Среда, 13.12.2017, 02:41
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 60 из 91«1258596061629091»
Модератор форума: Песенка, nhanna4 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » ЭКЗАМЕНЫ, КОНКУРСЫ, СЕМИНАРЫ и ЗАНЯТИЯ (информация и обсуждение)
ЭКЗАМЕНЫ, КОНКУРСЫ, СЕМИНАРЫ и ЗАНЯТИЯ
ПесенкаДата: Пятница, 07.11.2014, 18:52 | Сообщение # 886
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
Поэтому нет необходимости дробить слуховые ощущения, механически присваивая слуху свойства музыкальных средств. Ведь в результате такого дробления возникает целый ряд отдельных музыкальных слухов - мелодический, интервальный, гармонический, тональный, полифонический и т.п., без опоры на соответствующие перцептивные механизмы и без учета их взаимосвязи. Выявленное психологами двухстороннее тембро-тоновое ощущение обеспечивает многосторонний, поливалентный охват целого, в котором на поверхности звуковысотного восприятия читаются следы всех прочих компонентов звукового образа.
Кропотливой работой по огранке этого сияющего кристалла и занимаются специалисты в классе сольфеджио, уделяя особое внимание наиболее важной и определяющей музыкальную функцию слуха - его звуковысотной составляющей. При этом важно представлять и строение и выразительный смысл звукового образа, и психологические механизмы его обработки, и характер взаимодействия всех его компонентов. Также необходимо знать, какие музыкальные звучания являются питательной средой для слуховых ощущений, и в соответствии с ними разрабатывать методическую стратегию и оптимизировать работу в классах сольфеджио. Но пока в концептуальном, теоретическом плане эти вопросы остаются открытыми, о продуктивных методиках современного сольфеджио говорить, пожалуй, преждевременно.
Следующий вопрос, требующий специального рассмотрения, это - музыкальное слышание как особого рода деятельность. Слуховая деятельность осуществляется на основе общих механизмов и функций слуха как перептивного органа, который принимает, обрабатывает звуковые сигналы и вызывает ответные реакции. Например, услышав отдаленный рокот грома, человек ищет укрытие от дождя. Не буду останавливаться на факторах и нейро-психологических механизмах работы слуха: они подробно освещены в специальной литературе. Музыкантам и педагогам-сольфеджистам нужно четко представлять, для чего необходимо развивать музыкальный слух, и тогда цель педагогических усилий станет предельно ясна. А она определяет содержание и стратегию учебной работы. Итак, для какого рода деятельности нужен развитый музыкальный слух: для профессиональной ли работы музыканта или для музыкального досуга меломанов. При очевидном функциональном различии, оба они взаимодополняют друг друга, проявляясь один в другом в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Например, скрипач, слушающий музыку за рулем автомобиля или танцуя на дискотеке с легкостью превращается в любителя музыки, давая слуху отдых от профессиональных обязанностей. И все же профессионализм предъявляет особые требования к слуху. Он определяет характер соотношений рефлективной, репродуктивной и креативной сторон слышания, требует особой гибкости во взаимодействии двигательно-моторных и слуховых реакций, запоминания и интериоризации слуховых впечатлений, быстрых и адекватных реакций на реальные и на воображаемые звучания, многоканальной активности слуха, позволяющей одновременно воспринимать, оценивать, контролировать, воссоздавать в воображении и реализовать в звучании свои намерения. Одним словом, для профессионалов звуковой образ становится своеобразной психологической установкой, управляющей чувствами и действиями музыканта в рамках её активности.
 
ПесенкаДата: Пятница, 07.11.2014, 18:53 | Сообщение # 887
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
Вне профессиональных интересов, если слушание музыки выделяется в особую дейтельность, действие слуха также стимулируется психологической установкой. Но в этом случае характер детализации звукового образа, отточенность механизмов реагирования, степень репродуктивности и креативности слуха уступает профессиональному.
Система музыкального образования от школы до вуза позволяет развивать музыкальный слух в обоих направлениях, увеличивая приоритет профессиональных задач с переходом на более высокие ступени обучения. И везде неизменной константой присутствует игра на музыкальном инструменте и пение. В развитии музыкального слуха пение и игра выполняют функцию базовых мышечно-двигательных реакций, без которых не возможно ни полноценная рефлексия, ни последующие репродуктивные или креативные действия слуха. Поэтому им следует уделять должное внимание на всех ступенях музыкального обучения. К тому же участие музыкальных инструментов способствует совершенствованию тембровой составляющей слуха и помогает решать многие исполнительские задачи на уроках сольфеджио.
Практическая целесообразность влияет и на использование музыкального материала. Его подбор определяется не только учебным репертуаром, но также актуальной репертуарной политикой, музыкальной стратегией массмедиа, формами музицирования и многими другими факторами музыкальной жизни. А музыка, звучащая сегодня – это стилистически и жанрово многоликий организм, говорящий на языках разных народов и весьма отдаленных эпох. Для овладения такой многоязычной речью нужны высоко технологичные слуховые навыки. Для этого сольфеджио должно открыться всем актуальным музыкальным тенденциям и быть готово организовать их мощный приток четкими методическими нормами дисциплины. Безусловно, уже много сделано и делается в этом направлении. Достаточно назвать и стилистически ориентированные сборники сольфеджио , и сольфеджио для определенных музыкальных специальностей – прежде всего дирижеров-хоровиков и певцов. Да и многочисленные сборники для детских музыкальных школ давно не обходятся без детских песен и пьес детского репертуара. В классах сольфеджио осваиваются и разнообразные виды музицирования - сольное и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение. Используются экспериментальные синтетические формы работы – музыкально-театральные, литературные, пластические.
 
ПесенкаДата: Пятница, 07.11.2014, 18:54 | Сообщение # 888
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
О возможностях такого расширения жанровых границ сольфеджио почти тридцать лет назад мечтал Е. В. Назайкинский, описав в жанре фантастической утопии занятия по сольфеджио в группе „N“ . Многие идеи автора со временем стали фактом реальной жизни, воплотившись в новых творческих методиках. Сошлюсь в этой связи на самые яркие достижения последнего времени - это работы известного педагога и методиста Татьяны Боровик, опубликовавшего целый ряд пособий по сольфеджио для детских музыкальных школ.
Какими бы смелыми и новаторскими не были методические находки сольфеджистов новых поколений, продуктивность их труда всегда будет определяться бережным отношением к природе музыкального слуха и пониманием его психологических особенностей.
 
ПесенкаДата: Пятница, 07.11.2014, 18:58 | Сообщение # 889
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
ссылки:

1. Римский-Корсаков Н.А. О музыкальном образовании. Спб., 1911.-С.194-195.
Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als phisiologishe Grundlage fur die Theorie der 2. Musik. Braunschweg, 1863; Г.Гельмгольц. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. Перевод с немецкого М.Петухова. СПб., 1875
Stumpf K. Tonpsychologie. 2 Bande, Leipzig, 1883/1890
3. Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и методы правильного развития. М., 1900.
4. Révész G. Zur Grundlegung den Tonpsychologie. Leipzig, 1913;
Straub W. Tonqualität und Tonhöhe.- Arch.f.d.gesm.Psychol., 1929;
5. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х томах. Т.1. М., 1985
6. Володин А.А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. Дисс... докт. Псих.наук.- Т.1.- М., 1969.
5.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психикию М., 1981;
6 Гиппенрейтер Ю.Б.О восприятии высоты звука. Дисс...канд.пед. наук (по психологии)., М., 1960.
Зальцман А.М. О механизме звуковысотного слуха. Вопросы психологии, 1983 №2
7. Danhauser, Lavignac, Lemoine. Solfége des Solféges;
Lars Edlund. Modus Vetus.; Modus novus.
Островский А.Л., Соловьев С.Н., Шокин В.П. Сольфеджио.
Németh-Nógrádi Puster. Szolfézs. Antológia.
Legányné Hegyi Erzsébert. Bach Préldatár.
8. Назайкинский Е.Н. Настройка и настроение в музыке. //Воспитание музыкального слуха. Вып.2. М., Музыка, 1985. С.6-40.
9. www.borovik.ucoz.ru
 
HelenaДата: Суббота, 08.11.2014, 13:17 | Сообщение # 890
Группа: Друзья
Сообщений: 1466
Награды: 32
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна! Спасибо за возможность прочитать статью Ларисы Николаевны Логиновой, очень интересно, важно и познавательно.
Цитата Юлия ()
В какой степени сопровождение должно существовать на занятиях по сольфеджио (включая и хоровое сольфеджио)?Какие формы сопровождения существуют – какие из них наиболее оптимальны, а какие вредны?
Юлия, я хочу сослаться на мнение авторитетного человека - Е.В. Давыдовой. Думаю, при подобных дискуссиях это будет весомый аргумент.
"Говоря о мелодических основах развития и воспитания ладового чувства, нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония, аккорды, звуковые комплексы, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости при восприятии, помогают осознанию ладовых связей. Надо научить ученика чувствовать, куда ведёт данный аккорд, понимать функциональные связи гармонии. И в этом случае слуховое восприятие аккордов может быть не связано с теоретическим знанием гармонии, на данном этапе гармония нужна как краска, подчёркивающая ладовые связи, обостряющая тяготения звуков и помогающая лучше их почувствовать.
  Отсюда можно сделать вывод, что при работе над развитием мелодического слуха на ладовой основе нельзя ограничиваться одноголосным пением a capella, нужно широко использовать гармонизацию мелодии, гармоническое сопровождение. Из этого совсем не следует, что пение a capella не нужно, - оно остается основой приобретаемых навыков, но в процессе воспитания навыков гармония должна быть важным и существенным помощником. В дальнейшем, по мере укрепления в памяти ладовых закономерностей, отпадает надобность в звучащей гармонической поддержке - она будет внутренне осознаваться, окрашивая те или другие интонационные обороты."(Давыдова. Методика преподавания сольфеджио.)
Не знаю, нужно ли еще о чём-то говорить, по-моему, всё ясно. smile
 
ЮлияДата: Суббота, 08.11.2014, 17:27 | Сообщение # 891
Группа: Проверенные
Сообщений: 3388
Награды: 114
Статус: Offline
И мне всегда казалось, что всё ясно! smile И нашу преподавательницу хора спрашивала (она у малышей сольф. ведёт): как ты с ними поёшь? ответ: играю аккомпанемент процентов на 90.
А тут вот первый раз услышала мнение, что сразу надо приучать петь без намёка на аккомпанемент. Для меня это всё равно, что завязать глаза детям и начать  учить рисовать.
Другое дело -какой аккомпанемент. Неизменное дублирование мелодии имеет мало смысла и в конце концов уже приносит вред (исключая занятия в классе академ. вокала, но это уже не сольфеджио).
Часто бывает, что дети начинают петь "сонно": лень им быть в тонусе или опасаются, что плохо что-то выучили. Можно, конечно, что-то словами сказать (типа -давай-давай!), а можно, например, начать играть (пусть и не на всё пение, на пару тактов) бас : сразу в интонации и метро-ритме устойчивость слышишь.  Трудные места в "номерах"  всегда с гармонией показываешь -все тяготения слышны.
А ещё очень интересно проверять устойчивость интонации интервалов или аккордов на фоне гармонии. Например, надо петь , ну пусть, квинту вверх и вниз до тех пор, пока не скажешь -хватит. Сначала играть "помогающие" гармонии с усложнением: трезв, септакк., нонакк. Потом в аккорды вставлять секунды. А потом играть аккорд в соотношении секунды (поют "до-соль", а играть мал. маж. септакк. от си-бемоль). Неожиданно менять фактуру, регистры (делать паузы, играть любые интервалы и т.д.) Если во время всей этой фантазии не плывёт интонация поющих  -уже ничего не страшно...
Ещё недавно  1 классу вопрос задала. У меня пока слайд с лесенкой, и аудио там с тонической гармонией -с тихой, приятной и ненавязчивой аранжировкой. Так вот, задание 1 классу: поём гамму и слушаем, какие ступеньки "красивее сливаются с музыкой", а какие -нет.   Гамму, конечно, медленно пели.  
И знаете - с первого раза все сказали про 4 и 7 ступени - что не сливаются. Замечательно услышали полутоновое соотношение гармоническое.
Елена, спасибо за цитаты. Оказывается, иногда бывает нужно говорить и о ясном, казалось бы.
(...вспомнила сейчас , что и на Вашем сообщении был задан настороженный вопрос: а вы что, всегда с аранжировкой поёте на занятиях? cool ). А мне, видите, начальство вообще сказало, что это вредно в принципе. Правда, когда я спросила слушателей  -по сольфеджио кому-нибудь сделать на диске материалы или только по муз. лит.? ( к которой не было вопросов), по поводу муз. лит. все открыто руки подняли, а про сольф. руки поднимали на уровне колен,почти шёпотом говоря "тоже сделайте" biggrin
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 09.11.2014, 00:34 | Сообщение # 892
Группа: Модераторы
Сообщений: 1281
Награды: 107
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, спасибо за статью! Очень познавательно и интересно.

Цитата Юлия ()
про сольф. руки поднимали на уровне колен,почти шёпотом говоря "тоже сделайте"
:)
Я согласна с мнением Давыдовой, которое привела в своем сообщении Елена. Пение с аккомпанементом очень активно воздействует на гармонический слух и помогает, а не мешает развитию  ладового чувства.
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 09.11.2014, 08:40 | Сообщение # 893
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
Цитата Юлия ()
малышей сольф. ведёт): как ты с ними поёшь? ответ: играю аккомпанемент процентов на 90.

И я спрашивала, да и что спрашивать, когда хор за стенкой и слышно всё. И при разучивании присутствовала - все пропевается с проигрыванием мелодии многократно - один в один.
Цитата Юлия ()
А тут вот первый раз услышала мнение, что сразу надо приучать петь без намёка на аккомпанемент. Для меня это всё равно, что завязать глаза детям и начать  учить рисовать.

Я слышала это огромное количество раз! И громко, и в кулуарных мнениях!
Только всегда, когда начинаю уточнять, а КАК нужно-то? Покажите, как Вы формируете интонацию унисона - НИ РАЗУ НЕ ПОЛУЧИЛА В ОТВЕТ ЧТО-ТО ВНЯТНОЕ!
получается опять-таки простая ситуация:
"Я НЕ делаю того, что делаете Вы и значит это не может существовать"! Ортодоксальность всегда напыщена и эпотажна, но в простом ответе на абсолютно конкретные вопросы напыщенность только увеличивается в своей "значимости", хотя никаких примеров НЕ приводит! Примеров практики не было ни разу за все мои семинары - только некое маловнятное и очень не убедительное.
Ведь отрицать-то легко, а вот доказать сложно. Попробуй-ка!!!!

Цитата Юлия ()
А ещё очень интересно проверять устойчивость интонации интервалов или аккордов на фоне гармонии. Например, надо петь , ну пусть, квинту вверх и вниз до тех пор, пока не скажешь -хватит. Сначала играть "помогающие" гармонии с усложнением: трезв, септакк., нонакк. Потом в аккорды вставлять секунды. А потом играть аккорд в соотношении секунды (поют "до-соль", а играть мал. маж. септакк. от си-бемоль). Неожиданно менять фактуру, регистры (делать паузы, играть любые интервалы и т.д.) Если во время всей этой фантазии не плывёт интонация поющих  -уже ничего не страшно...

А вот это ценнейший для нас всех опыт,который бы хотелось использовать. Может быть Вы, Юля, смогли бы создать примеры аранжировок в этом разделе сольфеджио?
 
ЮлияДата: Воскресенье, 09.11.2014, 10:48 | Сообщение # 894
Группа: Проверенные
Сообщений: 3388
Награды: 114
Статус: Offline
Цитата Песенка ()
Может быть Вы, Юля, смогли бы создать примеры аранжировок в этом разделе сольфеджио?
Примеры можно сделать, но готовыми примерами вряд ли есть смысл на уроке пользоваться - очень индивидуально надо корректировать интонацию (играть по-разному), да и время задания может быть очень разным;  самому надо играть.  Но как пример -просто послушать,как это -  аранжировку сделать, конечно, можно.
 
ПесенкаДата: Воскресенье, 09.11.2014, 10:55 | Сообщение # 895
Группа: Модераторы
Сообщений: 6159
Награды: 119
Статус: Offline
Пожалуйста сделайте, как свой пример работы в данном направлении!
 
HelenaДата: Суббота, 29.11.2014, 11:47 | Сообщение # 896
Группа: Друзья
Сообщений: 1466
Награды: 32
Статус: Offline
Желаем Татьяне Анатольевне удачи и вдохновения на мастер-классе в Петербурге! hello
Для участников предоставляется замечательная возможность побывать и на мастер-классе, и на конференции. Жаль, что это происходит не в каникулы, думаю, желающих поучаствовать было бы больше.
Надеюсь, Татьяна Анатольевна поделится с нами своими впечатлениями.
 
nhanna4Дата: Суббота, 29.11.2014, 23:41 | Сообщение # 897
Группа: Модераторы
Сообщений: 1281
Награды: 107
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, удачи на мастер-классе!
 
AnaisДата: Четверг, 04.12.2014, 22:10 | Сообщение # 898
Группа: Друзья
Сообщений: 278
Награды: 7
Статус: Offline
Дорогие коллеги! Только что приехали с подругой из  Санкт-Петербурга, где обучались на Курсах повышения квалификацииу Татьяны Анатольевны Боровик. Курсы получились плодотворными, объемными по прослушанному материалу, несмотря на то, что длились всего 3 дня.
Наконец-то мне воочию удалось заглянуть в чудесный мир методики Т.А.Боровик, где музыкальная грамота, мелодия, ритм - всё оживает через призму
 Образности, ассоциативности мышления. На курсах мы успели сделать проекты - мелодекламация и диктант (выложу свои, но не судите строго - они учебные). Познакомились с компьютерными программами, которые можно использовать при создании проектов в мультмедиа.
Несмотря на то, что я выкладывала уже здесь свои скромные работы, знакома с некоторыми комп. программами, я много почерпнула нового не только в опыте создания мульмедиапроектов, но самое главное в методике преподавания сольфеджио! Удивила мелодекламация, способы ее применения, музыкальные жесты - эффект потрясающий (вернувшись домой, успела попробовать с детьми - удивительно! работает, да еще как!). Разнообразие вокализов, диктантов удивительно!
География обучающихся огромна - Астрахань, Краснодар, Московская область и т.д.... Ощущение радости общения, творческого азарта не покидало меня и, думаю, всех присутствующих на курсах все эти дни. Всему этому мы безмерно благодарны!!!! И зная, нелюбовь Татьяны Анатольевны к "марципанам" biggrin , все-таки хочется крикнуть ОГРОМНЕЙШЕЕ СПАСИБО за счастье этой встречи, Татьяна Анатольевна!!!! flower
Диктант "Путешествие морского конька"
Мелодекламация "Зима"
Прикрепления: 6020148.jpg(263Kb) · 2375000.jpg(149Kb)


Сообщение отредактировал Anais - Пятница, 05.12.2014, 00:46
 
ВераНикаДата: Суббота, 06.12.2014, 00:14 | Сообщение # 899
Группа: Друзья
Сообщений: 869
Награды: 72
Статус: Offline
Anais - Вы молодчина! Я вернулась с курсов на день раньше, а пишу позже Вас!  Разделяю Вашу восторженность! Я уже не первый раз на семинарах Татьяны Анатольевны и каждая встреча с  удивительным  миром её уникальной методики приносит радость сопричастности, новый творческий подъём и, что особенно важно, несёт душевное очищение!!!
Нам очень повезло,  курсы получились камерными и по-домашнему уютными и тёплыми!
География обучающихся, действительно, обширна! Поразила Светлана - учитель музыки общеобразовательной школы, она приехала  из Казахстана!!!

Проект Натальи "Зима" я посмотрела ещё в Питере -  замечательная миниатюра, сделанная сразу после знакомства с Ulead, за очень короткий срок (если не ошибаюсь, за час или  меньше), из того материала, что "был под рукой"!!! очень удачно соединились стихи с музыкальным сопровождением и видео ряд!

А диктант вижу, как все, впервые. Очень понравилась работа: красивый шрифт,  интересная аранжировка, конёк-подсказка безупречно двигается в графике и  так интересно вписался в нотный текст!!!  В нотах в третьем такте, наверное, надо две восьмые "до"?
И ещё один момент в Вашем проекте обратил на себя внимание и заставил задуматься -  оформление заключительного кадра!!! Спасибо Вам огромное за урок!!!
 
ШелкДата: Суббота, 06.12.2014, 06:17 | Сообщение # 900
Группа: Друзья
Сообщений: 1834
Награды: 64
Статус: Offline
Как я завидую вам Вера, Наталья! Вы были на семинаре и воочию видели работу Татьяны Анатольевны. Мне доступно только виртуальное общение. Сколько интересного вы почерпнули, вдохновение , которое вы получили - все это неоценимо. Радуюсь за вас!
Диктант поразил своей аранжировкой, особенно тембрами - свежо и по-морскому переливчато звучит арфа. Незамысловатая мелодия для 1 класса. Но очень красиво все сделано. Морские звезды, морской конек - подводные персонажи хороши.
Мелодекламация тоже понравилась. Вечерняя звезда сияет переливами, текст красиво движется, замечательное музыкальное сопровождение - всё очень хорошо! Замечательный проект.


Татьяна
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » ЭКЗАМЕНЫ, КОНКУРСЫ, СЕМИНАРЫ и ЗАНЯТИЯ (информация и обсуждение)
Страница 60 из 91«1258596061629091»
Поиск: