Пятница, 19.04.2024, 04:18
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
УРА, ДИКТАНТ!
ШелкДата: Пятница, 12.04.2013, 08:34 | Сообщение # 946
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Цитата (Юлия)
А в обычных группах, будь моя воля, я бы сделала, как во Франции - играть по частям, прибавляя такты.
Я бы тоже по этой методике работала с удовольствием. Всё равно наши дети, в большинстве, добавляют по одному такту за каждое проигрывание...


Татьяна
 
zubr1961Дата: Пятница, 12.04.2013, 08:58 | Сообщение # 947
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Ничего подобного. Дети пишут так, как их учат. От начала до конца, потактово, есть смысл писать абсолютникам или тем детям, которым никакой другой метод не подходит. Не то "закопаются" в середине диктанта и страдают над одним тактом, и всё, что после него ,  оказывается не написанным, и выглядит этот диктант совершенно беспомощным, а главное: настроение у ребёнка от такой работы оказывается не самым радостным. Лучше "складывать пазлы" - даже если в каком-то такте что-то не получилось, то это не так катастрофически отразилось  диктанте в целом. И, главное, держат структуру диктанта в голове - иначе не сообразят, какой "пазл" из какого такта.

Сообщение отредактировал zubr1961 - Пятница, 12.04.2013, 09:47
 
ЮлияДата: Пятница, 12.04.2013, 11:09 | Сообщение # 948
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Не то "закопаются" в середине диктанта и страдают над одним тактом, и всё, что после него ,  оказывается не написанным,
Такты же прибавляются - надо научить пропускать трудный такт, идти дальше, а возвращаться к нему потом - когда мелодия как-то запомнится, можно уже что-то вычислить...
Такты же прибавляются не тупо по одному, по тактовой черте, а фразами, если фразы развёрнутые, мотивами - например, двутактовыми.
А в начале пару раз сыграть целиком - есть возможность и повторность отметить, и секвенции... и последний такт написать. Для  схематичного определения формы больше 2 раз и не нужно. Наверное, все учат делать какие-то спец. быстрые росчерки по ходу проигрывания, чтобы отметить стандартные части формы, секвенции, особенности ритма, скачки.
 
Машуля345Дата: Пятница, 12.04.2013, 15:25 | Сообщение # 949
Группа: Заблокированные
Сообщений: 431
Награды: 38
Статус: Оффлайн
Скажу по секрету, мне было довольно сложно понять, почему детям трудно писать диктанты. Я - абсолютница и всегда писала диктанты точками под первое проигрывание, а потом добавляла ритм.

Когда я начала работать в школе, я полтора месяца заменяла коллегу в 5 и 7 классах (кроме своего огромного 1 класса) и нащупала пару путей. Потом внимательно вчиталась в методическую литературу...

Я своим с 1 класса позволяю писать диктант так, как удобно КАЖДОМУ ОТДЕЛЬНОМУ УЧЕНИКУ. Сама даю только общие рекомендации: вслушаться, уловить повторы, наметить ноты и ритмический рисунок. Потом, после каждого проигрывания, хожу по классу и подхожу к каждому - проверяю, предлагаю пропеть (если ноты не те) или просчитать ещё раз (если внутри такта что-то не то с длительностями).
И да, сложные диктанты могу диктовать по такту (каждое проигрывание добавляю к уже написанному ещё один такт) - бывают диктанты со сложными слигованными нотами или большими скачками, или с большими "телодвижениями" внутри каждого такта.

А потом, на переменах, у меня пианино не отдыхает - скрипачи и пианисты азартно подбирают что-то из популярных у них мелодий, соперничают и напевают. Иногда хочется просто убежать от этого шума tongue Но я не мешаю им - они только что старательно "разогревали" свои ушки и теперь пользуются этим для себя.
 
zubr1961Дата: Пятница, 12.04.2013, 22:06 | Сообщение # 950
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата (Юлия)
А в начале пару раз сыграть целиком

Странная (для меня) методика. Никогда и нигде не встречалась с таковой. Может, где-нибудь есть описание, ссылки? 
Меня учили писать, проигрывая только целиком, и учили на методике преп-я сольфеджио миллиону способов, но не было "потактового", и в практике я разрешаю так делать только тем, кому удобно именно так. То есть, если уж пишет ребенок диктант с 4-5 раз - я не "лезу" в его "кухню", пусть пишет хоть с конца к началу - если у него в итоге получается правильно. А если не получается - то только работа со структурой всего диктанта и путь от общего к частному, а этот путь не всегда бывает поступенно-потактовым. Скорее, наоборот. 
А вообще, любой способ хорош, если он дает положительный результат. 
Просто звучит для меня странно: диктовать по такту. Это всё равно, что сдавать академ. концерт - каждую неделю по одной строчке произведения. smile  Тоже ведь учат так, не сразу всё произведение целиком.  tongue
Память и ладовый слух - и будет диктант написан. Да, ещё и ритм, куда же без него!
 
ЮлияДата: Пятница, 12.04.2013, 22:19 | Сообщение # 951
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Это всё равно, что сдавать академ. концерт - каждую неделю по одной строчке произведения.
Некорректное сравнение.  Всё Вы зачем-то глобализируйте... очевидно в силу темперамента? smile .

...Реальное представление о практическом применении навыка должно всё-таки присутствовать вместе с глобальными целями.
В нашем образовании вообще глобального больше smile . Готовятся сплошные солисты...а навыков, например, концертмейстеров или хороших оркестровых музыкантов ох как многим не хватает...все изначально гении...без раздела на специфику! biggrin

...а вообще, изначально разговор вёлся о том, что диктант (при любой технологией написания) занимает значительную часть занятия...
 
zubr1961Дата: Пятница, 12.04.2013, 22:25 | Сообщение # 952
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Не то "закопаются" в середине диктанта и страдают...

Это мои наблюдения над учениками коллег. Мои, как правило,  не "копаются" : я им даю каждый раз четко сформулированное задание, и каждое проигрываение диктанта  предусматривает  работу над каким-то параметром или элементом, потому пишут все и весь диктант, правда, иногда бывают ошибки wacko . Я их потом казню.
А потом - 5-7 минут на досочинение своего варианта 2-го предложения, второй голос и подписывание функций. Уже лихо шпарят, думаю, может перейти к вариациям на тему диктанта sad . Правда, не все диктанты можно использовать в качестве темы вариаций.  В прошлом году на конкурсе наши детки писали в качестве диктанта тему любви из Фантастической симфонии Берлиоза wacko . После этого обычные "периоды" на бумаге записывали с 3-х раз максимум.
А ещё читать с листа нужно много, разное, ежедневно, выпускникам -весь  Ладухин и Драгомиров и Островский всенепременно1  И тогда диктанты сами будут укладываться на нотных строках.

Добавлено (12.04.2013, 22:23)
---------------------------------------------
Цитата (Юлия)
а вообще, изначально разговор вёлся о том, что диктант (при любой технологией написания) занимает значительную часть занятия...

Воооот! Столько работы на уроке - на диктант жалко даже 15 минут. Оптимально - 10-12. Пусть успевают tongue  (например, дать диктант на последней 10-минутке урока - я так практикую). Но предварительно - распеть и разогреть уши.

Добавлено (12.04.2013, 22:25)
---------------------------------------------
А вообще то, что написано от имени А.Дадиомова, никак не укладывается в голове.
Может, голова для этого нужна особенная, Дадиомовская.


Сообщение отредактировал zubr1961 - Пятница, 12.04.2013, 22:26
 
ЮлияДата: Пятница, 12.04.2013, 22:49 | Сообщение # 953
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Оптимально - 10-12. Пусть успевают
Пусть! biggrin Например:

Прикрепления: 2362574.png (23.2 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.04.2013, 23:09 | Сообщение # 954
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Мои, как правило, не "копаются" : я им даю каждый раз четко сформулированное задание, и каждое проигрываение диктанта предусматривает работу над каким-то параметром или элементом, потому пишут все и весь диктант, правда, иногда бывают ошибки . Я их потом казню. А потом - 5-7 минут на досочинение своего варианта 2-го предложения, второй голос и подписывание функций. Уже лихо шпарят, думаю, может перейти к вариациям на тему диктанта

 
Читаешь и диву даёшься, как Вы до сих пор видео не сделали - посмотреть  этот процесс было бы любопытно.:) 
А не зная Вас, пусть в формате сайта, можно вполне считать такие тексты залихватскими или же теми, которыми Вы подписываетесь
 
 
HelenaДата: Суббота, 13.04.2013, 00:56 | Сообщение # 955
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Цитата (Юлия)
Не поняла - он кажется в ЦМШ работает...какое-то лукавство -стали бы там держать преподавателя с "преобладающим количеством двоек".

Он работает не только в ЦМШ, но еще и в школе им. Шапорина, и в колледже им. Шнитке. Конечно, он немного выпендривается, грубо говоря. (Говорю так, потому что училась с ним, правда, на курс младше.) Кстати, судя по всему, дети и студенты его очень любят. "В контакте" организовали его фан-клуб, целую страничку, посвященную ему. Очень интересно было читать. biggrin
Цитата (Юлия)
Ну я уж и не говорю о том, что прежде чем давать диск и отправлять в свободное плавание, нужно вообще-то научить способам написания диктанта,

А как же! Не дав основ техники написания диктантов, бесполезно давать их на дом.
Цитата (Юлия)
По ходу написания столько мелких советов дашь, всяких хитростей, уловок ( в том числе психологических) - ну где он (она) их возьмёт?

Это точно!
Цитата (Юлия)
А в обычных группах, будь моя воля, я бы сделала, как во Франции - играть по частям, прибавляя такты.

Наверное,в тех группах, которые не будут обучаться на проф. программах по новым правилам, вообще встанет вопрос о том, какие диктанты писать и писать ли вообще.

Добавлено (13.04.2013, 00:56)
---------------------------------------------

Цитата (zubr1961)
А ещё читать с листа нужно много, разное, ежедневно, выпускникам -весь Ладухин и Драгомиров и Островский всенепременно

Интересно посмотреть и послушать Ваших учеников, которые читают с листа Островского. Что-то я не припомню, чтобы мы в училище читали Островского с листа, только учили дома, да и Драгомирова тоже(хотя, за давностью лет могу подзабыть). Островский вообще не предназначен для изучения в школе, только для старших классов спец.школ, училищ и вузов. Так что согласна со словами Татьяны Анатольевны.
 
zubr1961Дата: Суббота, 13.04.2013, 08:53 | Сообщение # 956
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
smile Мне интересно дискутировать о методике, а не о впечатлениях или предположениях.

Добавлено (13.04.2013, 08:53)
---------------------------------------------
Цитата (Юлия)
Пусть! Например:
wacko Такой сложности диктанты пишу с детьми, которых готовлю на конкурс, и  с  предварительным разбором.  А  со всеми остальными детьми таких диктантов НЕ ПИШУ, диктанты подбираю проще. У нас другие требования в Программе, на них я и ориентируюсь. 

А такой диктант, как Вы предложили:
1. Мои  не напишут без подсказок и уж точно не за 12 минут... хоть бы за полчаса, да я и не даю такой сложности (см. прикрепленный файл - это требования к выпускному экзамену).
А вот проведу эксперимент, пару учениц своих приглашу именно для этого диктанта, посмотрю, за какое время они  справятся.
2. Я поняла: мы просто говорили о диктантах разной сложности. Такие диктанты, как в прикрелении, вполне пишут все ученики,  некоторые - всё еще с ошибками wacko  . И конечно, не без мелких подсказок и обязательно с капитальным предварительным разбором. И тогда на написание диктанта уходит 10-12 минут, не более. "Оптимально" - потому, что больше времени всё равно нет.
Прикрепления: 6031592.pdf (169.1 Kb)


Сообщение отредактировал zubr1961 - Суббота, 13.04.2013, 09:30
 
HelenaДата: Суббота, 13.04.2013, 09:41 | Сообщение # 957
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
И конечно, не без мелких подсказок и обязательно с капитальным предварительным разбором.

А выпускной диктант тоже с разбором и подсказками?
 
zubr1961Дата: Суббота, 13.04.2013, 10:29 | Сообщение # 958
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Нет, конечно. Вы смотрели наши выпускные требования? ЧТО там подсказывать и разбирать? 
Но предварительно, перед экзаменом (перед написанием диктанта) делаю капитальную распевку и настраиваю в ладу, прорабатываем ритмические группы. Примерно полчаса до диктанта "грею" им уши. Пока что "срабатывало".
 
ЮлияДата: Суббота, 13.04.2013, 12:22 | Сообщение # 959
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
с капитальным предварительным разбором.
В смысле-играется диктант, потом капитально разбирается, а потом 12 мин. пишут? А разбор разве не входит во время написания?  Вот уже и не 10 минут.

Цитата (Helena)
читают с листа Островского.
Сольфеджио Островский, Соловьёв, Шокин? Этот учебник?
Там, конечно, можно откопать номера, которые возможно петь в школе. С листа читать?..ну вот вижу Дунаевский Песня о родине- это, наверное, и с листа можно.
Но надо именно выбирать и выбирать... есть номера, которые фигушки и сейчас с листа прочтёшь. А смысл пользоваться этим учебником? есть для школы и более оптимальные, которые целиком для школьного уровня годятся, выкапывать ничего не надо...
ну разве что погордиться - Островского поём!
 
ЭмилияДата: Суббота, 13.04.2013, 13:54 | Сообщение # 960
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Цитата (Юлия)
Цитата (Helena)читают с листа Островского.

Сольфеджио Островский, Соловьёв, Шокин? Этот учебник?

Это же бригадный.
Я думаю, речь идет именно об учебнике Островского, есть такой: в жестком переплете, фиолетового цвета :), годов так 60-х выпуска.

Там еще, помнится, задания дифференцированные: отдельно для фортепианного отделения, отдельно - для духовиков-народников.


Сообщение отредактировал Эмилия - Суббота, 13.04.2013, 13:55
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
Поиск: