Суббота, 28.06.2025, 15:34
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
ТЕОРИЯ
ШелкДата: Понедельник, 23.04.2012, 18:28 | Сообщение # 391
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
А септимы неужели по тонам строить

Я тоже использую при построении септим и секст обращение. Меня так учили и так правда удобнее и легче. А считать тоны в секстах и септимах - КОШМАР ТЕОРЕТИКА!

Quote (Юлия)
Мы запоминаем: белое по белым, диезы по диезам, бемоли по бемолям, искл. "опасные ноты".

У меня тоже "своё" правило для кварт и квинт - первая нота без знака=вторая тоже, первая нота с диезом=вторая тоже, первая нота с бемолем=вторая тоже, исключение фа-си. Примерно то же, что и у Вас!

Поделитесь, как Вы хотите применить тритон?


Татьяна
 
ЮлияДата: Понедельник, 23.04.2012, 19:32 | Сообщение # 392
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Шелк)
У меня тоже "своё" правило для кварт и квинт - первая нота без знака=вторая тоже, первая нота с диезом=вторая тоже, первая нота с бемолем=вторая тоже, исключение фа-си. Примерно то же, что и у Вас!


Не примерно, а точно тоже самое! smile

Quote (Шелк)
как Вы хотите применить тритон?

а вот то, что у Татьяны Анатольевны на "руке": кварта меньше, чем тритон, квинта -больше. Сколько тонов в тритоне забыть сложно biggrin Построили кварту от "си" - "си-фа", хотим проверить. Посчитали -ровно три тона, значит ч.5 будет "си- фа диез".

Конечно, быстрее было бы с запоминанием нот-исключений, но путаются они в си, фа, си бемоль, фа диез - чего и для кого!
 
мама-ёжикДата: Понедельник, 23.04.2012, 19:59 | Сообщение # 393
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
"Интервальная рука" в Юлиной редакции мне кажется более логичной и простой для запоминания (и обращение в ней тоже можно показать!!!). Сама же идея РУКИ и ТРИТОНА как центра "интервальной вселенной" - это такая мысль, за которую Татьяне Анатольевне низкий поклон!!! Но все-таки в обеих схемах не присутствует октава, а она - некая оболочка, в которой обращение-то и происходит.
У меня сохранилось фото моей древней рукописной таблицы, которая как раз на этом принципе и основана. Слова ТРИТОН вы в ней не увидите, оно всегда подразумевалось, но теперь я непременно бы вписала его аршинными буквами...
Прикрепления: 0257532.gif (1.36 Mb)


Наталья-fadosol
 
ЮлияДата: Понедельник, 23.04.2012, 20:17 | Сообщение # 394
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Симпатичная, яркая таблица, но вот она именно на обращения, они там отлично читаются и смотрятся! Тоновая величина -просто информация.

Я на руке сначала хотела внизу "закруглить" всё примой и октавой, но потом передумала загромождать. Всё-таки здесь задача - наглядно показать тоновую величину, а для построения примы и октавы её можно вообще не знать ( в равномерно-темперированном строе, на фп. клавиатуре).
 
мама-ёжикДата: Понедельник, 23.04.2012, 20:58 | Сообщение # 395
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
Таблица "древняя", но в ней всегда подчеркивалась (словесно) основная мысль: Знаешь и умеешь оперировать секундами и терциями - все, ты молодец на всю жизнь. Остальное - производно (то, о чем вы с Татьяной говорили выше, построение секст и септим). Правило кварт и квинт - это красивейшая вещь сама по себе и всегда запоминалась легко детьми, я не помню, чтобы "фа и си" были камнем преткновения. Ну, а октава, хоть ее и так всякий построит на клавиатуре, все равно постоянно о себе напоминает суммой тонов в парах интервалов, такая вот она незабываемая со всех сторон...
Любая таблица (особенно если в ней много информации) ущербна, и поэтому справочник по интервалам на руке - гениальная штука!

В таблице Татьяны Анатольевны из учебника "Изучение интервалов" очень красиво, с точки зрения числовой магии, выглядит такая вещь: в мажоре большие интервалы в основном привязаны к главным ступеням, а в миноре к ступеням, которые отличают минор от мажора (III, VI, VII). Очень здОрово это в таблице смотрится.


Наталья-fadosol
 
ЮлияДата: Понедельник, 23.04.2012, 22:27 | Сообщение # 396
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (мама-ёжик)
Знаешь и умеешь оперировать секундами и терциями - все, ты молодец

yes yes
 
ШелкДата: Вторник, 24.04.2012, 08:20 | Сообщение # 397
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Конечно, быстрее было бы с запоминанием нот-исключений, но путаются они в си, фа, си бемоль, фа диез - чего и для кого!


Юлия, я вчера поразмышляла над "фа-си"... Если посмотреть их сочетания в ч4 и ч5, то всегда будет фа использоваться с диезом,а си - с бемолем. А запоминать можно по началу диезного и бемольного ряда: ФА-до-соль-ре-ля-ми-си и СИ-ми-ля-ре-соль-до-фа (уж их то мы знаем назубок!)...


Татьяна

Сообщение отредактировал Шелк - Вторник, 24.04.2012, 08:25
 
ЮлияДата: Вторник, 24.04.2012, 08:59 | Сообщение # 398
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Шелк)
Если посмотреть их сочетания в ч4 и ч5, то всегда будет фа использоваться с диезом,а си - с бемолем. А запоминать можно по началу диезного и бемольного ряда: ФА-до-соль-ре-ля-ми-си и СИ-ми-ля-ре-соль-до-фа (уж их то мы знаем назубок!)...


Да,наверное, Вы правы, надо "комбинацию" запоминать! smile
 
ЭмилияДата: Вторник, 24.04.2012, 21:02 | Сообщение # 399
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Я хочу вернуться к таблице "Интервалы на ступенях лада".Дело в том,что я преподаю теорию музыки ученикам старшего возраста (от 15-ти и выше) smile , в большинстве своем не имеющим музыкальной подготовки. И обучение идет, так сказать, от общего - к частному: на первом курсе мы все изучаем теоретически, а потом, на занятиях по сольфеджио, закрепляем практически. Интервалы в ладу учим именно по таблице, хотя, если у детей хорошая муз.подготовка, для них их расположение - что-то само собой разумеющееся.
Опорные моменты в запоминании таблицы:
ми-фа и си-до - диатонические полутоны, на них акцентирую внимание с самых первых уроков, при знакомстве с клавиатурой. Теперь это - две м.2, в До-маж. они на III и VIIст. (в приведенной таблице почему-то первая м.2 взята от IV ст.вниз surprised ), в миноре - +2 ступени. б.7 - легко запомнить как обращения;
б.3 в мажоре - на главных ступенях лада (в миноре - +2), м.6 - обращения;
тритоны: си-фа и фа-си - акцентирую внимание при изучении интервалов от звука, теперь это - VII и IV в мажоре (+2 - в миноре).Остальные кварты и квинты - чистые.
В приведенной таблице, на мой взгляд, необоснованно пропущены тритоны в гармоническом мажоре. Акцентирую внимание на том, что в нем ув.4 и ум.5 строятся на тех же ступенях, что и в нат. миноре, а в гарм.миноре - на тех же, что и в нат.мажоре.
В качестве примеров использую таблицы из учебника Павлюченко. Только, по-моему, интервалы гармонического минора там проиллюстрированы в ля-миноре, а я набрала их в до-мин. - как раз тритоны и ув.2 - ум.7 нагляднее прослеживаются в одноименных тональностях. А вторую пару характерных интервалов запоминаем по принципу: вспоминаем, какая ступень изменяется в ладу - если понижается VI - значит, интервал, построенный на ней расширяется. Это - ув.5, ее обращение строится на III ступени. А в миноре VII повышается, значит, на ней строится ум.4, а обращение - опять же на III ступени.
Прикрепления: __.doc (1000.0 Kb)


Сообщение отредактировал Эмилия - Вторник, 24.04.2012, 22:07
 
ПесенкаДата: Вторник, 24.04.2012, 21:40 | Сообщение # 400
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Эмилия,
В чем Вы хотели представить новшество в методике теории музыки, которая заключается в Ваших таблицах?
У нас начался разговор о сжатии информации, о компактности ее в таблицах и графиках, о более удобном и может быть современном подходе. к этому вопросу.
У Вас - что?
Это можно распечатать и раздать всем или какому-то конкретному классу. Пусть 2, а остальным тоже самое?
Тогда напишите подобные таблицы во всех тональностях... или дети сами по аналогии их должны сделать... или мы здесь? cool

А то, что равное Вашим существует, кто ж сомневается? facepalm
 
ЭмилияДата: Вторник, 24.04.2012, 22:26 | Сообщение # 401
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Песенка, если уж говорить о сжатии и компактности, то я бы не смешивала в одной таблице ступеневую и тоновую величину интервалов с их расположением на ступенях лада. Или, может быть, в муз.школе учат их одновременно? surprised
И еще : впервые столкнулась с тем, что тритон звучит как полоктавы... Или я что-то пропустила и это современный подход?
П.С. Таблицы - не мои, они - из учебника и стары как мир. biggrin biggrin


Сообщение отредактировал Эмилия - Вторник, 24.04.2012, 22:27
 
ПесенкаДата: Вторник, 24.04.2012, 22:45 | Сообщение # 402
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Эмилия)
впервые столкнулась с тем, что тритон звучит как полоктавы... Или я что-то пропустила и это современный подход?


Не "звучит", а делит октаву. И именно на 2 равные части.
А про "современный подход" может быть и пропустили.

Quote (Эмилия)
я бы не смешивала в одной таблице ступеневую и тоновую величину интервалов с их расположением на ступенях лада. Или, может быть, в муз.школе учат их одновременно?

И не смешивайте, кто Вам мешает?

Относительно одновременности изучения, так начиная с секунды, одновременно проходится строение гаммы, ступени гаммы, тоновая величина интервала и конечно же расположение секунд на ступенях.
А у Вас иначе?
Поделитесь, интересно... cool
 
ЭмилияДата: Среда, 25.04.2012, 00:04 | Сообщение # 403
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
Не "звучит", а делит октаву. И именно на 2 равные части.

Это-то понятно, но почему это уточнение находится в столбце "Фонизм (звучание)"?

Quote (Песенка)
А про "современный подход" может быть и пропустили.

Не спорю biggrin

В таблице же не одни секунды. На мой взгляд, обобщенно этот материал подается, когда ступеневая и тоновая величины выучены уже назубок и дублировать их нет необходимости.
Но Вам, конечно же, виднее... smile
 
notkaДата: Среда, 25.04.2012, 00:04 | Сообщение # 404
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, Юля спасибо за великолепную находку - определение тоновой величины интервалов по руке. Поистине, всё гениальное просто. hands hands hands
 
ПесенкаДата: Среда, 25.04.2012, 09:40 | Сообщение # 405
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Эмилия,

Ааааааа!!! Я поняла! biggrin
Мы с Вами говорили про разные таблицы. Я имела ввиду ту, которая в моей книжке с интервалами. Там нет фонизма.
А таблица, о которой Вы говорите и которая здесь есть - нууу, схема happy . Мне было интересно узнать у Лены, которая ее выложила, кто автор? И я писала, что предполагаю Ларису Бабенкову, она занималась созданием подобных схем, чтобы в них было всё.
В любом случае очень хорошо, что разговор идет! Вот это здорово!
 
Поиск: