ТЕОРИЯ
|
|
Шелк | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 18:28 | Сообщение # 391 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) А септимы неужели по тонам строить Я тоже использую при построении септим и секст обращение. Меня так учили и так правда удобнее и легче. А считать тоны в секстах и септимах - КОШМАР ТЕОРЕТИКА!
Quote (Юлия) Мы запоминаем: белое по белым, диезы по диезам, бемоли по бемолям, искл. "опасные ноты". У меня тоже "своё" правило для кварт и квинт - первая нота без знака=вторая тоже, первая нота с диезом=вторая тоже, первая нота с бемолем=вторая тоже, исключение фа-си. Примерно то же, что и у Вас!
Поделитесь, как Вы хотите применить тритон?
Татьяна
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 19:32 | Сообщение # 392 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Шелк) У меня тоже "своё" правило для кварт и квинт - первая нота без знака=вторая тоже, первая нота с диезом=вторая тоже, первая нота с бемолем=вторая тоже, исключение фа-си. Примерно то же, что и у Вас!
Не примерно, а точно тоже самое!
Quote (Шелк) как Вы хотите применить тритон? а вот то, что у Татьяны Анатольевны на "руке": кварта меньше, чем тритон, квинта -больше. Сколько тонов в тритоне забыть сложно Построили кварту от "си" - "си-фа", хотим проверить. Посчитали -ровно три тона, значит ч.5 будет "си- фа диез".
Конечно, быстрее было бы с запоминанием нот-исключений, но путаются они в си, фа, си бемоль, фа диез - чего и для кого!
|
|
| |
мама-ёжик | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 19:59 | Сообщение # 393 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
| "Интервальная рука" в Юлиной редакции мне кажется более логичной и простой для запоминания (и обращение в ней тоже можно показать!!!). Сама же идея РУКИ и ТРИТОНА как центра "интервальной вселенной" - это такая мысль, за которую Татьяне Анатольевне низкий поклон!!! Но все-таки в обеих схемах не присутствует октава, а она - некая оболочка, в которой обращение-то и происходит. У меня сохранилось фото моей древней рукописной таблицы, которая как раз на этом принципе и основана. Слова ТРИТОН вы в ней не увидите, оно всегда подразумевалось, но теперь я непременно бы вписала его аршинными буквами...
Наталья-fadosol
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 20:17 | Сообщение # 394 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Симпатичная, яркая таблица, но вот она именно на обращения, они там отлично читаются и смотрятся! Тоновая величина -просто информация.
Я на руке сначала хотела внизу "закруглить" всё примой и октавой, но потом передумала загромождать. Всё-таки здесь задача - наглядно показать тоновую величину, а для построения примы и октавы её можно вообще не знать ( в равномерно-темперированном строе, на фп. клавиатуре).
|
|
| |
мама-ёжик | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 20:58 | Сообщение # 395 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
| Таблица "древняя", но в ней всегда подчеркивалась (словесно) основная мысль: Знаешь и умеешь оперировать секундами и терциями - все, ты молодец на всю жизнь. Остальное - производно (то, о чем вы с Татьяной говорили выше, построение секст и септим). Правило кварт и квинт - это красивейшая вещь сама по себе и всегда запоминалась легко детьми, я не помню, чтобы "фа и си" были камнем преткновения. Ну, а октава, хоть ее и так всякий построит на клавиатуре, все равно постоянно о себе напоминает суммой тонов в парах интервалов, такая вот она незабываемая со всех сторон... Любая таблица (особенно если в ней много информации) ущербна, и поэтому справочник по интервалам на руке - гениальная штука!
В таблице Татьяны Анатольевны из учебника "Изучение интервалов" очень красиво, с точки зрения числовой магии, выглядит такая вещь: в мажоре большие интервалы в основном привязаны к главным ступеням, а в миноре к ступеням, которые отличают минор от мажора (III, VI, VII). Очень здОрово это в таблице смотрится.
Наталья-fadosol
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 22:27 | Сообщение # 396 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (мама-ёжик) Знаешь и умеешь оперировать секундами и терциями - все, ты молодец
|
|
| |
Шелк | Дата: Вторник, 24.04.2012, 08:20 | Сообщение # 397 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Конечно, быстрее было бы с запоминанием нот-исключений, но путаются они в си, фа, си бемоль, фа диез - чего и для кого!
Юлия, я вчера поразмышляла над "фа-си"... Если посмотреть их сочетания в ч4 и ч5, то всегда будет фа использоваться с диезом,а си - с бемолем. А запоминать можно по началу диезного и бемольного ряда: ФА-до-соль-ре-ля-ми-си и СИ-ми-ля-ре-соль-до-фа (уж их то мы знаем назубок!)...
Татьяна
Сообщение отредактировал Шелк - Вторник, 24.04.2012, 08:25 |
|
| |
Юлия | Дата: Вторник, 24.04.2012, 08:59 | Сообщение # 398 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Шелк) Если посмотреть их сочетания в ч4 и ч5, то всегда будет фа использоваться с диезом,а си - с бемолем. А запоминать можно по началу диезного и бемольного ряда: ФА-до-соль-ре-ля-ми-си и СИ-ми-ля-ре-соль-до-фа (уж их то мы знаем назубок!)...
Да,наверное, Вы правы, надо "комбинацию" запоминать!
|
|
| |
Эмилия | Дата: Вторник, 24.04.2012, 21:02 | Сообщение # 399 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
| Я хочу вернуться к таблице "Интервалы на ступенях лада".Дело в том,что я преподаю теорию музыки ученикам старшего возраста (от 15-ти и выше) , в большинстве своем не имеющим музыкальной подготовки. И обучение идет, так сказать, от общего - к частному: на первом курсе мы все изучаем теоретически, а потом, на занятиях по сольфеджио, закрепляем практически. Интервалы в ладу учим именно по таблице, хотя, если у детей хорошая муз.подготовка, для них их расположение - что-то само собой разумеющееся. Опорные моменты в запоминании таблицы: ми-фа и си-до - диатонические полутоны, на них акцентирую внимание с самых первых уроков, при знакомстве с клавиатурой. Теперь это - две м.2, в До-маж. они на III и VIIст. (в приведенной таблице почему-то первая м.2 взята от IV ст.вниз ), в миноре - +2 ступени. б.7 - легко запомнить как обращения; б.3 в мажоре - на главных ступенях лада (в миноре - +2), м.6 - обращения; тритоны: си-фа и фа-си - акцентирую внимание при изучении интервалов от звука, теперь это - VII и IV в мажоре (+2 - в миноре).Остальные кварты и квинты - чистые. В приведенной таблице, на мой взгляд, необоснованно пропущены тритоны в гармоническом мажоре. Акцентирую внимание на том, что в нем ув.4 и ум.5 строятся на тех же ступенях, что и в нат. миноре, а в гарм.миноре - на тех же, что и в нат.мажоре. В качестве примеров использую таблицы из учебника Павлюченко. Только, по-моему, интервалы гармонического минора там проиллюстрированы в ля-миноре, а я набрала их в до-мин. - как раз тритоны и ув.2 - ум.7 нагляднее прослеживаются в одноименных тональностях. А вторую пару характерных интервалов запоминаем по принципу: вспоминаем, какая ступень изменяется в ладу - если понижается VI - значит, интервал, построенный на ней расширяется. Это - ув.5, ее обращение строится на III ступени. А в миноре VII повышается, значит, на ней строится ум.4, а обращение - опять же на III ступени.
Прикрепления:
__.doc
(1000.0 Kb)
Сообщение отредактировал Эмилия - Вторник, 24.04.2012, 22:07 |
|
| |
Песенка | Дата: Вторник, 24.04.2012, 21:40 | Сообщение # 400 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Эмилия, В чем Вы хотели представить новшество в методике теории музыки, которая заключается в Ваших таблицах? У нас начался разговор о сжатии информации, о компактности ее в таблицах и графиках, о более удобном и может быть современном подходе. к этому вопросу. У Вас - что? Это можно распечатать и раздать всем или какому-то конкретному классу. Пусть 2, а остальным тоже самое? Тогда напишите подобные таблицы во всех тональностях... или дети сами по аналогии их должны сделать... или мы здесь?
А то, что равное Вашим существует, кто ж сомневается?
|
|
| |
Эмилия | Дата: Вторник, 24.04.2012, 22:26 | Сообщение # 401 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
| Песенка, если уж говорить о сжатии и компактности, то я бы не смешивала в одной таблице ступеневую и тоновую величину интервалов с их расположением на ступенях лада. Или, может быть, в муз.школе учат их одновременно? И еще : впервые столкнулась с тем, что тритон звучит как полоктавы... Или я что-то пропустила и это современный подход? П.С. Таблицы - не мои, они - из учебника и стары как мир.
Сообщение отредактировал Эмилия - Вторник, 24.04.2012, 22:27 |
|
| |
Песенка | Дата: Вторник, 24.04.2012, 22:45 | Сообщение # 402 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Quote (Эмилия) впервые столкнулась с тем, что тритон звучит как полоктавы... Или я что-то пропустила и это современный подход?
Не "звучит", а делит октаву. И именно на 2 равные части. А про "современный подход" может быть и пропустили.
Quote (Эмилия) я бы не смешивала в одной таблице ступеневую и тоновую величину интервалов с их расположением на ступенях лада. Или, может быть, в муз.школе учат их одновременно? И не смешивайте, кто Вам мешает?
Относительно одновременности изучения, так начиная с секунды, одновременно проходится строение гаммы, ступени гаммы, тоновая величина интервала и конечно же расположение секунд на ступенях. А у Вас иначе? Поделитесь, интересно...
|
|
| |
Эмилия | Дата: Среда, 25.04.2012, 00:04 | Сообщение # 403 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Не "звучит", а делит октаву. И именно на 2 равные части. Это-то понятно, но почему это уточнение находится в столбце "Фонизм (звучание)"?
Quote (Песенка) А про "современный подход" может быть и пропустили. Не спорю
В таблице же не одни секунды. На мой взгляд, обобщенно этот материал подается, когда ступеневая и тоновая величины выучены уже назубок и дублировать их нет необходимости. Но Вам, конечно же, виднее...
|
|
| |
notka | Дата: Среда, 25.04.2012, 00:04 | Сообщение # 404 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
| Татьяна Анатольевна, Юля спасибо за великолепную находку - определение тоновой величины интервалов по руке. Поистине, всё гениальное просто.
|
|
| |
Песенка | Дата: Среда, 25.04.2012, 09:40 | Сообщение # 405 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Эмилия, Ааааааа!!! Я поняла! Мы с Вами говорили про разные таблицы. Я имела ввиду ту, которая в моей книжке с интервалами. Там нет фонизма. А таблица, о которой Вы говорите и которая здесь есть - нууу, схема . Мне было интересно узнать у Лены, которая ее выложила, кто автор? И я писала, что предполагаю Ларису Бабенкову, она занималась созданием подобных схем, чтобы в них было всё. В любом случае очень хорошо, что разговор идет! Вот это здорово!
|
|
| |