Вторник, 22.07.2025, 09:13
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
ТЕОРИЯ
zubr1961Дата: Воскресенье, 09.12.2012, 14:04 | Сообщение # 1006
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Из этого цветового "согласия" затем логично вытекает картинка обращений интервалов. Зелёное обращается в зелёное biggrin . а не в красное или синее biggrin biggrin

Добавлено (09.12.2012, 14:04)
---------------------------------------------

Quote (Юлия)
Я, когда спросила, про рассказы детям и не думала (какое там!) - мне самой интересно, "имеет ли право" большой уменьшённый септаккорд быть "восьмым в списке".


Это вопрос, скорее, к композиторам-авангардистам. У них, небось, всё имеет право быть, даже то, чему названия не придумали ещё smile
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.12.2012, 14:27 | Сообщение # 1007
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (zubr1961)
Из этого цветового "согласия" затем логично вытекает картинка обращений интервалов.

Мне ещё нравятся + к цветам геометрические фигуры, как у Т.Первозванской.
Сов. консонансы - прямоугольники ( как колонны -устойчивы и монументальны), несов. конс. -круги (параллельные терции и сексты действительно "хорошо катятся"), диссонансы - треугольники (углы "во все стороны"). Конечно, это очень обобщённо, упрощённо и не характеризует в полной мере интервал как созвучие, но для схем и таблиц, по-моему, оптимально.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.12.2012, 16:28 | Сообщение # 1008
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
А вот дальше, мне кажется Вы будете делать тоны по руке...

Тоны "по руке" очень наглядны так, как есть. Восприятие этой схемы не предполагает обязательную последовательность, и, может быть, анимация типа "информация последовательно исчезает или появляется" для этого плаката и не нужна.
А вот что точно нужно анимировать- это подсказки для построения интервалов, они предполагают именно строго определённую последовательность.
Это была бы полезная вещь.
Не знаю: лучше каждый интервал в отдельной картинке или нет...
Может, кто-нибудь хочет сделать + к этому ещё, например, хроматическую гамму? или, например, Аккорды в ладу?
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.12.2012, 17:19 | Сообщение # 1009
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Это не анимация, можно особенно не "жать" biggrin , просто посмотреть.


Чего я собственно хочу...
Это обычный "комплект" работы в гармоническом миноре (+натуральные тритоны и ум.5/3, но не делать же их отдельно).
Я всё это сделала в Смарт ( потом этот файл могу выложить, пока просто картинка) и сгруппировала "блоками" - ноты на каждой строчке- для удобной транспозиции. Просто передвигаем блок, заменяя всего лишь знаки при ключе и возле 7 ступени и рисуем, если надо, добавочные линейки - и точно такой же плакат в другой тональности готов!

Но нужны замечания, чтобы был оптимальный "дизайн". Замечания и советы: по расположению, последовательности элементов в ладу; по выбору и комбинации цветов; по мелким деталям -лигам, тактовым чертам и т.д.
Что изменить, убрать, добавить?

Прямоугольники обозначают связь интервала и аккорда. Например, темы "ум.5/3 или ув.5/3 в ладу" мы специально не проходим.
Когда проходим тритоны напоминаю: "в любую квинту "равномерно" встраивается трезвучие, в любую септиму -7-аккорд". Встречаем эти интервалы в какой-нибудь теме :"тритоны" или потом "характерные интервалы"; и аккорд автоматически "вставляем в интервал".
Ступень и разрешение сразу ясны.
И потом, когда строим или поём: всегда ум.5вместе с ум.5/3, аналогично и ув.5 и трезвучие.
Кстати, именно этот блок (только "вразбивку") мы поём аудио-фоном, который я выкладывала. Если в тональности "плавают" - прямо по этим нотам, если ориентируются - то по картинкам-обозначениям.
________________________________________

ссылка -в ЛС
как обещала - файл в программе Smart Notebook (два варианта для мажора и минора). Двигаются целые блоки нот и обозначений. Сделано специально для быстрой транспозиции.
Прикрепления: 3176168.png (601.8 Kb)
 
HelenaДата: Воскресенье, 09.12.2012, 18:50 | Сообщение # 1010
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Юлия! Честно говоря, не знаю, что посоветовать. Долго смотрела, думала... Единственное, что хотелось бы обсудить - пары тритонов. Характерные расположены по парам, а тритоны - нет. А пары тоже надо бы знать. Как Вы смОтрите на то, чтобы поменять местами ум.5 на 2-ой и ув.4 на 4-ой (вместе с ум. трезвучиями, конечно)?
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.12.2012, 19:09 | Сообщение # 1011
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Helena)
Характерные расположены по парам, а тритоны - нет.

Да, логичнее располагать так, как Вы говорите.

Но есть пара минусов: для пения менее удобно, а это всё-таки блок для пения, когда этот теоретический материал уже вроде как весь пройден.
И минус в оформлении: придётся тогда разбивать прямоугольники с квинтами и трезвучиями -вместо одного делать два; делать к трезвучиям два названия, а так они вместе и компактно располагаются.
Даже не знаю пока, что лучше -безупречная логика или бОльшая практичность и внешний фактор wacko smile

Спасибо, Елена! flower
 
zubr1961Дата: Воскресенье, 09.12.2012, 19:17 | Сообщение # 1012
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
А мой опыт подсказывает, что удобнее петь тритоны как раз парами, начиная с уменьшенной квинты (сюда же и ум 5/3 присоединить, а затем - обращение этой же ум.5. А саму по себе ув.4, вне связи с ум.5 споют очень немногие (если ещё на ступень правильно попадут). поэтому для интонирования лучше начать с чего-то уменьшенного - с той же квинты. затем заполнить её трезвучием, а потом - обращение дать, ув.4. И таким же образом со следующей парой тритонов "расправиться"
___________
А если ещё учесть, что уменьшенные квинты располагаются на вводных ступенях, то и поиски искомого звука не так мучительны, как в случае с квартами: 4-я ступень, и ещё и 6-я (а в мажоре к тому же и пониженная wacko )
_____________
Хотя, логика вашей, Юлия, последовательности, тоже просматривается: все тритоны поочерёдно построены по звукам вводного септаккорда. Ну и пусть запоминают звучание неустойчивых ступеней, раз добрались до гармонического минора. в конце концов, это же не для первого класса вокально-интонационное упражнение smile


Сообщение отредактировал zubr1961 - Воскресенье, 09.12.2012, 19:25
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.12.2012, 19:36 | Сообщение # 1013
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (zubr1961)
А саму по себе ув.4, вне связи с ум.5 споют очень немногие

Пение выборочно одного интервала - это уже другой вопрос. Тут-то в любом расположении будет "блок".

Quote (zubr1961)
все тритоны поочерёдно построены по звукам вводного септаккорда.

Да даже без этого упоминания пение тритонов "не по парам" - всё-таки "более мелодичная песня" biggrin с секвенциями и даже с кульминацией, так как идёт единое движение biggrin
Но всё равно сделаю другой вариант тоже -вопрос, будет ли "смотреться" из-за разбивания пары трезвучий.
Спасибо! smile
 
HelenaДата: Воскресенье, 09.12.2012, 20:37 | Сообщение # 1014
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
для пения менее удобно, а это всё-таки блок для пения, когда этот теоретический материал уже вроде как весь пройден.
И минус в оформлении: придётся тогда разбивать прямоугольники с квинтами и трезвучиями -вместо одного делать два; делать к трезвучиям два названия, а так они вместе и компактно располагаются.

Вот потому я и сомневалась, что петь-то как раз удобнее как у Вас, и в оформлении лучше. Так что если не преследовать чисто теоретические задачи, а на первый план выходят практические цели, то, наверное, лучше Ваш вариант. smile
Еще вариант на обсуждение, уже в характерных, если уж для пения. Как Вам такая последовательность - ум.7, ум.4, ув.5, ув.2? unsure
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 09.12.2012, 23:36 | Сообщение # 1015
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Юлия, спасибо за интервалы! Очень яркое наглядное пособие!
Только у меня почему-то слайды меняются очень-очень медленно, не знаю, в чем причина.

Quote (Юлия)
Я в оформлении разных таблиц, схем, где есть интервалы, стараюсь использовать цвета: совершенные консонансы -синий с оттенками; несовершенные - зелёный с оттенками; диссонансы -красный с оттенками. А цвета аккордов в ладу : тоническая группа - зелёный с оттенками; доминантовая - красный с оттенками; субдоминантовая - жёлтый с оттенками.

Надо же, я точно такие же цвета выбираю для аккордов в ладу, а вот для интервалов у меня цветов чуть-чуть больше, но Ваше цветовое оформление интервалов удобнее, мне кажется.
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.12.2012, 07:56 | Сообщение # 1016
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
У меня вот такой блок с тритонами - сразу в параллели.

ум5-б3 с повторением тонического звука; ум5-б3 с добавлением тонического звука

VII(dur) II(moll)

ув4-м6 с повторением тонического звука; ув4-м6 с добавлением тонического звука

IV(dur) VI(moll)

ув4-б6 с повторением тонического звука; ум5-м3с повторением тонического звука
IV(moll) VII+ (moll)

Получается логичная схема - натуральный мажор-натуральный минор-гармонический минор
Это первое.
Второе - ум5 -ув4 -ум5.
Но можно и объединить все ум5, ув4.
Тонический или добавленный звук сначала пропевается вслух, либо проигрывается,либо поётся закрытым ртом.

И это на первых порах, пока не проходится гармонический мажор.
Когда же его пройдём, то схема сохраняется (ум5 ум5 ум5 - нат мажор, нат минор, гарм мажор и соответственно с ув4 тоже самое), но для более плавного голосоведения изменения будут для пары минорных гармонических тритонов- сначала ум5, потом ув4.

а с характерными интервалами + тритоны всё от гармонической ступени лада:
увеличенные от 6 пониж (у2, ув4гарм, ув5, + ув4нат)
уменьшенные от 7 пов (ум7, ум5гарм, ум4, + ум5нат)

Это две основные схемы
И обращения от тех же ступеней
уменьшенные от 7 (мажор)
увеличенные от 6 (минор)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.12.2012, 08:11 | Сообщение # 1017
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Мне ещё нравятся + к цветам геометрические фигуры, как у Т.Первозванской.
Сов. консонансы - прямоугольники ( как колонны -устойчивы и монументальны), несов. конс. -круги (параллельные терции и сексты действительно "хорошо катятся"), диссонансы - треугольники (углы "во все стороны").


Для аккордов все же считаю лучшими кружочки и треугольники, и я только это использую.
И для секунды горизонтальную восьмёрку. Привыкла.
Но в графических символах должна быть разнообразность символа, особенно в интервалах. Я потому и придумывала, и обосновавала все изображения, которые ко всему у меня связаны и с пластическими жестами интервалов.
 
ЮлияДата: Понедельник, 10.12.2012, 09:31 | Сообщение # 1018
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
У меня вот такой блок с тритонами - сразу в параллели.

ум5-б3 с повторением тонического звука; ум5-б3 с добавлением тонического звука

VII(dur) II(moll)

ув4-м6 с повторением тонического звука; ув4-м6 с добавлением тонического звука

IV(dur) VI(moll)

ув4-б6 с повторением тонического звука; ум5-м3с повторением тонического звука
IV(moll) VII+ (moll)

Это и дальше - построение "от звука"! И в такой последовательности тритоны строить и петь от звука оптимально, наверное, все так и строят.

Quote (Песенка)
а с характерными интервалами + тритоны всё от гармонической ступени лада:
увеличенные от 6 пониж (у2, ув4гарм, ув5, + ув4нат)
уменьшенные от 7 пов (ум7, ум5гарм, ум4, + ум5нат)

Ага, знаю, так тоже поют "вперемешку" - у моей дочки во вступительных билетах в колледж именно так были задания сделаны.
Спасибо!
Quote (nhanna4)
Только у меня почему-то слайды меняются очень-очень медленно, не знаю, в чем причина.

wacko Я примерно прикинула - кадр держится секунды три.
Картинка довольно тяжёлая по весу, может, не все графические программы могут её нормально открывать? У меня такое бывало с видео при переносе на другой компьютер. Даже такой же проигрыватель вдруг начинал в два раза медленнее крутить. И сейчас думаю, что это всё было, когда на компе Windows 7 (а у меня дома XP).
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.12.2012, 09:52 | Сообщение # 1019
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Это и дальше - построение "от звука"!

Это ладо-тональная работа, Юля! smile
И строят дети, ориентируясь на схему, она перед глазами

"вперемешку" - Вы имеете ввиду соединение характерных и тритонов, да?
Но там всё стройно, если посмотреть - все увеличенные, все уменьшенные.
и тоже по схеме.
 
ЮлияДата: Понедельник, 10.12.2012, 10:12 | Сообщение # 1020
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
Это ладо-тональная работа, Юля!

Само собой! - разрешаем-то мы в тональности, только их несколько.
Quote (Песенка)
И строят дети, ориентируясь на схему

А мне кажется, когда даётся задание построить и разрешить тритоны от звука, ориентируешься на структуру разрешения, а потом и тональность определяется:
напр., ум.5: натуральное разрешение: голоса сходятся на полтона каждый. По готовой терции (верх и низ трезвучия) называем мажор и параллельный минор.
А потом верхний голос уводим на тон и уже слышим малую терцию минора (низ трезвучия)и называем тональность. Осталось самое "экзотическое" (труднее всего проинтонировать)- увести теперь нижний голос нижний голос на тон вверх - разрешение в гармоническом мажоре, "верх" трезвучия.
 
Поиск: