Суббота, 27.12.2025, 18:26
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:10 | Сообщение # 1306
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Анна Наумова сделала еще один цикл вокализов:
Н. Ладухин.Вокализы. (Переложения для двухголосного пения В. Ю. Газанчяна)

Это три удивительные миниатюры с замечательной аранжировкой!
Попросите Анну рассказать о работе над этим циклом.
Прикрепления: 9142485.jpg (61.9 Kb) · 3477632.jpg (96.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:19 | Сообщение # 1307
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Удивила оригинальностью своей работы с выпускниками Маргарита Анатольевна Ермакова!
До чего же изобретательный человечек!!!!!
Суди те сами:


ссылка
Прикрепления: 6721908.jpg (61.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:22 | Сообщение # 1308
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн

Это название доклада Анастасии Сергеевны Мажары.
Но предисловием своим к докладу сразила всех наповал:

А. Мажара
ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ



  

На уроках по сольфеджио все должны писать диктанты.
Для чего - никто не помнит. Кто-то где-то так сказал.
Это лучшее решенье для уставших педагогов.
Пусть сидят себе и пишут. Ты пока чайку попей.
Не забудь: давать диктанты начинай как можно раньше.
Лучше с первого урока. Со второго – просто край.
Ведь указано в программе – это важная работа.
Вот и будем ей побольше мы вниманья уделять.
С головой зарывшись в ноты, не ищи диктант удобный.
С ходу ты легко сыграешь то, что в голову взбрело.
Что там Моцарт и Чайковский?
Их и так давно все знают.
Право самовыражаться быть должно и у тебя.
Исполнять диктант старайся максимально неритмично.
Дети ж сами так играют – значит им понятней так.
Обсужденья и вопросы неуместны на уроке.
Пусть додумаются сами – голова-то им на что?
Размышленья и анализ – это фрейдовы замашки.
Детям это все не нужно. Подрастут – тогда поймут.
Ты в процессе написанья не заглядывай в тетрадки.
Раньше срока замечанья лишь расстроят всех вокруг.
Вот когда диктант окончен (даже если не написан),
Все ошибки скрупулезно красной ручкой обведи.
Ставь оценки справедливо – обойдутся без поблажек.
Ничего, что много двоек: будут больше уважать.
Ну, а если кто заплачет, помни: жалость унижает.
Неудачник должен с детства к неудачам привыкать.
Несмотря на труд усердный, премии тебя лишают,
Говоря, что в обученьи будто б уровень не тот?
Это мстительный директор, что с сольфеджио не ладил,
Свои комплексы из детства вымещает на тебе.
Прикрепления: 2863440.jpg (74.8 Kb) · 9442295.jpg (59.5 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:35 | Сообщение # 1309
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
«Я диктанта не боюсь!»: значение подготовительных и тренировочных заданий для
формирования навыков анализа и записи мелодий.Диктант – один из самых важных
этапов  урока сольфеджио. Это краеугольный камень  в развитии музыкального
мышления. В трудах по методике преподавания сольфеджио диктанту уделяется особое
внимание.  Е. Давыдова называет диктант «самой полной формой анализа слышимого»,
А.Островский  подчеркивает значение диктанта в «воспитании и развитии четких, рельефных
музыкальных представлений», говоря, что «занятия по музыкальному диктанту воспитывают
чувство стиля музыки и обогащают память запасом полезных музыкальных образов».
Л. Масленкова  пишет, что главная задача диктанта – «формирование и развитие у учащихся
музыкально-логического мышления, памяти, внимания и чувства стиля».

При написании  диктанта активизируются и развиваются аналитические способности,
память, слуховые представления.   Большинство авторов методических пособий сходятся в том,
что запись диктантов лучше начинать со второго или даже третьего годов обучения, так как этой
форме работы должно предшествовать накопление определенных знаний и навыков.
«Успех в написании диктанта в значительной степени зависит от технической подготовленности
учащегося и степени развития у него аналитико-синтезирующей способности слуха»
(Масленкова, с.17).
При этом именно «техническая оснащенность слуха – быстрая и точная реакция на отдельные
элементы музыкальной речи – образует необходимую предпосылку для слухового анализа в
системе сочетаний элементов» (там же).Основные сложности при написании диктанта связаны
с недостаточным развитием внимания, произвольной памяти и умения анализировать -
вычленять  существенные элементы структуры и интонационного процесса. Поэтому задача
педагога – «направить внимание учеников на восприятие определенных компонентов музыкального
текста, придавая тем самым слушанию организованный характер»
( Масленкова, «Интенсивный курс сольфеджио, с 141).
Психологическая установка  является опорой для развития слуховой памяти и, в конечном итоге,
становится основой интонационного анализа «как средства выявления особенностей музыкального
становления формы-процесса в целом» (там же, с.142).
Н. А. Бергер выделяет три уровня восприятия высотной конструктивной основы мелодии:
«Первый уровень связан с легко выделяемыми крупными синтаксическими единицами…,
его задача- определить общие пространственные контуры мелодии…. Второй уровень направлен
на разделение целостной линии на более мелкие «лексические» единицы…. Третий уровень связан с
привлечением внимания к ситуации, при которой отдельный звук становится самостоятельной
конструктивной единицей в мелодической линии» (с.31) Продолжая языковые аналогии, можно
вспомнить, что именно в таком порядке происходит овладение речью: от общей фразировки и
интонационного архетипа через вычленение  слов к чтению и письму, требующих работы с отдельными
звуками. Эти уровни становятся базовыми и для подготовки к записи диктанта.

Для того, чтобы сформировать навык «прицельного»слушания, необходимы специальные упражнения,
которые нужно выполнять как на подготовительном этапе, до начала записи полноценных диктантов, так
и на протяжении всего периода обучения. Л. М. Масленкова подчеркивает «активизирующую функцию
положительных эмоций во всех протекающих психических процессах, в том числе и в работе памяти»
(«Интенсивный курс сольфеджио», 143)
Поэтому особенно важно продумывать формы подачи заданий, использовать игровые приемы, современные
технические средства обучения. И, конечно, большую часть примеров для анализа должны составлять
фрагменты «живой» музыки, в том числе хорошо знакомой детям. Следуя базовым принципам методики,
начинать нужно с простых заданий, фокусирующих внимание на одном элементе звучания и записи.

Самый «бросающийся в глаза» - пространственный аспект, отражающий направленность мелодического
движения. Задача для учащихся на самом первом этапе – найти графическое изображение,
соответствующее звучанию мелодии. Это может быть просто линия, но можно задействовать и
образно-ассоциативные связи, визуализируя мелодический контур в картинах природы, архитектуры и т.д.

Возвращаясь к подобным заданиям в более старшем возрасте, анализируем по тем же принципам
две одновременно звучащих мелодии и закрепляем типы голосоведения. Следующий этап – слежение
за изменением направления мелодии. Здесь уже происходит  соинтонирование, участие в интонационном
процессе. Задания могут быть такими: спеть про себя мелодический рисунок и узнать известную мелодию,
рисовать графическую линию мелодии в процессе слушания, прослушав  мелодию, найти ее нотную запись
среди нескольких предложенных, и, наоборот, из нескольких звучащих примеров выбрать тот, что  соответствует
данной нотной записи. 
Мелодии для этого этапа анализа нужно выбирать с преобладанием поступенного движения. После того,
как задание выполнено, с мелодией можно работать дальше, закрепляя полученные слуховые представления:
можно самостоятельно записать (переписать) ее, записать ритмический рисунок, прослушать сочинение, из
которого взята  мелодия, использовать тему как материал для музицирования, играть в разных тональностях.
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:43 | Сообщение # 1310
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Важнейший подготовительный этап – формированиеумения анализировать синтаксическую структуру мелодии, которая предстает перед
слуховым вниманием «одновременно и как развертывающийся процесс, и как
целостная структура…. В процессе восприятия должна действовать способность
расчленять и объединять, соотносить и связывать отдельные мелодические блоки в
единое целое» (Масленкова, предисловие с.3). Необходимо учить детей сравнивать
элементы целого, выявляя их тождество (точный или видоизмененный повтор) или
контраст.В этом также могут помочь специальные упражнения.Разучивая мелодии песен даже с самыми маленькими учениками, нужно привлекать их
внимание к повторности. Визуализация с помощью составления схем формирует
представление о наиболее распространенных моделях формообразования в рамках
периода. Разнообразие символов и изображений для подобных схем позволяет
варьировать  обучающие задания. Например,
можно сложить схему песни, используя картинки, связанные с ее содержанием.
Можно использовать детские строительные кубики, выстраивая из них
«музыкально-архитектурные сооружения» и т.д. Для варьированного повтора дети
сами с удовольствием придумывают способы «видоизменения» символов. Формы работы
постепенно усложняются: если сначала нужно выбрать из предложенных
вариантов  схему, соответствующую
строению мелодии, то потом нужно сложить эту схему самостоятельно. Наконец, для
более прочного закрепления,  сочинить
(вспомнить)  мелодию по заданной схеме.
Хорошо помогает сформировать умение ориентироваться в процессе формообразования
задание на вычленение и запись отдельных элементов структуры. Например, можно
записать только кадансы, только начальные фразы предложений, только такты, в
которых есть секвенция (движение по звукам аккорда, пунктирный ритм и т.п.),
оставляя остальные такты пустыми. Это приучает детей мыслить процессуально, следить
за пространственно-временным развертыванием мелодии. Когда основной « каркас»  структуры осознан,  на первый план выходит психологическаяустановка на восприятие наполняющих 
форму мелодических «блоков». В своей книге о мелодии Н.А.Бергер
сравнивает  музыку и речь и пишет, что
«разделение речи на фразы, в которых звуковой поток с двух сторон ограничен
дыханием, доступно восприятию без всяких предварительных условий…. Понимание
смысла высказывания…возможно только при знании лексики и умения оперировать ею
на скорости» (с.14)Изучение музыкальной «лексики» - наиболеераспространенных мелодических оборотов – важнейший этап подготовки к записи
диктанта.  Этот процесс тесно связан с
развитием ладового чувства, ведь любая мелодия имеет не только пространственный
контур, но и место расположения  на
звукоряде, определяющее функциональные отношения ступеней. Поэтому параллельно
с освоением ступеней лада идет работа по освоению их типовых сочетаний  – поступенного движения, скачков, движения по
аккорду, опеваний. Практика показывает, что слуховое определение мотива на
начальном этапе нередко дается легче, чем слушание отдельных ступеней.
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:43 | Сообщение # 1311
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Для эффективной работы принципа «слышу- осознаю –запоминаю – воспроизвожу»  необходима
психологическая установка на распознавание. «Распознавание основано на
соотнесении воспринимаемого с хранящимися в памяти образцами-эталонами»
(Медушевский, с 21). Эта функция памяти и внимания позволяет анализировать
мелодию на предмет наличия знакомых оборотов. Важно, чтобы узнанное на слух
имело в памяти свой «зримый образ» нотной записи. Это не только облегчает   и ускоряет запись, но и помогает в чтении
нотного текста, когда взгляд сразу вычленяет знакомые «блоки», а  имеющиеся слуховые представления обеспечивают
необходимое для качественного воспроизведения предслышание.Обогащение музыкально-лексического запаса должнопроисходить постепенно, с тщательной проработкой каждой
пространственно-звуковой фигуры в разных формах работы. Они должны быть
направлены на выработку  зрительного ,
слухового и мышечного (пение) представлений в их тесной связи.Знакомясь с тем или иным мелодическим оборотом,начинать нужно с художественных впечатлений, показывая наиболее яркие примеры
использования этого оборота (обязательно в начальной позиции, и только позже –
в других разделах формы). Выучивая подходящие мелодии, анализируя их нотную
запись, сочиняя свои мелодии по заданной модели, учащиеся включают мелодический
оборот в свой «интонационный словарь». Для закрепления можно предложить детям такиезадания:- вспомнить знакомые мелодии, начинающиеся сопределенного мотива (или, усложняя, включающие в себя этот мотив не только
вначале), что требует активизации слуховых представлений,- сосчитать, сколько раз указанный элементвстречается в мелодии (установка на «прицельное» слушание),- найти ступеневую схему, подходящую к звучанию или,наоборот, выбрать мелодию, соответствующую предложенной схеме (здесь  предварительный зрительный мотивный анализ по
схеме должен «совпасть» со слуховым анализом),- «заплатки»: заполнить пропуски в записи мелодии,выбрав подходящий фрагмент (особенно удобна эта игра на интерактивной доске)- сочинить (продолжить) мелодию, используя указанныйэлемент (активное применение музыкальной «лексики»).
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:44 | Сообщение # 1312
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Немало полезных и увлекательных игр можно придумать,если представить мотивы как детали конструктора Лего. Составить схему мелодии,
выбрать мелодии, имеющие похожее мотивное строение, сочинить по схеме и т.д. Очень
удобна работа с ладовой лесенкой. По ней можно следить и показывать мелодию в
процессе звучания, она помогает представить ее пространственный облик.  Диктанты по показу, когда дети интонируют
вслух или про себя и должны запомнить и повторить (записать), очень нравятся
ученикам, ведь в качестве «учителя» выступают они сами. Необходимо не просто
придумать на ходу мелодию и показать ее движение, но и «уложиться» в
оговоренную структуру  - фразу,
предложение, период повторного строения – и дважды повторить ее. Необходимость
запомнить мобилизует внутренний слух и тренирует умение анализировать мотивное
строение мелодии.Навык распознавания музыкально-лексических единицпрекрасно тренируется в устных диктантах. Это традиционный вид заданий, для
повышения эффективности которого можно использовать такие формы: - давать варианты одной мелодии, изменяя отдельныеэлементы,- петь прозвучавшую мелодию ступенями, нотами или наслог,- сыграть прозвучавшую мелодию в другой тональности ,- придумать мелодию и выступить в роли учителя.Здесь перечислены  лишь некоторые виды упражнений, готовящих слухк записи диктанта, и все они фокусируют внимание на мелодической линии. Но не
менее важно столь же постепенно формировать умение распознавать и записывать
ритмический рисунок. Развитие ритмического чувства  - отдельная и очень обширная тема. Здесь
скажем лишь, что многие из предложенных игр и заданий могут успешно применяться
и при изучении тех или иных ритмических фигур. Воспитание слуховой цепкости и аналитическойустановки восприятия мелодии необходимо продолжать на всем протяжении обучения.
В более старшем возрасте еще одним объектом распознавания становится гармония.
Умение слышать гармоническую окраску не только в многоголосии, но и в самой
мелодии, служит хорошей опорой при написании диктантов. Среди многочисленных форм работы над диктантом(например, диктант-паззл, диктант  с
ошибками, диктант по памяти и т.д) упомянем диктант -расшифровку. Здесь
учащимся предлагается восстановить и записать мелодию по схеме, отображающей
структуру, ритм  и мотивное строение
музыкальной темы. Понятно, что не всякая мелодия может стать основой для такой
«шифровки». В ней должны быть элементы, поддающиеся схематизации – повторы,
секвенции, определенные формы мелодического движения. Поиск подходящих мелодий
и их «шифрование» - увлекательное и полезное задание для старших ребят,
задействующее и развивающее аналитические навыки.
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:45 | Сообщение # 1313
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Современные технические средства обучения открываютновые возможности  и формы проведения
диктанта. Очень эффективным и увлекательным оказался формат видеодиктанта ,
активно разрабатываемый Т.А.Боровик, М.А.Сидоркиной и другими педагогами. При
всем разнообразии визуального и звукового оформления, такие задания следуют
точно выверенному методическому алгоритму и фокусируют внимание сначала на
ритме, потом на ступеневой  конструкции
мелодии, а затем на ее записи в абсолютной системе. Выполняя такие задания,
дети осваивают алгоритм анализа мелодии, что облегчает им написание обычных
диктантов.Работая, над подготовкой и записью диктанта,  важно помнить о том, что диктант – не цель, а мощное средство развития слуха,
внимания, памяти, аналитических способностей, средство воспитания
стилистического чутья и логики, средство, формирующее музыкальное
мышление,  задействуя  все знания и навыки музыканта. В диктанте
важен не только (не столько?) результат, но и процесс.  И если относиться к диктанту творчески, то сложное
 превращается в удивительное и  познавательное. А значит – «Ура, диктант!»
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 18:54 | Сообщение # 1314
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
После обеда Анастасия Сергеевна продолжила выступление, но уже в секции "Музыкальная информатика". Она представила два собственных произведения своих учеников со слайдовым оформлением:
Воспоминание оВенеции; Сказки о безумии.

Послушайте и познакомьтесь с авторами.
ссылка:
Прикрепления: 1220808.jpg (96.0 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 19:07 | Сообщение # 1315
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Я представила проект своего ученика 3 класса Гриши Касьянова


ссылка
Прикрепления: 5457410.jpg (63.0 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 19:17 | Сообщение # 1316
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Просто великолепную работу представила Елена Юрьевна Вдовина со своим учеником!!!
Это работа была лучшей в номинации музыкальной информатики!!!!
БРАВО!!!!!


ссылка
Прикрепления: 6669521.jpg (63.4 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 19:20 | Сообщение # 1317
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
секция «О памяти педагогов — с почтением» 

Борис Дмитриевич Штейнберг, кинорежиссер,музыкант, г. Москва.

Витражи хоровых эмоций в параллелях эпох: жизнь и творчество Елены Леонидовны Растворовой (1955-2000).

Прикрепления: 3428217.png (222.2 Kb)
 
zubr1961Дата: Пятница, 14.06.2019, 19:59 | Сообщение # 1318
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата Песенка ()
Идея в том, чтобы детские альбомы были задействованы... А темы могут быть и другими...
И природа обязательно!!!


Конечно.
Из детских альбомов можно еще В. Косенко,цикл “24детские пьесы для фортепиано”, Ж. Бизе. Сюита для ф-но в 4 руки “Детские игры”, Б. Мартину. Фортепианный цикл “Из жизни детей”.
Там море интересных пьес!


Сообщение отредактировал zubr1961 - Пятница, 14.06.2019, 20:02
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 22:27 | Сообщение # 1319
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
С идеей почтить память Елены Растворовой ко мне обратился Борис Дмитриевич еще в феврале.

Я не знала о ней ничего.
Но сказала, что целиком и полностью поддерживаю.
Позднее, уже в апреле мы вернулись к этому разговору. Началась подготовка.
Борис Дмитриевич прислал мне свой архив с материалами. Послушала-почитала и изумилась.
Предлагаю Вам узнать о творчестве Елены Леонидовны, которая была первым хормейстером, которая не просто начала исполнять сложнейшую хоровую музыку современных композиторов, но очень хотела исполнять именно сложную и новую.

ссылка на радиопередачи, в которых, в том числе участвовала Марина Леонидовна Алексеева - известный хормейстер, преподаватель школы им. А. С. Пномарёва "Весна"



https://u.to/5eKnFQ

Свиридов (Ночные облака) Подгайц (псалмы Давида) - аудио и партитуры
https://u.to/4uKnFQ

Котов (Франческа Пелегрина) Вустин ( Agnus Dei) - аудио и партитуры
https://u.to/5OKnFQ
https://u.to/4_KnFQ
Прикрепления: 1727951.jpg (49.4 Kb) · 7053188.jpg (70.8 Kb)
 
nhanna4Дата: Пятница, 14.06.2019, 22:42 | Сообщение # 1320
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Посмотрела прекрасный проект Гриши Касьянова. Интереснейшее исследование - образ кукушки в музыке! Надо было покопаться, чтоб найти такие прекрасные образцы в народной и классической музыке. В проекте представлена известная песня Будашкина в исполнении разных коллективов и солистов. Я сама мало знала об этом композиторе, и, думаю, это очень важно, что в первой части Гриша рассказывает о нем (оказывается, есть три школы имени Будашкина)
Что мне нравится в проектах учеников Татьяны Анатольевны - это то, что в каждом таком ученическом проекте ярко проявляется индивидуальность ребенка. Гриша - мальчик вдумчивый и ответственный, а в этот проект вносит и нотку юмора и непосредственности:


Цитата
Если в лесу очень много кукушек, значит, начинается апокалипсис гусениц :)

И то, как он начинает повествование, сначала рассказывая немного о своих увлечениях - замечательно! и служит установлению контакта со зрителем.
Очень ценным в проекте я считаю то, что рассказ ведет сам Гриша - с хорошей дикцией, продуманными акцентами и интонацией.
 
Поиск: