Воскресенье, 28.12.2025, 02:38
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 21:45 | Сообщение # 1276
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Доклад Лолы Абдуравифовны Джумановой Книга"Музыкальный слух" (обобщение позиций автора, методика и современная
практика в концепции этого музыковедческого труда)


Самуил Моисеевич Майкапар
(1867-1938)

Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод  правильного развития.
Изд. 4-е. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 256 с.
Первое издание – 1900 г.
Предисловие
Ставит задачу №1: «выяснить,разработать и свести в одно место относящиеся сюда данные различных наук и
практические наблюдения» по вопросу о (художественном) музыкальном слухе /это 1 часть книги/

Задача №2: «указать и объяснить причину недостаточности общепринятого метода развития слуха путём сольфеджио и
поставить на место его систему более целесообразную, основанную на обогащении слуха художественными звуковыми впечатлениями и развитии критического суждения относительно впечатлений слуха» /с. V/.

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Что следует разуметь под музыкальным слухом?
«Музыкальный слух есть способность восприятия не только высоты и отношения звуков, но извуковой краски, нюансировки, ритма, фразировки и формы» /1/.

«Неполнота в определении музыкального слуха пагубно отражается на педагогических системах развития слуха» /2/.«Метод развития слуха путем сольфеджио не дает результатов»/2/.

«Под музыкальным слухом мы понимаем способность восприятия всех элементов материально звуковых, из которых слагается художественно-музыкальное впечатление, т.е. способность восприятия интонации, звуковой краски,
нюансировки, ритма, фразировки и формы, а не одну только способность отличать отношения тонов или абсолютную их высоту
» /5/.
«Музыкальное произведение,выйдя из фантазии композитора, достигает сердца и фантазии слушателя только при
посредстве всех сторон и элементов, входящих в состав художественно-музыкального впечатления и воспринимаемых музыкальным слухом.»
Прикрепления: 3743096.jpg (237.5 Kb)
 
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 21:49 | Сообщение # 1277
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Надо отдавать себе отчет, что «способность восприятия ВСЕХ звуковых элементов, из которых слагается художественно-музыкальное впечатление, ТРЕБУЕТ достаточной музыкальной подготовки.
/Сегодня достижение всех этих составляющих входит в понятие комплексной музыкальной подготовки./

Глава 2. Значение музыкального слуха
Обыкновенно делят музыкальный слух на внешний и внутренний; мы прибавим к этому еще смешанную форму, составленную из того и другого /6/.
Примеры,доказывающие значение муз.слуха:
1.     Качество исполнения находится в связи с состоянием слуха у артиста; Не только вдохновение, но и чуткость самого слуха обусловливают высокую художественность исполнения. Рассеяние слуха посторонним
шумом пагубно влияет на художественность.
2.     Пальцы, техника повинуются требованиям развитого внутреннего муз.слуха.
3.     Умение свободно и художественно читать с листа ноты находится в связи со степенью развития внутреннего слуха.
4.     Секрет хорошего аккомпанемента – внутреннее предчувствие намерений солиста аккомпаниатором.
5.     Объяснение тайны власти дирижера над оркестром. Большое внимание должно быть уделено вопросу о природе и
особенностях муз.слуха /11/. 

В 1 части 1 главы исследует вопросы природы музыкального слуха. Опираясь на исследования немецких ученых Гуго Римана и Германа Гельмгольца, Майкапар как бы выстраивает систему понимания всех взаимосвязанных вопросов, применимых к пониманию музыкального слуха. 

Удивительно читать труд 1900 года издания, который преподносит системное понимание слуховых явлений.  Рассуждения о природе музыкального слуха предваряют обобщения о музыкальном звуке как таковом. И здесь обращают на себя внимание те позиции, которые рассматриваются при исследовании музыкального звука:

Часть 1. Природа и особенности музыкального слуха 

Гл.1 Природа музыкального слуха.
1.     Предварительные сведения из учения физики о звуке.
1.1.        Явление звука. Звуковые волны.Графическое изображение колебания. Сравнивая с камнем, брошенным в воду, от которого идут круги, говорит о том, что полное колебание струны также идут в воздухе волнами. /17-18/. «Шарообразное (сфероидальное) распространение звуковых волн».
1.2.        Музыкальный звук и шум. Периодичность колебаний отличает музыкальный звук от шума, у которого периодичности (равных промежутков) нет/24/.
1.3.        Сила, интенсивность звука. «Степень интенсивности звука зависит от величины  размаха колебаний и степени
уплотнения и разряжения слоев воздуха.
1.4.        Высота звука. 
1.5.        Явление натуральных гармонических тонов; сложный звук и простой тон. Обертоны и унтертоны. /29/.
Постоянно ссылается на Гельмгольца. Верхние (обер) и нижние (унтер) гармонические тоны.
Ссылается на Римана «Объективное существование унтертонов».
1.6.        Звуковая краска, тембр. Упоминает вышедшую брошюру Г.Римана «Акустика с точкизрения музыкального звука», где мало сказано о тембре. Также постоянно отсылает к Герману Гельмгольцу,немецкому энциклопедисту 19 века, и его труду «Учение ослуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки». 
1.7.        Явление созвучания
1.8.        Явление перезвучания при созвучании
1.9.        Комбинационные тоны
 
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 21:55 | Сообщение # 1278
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Обратим своё внимание на то, что С.М.Майкапар получается стоял у истоков тембрового внимания к звуку, из которого в последствии «выросло» тембровое сольфеджио (об этом пишет создатель методики –
Т.А.Литвинова).

Автор также подробно рассматривает орган слуха человека и физиологию донесения звука до нашего мозга. 

Гл.2 Особенности музыкального слуха.
Спецификой труда С. М. Майкапара является доступность объяснения. Часто она достигается через сравнение. Однако некоторые позиции при этом выглядят упрощённо. Такие рассуждения по большей части идут, как видится, из осмысления исполнительского опыта. В частности, это касается рассуждений о  «хорошем и плохом состоянии музыкального слуха» /66/:
«Если музыкальный слух ваш покоен при получаемых из вне звуковых впечатлениях, если впечатления эти для него вполне ясны, определенны, если они доставляют ему наслаждение, если вы вполне уходите в звуки, так сказать, без остатка, то такое состояние вашего слуха несомненно следует признать хорошим. Если же слух ваш по тем или другим впечатлениям не спокоен, раздражен, если звуковые впечатления ваши неясны, неопределённы, неприятны – то слух ваш находится в плохом состоянии», отмечая, что у каждого из этих состояний есть множество степеней.

Причины того или иного состояния муз.слуха бывают внутренние и внешние.
К внутренним относит свежесть организма и состояние внимания.Как исполнитель он рекомендует использовать умение разумной экономии внимания, советуя не тратить внимание на то, что дается само собой.

Внешние причины: посторонний шум (в виде отвлекающих музыкальных звуков или просто разговора).
 
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 21:58 | Сообщение # 1279
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Отдельно стоит упомянуть об эстетической категории красоты,выраженной в 6 элементах материально-звукового измерения:·      
 Чистая интонация;·       
Красота и разнообразие звуковых красок;·       
Определённость и гармоничность нюансировки;·       
Определённость и жизненность ритма;·       
Красота,логичность, разнообразие и гармоничность фразировки;·      
 Логичность и красота формы /79/.
«Стоит выбросить один из этих шести составных элементов,чтобы впечатление законченно-художественного было разрушено».

Часть 2. Система развития слуха
Гл.1 Развитие внешнего слуха.

«В понятии развитого слуха заключены две стороны: во-первых тонкость, чувствительность воспринимающего звуковые впечатления слухового аппарата, и во-вторых, отчетливость, ясность и глубина самого слухового ощущения и, главным образом, суждения о нём» /162/.
Отсутствие этих условий или второго из них ведет к неразвитости, грубости слуха, считает автор. «Недостаточность господствующей системы сольфеджио заключается как в неопределённости её окончательного назначения, таки в
неполноте этой системы, отдающей исключительное предпочтение вопросам интонации, притом в самом грубом элементарном смысле» /165/.

«Мы должны прежде всего обратить особенное внимание на то,что никакие специальные занятия по этому предмету (сольфеджио – Л. Д.) не могут идти успешно и давать полные, гармонические, разносторонние знания и сведения,
если наряду с ними не заботиться о возможно большем обогащении слуха художественной, цельной музыкой. Ни сольфеджио, ни диктант, ни угадывание интервалов и аккордов, ни, наконец, работа по предлагаемой нами системе, не могут заменить и сделать ненужными слушание концертов хороших артистов, посещение в возможно большем количестве симфонических, квартетных собраний, оперных представлений, слушания церковного пения, игры на органе и т.д.» /166/.

«Главной  целью… должно быть стремление к тому, чтобы слух, в течение всего времени занятий, был в хорошем состоянии, при том не только в состоянии пассивном, т. е. нераздражённом и спокойном, но и, главным образом, в активном, деятельном, т.е., чтобы он не только спокойно воспринимал, но и непрерывно контролировал те звуки, которые музыкант извлекает из своего инструмента во время занятий. Стремление к этому должно выражаться в постоянном наблюдении за состоянием слуха во время занятий и систематическом устранении всех причин, вызывающих раздражение, притупление,
утомление, усыпление и рассеянность слуха» /166/. «Разумеется, большую важность представляют также условия, в которых происходят занятия: полная тишина и обстановка, содействующая способности сосредоточить внимание» /170/.
 
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 22:09 | Сообщение # 1280
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
«Специальная система развития слуха…должна прежде всего обогащать слух различного рода музыкально-звуковыми впечатлениями и, кроме того, отводить большое место составлению ясных, отчетливых суждений об этих
впечатлениях» /170/.

«Признавая огромное влияние восприятия художественной музыки в возможно большем количестве, необходимо наряду с этим заботиться о детальном и всестороннем обогащении слуха и суждения о слуховых впечатлениях… таким
образом, к необходимости расчленения цельной художественной красоты живой музыки на отдельные ее элементы и к построению такой педагогической системы, которая шаг за шагом, обогащая орган слуха всеми деталями, относящимися к этим
отдельным элементам художественной красоты, давала бы возможность точно так же, шаг за шагом, развивать во всех деталях суждение о свойствах и особенностях таких расчленённых впечатлений» /171/.

«Общепринятый способ работы над развитием слуха мы считаем непригодным по самому свойству звукового материала; сольфеджио поются обыкновенно про себя, неполным, большей частью плохим голосом… Такой способ ни
в коем случае не может удовлетворить цели обогащения слуха художественными впечатлениями…»

Считал, что  именно скрипка своими возможностями способна быть «эталоном» художественного звукового материала, благотворно действующим на усовершенствование внешнего слухового органа…Следующее условие – «вслед за каждым воспринимаемым впечатлением давать возможность ясного критического отношения к этому впечатлению, выражаемому в самостоятельных суждениях и характеристиках ученика» /174/.

Основные положения система Майкапара:

1.     Звуковая краска и нюансировка изучаются раньше всего, притом нераздельно, совместно.
2.     Изучение интонации занимает более позднее место и опирается на имеющиеся уже до некоторой степени выработанным
чувство художественной звуковой краски и определенной гармонической
нюансировки.
3.     Порядок изучения интонации основан не на гаммах диатонической и хроматической, а на чистых гармонических интервалах … в порядке их природной составности: октава, квинта, большая терция и т.д.
4.     Без определенной, вперед твердо установленной и избранной нюансировки, не должен быть произведен ни один звук,
не должно быть составлено ни одно упражнение.Порядок элементов при изучении:
«Раньше всего избирается нюансировка, далее следует изучение звуковой краски в мельчайших её тонкостях и
в полной связи с нюансировкой и, наконец, только вслед за этим, интонация во всех детальнейших тонкостях колебания высоты звуков и размера интервалов» /176/.
 
ПесенкаДата: Четверг, 13.06.2019, 22:13 | Сообщение # 1281
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Отдел 1.
«Долгие длящиеся звуки неизменной высоты; изучение в них красок в связи с нюансировкой» /178/.
Предлагает заниматься нюансировкой на долгом звуке. Взято скрипкой на 4 смычка.
Здесь есть разновидности: на одном
оттенке (форте, пиано, …), на крещендировании и диминуировании. Тембр звука должен остаться неизменным. Вслушивание в протяжный звук и характеристика всех изменений с ним происходящих.

Отдел 2. «Долгие длящиеся звуки, получаемые при помощи интервалов от пустых струн, путем нажатия пальцев левой руки. Нюансировка и краски в таких звуках. Изучение красок различных регистров скрипки». /184/
Здесь также важно введение паузы, тишины в звучании…

Отдел 3.«Созвучия продолжительно длящиеся; изучение краски,нюансировки и интонации в созвучиях» /190/. Одновременное сочетание 2-х звуков.

Отдел 4. Чередование звуков. Вслед за звуком пустой струны непосредственно берем следующий звук на той же струне, но нажатой пальцем.Выравнивание тембра и звуковых красок скрипичных звуков и регистров.
Отдел 5. Короткие звуки.
Отдел 6. Разбитые аккорды (арпеджио) и гаммы.
Отдел 7. Аккорды продолжительно длящиеся; изучение красок и нюансов в аккордах.
Отдел 8.Чередование созвучий и аккордов.
Отдел 9.Специальные скрипичные краски, приемы, ресурсы.
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 08:51 | Сообщение # 1282
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Надежда Петровна Тимофеева представила С. М. Майкапар.«Бирюльки». Видеоклавиры: методическое пособие для занятий слушания музыки


И опять, как и видеоклавиры А. Т. Гречанинова - это был большой и полный цикл, который редактировался, дополнялся материалом.
Александр Евгеньевич с интересом слушал и смотрел.И вызвал дискуссию.



Она касалась темпа исполнения произведений, в частности, пьесы "Осень".
В проекте в звучании пьесы темп был быстроват. Но возник и вопрос для какого возраста какой темп более приемлем - если это пьеса даётся детям в 1 классе - темп может быть более медленным, чтобы вызвалось настроение с оттенком медитирования. А если в более раннем возрасте, то медленный темп   не совсем пригоден, потому что малыши "просто свалятся со стульев". "Погружаться" у них нет опыта...

К тому же еще вопрос - когда давать циклы и Гречанинова, и Майкапара? Ведь по большому счету в курсе программы по слушанию музыки проходят другие циклы.
Получается, что есть программа по музыкальной литературе, есть по слушанию музыки и должна быть еще одна для более раннего возраста ( программу "слушания " и программа "прислушивания" - смешно звучит biggrin ) .
Рекомендации есть (Домогацкая), но серьёзно программой для детей 3-5 лет не занимались пока.

Но скорее всего именно в такой программе могли бы оказаться детские альбомы.
И при том, что до них "тоже нужны будет дойти".

Я подумала над темами программы. Вот такие получились "фантазии"

1.      Звуки природы (вечер, утро, деревня, болото, вода, ветер)
2.      «Походка» животных и птиц. Движение в музыке:темп, ритм, динамика
3.      Птицы в музыке
4.      Животные в музыке
5.       Колыбельные мира
6.      Детские песни народов мира
7.      Гномы и феи в музыке
8.  Сказка в музыке (мультфильмы с классич.  музыкой:  Мусоргский, Григ, Великан-эгоист, фрагменты и «Salli simfonu»
9.  Музыкальные игрушки (табакерка, шкатулка, кукла)
10.  Бродячие музыканты (шарманка, скрипка,балалайка, флейта)
11.  Детские альбомы:  Гречанинов, Майкапар, Ребиков, что-то из Шумана,Чайковский, Сен-Санс, Мусоргский, Дебюсси, Шостакович, Прокофьев, А. Хачатурян, Свиридов, Кабалевский, Слонимский, Кара Караев,Баневич, Губайдуллина, Коровицин, Парфёнов, Металлиди, Б. Чайковский
12.  Нотная тетрадь Анны-Магдалены Бах,  Детские симфонии (Л. Моцарт, Гайдн)
13. Музыка из детских кинофильмов (русские и зарубежные)
Прикрепления: 9995422.jpg (72.7 Kb) · 5108586.jpg (80.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 09:31 | Сообщение # 1283
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Интереснейшим был доклад с иллюстрациями Александровой Натальи Львовны
Формы работы науроках сольфеджио на основе принципов орф-педагогики





Прикрепления: 2702372.jpg (68.7 Kb) · 0743515.jpg (109.4 Kb) · 5502779.jpg (88.3 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 09:33 | Сообщение # 1284
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн




Прикрепления: 0325280.jpg (91.8 Kb) · 9940825.jpg (85.0 Kb) · 9843015.jpg (71.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 09:38 | Сообщение # 1285
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Ничего не знаю лучше и целесообразнее для ДМШ в применении музицирования в процессе, чем уникальная работа Натальи Львовны!
БРАВИССИМО!!!!!
ссылка на видео комментарии - просто БЛЕСК!!!! и МНОГО!!!!
Прикрепления: 6981148.jpg (84.4 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 09:46 | Сообщение # 1286
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Дальше были мастер -класс Натальи Львовны.
Его ждали и спрашивали о нем в письмах.
Программа Ассамблеи специально была направлено на то, чтобы в конце каждого дня педагоги могли двигаться, участвовать в музыкально-ритмическом, музыкотерапевтическом (в прямом смысле!!!) действе.

И был мастер-класс у Светланы Борисовны.

Открытиями этого дня стали:
С. М. Майкапар и А. Е. Майкапар;
творчество Светланы Борисовны Михайловой;
творчество в практике музицирования Александровой Натальи Львовны.

БРАВО!!!

Прикрепления: 9149550.jpg (92.6 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 11:12 | Сообщение # 1287
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
3 день
Этот день был посвящен, в первую очередь, Владимиру Юрьевичу Газанчану - музыковеду, композитору, педагогу, завучу ДМШ им. Г. Нейгауза г. Москвы.
Превосходный фильм сделали коллеги В. Ю. Газанчяна - Петрова  Марина Леонидовна, искусствовед,зав. теор отд. ДМШ  имени  Г. Г. Нейгауза  г. Москвы; преподаватели теор. дисциплин ДМШ им Г. Г. Нейгауза: Егиазарова Сусанна Саркисовна, Якубович Оксана Михайловна
"Как  хорошо, когда в  Вашем  коллективе работает  такой  преподаватель!"

Посмотрите обязательно! Может быть такое представление педагога будет для других, кто соберётся чествовать, поздравлять, своеобразным ориентиром и "точкой отсчета". В фильме гармонично всё - душевность и почтение, интеллигентность и точность в преподнесении фактов событий из жизни, творчества и учебно-методической деятельности -  всё ОЧЕНЬ ПРОФЕССИНАЛЬНО и КАЧЕСТВЕННО!
Браво, коллеги!

 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 11:31 | Сообщение # 1288
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Владимир Юрьевич еще на прошлой Ассамблее показывал свою работу  Кара Караев.  Симфонические гравюры «Дон Кихот» Кара Караева.



Но доработал и сделал фильм о Кара Караеве.
Как мало мы знаем об этом замечательном композиторе и его музыке!!!!! Музыка замечательная!!!!
Прикрепления: 0095149.jpg (108.2 Kb) · 2371639.jpg (92.1 Kb) · 7204611.jpg (92.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 11:33 | Сообщение # 1289
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн



Прикрепления: 5704892.jpg (68.7 Kb) · 1243494.jpg (35.8 Kb) · 4969335.jpg (43.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 14.06.2019, 11:42 | Сообщение # 1290
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Прикрепления: 8267633.jpg (82.2 Kb) · 9084536.jpg (87.7 Kb) · 6507681.jpg (67.9 Kb)
 
Поиск: