эмоциональный характер рисунка, просите их по возможности точно копировать его и мимикой лица, и интонацией.

3. 4. Вокальное интонирование. Рисование голосом


      Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. До того, как вы начнете работать над моделями, которые даны в тетради, попросите детей изобразить голосом, например, как звучит наша планета. Для этого каждый из них должен протяжно спеть свой, произвольно выбранный звук в среднем или высоком регистре. Необычность возникшего звукового пятна не только у детей, но и у взрослых, которые впервые знакомятся с этой интонационной формой, всегда вызывает удивленную реакцию. Помогите детям понять ситуацию, объясняя ее, например, следующим образом: если бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать нашу Землю, они, вероятно, не услышали что-либо конкретное, а услышали именно вот это красивое и светлое звучание разных голосов. Такое разъяснение поможет вновь вернуться к пространственному звучанию голосов. При повторении продержите звуковой синтез подольше, и вы обязательно увидите, как дети в него вслушиваются.
Для рисования голосом кроме звуковых пятен используется и вокальное скольжение на определенной гласной. С точки зрения методики, это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный момент — утверждение себя в том, что я могу петь! Можно сказать и то, что это единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движения голоса.
Исполняются такие модели обычно по нарисованной линии, или педагог показывает рукой, куда следует вести голос. Как и в случае со звуковым пятном, дети будут рисовать голосом линию объемной достаточно широкой интонационной лентой. Исполнение должно быть мягким и неторопливым без выкриков на верхнем окончании линии и без активного выдоха в нижней точке. Восходящие, нисходящие, волнообразные и кружащиеся линии должны истаивать, повисать в пространстве.
В книге даны разные модели: «Где, чья линия? Ленивый жук» (в методических комментариях — «Жучок. Мишка. Мяч»), в которых чередуется текст и интонирование по линиям. Оформление стихов звуковыми интонационными пятнами (кластерами) и рисование голосом необыкновенно красиво расцвечивает и украшает тексты, однако для этой формы их следует подбирать специально.

3. 5. Песенки-графики


      По реакции детей на предложение изобразить или рассказать, как они понимают движение мелодии вверх — вниз, вы без особого труда выясните, что мелодия именно «ходит» в определенном направлении — буквально «вверх и вниз». Как оказалось, у некоторых детей помехой в слуховом ориентировании при анализе мелодического движения является отсутствие наглядно-образного примера.

«Как же она (мелодия) идет вниз или вверх, если тут все ровно? — спросил шестилетний мальчик, показывая на клавиатуру.— Если вниз, то его (инструмент) надо поставить на бок». Соединить свои представления о звуковысотности ему было необходимо в опоре на визуальную иллюстративность.


Именно по этому в книге мы поместили песенки записанные образно-графически. Детей очень привлекает необычность записи — образный рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать. Ценность такой записи заключена в том, что более крупный масштаб «мелодической» линии в отличие от записи на нотном стане помогает ребенку понять основные параметры звуковысотности — движение вверх и вниз. Кроме этого в записи линий сохраняется понятное для детей изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы или линии — восьмые, большие образы и более длинные линии — четверти.

Песенная коллекция в книге составлена из песенок с постепенным увеличением объема мелодии (от однотонной мелодии до пределов октавы). В основе мелодических линий предлагаемых песен лежит поступенная звуковысотность.
После разучивания и для закрепления выученной мелодии, ее можно показывать «на себе», условно определив место нот, например трех: колени – талия (живот) – грудь. Показ движения мелодии руками в воздухе более абстрактный, но также вполне применимый для проверки ориентирования в звуковысотности мелодии и ее запоминания. Этот вариант вполне пригоден для момента, когда педагог просит детей вспомнить песенку по памяти с показа. В своей практике мы используем этот прием только для мелодий в объеме секунды и терции. Мелодии с более расширенным диапазоном дети могут выкладывать на столе кубиками, кружочками или другими, пригодными для этой работы, предметами.
Сопровождение пения шумовым аккомпанементом и звучащими жестами, использование мимических картинок, глядя на которые дети будут петь более эмоционально, стремясь передать голосом соответствующее настроение, украсят любую из предлагаемых в книге песен.



Методика Татьяны Боровик. Основные направления

I. ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПОДРАЖАНИЯ ИЛИ КОПИРОВАНИЯ?

II. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

III. РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ