Суббота, 04.05.2024, 10:55
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 08:59 | Сообщение # 1186
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
1 день
Уже написали о фильмах, посвященных А. Т. Гречанинову.
Найдите время посмотреть. Это редкий и очень качественный фильм о жизни и творчестве композитора. Ценно в этом фильме всё! Много фактов! Совершенно иначе предстаёт композитор перед нашими глазами! И более чем ценно, что комментировали фильм и события известнейшие музыковеды!
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 09:01 | Сообщение # 1187
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 09:03 | Сообщение # 1188
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 09:05 | Сообщение # 1189
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 09:09 | Сообщение # 1190
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 09:26 | Сообщение # 1191
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Владимир Сергеевич рассказал о том, что фильм делался не просто. Он работал на ТВ и принёс сценарий. Согласились. Но вскоре начались переделки и сложности. Он отказался от помощи и сделал фильм сам и на свои средства.
Рассказывал о том, что был в доме и квартире А. Т. Гречанинова в Нью-Йорке. Говорил, что его до сих пор помнят...
Было видно и слышно, что правнук гордится свои великим родственником. Он собрал и продолжает собирать материалы . Имеет большую коллекцию нот, видеосюжетов исполнения духовной музыки, опер. 
Владимир Сергеевич никогда не отказывается приходить в ДМШ им. Гречанинова, снимает концерты, посвященные композитору.
Сам он очень энергичный и импульсивный человек. У него большая страница в ютюбе - можете полюбопытствовать и заглянуть, интересного много.
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:13 | Сообщение # 1192
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Очень серьёзный анализ сборника вокализов А. Т. Гречанинова сделала наша Маргарита Анатольевна Ермакова!
Превосходный анализ! Интереснейший взгляд на "текст"!!! БРАВО!!!!

Вокализы Гречанинова – «как показать интервалы».
Были опубликованы в 1926
г.1.     Гречанинов  имел великих учителей - Танеева, автора Подвижного контрапункта строгого письма,открывшего для нашего музыкознания математическую красоту интервальных конструкций, и Римского-Корсакова, привившего ему строгий и изысканный музыкальный вкус.
2.    Гречанинов – хоровой педагог с глубоким чувством вокальной интонации.В отношении музыкального языка Вокализы представляют (средне) позднеромантический стиль, твёрдо опираются на мажоро-минорную систему с широкой ладовой периферией – развитой системой побочных ступеней,внутриладовой и внеладовой альтерацией, широкими тональными связями при жёстком сохранении тонального центра.
Вокализы Гречанинова адресованы учащимся «продвинутого» уровня, с достаточно развитым музыкальным мышлением и внутренним слухом. В методическом отношении подходят для учащихся старших классов и музыкальных училищ, даже не из-за уровня интонационных трудностей, а именно потому, что апеллируют  к развитому музыкальному мышлению учащихся.
Если Сольфеджио Агажанова можно было сравнить с программой лада (программой - в современном «цифровом» смысле слова), то Вокализы Гречанинова я бы сравнила с шахматными задачами. Начинающий шахматист решает задачу – как лучше пойти слону или коню.
Гречанинов показывает интервалы не во всеобъемлющих тональных вариантах, а даёт, как правило, одно-два решения,при котором интервал проявляет свою максимальную выразительность. Причём этот выбранный вариант бывает, как правило, нетривиальный, не прямолинейно школьный. Наше школьное сольфеджио начинается с того, что мы прививаем детям чувство устоя, ладового центра, и, опираясь на него, осваиваем остальные ступени.  
У Гречанинова идея обратная – это движение к центру. Это движение может начинаться издалека и проходить сложный путь до тоники. И предслышание тоники должно вести исполнителя по этому пути (примеры будут ниже).
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:18 | Сообщение # 1193
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Сборник вокализов выстроен следующим образом – сначалаинструктивное упражнение, затем вокальный пример. Первые упражнения – это гармонизованные гаммы мажора и минора. После гаммы До мажор следует три такта начала в Ре-бемоль мажоре «и т.д.»


На словах «и т.д.» хотелось бы сделать маленькое отступление. Они говорят об утраченных позициях нашей педагогики. Педагогическая традиция 18 – 19 вв. была такая: упражнения, написанные в До мажоре, должны свободно исполнятся учащимся во всех тональностях. Именно так предполагалось заниматься этюдами Черни, упражнениями Ганона и других авторов, которые начинаются с очень простых музыкальных формул и идут по пути постепенного усложнения. Это была школа практического освоения теории музыки и гармонии.
Прикрепления: 0257590.jpg (79.2 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:21 | Сообщение # 1194
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Чтобы показать секунды большие и малые, Гречанинов располагает их вокруг первой ступени, создавая видимость опевания тоники, но это не так, потому что нота до здесь квинта сначала трезвучия натуральной субдоминанты для большой
секунды, потом гармонической субдоминанты с альтерированной IV ступенью. В этом маленьком звене секвенции сразу три конструктивных идеи цикла:
1.     симметрия;
2.    большие интервалы свободно расположились на ступенях лада, малые испытывают острое тяготение;
3.    долгий путь до тоники.
Прикрепления: 7449204.jpg (75.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:23 | Сообщение # 1195
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Постепенное развёртывание гаммы от центра.

 
Центр гаммы по Гречанинову – III ступень, не только потому, что она характеризует лад.
I
                                                          III                                                           
V


Гамма развёртывается на шесть ступеней вверх от III до тоники и вниз до доминанты. Это упражнение можно считать ключом ко всему циклу, в котором многие интервальные  решения связаны с третьей ступенью лада или терцовым тоном аккорда. Вокализ на движение по секундам начинается с IV ступени как сопоставление широкой
б2 IV – V 
и узкой м2 III – IV.
Прикрепления: 0902985.jpg (274.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:27 | Сообщение # 1196
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 7219791.jpg (139.5 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:29 | Сообщение # 1197
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Терции большие и малые. Упражнение,предваряющее вокализ, простое – на движение от I к III в мажоре и миноре. Это упражнение, как и некоторые другие, даётся в двух вариантах –
второй короче на один такт и один гармонический оборот. Интереснее показаны терции в вокализе:

1.      м3 как верхняя терция Т5/3 с восходящим движением к V ступени и симметричным ответом – м3 от Т вниз к V ступени (рахманиновская бесполутоновость);
2.     м3 как принадлежность септаккордов D-группы, переходящих друг в друга;
3.     б3 характеризует S-сферу – ьII7 (БМаж7).
Прикрепления: 6570201.jpg (211.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:34 | Сообщение # 1198
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Кварты чистые и увеличенные.
Здесь нет традиционного школьного разрешения ув4, Гречанинов даёт ув4 в сопоставлении с ч4: 
ч4 – опора мажорного секстаккорда, ув4  разрушает устойчивость и уводит к новой тонике.        
В упражнении на кварты уменьшённые мы слышим знакомую «рахманиновскую гармонию»: здесь ум4 является частью Д9 с секстой, которая приравнивается к тонической терции (снова подчёркнута роль терцового тона).
Прикрепления: 7346029.jpg (160.5 Kb) · 1727649.jpg (48.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:40 | Сообщение # 1199
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Следующий затем вокализ требует от исполнителя внимательного и осмысленного интонирования цепочки интервалов. Витиеватая гармоническая последовательность, как буквица в начале каллиграфической рукописи, приводит нас к тонической терции
только в шестом такте.        
(В вокализе на сексты мы приходим к Т5/3 в положении терции только в восьмом такте, «скрябинский» вокализ на хроматизмы – Т после цепочки эллиптических оборотов также в восьмом такте, при том, что такая «скрябинская» гармония инструментальна, её вокальное интонирование требует напряжённого внутреннего слышания).        
Увеличенная квинта, как и кварта, сопоставляется с чистой и разрешается (куда?) конечно, в терцию.
Прикрепления: 2653183.jpg (251.2 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 10.06.2019, 10:45 | Сообщение # 1200
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Простой и ясный вокализ на ч5 – тоническую и доминантовую, и её блестящем звучании в кульминационном золотом ходе. Здесь надо отметить, что Гречанинов – современник Гершвина, и его гармоническое мышление имеет много общего, как это ни парадоксально, с мышлением
родоначальника джазовой музыки -цепочки перетекающих друг в друга септаккордов, или, как в этом примере,
наложение одной гармонической краски на другую: II5/3 на D5/3, VI7 на D7.
Сексты в ладу выбраны автором по той же гармонической схеме –от квинты к терции мажорного и минорного лада.
Прикрепления: 5869134.jpg (150.4 Kb)
 
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Поиск: