Пятница, 26.04.2024, 15:28
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » Развитие гармонического слуха
Развитие гармонического слуха
ЮлияДата: Суббота, 10.09.2011, 23:24 | Сообщение # 46
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
расшифровка (преподавателям).
Прикрепления: 8166247.bmp (740.7 Kb) · 4317917.png (88.1 Kb) · 3958230.bmp (740.7 Kb)
 
Ludami3266Дата: Суббота, 10.09.2011, 23:43 | Сообщение # 47
Группа: Заблокированные
Сообщений: 138
Награды: 10
Статус: Оффлайн
Юлия, спасибо за новые формы работы над "Маленьким принцем". Первоначально этот проект был задуман мною как мелодия с гармонизацией, т.е. дети пели мелодию и играли аккордовое сопровождение после предварительного гармонического анализа. Затем сделала видео, а Ольга "разукрасила" мелодию. Я очень рада, что в общении со всеми жителями этой маленькой страны рождаются новые творческие идеи.

Сообщение отредактировал Ludami3266 - Суббота, 10.09.2011, 23:43
 
ЮлияДата: Воскресенье, 11.09.2011, 00:10 | Сообщение # 48
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Ludami3266, flower hands
 
ЖАНЧИКДата: Воскресенье, 11.09.2011, 00:19 | Сообщение # 49
Группа: Друзья
Сообщений: 233
Награды: 34
Статус: Оффлайн
Юлия, какая интереснейшая задумка!!! Даже представить себе такого не могла! Очень нравятся все Ваши работы, оформленные с выдумкой и фантазией. Супер!!! Спасибо Вам!
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 11.09.2011, 00:55 | Сообщение # 50
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Мне проект, спасибо за ссылку, Юля, показался сложным по воплощению и замыслу. Его нужно именно смотреть и смотреть, а не пользоваться расшифровкой. Именно в этом случае уши начнут работать, а это и будет направлением к цели. Но и расшифровать сразу не так просто! Синхронность теории и слуха, будет вязнуть друг в друге. Это хорошо. Одно активизировать, другое вытягивать...
Но мне мешали картинки, те прежние. Птицы хотелось рассматривать и разгадывать, а остальное...
Не знаю, как Вам удалось уговорить улид все-таки двигать птиц, и не одну!!!! Это большой успех!

Людимила! просьба! нет ли нот для ансамбля скрипачей?
 
ЮлияДата: Воскресенье, 11.09.2011, 09:13 | Сообщение # 51
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Картинки собирала и делала независимо от видео Людмилы (очевидно, есть совпадения smile )!
Старалась, чтобы было минимум объектов, в основном, чтобы менялись цвета -в данном случае,конечно, картинки -фон, но он всё-таки необходим.
Хочется найти соответствие смены цвета и смены гармонического движения, хочется, чтобы это было не "тупо"! smile Пока это-поиск!

В идеальном воплощении, конечно, очень сложно петь аккорды без нот. Ну и не надо! smile Хотелось показать принцип голосоведения (разве он не красив?), по нотам-то всегда можно выучить! smile
А вот вполне возможно сразу называть тип и обращение (вид) аккорда: 5/3, 6/4, 7, 2 и т.п. Уже польза - разве дети не путаются, где в обращении 7 аккорда секунда? smile Пусть тренируются!
Ещё можно, к примеру, петь голос рядом с 1 ступенью (выше или ниже). Это можно успеть и вычислить, и спеть (темп позволит) -будет красиво.
Задание, которое можно непосредственно с видео не связывать (расшифровка по бумажке), определённую задачу тоже выполнит, мозги прочистит smile Хочется надеяться, что получше запомнится строение аккордов, набор интервалов -кирпичиков (3,4,2 и всё biggrin ) Каждому преподавателю, наверное, приходиться иногда слышать, что секстаккорд начинается (или заканчивается) с сексты! Может быть, будет лучше понят способ определения основного тона аккорда. Да и собственную расшифровку играть потом приятнее, чем предложенные готовые ноты.

Людмила, Вы говорили, что у Вас дети делали гармонический анализ, играли аккомпанемент -это всё по слуху? Самостоятельно подбирали - и точно? Или Вы какие-то заготовки делали -письменно, устно?
Если можно, напишите! smile


Сообщение отредактировал Юлия - Воскресенье, 11.09.2011, 09:28
 
Ludami3266Дата: Воскресенье, 11.09.2011, 11:18 | Сообщение # 52
Группа: Заблокированные
Сообщений: 138
Награды: 10
Статус: Оффлайн
На уроке дети вначале по слуху определяли функцию аккорда, затем составляли потактовую схему, записывали мелодию как диктант, подставляли функции аккордов, играли и пели по цифровой записи.Такая работа проводилась с пианистами в старших классах до выхода видео. Затем предлагались другие формы работы: подобрать мелодию по слуху, подобрать аккомпанемент, построить и записать гармонические обороты по цифровке.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 11.09.2011, 11:53 | Сообщение # 53
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Молодцы, что тут скажешь! Если без подсказок разбирались в секвенции (хоть и диатоническая, но для школьников непростая), если слышали гармоническую субдоминанту к 3 ступени - просто супер! Сильная группа!
Раз ученики самостоятельно писали цифровку, значит Вы им объясняете обращения 7-акк. 2 ступени, побочные септаккорды с обращениями, так? Или они писали адаптированную цифровку?
Там даже встретился секундаккорд 7 ст. (предпоследний аккорд), но тут у меня рука дрогнула biggrin , я его адаптировала в 7-акк.

Людмила, Вы работаете в обычной или спец. школе? И какие темы из гармонии Вы преподаёте школьникам - напишите, очень интересно!
Спасибо!
 
Ludami3266Дата: Воскресенье, 11.09.2011, 12:20 | Сообщение # 54
Группа: Заблокированные
Сообщений: 138
Награды: 10
Статус: Оффлайн
Я работаю в обычной сельской школе. Функции побочных ступеней начинаю давать на слух пианистам в 5 классе, после освоения системы мажоро-минор, затем параллельно с септаккордами и обращением доминантовой группы выходим на септаккорды субдоминантовой группы, строим гармонические обороты, слушаем музыкальные примеры, делаем гармонический анализ. Мне дети приносят свои произведения по спец. В старших классах играют много современной музыки, вот на этих примерах и учимся.

Сообщение отредактировал Ludami3266 - Воскресенье, 11.09.2011, 12:21
 
begdenДата: Воскресенье, 11.09.2011, 12:47 | Сообщение # 55
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Юля, великолепный проект, я глаз оторвать не могла. Сколько выдумки, какая замечательная идея! Браво!
Ludami3266, Людмила, вы поразили меня своими учениками (а в первую очередь их преподавателем), просто нет слов.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 11.09.2011, 13:21 | Сообщение # 56
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Ludami3266, hands hands hands !
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 11.09.2011, 14:14 | Сообщение # 57
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Задание, которое можно непосредственно с видео не связывать (расшифровка по бумажке), определённую задачу тоже выполнит, мозги прочистит


Сто лет назад, когда магнитофон был редкостью в школе, а о видео и речи не было, у меня появилась вот такая форма, о которой мне Юля напомнила в этой фразе.
Именно "прочистить мозги". Кстати, можно обходиться и без бумажки, но этот вариант я продумывала, чтобы не имея определенной основной тональности, связать "общий фон".

Это "Аккордовые виражи".




Необходимость в усложнении построения аккордов возникла со старшеклассниками и выпускниками на факультативах, а они были всегда поздно, после всех уроков. И сидишь придумываешь, а голова уже не варит. Поэтому и появлялись у меня всякие заморочки, чтобы тихонечно сидеть, смотреть, поправлять и в общем давать себе полуактивную паузу.
Что здесь:
Игра аккордов вверх и вниз. Сначала разбирается, то есть сразу играется "черновиком", а итогом является аккордовый этюд - техничный и музыкально исполненный. В задании давала и самостоятельное сочинение таких виражей: "Сочини для Алеши... Алеша это тебе привет от Жени..."

Колонка влева. Стрелка в принципе и не нужна, как оказалось потом, думала, что как-то поясню, что вираж сузится...

1. от до большой играется септ, мы называли - "в линию", то есть поочередно в каждой октаве и остановиться надо на до-четвертой. То есть мы сыграли линию вверх, а на графике стрелками показано вправо.
2. теперь на графике стрелки указывают направление влево. И так дальше будет до конца.
От до-четвертой мы будем играть квинтсексты с расстоянием в тон, рядом с аккордом стоит обозначение - маленькая дуга.
3. От ля-бемоль большой ираем терцквард в линию до ля-бемоль третьей
4. от ля-бемоль третьей с расстоянием в тон секундаккорды до до-диеза малой
5. От этого звука Б6 в линию
6. от ре-третьей Б53-М53, чередуя, с расстоянием с полутон, он обозначен маленькой галочкой
7. от ля-малой ч5 в линию
и дальше интервалы - в линию.

Вариантов у этой работы БЕСКОНЕЧНОЕ множество. Интервалы тоже можно играть с расстоянием в тон или полутон, звучит это очень оригинально, красиво и свежо!!! Супер! Звуковые образования у детей вызываюи радость, всегда замечаю это!

Начинаю играть интервальные виражи во 2 классе
например:
один играет вверх "ч4 в полутон", вниз "б3 в тон". остановкой движения является слово "стоп".
второй вверх "м6 с репризой", вниз "ч5 в полутон"
третий вверх "блок ч4-б2 в тон", вниз б7 с репризой
и т.д., и т.п.


Относительно голосоведения и попутной активизации слуховой и теоретической тоже есть интересное. Это графические партитуры. Поищу.
 
ЮлияДата: Воскресенье, 11.09.2011, 15:17 | Сообщение # 58
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Ой, а я пока до пояснения не дошла biggrin , стала всё вниз строить wacko Когда мозги в узел завязались, прочла рекомендации biggrin !
Вот уж точно: "когда уже ничего не помогает, попробуй прочитать инструкцию!"

Головоломка! Хорошая разминка, и за инструментом - особая ценность!!
И, действительно, восприятие аккордов и интервалов нужно давать в двух аспектах: ладовое обогащение, всё более насыщенное; и собственно акустическое звучание, отдельно и в последовательности.
Это - второй! hands
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 11.09.2011, 15:30 | Сообщение # 59
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Вы не преувеличивайте там ничего, Юля! Вот втором интервалы - медленно, без пианистической эффектности и техники. Но зато есть медитирование, мы в созвучиях купаемся, как в легких туманах или воде... Это очень красиво.
Вы сыграли один столбик? Это же интересно?
Я пока еще сейчас сброшу штучечку одну, это тоже радостно, больше чем то, что написала.
 
begdenДата: Воскресенье, 11.09.2011, 16:01 | Сообщение # 60
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Оффлайн
Ну и ну, чем дальше в лес wacko С интервалами я пробовала "читать" партитуру, как-то Татьяна Анатольевна выкладывала. Сама въехала плохо, с ребятами как заниматься, если у учителя толку нет? Оставила эту форму работы. Аккордовые виражи - очень интересно, надо ввести у себя такие поездки.
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » Развитие гармонического слуха
Поиск: