Суббота, 28.06.2025, 23:33
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
ТЕОРИЯ
Ludami3266Дата: Воскресенье, 22.04.2012, 00:39 | Сообщение # 376
Группа: Заблокированные
Сообщений: 138
Награды: 10
Статус: Оффлайн
Спасибо Татьяна Анатольевна. Очень нужна такая таблица. Я давно ею пользуюсь, даю сразу в 1 классе при изучении интервалов, только работаю над разделами поэтапно, по мере усвоения ладовой ориентации. И дети с удовольствием запоминают. Потом много вариантов игры по таблице, например, выложить интервалы по мере возрастания тоновой величины, или подобрать по фонизму, или пары в обращении. У меня специально заготовлены карточки.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 22.04.2012, 09:35 | Сообщение # 377
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
Но без нее никак нельзя ориентироваться в ладу!!! А это все: сам лад, чтение с листа, слуховой анализ, диктант...


1. Слышать внутренним слухом и запоминать звучание ступени
2. Запоминать головой - какой интервал строится на данной ступени.
Это разная работа.
1. - запомнить устойчивый "мост" 1 -5-1, ориентироваться на него при слышании неустойчивых ступеней; знать про 3 и 6 в мажоре ( высокие ступени) и т.п. в миноре;сюда же - допевание ступеней до тоники; определение ступеней на фоне доминантовой гармонии. Стандартные интонационные обороты - пение, узнавание. Разве это не практическая работа над "ощущением лада"? И, кстати, интервальная песенка - это тоже ступени и их место в ладу.Я бы с удовольствием таких упражнений насобирала бы как можно больше!! Если при этом кто-то запомнит, что где строится -великолепно! Но специально выучивать... не знаю, надо ли. Я только расположение терций с детьми специально учу, так как они -основа аккордов на ступенях, это нужно для определения отклонений и т.д.
Тон-полутон стараюсь отрабатывать до "акробатики", надеюсь, если надо, сообразят, где какая секунда.

А вот спросите меня, сколько малых секст в мелодическом миноре - посчитаю экспериментально, тогда отвечу, но если надо написать диктант ( в том числе, интервальный в ладу) или прочитать с листа мелодию -включатся другие навыки: не спеть б.6. на 2 ступени гарм. минора (потому что я по таблице выучила, что она там строится), а спеть интонацию :2 и 7 ступени.
К тому же один и тот же интервал на разных ступенях лада так по-разному окрашен, что чисто спеть ( или услышать в диктанте), только ориентируясь на интонацию интервала как такового, невозможно.

________________________________________________________
Попробовала раскрасить таблицу - может так лучше? Если нужны другие цвета, напишите. smile
Прикрепления: 2635930.png (423.5 Kb)
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:06 | Сообщение # 378
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Все правильно, Юля. Но речь не шла о гармонических ладах. Там, действительно навык суммируется для интонирования.
Тем не менее, зная таблицу, можно в два раза быстрее работать над двухголосными диктантами и интервальными последовательностями.
Тоже самое ведь происходит и с аккордами, только ступени строения аккордов в ладу учатся основательнее, чем интервалы. Или я не права...
У меня выработалась система запоминания ступеней интервалов. Я настаиваю на их запоминании при интонационно-ладовой работе, и она идет интенсивнее, чем "припоминание где и что строится". На это уходит обычно много времени, рассеивается внимание, "меркнет в памяти" тональность. Работа зачастую тормозится именно из-за теории.
Без сомнения помнить устои - важнейшее качество слуха, и натренировать его в прочном ощущении (внутреннем) этих 3 звуков совсем не просто, как кажется. То же и с разрешением неустоев - и просто, и сложно...
Согласна, что заучивать таблицу нужно не всем, можно смотреть. Так и есть, и разрешается и даже на переводных экзаменах. Только ориентироваться в ней нужно все равно достаточно быстро. И это требует навыка и времени.
Не знаю, видели ли таблицу, которая есть в моей книжке с интервалами. Она отличается от той, которую мы обсуждаем, зрительно воспринимается проще. Но в ней нет "якорей", подсказок. Они не вписаны, они поясняются на занятиях и вписываются учениками в схему. И при теоретических опросах я могу спрашивать, как конкретно где и что строится, так и о подсказках.
Теперяшний 7 класс, выучив схему достаточно быстро, получает и некоторое удовольствие от работы в ладу. Мы можем много петь именно "интервальных песен"... правда хорошо было бы детям самим аккомпонировать этому виду работы, но... А с аккомпанементом красотища-то ведь получается!!!
Я могу написать о подсказках, если нужно.
 
ШелкДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:08 | Сообщение # 379
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Тон-полутон стараюсь отрабатывать до "акробатики"

Для меня это тоже отправная точка и очень часто показатель, как дальше ребенок будет справляться с построением интервалов-аккордов. Заметила - если хорошо понимают м2 и б2, то и дальше вся наша "архитектура" хорошо дается, если нет - раньше или позже начинаются трудности.
Quote (Юлия)
один и тот же интервал на разных ступенях лада так по-разному окрашен

Тоже соглашусь. Есть какие-то свои ощущения для интонирования секст, септим в ладу, да и других интервалов. Часто в диктантах ориентируемся на сочетание ступеней, а не на "жесткий каркас" интервала.
С девочкой готовимся к поступлению и в требованиях встретилось пропевание интервалов от звука вниз. С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходитсяя включать ладовое мышление. Может что-нибудь подскажете, как лучше с таким заданием справляться?


Татьяна
 
ЮлияДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:26 | Сообщение # 380
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
Но речь не шла о гармонических ладах.

Но гармонический минор в классических муз. произведениях - основной вид, куда ж его девать?

Quote (Песенка)
Тем не менее, зная таблицу, можно в два раза быстрее работать над двухголосными диктантами и интервальными последовательностями.


над интервальными последовательностями ( устно, на слух) - да! Хотя, если есть хороший навык определения интервалов вне лада - и без таблицы моментально определят интервал, останется только правильно бас услышать ( вернее -это первое biggrin ).
Двухголосный диктант можно писать так: 1. мелодия нижнего голоса 2. мелодия верхнего голоса, а интервалы не слушать ( только при проверке), может и быстрее получится.
Quote (Песенка)
У меня выработалась система запоминания ступеней интервалов. Я настаиваю на их запоминании при интонациооно-ладовой работе и она идет интенсивнее, чем "припоминание где и что строится".

Если можно, напишите именно о системе. Таблица, про которую мы говорим, как система мне не нравится. Мне нравятся во всех теоретических темах "практические подсказки" ( пусть и в форме таблицы), стандартные обороты ( для аккордов, например). Из этих таблиц по крайней мере ясно, для чего всё это нужно.

Данная таблица - просто информация.

Quote (Песенка)
Тоже самое ведь происходит и с аккордами, только ступени строения аккрдов в ладу учатся основательнее, чем интервалы. Или я не права...

Да, Вы абсолютно правы, да и аккордовые цепочки "слушаются" более основательно, чем интервальные... хотя,наверное, у кого как. smile
 
ЮлияДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:46 | Сообщение # 381
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Шелк)
С девочкой готовимся к поступлению и в требованиях встретилось пропевание интервалов от звука вниз. С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходится включать ладовое мышление. Может что-нибудь подскажете, как лучше с таким заданием справляться?


Вообще, слух -такая индивидуальная вещь, не перестаю в этом убеждаться! Каждый свои лазейки и пути находит. Вот Татьяна Анатольевна написала, что знание интервалов на ступенях лада ей "открыло" ноты в диктанте, а для меня это загадка! smile
Я никогда не думала об интервалах, только ступени, их краска звучала.

Татьяна, Вы сами на свой вопрос и ответили, на мой взгляд. Я бы нисходящие интервалы отрабатывала под аккомпанемент.
Хотела написать, но лучше знаете что? Я в редакторе наберу последовательности аккордов для каждого интервала и выложу или просто цифровку напишу, играть же надо во всех тональностях... сейчас подумаю biggrin
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 22.04.2012, 10:54 | Сообщение # 382
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
1. мелодия нижнего голоса 2. мелодия верхнего голоса, а интервалы не слушать ( только при проверке), может и быстрее получится


Далеко не всегда быстрее. И потом разве эта работа приравнивается к "гармоническому слуху", если выслушиваются 2 мелодические линии и потом уже теоретически, вероятно, звуки собираются в интервалы? Я не совсем с этим согласна. Как раз-таки, если написан нижний голос, над ним подписано количественное обозначение интервала, то остается только исходя из таблицы написать качество. То есть количество проигрываний сокращается, время сокращается. Если, конечно, опять-таки, таблицу хорошо знают.

От гармонического минора никуда не деться, разумеется. Но тогда таблиц дожно быть 2, а это уже морока.

Quote (Шелк)
С пропеванием вверх много отработанного до автоматизма, а вот при нисходящем интонировании приходитсяя включать ладовое мышление


Интонирование, как и построение вниз, труднее. Но и полезнее. Но и опора в представлениях все равно ведь идет от движения вверх. Важно, насколько быстро это "вверх" возникает в сознании. Вот тогда и сказать можно, что автоматизм есть... или еще не достаточно выработан

Я напишу о подсказках. Сама только в этом году еще чуть-чуть расшифровала.
Кстати и относительно количества тонов в интервалах. Всегда пользовалась "рукой" и учили "по руке". Наверное знаете такую схему. Она касается, как и в таблице, больших интервалов.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 22.04.2012, 11:56 | Сообщение # 383
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Quote (Песенка)
Я напишу о подсказках. Сама только в этом году еще чуть-чуть расшифровала.
Кстати и относительно количества тонов в интервалах. Всегда пользовалась "рукой" и учили "по руке". Наверное знаете такую схему. Она касается, как и в таблице, больших интервалов.

Спасибо! Меня не учили по руке, я об этом не знаю.

Quote (Песенка)
Далеко не всегда быстрее. И потом разве эта работа приравнивается к "гармоническому слуху", если выслушиваются 2 мелодические линии и потом уже теоретически, вероятно, звуки собираются в интервалы? Я не совсем с этим согласна. Как раз-таки, если написан нижний голос, над ним подписано количественное обозначение интервала, то остается только исходя из таблицы написать качество. То есть количество проигрываний сокращается, время сокращается. Если, конечно, опять-таки, таблицу хорошо знают.

Согласна, согласна! smile Я ориентировалась на достижение результата ( как студентка :D) , а Вы на максимально возможные формы тренинга. Преподаватель должен руководствоваться вторым. smile

Татьяна, может для работы с девочкой Вам это пригодится, может кто-то предложит более эффективные упражнения. Выбирайте, пробуйте, что пойдёт лучше. Успехов Вам! smile
Прикрепления: 0877449.jpeg (61.0 Kb)
 
ЮлияДата: Воскресенье, 22.04.2012, 11:59 | Сообщение # 384
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн




Прикрепления: 6387881.jpeg (53.9 Kb) · 7731222.jpeg (98.8 Kb) · 3013473.jpeg (61.0 Kb)
 
ШелкДата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:16 | Сообщение # 385
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Юлия, спасибо Вам большое. Попробуем поработать с гармонизацией.

Татьяна Анатольевна, спасибо Вам за таблицу!
Очень удобно и здорово - перечеркнутая зеркальная цифра для ч4! И перечеркнутые вв.зв. для ч5! Запоминать удобно!!!


Татьяна

Сообщение отредактировал Шелк - Воскресенье, 22.04.2012, 13:36
 
ШелкДата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:40 | Сообщение # 386
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Спасибо за разъяснения, я вчиталась в предыдущие пояснения и убрала свои вопросы...
Все логично.


Татьяна
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 22.04.2012, 13:41 | Сообщение # 387
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Почему-то получились двойные стрелки при конвертации... не знаю...
Учим так: б2-б3-тритон, потом вокруг тритона, потом после. Причем б6-б7 мы еще щелкиваем по одушечкам 4 и 5 пальца.
"... ровное количество и с добавкой..." biggrin
В тестах, когда пишут, часто замечаю, что все смотрят на пальцы smile
Прикрепления: 0462799.jpg (60.7 Kb)
 
ЮлияДата: Понедельник, 23.04.2012, 11:13 | Сообщение # 388
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Замечательная подсказка для запоминания тоновой величины без зазубривания! Очень понравилось! smile
Ключ к этому способу - большие интервалы, да?

Можно сделать и второй способ, немного изменив принцип: № пальца - количество тонов, а интервалы легко вычисляются, если хорошо знать их порядок (а это и надо знать!). Тогда вообще ничего учить не надо, всё само ложится.
Вот может так?


Quote (Песенка)
"... ровное количество и с добавкой..."

Я правильно понимаю: до тритона - ровное количество, после тритона - с добавкой, так учится?

Для второго способа( на второй картинке) годится фраза: до тритона на пальчиках сидят большие интервалы, после тритона -малые. Мне кажется, не труднее запомнить.
К тому же, если даже забыть эту фразу, можно по порядку вычислить интервал, дойдя до нужного (пальчик, ложбинка... похоже на ручную подсказку определения дней месяцев: косточка, между косточками...).

А в первом способе, если забыть ключевую фразу про ровное количество и добавку -всё, больше подсказок нет, можно даже сделать ошибку.
Прикрепления: 2445372.png (349.4 Kb)
 
ШелкДата: Понедельник, 23.04.2012, 17:53 | Сообщение # 389
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна,Юлия, как Вы всё сумели расставить и растолковать. Очень удобно! Никогда по пальчикам тоны не учили - теперь буду пробовать применить эту схему!

Татьяна
 
ЮлияДата: Понедельник, 23.04.2012, 18:06 | Сообщение # 390
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Плакатики-то красивые,... но ещё раз подумала и поняла, что обучаю знанию тонов только в секундах. smile
Терции строим по клавиатуре (пробел, без пробела...), этот навык довожу до акробатики, гоняю, зачёты делаю (они к слову зачёт почему-то очень серьёзно относятся smile )
А септимы неужели по тонам строить - отсчитывать от примы по 5 тонов?? wacko А от октавы отсчитать м.2 и б.2 назад??
И сексты также отсчитываем от октавы (очень хорошо зная построение терций): м3 назад - получается б.6 и т.д.
А вот кварту и квинту вокруг тритона строить - это мне очень понравилось! Мы запоминаем: белое по белым, диезы по диезам, бемоли по бемолям, искл. "опасные ноты".... но путаются всё равно. Теперь будем по тритону проверять! smile
 
Поиск: