Понедельник, 26.06.2017, 11:48
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 65 из 118«126364656667117118»
Модератор форума: Песенка, Мэри 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
УРА, ДИКТАНТ!
solnce13Дата: Суббота, 13.04.2013, 20:28 | Сообщение # 961
Группа: Друзья
Сообщений: 631
Награды: 20
Статус: Offline
Какой интересный разговор о методике написания диктанта. smile  Очень полезно (особенно не работая) узнать какие методы используют коллеги, сделать для себя определенные выводы. На мой взгляд, диктанты необходимы для работы на каждом уроке (раз в неделю, если занятия проводятся 2 раза в неделю), а форма может быть разной. И в проектах, присутствующих  на сайте это отражено. Не вижу смысла в диктантах, которые всегда пишутся с предварительным подробным разбором.

Прощу прощения, что прерываю разговор о методике. smile
Татьяна Анатольевна, спасибо огромное за очередную "серию" диктантов для малышей. Они восхитительны! И очень нужны на начальном этапе обучения. С Вашими диктантами будет очень хорошо и удобно работать. Мелодии во всех проектах разные, хотя преимущественно поступенные. Научат ребят слышать, видеть, понимать и записывать. "Пути-дорожки" больше всего запомнились паровозиками, которые так эффектно появляются вначале, а потом указывают дорожку к дому. smile
Цитата (Песенка)
А вот относительно размера спасибо. Мыслился изначально в 2-х
А я уж решила, что Вы триоль проходите в первом классе.  wacko В мелодии трехдольность, а размер 2/4. Спасибо за разъяснение. 
"Пчелки и улитки" немного запуталась вначале, сбило движение персонажей. Не могла понять где заканчивается настройка и начинается мелодия. Со второго раза разобралась. smile
Столько всего нового в плане техники оформления и аранжировки. Небольшие по протяженности проекты, а сколько труда, фантазии и усилий они потребовали. Спасибо!  respect


Ирина
 
lyudmila_wДата: Суббота, 13.04.2013, 20:49 | Сообщение # 962
Группа: Проверенные
Сообщений: 644
Награды: 32
Статус: Offline
Цитата (solnce13)
а форма может быть разной.

И должна быть разной, иначе - тоска зеленая, да и жалко времени. Для диктантов с "ошибками" у меня есть такой помощник:
Прикрепления: 4550868.jpg(116Kb)
 
HelenaДата: Суббота, 13.04.2013, 22:50 | Сообщение # 963
Группа: Друзья
Сообщений: 1445
Награды: 31
Статус: Offline
Людмила, Вы просто молодец! Мне так нравятся Ваши рукотворные пособия и помощник! biggrin Даже не имея под рукой навороченных электронных средств, творческий педагог может сотворить на уроке замечательную атмосферу!
 
lyudmila_wДата: Воскресенье, 14.04.2013, 08:01 | Сообщение # 964
Группа: Проверенные
Сообщений: 644
Награды: 32
Статус: Offline
Спасибо, Елена, это называется - голь на выдумки. smile
Еще бы и результат радовал...
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 14.04.2013, 13:44 | Сообщение # 965
Группа: Модераторы
Сообщений: 5947
Награды: 116
Статус: Offline
Мне всегда нравились пальчиковые куклы или куклы перчатки. Они симпатичные и могут быть даже мимичными. Такая "мапет-кукла" у меня была, "да сплыла". Изумительная мимика, потому и умыкнули.
Результат еще и в том, что характер, юмор, тепло и детство на уроке от таких кукол - как это важно!
 
Машуля345Дата: Воскресенье, 14.04.2013, 23:10 | Сообщение # 966
Группа: Друзья
Сообщений: 431
Награды: 38
Статус: Offline
Цитата (zubr1961)
Воооот! Столько работы на уроке - на диктант жалко даже 15 минут. Оптимально - 10-12. Пусть успевают  (например, дать диктант на последней 10-минутке урока - я так практикую). Но предварительно - распеть и разогреть уши.
Я тоже даю диктант только в конце урока! Иначе расползутся мыслями и всё - потерян темп работы, нет чёткости, нет стремления к завершению работы!
 
zubr1961Дата: Понедельник, 15.04.2013, 11:09 | Сообщение # 967
Группа: Друзья
Сообщений: 434
Награды: 11
Статус: Offline
Цитата (solnce13)
Не вижу смысла в диктантах, которые всегда пишутся с предварительным подробным разбором.
Может, и так. Вот как замечательно, что Вы откликнулись на разговор! Да, в выпускном классе труден бывает переход от коллективного разговора о том, что услышали к самостоятельному анализу. НО. За то длительное время, пока мы разбираем диктант коллективно, вырабатывается и запоминается алгоритм работы над диктантом. Переходным этапом после тщательного разбора диктантов есть период, когда после прослушивания диктанта не я акцентирую внимание на какие-то детали (ритм, скачки, особенности структуры, ладовая альтерация), а они отвечают на мои вопрос:
- Что вы считаете возможным написать в первую очередь?
- На что обратили внимание (без указания тактов или в какой области следует обратить внимание - на ритмич. сторону или на ладовую)
- Каков выработали план работы над диктантом? 
Это всё вопросы после ознакомительного прослушивания. 
Цитата (Машуля345)
Я тоже даю диктант только в конце урока!
Нас так учила наша препод. по методике. Диктант - всему уроку венец. Дети, "разогретые" ритмическими, интонационными,  практическими, слуховыми упражнениями КАК ИТОГ пишут диктант, в котором аккумулируется всё, над чем работал на уроке: работа в тональности (интон. упр-я, читка с листа, сольфеджирование), ритмич. задачи (ритм. упр-я, сольфеджирование), тема из теоретического материала, творческие задания на заданную тему  и т.д. - если все элементы урока взаимосвязаны, то диктант в конце урока - это практическое воспроизведение всего того, над чем работали предыдущие 50 минут. 
Можно использовать форму эскизного диктанта, ритмического, диктанта по памяти - на эти формы уходит меньше времени, а пользы больше, чем если перераспределить время в пользу диктанта (к примеру, 30-35 минут), а остального не успеть или сделать впопыхах, не добившись качества и закрепления. Нужно работать - и УСИЛЕННО!!! - над развитием памяти. Капитальная и настойчивая ежеурочная работа  над интонационными, ритмическими, практическими упр-ми обязательно дает результат: диктанты "продвинутся" вперед! А ещё - подбор по слуху, обязательно тематический и с анализом того, что подбирают: не бездумно тыкать по клавишам и "натыкать" в конце концов, мелодию, а целенаправленно работать по изучаемой теме.
Снова возникают параллели с занятиями по специальности (преподавая и сольф-о, и ф-но, имею возможность наблюдать общие тенденции) : к примеру,  можно технически сложный пассаж учить двумя способами:
1. Учить именно этот пассаж - разными способами, разными штрихами, в разных темпах и т.д., 
2. Можно РАЗВИВАТЬ ТЕХНИКУ ВООБЩЕ. Играть гаммы, арпеджио, упр-я Ганона, все этюды Черни и не только Черни - маленькие, детские - во всех них очень-очень много полезного! Играть хроматическую гамму 3-4-5 пальцами, для их укрепления.  Добиваться в этих упражнениях КАЧЕСТВА, ТЕМПА и ВЫНОСЛИВОСТИ! И тогда любой пассаж будет выучен и сыгран, и не будет "привязки" только к этому сложному ошибкоопасному месту.

Добавлено (15.04.2013, 11:09)
---------------------------------------------

Цитата (Юлия)
Цитата (zubr1961)с капитальным предварительным разбором.
В смысле-играется диктант, потом капитально разбирается, а потом 12 мин. пишут? А разбор разве не входит во время написания?  Вот уже и не 10 минут.
Капитальный разбор - минут 5. Туда входят вопросы:
- лад (в начале диктанта я объявляю: "тоника "фа". И пусть слушают лад, думают о ключевых знаках.
- размер, структура. Здесь же - наличие повторов, варьирования, секвенций
- начало диктанта - с какой ступени, в какой октаве, метрические особенности - на какую долю.
- окончание диктанта - на какой доле появилась Т, в какой октаве.
- 7-й такт - можно не весь. Вопрос формулирую так: "Как пришли к тонике?".
- серединная каденция: ступень, на какую долю, длительность, как пришли?
В "тактовой сетке" дети отмечают всё это + повторы-секвенции - уточняем, в каком такте что повторилось или где прозвучала секвенция.
На такой анализ уходит 5 минут, в особо сложных случаях приходится дополнительно ещё раз проиграть, чтобы уточнить ответы на вопросы, но в таком случае обязательно добавляются следующие: запомнить 1-й такт, ТОЧНО рассказать о серединной каденции, услышать и запомнить начало 2-го предложения: ступень, ритм. И знаменитый 7-й такт, на который при "последовательном" написании часто не хватает времени, чтобы додумать его как следует.
После капитального разбора , для уточнения того, о чем "говорили", проигрывается ещё один раз, затем дети поют этот диктант хором - кто может - пытается ноты называть, кто не соображает так быстро, тот на "ля-ля-ля", "ТА-ТА-ТА" или как им удобно - с дирижированием, естественно или ... без: я разрешаю отмечать доли при написании диктанта любым удобным им способом, лишь бы не было ошибок. Вплоть до счета как на специальности, только "про себя". 
Это ещё минут 5. После этого играю ещё раз, пробегаю и заглядываю в тетради... мало ли, что там wacko , ещё раз сыграла- и сдают. На дом - досочинение собственного варианта 2-го предложения, 2-й голос и подпись функций, если есть время - делаю это на уроке с целью контроля. 
Перечень вопросов к диктанту дан для старших классов. В младших меньше проблем - меньше вопросов. У нас по Программе в 1-м классе ученик должен писать диктант в объеме фразы  или ранее выученную мелодию,  во втором - в объеме фразы, в диапазоне квинты и запись выученных мелодий, и только в третьем записывают незнакомую материал в форме периода повторной структуры и т.д. То есть, требования к сложности диктанта явно снижены, с тем, чтобы не единицы могли справляться с ними, а подавляющее большинство.
Сложность диктанта я уже приводила в прикреплении предыдущему сообщению.
 
begdenДата: Понедельник, 15.04.2013, 20:53 | Сообщение # 968
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Offline
Спасибо всем, кто поделился своими рассуждениями о диктанте и работе над ним. Что-то сходится, о чём-то раньше не задумывалась. Очень познавательно и интересно было почитать.
 
notkaДата: Среда, 17.04.2013, 12:19 | Сообщение # 969
Группа: Друзья
Сообщений: 1187
Награды: 52
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, ОГРОМНОЕ СПАСИБО за диктанты. Чувствуется постепенность освоения  различных элементов. Целая серия диктантов позволит достаточно прочно усвоить каждый из них. Как же интересно писать такие диктанты! Я опять хочу в 1 класс!
"Артемон" - понравился нежный, приятный тембр, чудесно смотрятся превращения  клякс в симпатичных насекомых, схемы- подсказки достаточно понятны.
"Буратино" такой забавный! Кляксы так и носятся по ступеням, очень удобный темп для малышей, а заключительные картинки позволят вспомнить немного приключения Буратино.
Какой трудолюбивый гномик в "Цветнике"! Так старается, пропалывает цветы. Хорошая задумка вначале прослушать и почувствовать движение мелодии с помощью гномика, а затем уже по ступеням вместе с бабочкой окончательно определиться.
"Что ищет пёс?" - как же все продумано, даже каждая маленькая деталь. Я вначале не обратила внимание, а затем задержала свой взгляд на следах. Они даже своим размером помогают прочувствовать ритм мелодии. А пес, который ищет заветную косточку, бесподобен!
"Гимн" скрипичному ключу чудесен. Немного забивает сопровождение саму мелодию. Картинками хочется любоваться. А слова у этого гимна есть? Так хочется на фоне фотографий со скрипичным ключом спеть их.
 
ПесенкаДата: Среда, 17.04.2013, 13:25 | Сообщение # 970
Группа: Модераторы
Сообщений: 5947
Награды: 116
Статус: Offline
Слов у гимна нет, там есть "тетрахорды со словами biggrin
не получилось чуть-чуть в гимне сбалансировать звук. Но ведь смотреть и слушать, и писать стоит не с 1 раза. Разберутся.
Вообще-то у меня не гимн был, а "мелодию рисуют карандаши", но тромбоны очень подошли к рисункам, однако они же (тромбоны) увели в совершенно иной образ проекта.
Не жалею
Спасибо, Людмила!
 
ШелкДата: Среда, 17.04.2013, 17:28 | Сообщение # 971
Группа: Друзья
Сообщений: 1813
Награды: 62
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, столько много новых диктантов! Все абсолютно понравились, в каждом есть свои изюминки!  Артемон - забавная игра в мяч, все как в анимации. Гимн - целая россыпь необычных и красивых скрипичных ключей, и красивейший тебр торжественного тромбона! Про Буратино - очень понравились пляшущие кляксы! Цветник - удачная находка с перепархивающими с цветка на цветок бабочками. Что ищет пес - понравился сюжет - идущий по следу мелодии пес. Все здорово, красочно! Все диктанты тетрахордовые, но так интересно все обыграно. Спасибо огромное!!!

Татьяна
 
HelenaДата: Среда, 17.04.2013, 18:47 | Сообщение # 972
Группа: Друзья
Сообщений: 1445
Награды: 31
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна! Спасибо за новые сказочные истории-диктанты! Как же хороши они для 1 класса! После До-мажорных поступенных "дорожных" мелодий переходим к Соль мажору, появляются тетрахорды, скачки на терцию, т.е. идет постепенное усложнение - то, что нужно. А какие хорошие персонажи, какие остроумные находки. То это кляксы разного цвета - восьмушки и четверти, то собачьи следы разного размера, тоже подсказывающие ритм. Очень забавно и немного зловеще появляются сорняки в "Цветнике", но симпатичный гномик постепенно расчищает дорогу мелодии и цветам, и затем уже над цветами порхают бабочки, указывая на мелодию. Так всё по-доброму, с любовью. "Гимн" отличается от сказочных историй своим характером, но это тоже хорошо - разнообразие жанров, к тому же гимн скрипичному ключу - это тоже важно. Ну и невозможно не упомянуть художника Владимирского - автора рисунков про Буратино. У меня несколько книг дома с его иллюстрациями, в том числе и с Буратино. Как хорошо, что его рисунки появились в диктантах!
Работа проделана Вами огромнейшая! Спасибо за Ваш труд, и что делитесь своим творчеством с нами! respect


Сообщение отредактировал Helena - Среда, 17.04.2013, 18:48
 
solnce13Дата: Среда, 17.04.2013, 20:45 | Сообщение # 973
Группа: Друзья
Сообщений: 631
Награды: 20
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, спасибо большое за Ваши новые диктанты! Уже много сказано и отмечено. И со всем я согласна. Так радостно смотреть Ваши диктанты. Каждый раз Вы придумываете что-то новое, оригинальное. У Вас талант находить нужные рисунки, образы, тембры.  Все проекты просто завораживают. Много нового и интересного в оформлении, в звучании, в каждом проекте используются новые приёмы работы. Каждый диктант посвящен новому интонационному обороту или движению. Ненавязчиво прорабатываются тетрахорды, повторы звуков, скачки. Все это даст хорошую базу для дальнейшей работы над диктантом. Понравилось, что мелодии даются с сопровождением. Это учит слышать несколько линий и выделять главную. И подсказки интересно сделаны.
Единственный диктант, мелодию которого не услышала с первого раза - "Гимн скрипичному ключу". Сопровождение перебивает мелодию, картинки настолько интересные, что не замечаешь начала звучания мелодии. При повторном просмотре все встает на свои места. В остальном - превосходные диктанты для 1 класса!  respect


Ирина
 
nhanna4Дата: Четверг, 18.04.2013, 00:28 | Сообщение # 974
Группа: Друзья
Сообщений: 1215
Награды: 106
Статус: Offline
А я сегодня сдавала госэкзамен по методике.

Когда отвечала на дополнительные вопросы, то вспомнила и рассказала о Ваших диктантах, Татьяна Анатольевна!

Спасибо Вам большое за Ваше, не побоюсь этого слова, подвижничество.

Оказывается, никто из присутствующих теоретиков не видел Ваших диктантов и других работ. Так что я сегодня с вдохновением всех просветила и сказала, что они многое потеряли )))
 
begdenДата: Четверг, 18.04.2013, 07:53 | Сообщение # 975
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, появился целый блок тетрахордовых диктантов, сразу захотелось как-то систематизировать те диктанты, которые уже есть в запасниках. Их так много, что приходится иной раз долго выбирать подходящий, систематизация сильно бы упростила процесс. Что мне сразу запало в душу, так это расположение рисунков в разных октавах, классная находка!  up И зрительно это очень помогает, мы же играем гаммы именно с таким большим перепрыгиванием. Все мелодии и сопровождение к ним очень хороши, но особенно заворожили следы пса и кляксы Буратино. yes Во всех диктантах истории, а в Буратино настоящая сказка . Мелодия вступления и окончания такая волшебная, а кляксы прямо так и капают, да ещё и длительностями hands hands hands
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
Страница 65 из 118«126364656667117118»
Поиск: