ТЕОРИЯ
|
|
Ludami3266 | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 00:39 | Сообщение # 376 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 138
Награды: 10
Статус: Оффлайн
| Спасибо Татьяна Анатольевна. Очень нужна такая таблица. Я давно ею пользуюсь, даю сразу в 1 классе при изучении интервалов, только работаю над разделами поэтапно, по мере усвоения ладовой ориентации. И дети с удовольствием запоминают. Потом много вариантов игры по таблице, например, выложить интервалы по мере возрастания тоновой величины, или подобрать по фонизму, или пары в обращении. У меня специально заготовлены карточки.
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 09:35 | Сообщение # 377 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Но без нее никак нельзя ориентироваться в ладу!!! А это все: сам лад, чтение с листа, слуховой анализ, диктант...
1. Слышать внутренним слухом и запоминать звучание ступени 2. Запоминать головой - какой интервал строится на данной ступени. Это разная работа. 1. - запомнить устойчивый "мост" 1 -5-1, ориентироваться на него при слышании неустойчивых ступеней; знать про 3 и 6 в мажоре ( высокие ступени) и т.п. в миноре;сюда же - допевание ступеней до тоники; определение ступеней на фоне доминантовой гармонии. Стандартные интонационные обороты - пение, узнавание. Разве это не практическая работа над "ощущением лада"? И, кстати, интервальная песенка - это тоже ступени и их место в ладу.Я бы с удовольствием таких упражнений насобирала бы как можно больше!! Если при этом кто-то запомнит, что где строится -великолепно! Но специально выучивать... не знаю, надо ли. Я только расположение терций с детьми специально учу, так как они -основа аккордов на ступенях, это нужно для определения отклонений и т.д. Тон-полутон стараюсь отрабатывать до "акробатики", надеюсь, если надо, сообразят, где какая секунда.
А вот спросите меня, сколько малых секст в мелодическом миноре - посчитаю экспериментально, тогда отвечу, но если надо написать диктант ( в том числе, интервальный в ладу) или прочитать с листа мелодию -включатся другие навыки: не спеть б.6. на 2 ступени гарм. минора (потому что я по таблице выучила, что она там строится), а спеть интонацию :2 и 7 ступени. К тому же один и тот же интервал на разных ступенях лада так по-разному окрашен, что чисто спеть ( или услышать в диктанте), только ориентируясь на интонацию интервала как такового, невозможно.
________________________________________________________ Попробовала раскрасить таблицу - может так лучше? Если нужны другие цвета, напишите.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:06 | Сообщение # 378 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Все правильно, Юля. Но речь не шла о гармонических ладах. Там, действительно навык суммируется для интонирования. Тем не менее, зная таблицу, можно в два раза быстрее работать над двухголосными диктантами и интервальными последовательностями. Тоже самое ведь происходит и с аккордами, только ступени строения аккордов в ладу учатся основательнее, чем интервалы. Или я не права... У меня выработалась система запоминания ступеней интервалов. Я настаиваю на их запоминании при интонационно-ладовой работе, и она идет интенсивнее, чем "припоминание где и что строится". На это уходит обычно много времени, рассеивается внимание, "меркнет в памяти" тональность. Работа зачастую тормозится именно из-за теории. Без сомнения помнить устои - важнейшее качество слуха, и натренировать его в прочном ощущении (внутреннем) этих 3 звуков совсем не просто, как кажется. То же и с разрешением неустоев - и просто, и сложно... Согласна, что заучивать таблицу нужно не всем, можно смотреть. Так и есть, и разрешается и даже на переводных экзаменах. Только ориентироваться в ней нужно все равно достаточно быстро. И это требует навыка и времени. Не знаю, видели ли таблицу, которая есть в моей книжке с интервалами. Она отличается от той, которую мы обсуждаем, зрительно воспринимается проще. Но в ней нет "якорей", подсказок. Они не вписаны, они поясняются на занятиях и вписываются учениками в схему. И при теоретических опросах я могу спрашивать, как конкретно где и что строится, так и о подсказках. Теперяшний 7 класс, выучив схему достаточно быстро, получает и некоторое удовольствие от работы в ладу. Мы можем много петь именно "интервальных песен"... правда хорошо было бы детям самим аккомпонировать этому виду работы, но... А с аккомпанементом красотища-то ведь получается!!! Я могу написать о подсказках, если нужно.
|
|
| |
Шелк | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:08 | Сообщение # 379 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Тон-полутон стараюсь отрабатывать до "акробатики" Для меня это тоже отправная точка и очень часто показатель, как дальше ребенок будет справляться с построением интервалов-аккордов. Заметила - если хорошо понимают м2 и б2, то и дальше вся наша "архитектура" хорошо дается, если нет - раньше или позже начинаются трудности. Quote (Юлия) один и тот же интервал на разных ступенях лада так по-разному окрашен Тоже соглашусь. Есть какие-то свои ощущения для интонирования секст, септим в ладу, да и других интервалов. Часто в диктантах ориентируемся на сочетание ступеней, а не на "жесткий каркас" интервала. С девочкой готовимся к поступлению и в требованиях встретилось пропевание интервалов от звука вниз. С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходитсяя включать ладовое мышление. Может что-нибудь подскажете, как лучше с таким заданием справляться?
Татьяна
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:26 | Сообщение # 380 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Но речь не шла о гармонических ладах. Но гармонический минор в классических муз. произведениях - основной вид, куда ж его девать?
Quote (Песенка) Тем не менее, зная таблицу, можно в два раза быстрее работать над двухголосными диктантами и интервальными последовательностями.
над интервальными последовательностями ( устно, на слух) - да! Хотя, если есть хороший навык определения интервалов вне лада - и без таблицы моментально определят интервал, останется только правильно бас услышать ( вернее -это первое ). Двухголосный диктант можно писать так: 1. мелодия нижнего голоса 2. мелодия верхнего голоса, а интервалы не слушать ( только при проверке), может и быстрее получится.Quote (Песенка) У меня выработалась система запоминания ступеней интервалов. Я настаиваю на их запоминании при интонациооно-ладовой работе и она идет интенсивнее, чем "припоминание где и что строится". Если можно, напишите именно о системе. Таблица, про которую мы говорим, как система мне не нравится. Мне нравятся во всех теоретических темах "практические подсказки" ( пусть и в форме таблицы), стандартные обороты ( для аккордов, например). Из этих таблиц по крайней мере ясно, для чего всё это нужно.
Данная таблица - просто информация.
Quote (Песенка) Тоже самое ведь происходит и с аккордами, только ступени строения аккрдов в ладу учатся основательнее, чем интервалы. Или я не права... Да, Вы абсолютно правы, да и аккордовые цепочки "слушаются" более основательно, чем интервальные... хотя,наверное, у кого как.
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:46 | Сообщение # 381 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Шелк) С девочкой готовимся к поступлению и в требованиях встретилось пропевание интервалов от звука вниз. С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходится включать ладовое мышление. Может что-нибудь подскажете, как лучше с таким заданием справляться?
Вообще, слух -такая индивидуальная вещь, не перестаю в этом убеждаться! Каждый свои лазейки и пути находит. Вот Татьяна Анатольевна написала, что знание интервалов на ступенях лада ей "открыло" ноты в диктанте, а для меня это загадка! Я никогда не думала об интервалах, только ступени, их краска звучала.
Татьяна, Вы сами на свой вопрос и ответили, на мой взгляд. Я бы нисходящие интервалы отрабатывала под аккомпанемент. Хотела написать, но лучше знаете что? Я в редакторе наберу последовательности аккордов для каждого интервала и выложу или просто цифровку напишу, играть же надо во всех тональностях... сейчас подумаю
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:54 | Сообщение # 382 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) 1. мелодия нижнего голоса 2. мелодия верхнего голоса, а интервалы не слушать ( только при проверке), может и быстрее получится
Далеко не всегда быстрее. И потом разве эта работа приравнивается к "гармоническому слуху", если выслушиваются 2 мелодические линии и потом уже теоретически, вероятно, звуки собираются в интервалы? Я не совсем с этим согласна. Как раз-таки, если написан нижний голос, над ним подписано количественное обозначение интервала, то остается только исходя из таблицы написать качество. То есть количество проигрываний сокращается, время сокращается. Если, конечно, опять-таки, таблицу хорошо знают.
От гармонического минора никуда не деться, разумеется. Но тогда таблиц дожно быть 2, а это уже морока.
Quote (Шелк) С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходитсяя включать ладовое мышление
Интонирование, как и построение вниз, труднее. Но и полезнее. Но и опора в представлениях все равно ведь идет от движения вверх. Важно, насколько быстро это "вверх" возникает в сознании. Вот тогда и сказать можно, что автоматизм есть... или еще не достаточно выработан
Я напишу о подсказках. Сама только в этом году еще чуть-чуть расшифровала. Кстати и относительно количества тонов в интервалах. Всегда пользовалась "рукой" и учили "по руке". Наверное знаете такую схему. Она касается, как и в таблице, больших интервалов.
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 11:56 | Сообщение # 383 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Я напишу о подсказках. Сама только в этом году еще чуть-чуть расшифровала. Кстати и относительно количества тонов в интервалах. Всегда пользовалась "рукой" и учили "по руке". Наверное знаете такую схему. Она касается, как и в таблице, больших интервалов. Спасибо! Меня не учили по руке, я об этом не знаю.
Quote (Песенка) Далеко не всегда быстрее. И потом разве эта работа приравнивается к "гармоническому слуху", если выслушиваются 2 мелодические линии и потом уже теоретически, вероятно, звуки собираются в интервалы? Я не совсем с этим согласна. Как раз-таки, если написан нижний голос, над ним подписано количественное обозначение интервала, то остается только исходя из таблицы написать качество. То есть количество проигрываний сокращается, время сокращается. Если, конечно, опять-таки, таблицу хорошо знают. Согласна, согласна! Я ориентировалась на достижение результата ( как студентка :D) , а Вы на максимально возможные формы тренинга. Преподаватель должен руководствоваться вторым.
Татьяна, может для работы с девочкой Вам это пригодится, может кто-то предложит более эффективные упражнения. Выбирайте, пробуйте, что пойдёт лучше. Успехов Вам!
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 11:59 | Сообщение # 384 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Шелк | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:16 | Сообщение # 385 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Юлия, спасибо Вам большое. Попробуем поработать с гармонизацией.
Татьяна Анатольевна, спасибо Вам за таблицу! Очень удобно и здорово - перечеркнутая зеркальная цифра для ч4! И перечеркнутые вв.зв. для ч5! Запоминать удобно!!!
Татьяна
Сообщение отредактировал Шелк - Воскресенье, 22.04.2012, 13:36 |
|
| |
Шелк | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:40 | Сообщение # 386 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Спасибо за разъяснения, я вчиталась в предыдущие пояснения и убрала свои вопросы... Все логично.
Татьяна
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:41 | Сообщение # 387 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
Почему-то получились двойные стрелки при конвертации... не знаю... Учим так: б2-б3-тритон, потом вокруг тритона, потом после. Причем б6-б7 мы еще щелкиваем по одушечкам 4 и 5 пальца. "... ровное количество и с добавкой..." В тестах, когда пишут, часто замечаю, что все смотрят на пальцы
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 11:13 | Сообщение # 388 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Замечательная подсказка для запоминания тоновой величины без зазубривания! Очень понравилось! Ключ к этому способу - большие интервалы, да?
Можно сделать и второй способ, немного изменив принцип: № пальца - количество тонов, а интервалы легко вычисляются, если хорошо знать их порядок (а это и надо знать!). Тогда вообще ничего учить не надо, всё само ложится. Вот может так?
Quote (Песенка) "... ровное количество и с добавкой..."
Я правильно понимаю: до тритона - ровное количество, после тритона - с добавкой, так учится?
Для второго способа( на второй картинке) годится фраза: до тритона на пальчиках сидят большие интервалы, после тритона -малые. Мне кажется, не труднее запомнить. К тому же, если даже забыть эту фразу, можно по порядку вычислить интервал, дойдя до нужного (пальчик, ложбинка... похоже на ручную подсказку определения дней месяцев: косточка, между косточками...).
А в первом способе, если забыть ключевую фразу про ровное количество и добавку -всё, больше подсказок нет, можно даже сделать ошибку.
|
|
| |
Шелк | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 17:53 | Сообщение # 389 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Татьяна Анатольевна,Юлия, как Вы всё сумели расставить и растолковать. Очень удобно! Никогда по пальчикам тоны не учили - теперь буду пробовать применить эту схему!
Татьяна
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 23.04.2012, 18:06 | Сообщение # 390 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Плакатики-то красивые,... но ещё раз подумала и поняла, что обучаю знанию тонов только в секундах. Терции строим по клавиатуре (пробел, без пробела...), этот навык довожу до акробатики, гоняю, зачёты делаю (они к слову зачёт почему-то очень серьёзно относятся ) А септимы неужели по тонам строить - отсчитывать от примы по 5 тонов?? А от октавы отсчитать м.2 и б.2 назад?? И сексты также отсчитываем от октавы (очень хорошо зная построение терций): м3 назад - получается б.6 и т.д. А вот кварту и квинту вокруг тритона строить - это мне очень понравилось! Мы запоминаем: белое по белым, диезы по диезам, бемоли по бемолям, искл. "опасные ноты".... но путаются всё равно. Теперь будем по тритону проверять!
|
|
| |