Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
|
|
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 08:59 | Сообщение # 1186 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| 1 день Уже написали о фильмах, посвященных А. Т. Гречанинову. Найдите время посмотреть. Это редкий и очень качественный фильм о жизни и творчестве композитора. Ценно в этом фильме всё! Много фактов! Совершенно иначе предстаёт композитор перед нашими глазами! И более чем ценно, что комментировали фильм и события известнейшие музыковеды!
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 09:01 | Сообщение # 1187 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 09:03 | Сообщение # 1188 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 09:05 | Сообщение # 1189 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 09:09 | Сообщение # 1190 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 09:26 | Сообщение # 1191 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Владимир Сергеевич рассказал о том, что фильм делался не просто. Он работал на ТВ и принёс сценарий. Согласились. Но вскоре начались переделки и сложности. Он отказался от помощи и сделал фильм сам и на свои средства. Рассказывал о том, что был в доме и квартире А. Т. Гречанинова в Нью-Йорке. Говорил, что его до сих пор помнят... Было видно и слышно, что правнук гордится свои великим родственником. Он собрал и продолжает собирать материалы . Имеет большую коллекцию нот, видеосюжетов исполнения духовной музыки, опер. Владимир Сергеевич никогда не отказывается приходить в ДМШ им. Гречанинова, снимает концерты, посвященные композитору. Сам он очень энергичный и импульсивный человек. У него большая страница в ютюбе - можете полюбопытствовать и заглянуть, интересного много.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:13 | Сообщение # 1192 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Очень серьёзный анализ сборника вокализов А. Т. Гречанинова сделала наша Маргарита Анатольевна Ермакова! Превосходный анализ! Интереснейший взгляд на "текст"!!! БРАВО!!!!
Вокализы Гречанинова – «как показать интервалы». Были опубликованы в 1926 г.1. Гречанинов имел великих учителей - Танеева, автора Подвижного контрапункта строгого письма,открывшего для нашего музыкознания математическую красоту интервальных конструкций, и Римского-Корсакова, привившего ему строгий и изысканный музыкальный вкус. 2. Гречанинов – хоровой педагог с глубоким чувством вокальной интонации.В отношении музыкального языка Вокализы представляют (средне) позднеромантический стиль, твёрдо опираются на мажоро-минорную систему с широкой ладовой периферией – развитой системой побочных ступеней,внутриладовой и внеладовой альтерацией, широкими тональными связями при жёстком сохранении тонального центра. Вокализы Гречанинова адресованы учащимся «продвинутого» уровня, с достаточно развитым музыкальным мышлением и внутренним слухом. В методическом отношении подходят для учащихся старших классов и музыкальных училищ, даже не из-за уровня интонационных трудностей, а именно потому, что апеллируют к развитому музыкальному мышлению учащихся. Если Сольфеджио Агажанова можно было сравнить с программой лада (программой - в современном «цифровом» смысле слова), то Вокализы Гречанинова я бы сравнила с шахматными задачами. Начинающий шахматист решает задачу – как лучше пойти слону или коню. Гречанинов показывает интервалы не во всеобъемлющих тональных вариантах, а даёт, как правило, одно-два решения,при котором интервал проявляет свою максимальную выразительность. Причём этот выбранный вариант бывает, как правило, нетривиальный, не прямолинейно школьный. Наше школьное сольфеджио начинается с того, что мы прививаем детям чувство устоя, ладового центра, и, опираясь на него, осваиваем остальные ступени. У Гречанинова идея обратная – это движение к центру. Это движение может начинаться издалека и проходить сложный путь до тоники. И предслышание тоники должно вести исполнителя по этому пути (примеры будут ниже).
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:18 | Сообщение # 1193 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Сборник вокализов выстроен следующим образом – сначалаинструктивное упражнение, затем вокальный пример. Первые упражнения – это гармонизованные гаммы мажора и минора. После гаммы До мажор следует три такта начала в Ре-бемоль мажоре «и т.д.»
На словах «и т.д.» хотелось бы сделать маленькое отступление. Они говорят об утраченных позициях нашей педагогики. Педагогическая традиция 18 – 19 вв. была такая: упражнения, написанные в До мажоре, должны свободно исполнятся учащимся во всех тональностях. Именно так предполагалось заниматься этюдами Черни, упражнениями Ганона и других авторов, которые начинаются с очень простых музыкальных формул и идут по пути постепенного усложнения. Это была школа практического освоения теории музыки и гармонии.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:21 | Сообщение # 1194 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
Чтобы показать секунды большие и малые, Гречанинов располагает их вокруг первой ступени, создавая видимость опевания тоники, но это не так, потому что нота до здесь квинта сначала трезвучия натуральной субдоминанты для большой секунды, потом гармонической субдоминанты с альтерированной IV ступенью. В этом маленьком звене секвенции сразу три конструктивных идеи цикла: 1. симметрия; 2. большие интервалы свободно расположились на ступенях лада, малые испытывают острое тяготение; 3. долгий путь до тоники.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:23 | Сообщение # 1195 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Постепенное развёртывание гаммы от центра.
Центр гаммы по Гречанинову – III ступень, не только потому, что она характеризует лад.
I III V
Гамма развёртывается на шесть ступеней вверх от III до тоники и вниз до доминанты. Это упражнение можно считать ключом ко всему циклу, в котором многие интервальные решения связаны с третьей ступенью лада или терцовым тоном аккорда. Вокализ на движение по секундам начинается с IV ступени как сопоставление широкой б2 IV – V и узкой м2 III – IV.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:27 | Сообщение # 1196 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:29 | Сообщение # 1197 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Терции большие и малые. Упражнение,предваряющее вокализ, простое – на движение от I к III в мажоре и миноре. Это упражнение, как и некоторые другие, даётся в двух вариантах – второй короче на один такт и один гармонический оборот. Интереснее показаны терции в вокализе:
1. м3 как верхняя терция Т5/3 с восходящим движением к V ступени и симметричным ответом – м3 от Т вниз к V ступени (рахманиновская бесполутоновость); 2. м3 как принадлежность септаккордов D-группы, переходящих друг в друга; 3. б3 характеризует S-сферу – ьII7 (БМаж7).
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:34 | Сообщение # 1198 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
Кварты чистые и увеличенные.Здесь нет традиционного школьного разрешения ув4, Гречанинов даёт ув4 в сопоставлении с ч4: ч4 – опора мажорного секстаккорда, ув4 разрушает устойчивость и уводит к новой тонике. В упражнении на кварты уменьшённые мы слышим знакомую «рахманиновскую гармонию»: здесь ум4 является частью Д9 с секстой, которая приравнивается к тонической терции (снова подчёркнута роль терцового тона).
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:40 | Сообщение # 1199 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Следующий затем вокализ требует от исполнителя внимательного и осмысленного интонирования цепочки интервалов. Витиеватая гармоническая последовательность, как буквица в начале каллиграфической рукописи, приводит нас к тонической терции только в шестом такте. (В вокализе на сексты мы приходим к Т5/3 в положении терции только в восьмом такте, «скрябинский» вокализ на хроматизмы – Т после цепочки эллиптических оборотов также в восьмом такте, при том, что такая «скрябинская» гармония инструментальна, её вокальное интонирование требует напряжённого внутреннего слышания). Увеличенная квинта, как и кварта, сопоставляется с чистой и разрешается (куда?) конечно, в терцию.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 10.06.2019, 10:45 | Сообщение # 1200 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Простой и ясный вокализ на ч5 – тоническую и доминантовую, и её блестящем звучании в кульминационном золотом ходе. Здесь надо отметить, что Гречанинов – современник Гершвина, и его гармоническое мышление имеет много общего, как это ни парадоксально, с мышлением родоначальника джазовой музыки -цепочки перетекающих друг в друга септаккордов, или, как в этом примере, наложение одной гармонической краски на другую: II5/3 на D5/3, VI7 на D7. Сексты в ладу выбраны автором по той же гармонической схеме –от квинты к терции мажорного и минорного лада.
|
|
| |