Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
|
|
Песенка | Дата: Суббота, 15.06.2019, 20:05 | Сообщение # 1351 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Камзолова Марина Николаевна, зав.теор. отд. ДМШ им М. Ипполитова-Иванова, г. Москва Народные праздники и обряды в методике преподавания слушания музыки. Коляда и Масленица.
Марина Николаевна представила очень интересный опыт по проведению календарных праздников в школе. А до этого доклада Марина Николаевна отправляла нас в самые разные путешествия (на предыдущих ассамблеях) - с Орфеем, по городам Германии...
Есть замечательная книга о путешествиях по Германии. Марина Николаевна подарила её Евгении Борисовне Лисянской. И вот то, что написала Евгения Борисовна, прочитав книгу:
Я только что вернулась из музыкального путешествия по городам Германии, я объехала 17 городов, побывала в разных веках, познакомилась с интересными людьми (более ста) — поэтами, пианистами, певцами, дирижерами, даже государственными деятелями, побывала в концертных залах, театрах. А главное, повидалась с великими композиторами, такими близкими, такими родными.Здесь рядом соседствуют с О. Лассо, Рихард Вагнер,Ференц Лист, а рядом с Моцартом Рихард Штраус, Чайковский и Тургенев. Удивительная книга, я никогда не видела такой.
Огромное количество фактов, разных историй, а уж фотографий даже не сосчитать. Это все поначалу кажется сумбуром, но скоро все становится стройным, все занимает свое хронологическое и историческое место, и даёт массу интересных и незнакомых ранее сведений о связях героев, не только немецких, но и русских в общеевропейскую, общечеловеческую культуру.
Особенно интересны страницы, где сами города рассказывают о тех знаменитых композиторах, которые там родились. Это Айзенах с Бахом , Бонн с Бетховеном, Байройт с Вагнером, Цвиккау с Шаманом и др. Все очень хорошо. И вдруг, как “вишенка на торте” – связь прошлого с настоящим – музей работает в понедельник и среду,...цена билета... Все это завораживает, превращает читателей в современников всех, о ком говорится.
Автор Марина Камзолова собрала огромный материал, превратив нас в своих восторженных почитателей Огромное ей за это спасибо. Вопрос. Может, Путешествие по Городам Италии тоже будет? Правда, это ещё несколько лет жизни и много здоровья…..
Лисянская Евгения Борисовна.
|
|
| |
nhanna4 | Дата: Суббота, 15.06.2019, 23:52 | Сообщение # 1352 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
| Ирина. поздравляю Вас! Ваши замечательные клавиры уже вошли в историю!
Татьяна Анатольевна, спасибо за то, что продолжаете делиться с нами впечатлениями, фото и видео Ассамблеи. Посмотрела проекты учеников Мажары А.С. Очень необычный проект "Tales of insanity". Интересно, сколько лет ученику? Я понимаю выбор образа, потому что современные дети любят разные страшилки. Мрачноватый проект, но интересная аранжировка, с полифоническим переплетением голосов, с густым тембром виолончели и "ритмами тревожными" у фортепиано. "Баркарола" замечательная. Я так понимаю, что ученик использовал свои собственные фото Венеции. Проникновенный проект, потому что автор выразил собственные впечатления от путешествия. Баркарольные лирические мотивы в крайних частях и середина, в которой словно звучит голос величественного старинного собора.
Видео Натальи Александровой, конечно, поразительные. Как вдохновенно дети играют, импровизируют порой на довольно непростых ритмах! Ударные инструменты - просто мечта любого педагога. Видео с конкурса тоже поразило - какие интересные и сложные ритмодекламации со скороговорками и элементами рэпа. Сколько юмора и энергии, какой слаженный ансамбль!
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:38 | Сообщение # 1353 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Для Евгении Борисовны мы придумали вот еще что. У меня оказался оригинальный блокнот для записей с портретами композиторов, цитатами, нотными станами, картинками...
В него всем желающим было предложено писать письма Евгении Борисовне. Их получилось довольно много, что очень хорошо.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:39 | Сообщение # 1354 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Дорогая,уважаемая Евгения Борисовна! В этом блокноте мы собрали малую толику слов признательности и благодарности Вам, талантливому преподавателю, величайшему методисту и замечательному человеку! Теоретики России любят Вас! С уважением Дроздова Оксана Владимировна, преподаватель ДМШ №2 им. В. А. Коха, ЯНАО, г. Ноябрьск. Будьте здоровы!!!!
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:42 | Сообщение # 1355 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Евгения Борисовна! Хоть мы не знакомы с Вами лично, но рада возможности выразить Вам глубокую признательность за труд ваш, за помощь, которую Вы оказали нам Вашими удивительными находками в методике муз. литературы.
Киракосова Е. В.,преподаватель ДМШ им. В. Гречанинова
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:47 | Сообщение # 1356 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Уважаемая Евгения Борисовна! Я выпускница ДМШ №66 г. Москвы. Музыкальной литературой занималась по Вашей методике. Мне было очень интересно на каждом уроке, и я бы хотела узнать еще больше о Вас! Мы желаем Вам крепкого здоровья, вечного счастья, чтобы Вы продолжали радовать новыми идеями и разработками. Ирина Карпова, 7класс, ДМШ №66, г. Москва.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:48 | Сообщение # 1357 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Уважаемая Евгения Борисовна! Ваша программа по музыкальной литературе остаётся для нас светлым маяком, который помогает нам ориентироваться в бурном педагогическом море. Программы лучше не было и до сих пор нет. Мы очень любим Вас и желаем крепкого здоровья! Будьте с нами! От имени теоретиков Рязанской области – Михайлова С. Б., канд. пед наук, препод. Теор. дисциплин ДШИ г. Новомичуринска.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 08:50 | Сообщение # 1358 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Уважаемая Евгения Борисовна! Ваша программа по музыкальной литературе позволяет учащимся многомерно и последовательно ознакомиться с образцами мирового музыкального наследия, приобщив их к культуре восприятия искусства, обогатить их мышление, восприятие образов, научить архитектонике произведений. Благодарим за ценнейший вклад в отечественную музыкальную педагогику.
Орлова С. В., зав.теор. отд. ДМШ №2 г. Астрахань
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:04 | Сообщение # 1359 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
Уважаемая Евгения Борисовна! 36 лет преподаю цикл теорт дисциплин в ДМШ №2 г. Горно-Алтайска в Республике Алтай. С большим интересом изучаю новые программы, пользуюсь методиками многих мастеров, люблю экспериментировать. Тем не менее, составляя план на новый учебный год, все чаще возвращаюсь к Вашему курсу по муз. лит. Вы "долгожитель" в музыкальной педагогике, и это неоспоримо. Преклоняюсь с почтением перед Вами и желаю здоровья и жизненных сил в дальнейшей Вашей деятельности. Садыкова Светлана Улужаевна. г. Горно-Алтайск
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:16 | Сообщение # 1360 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Дорогая Евгения Борисовна! Посмотрела Ваши лекции. Большое спасибо!!!! Никакая программа не может передать авторское отношение, особый почерк педагога-методиста. Именно эти лекции дали понять Ваше отношение не только к любимому предмету, но и к Вашим ученикам и ученикам вообще! Как руководитель Музыкальной школы Учебно-методического центра практик Московской консерватории, где студенты-музыковеды и композиторы проходят педагогическую практику могу сказать, что Ваш ценный опыт будет для всех важным напутствием в педагогической деятельности. Как преподаватель, ведущий в консерватории методику преподавания музыкальной литературы, могу сказать, что Ваши лекции будут тщательно изучены, обсуждены на наших практических занятиях. Большое Вам спасибо! Крепкого здоровья и долгих лет!!! С глубоким уважением, канд. иск., доцент кафедры теории музыки МГК им П. И. Чайковского, Руководитель Учебно-методического центра практик и муз. школы Джуманова Лола Абдуравифовна
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:31 | Сообщение # 1361 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Это только небольшая часть писем. В выступлении Мерековой Марины Леонидовны, преп.теор. дисциплин ДШИ № 1 им. П.И. Чайковского, г. Воткинск Урок-концерт, как дополнительная форма преподавания музыкальной литературы была затронута очень интересная тема компоновки материала концерта, который бывает подчас весьма непростым по "набору" репертуара.
Подготовка программы. После первого, прошедшего удачно урока-концерта, учебная часть школы посчитала необходимым проводить такие мероприятия 2 раза в учебный год, т.е. по одному в полугодие.В конце учебного года выбираются темы уроков. Они связаны с юбилейными датами композиторов. На итоговых секциях отделения инструментального исполнительства озвучиваются темы уроков и предлагается примерный список композиторов, чьё творчество каким либо способом пересекается с творчеством юбиляра. Вот, например, программа урока-концерта, посвященному юбилею Георгия Свиридова (слайд с программой).Вы видите здесь произведения И.С. Баха, Р. Шумана, Д.Д. Шостаковича, Кара-Караева. Это не случайно, так как в школьные годы Г. Свиридов учился только исполнительству, а знания теории черпал из произведений классиков. «Теоретические предметы, которые в школе не проходили, я изучал сам, играя музыку разных авторов: Баха, Гайдна, Моцарта... Огромное влияние на меня оказали Шуберт, фортепианный Шуман.... Я страстно все это любил" - говорил Свиридов. Шостакович, как мы знаем, был преподавателем Свиридова, Кара-Караева, так же ученик Шостаковича. Таким образом, мы имеем возможность включить в урок произведения, которые есть в работе учащихся, давая при этом нужные сведения о начале пути композитора. Когда концертные номера собраны,составляется программа, в которую включаются и аудио, и видео фрагменты, дополняющие описание творчества композитора. Программа готова. (слайд с программами концертов "Два портрета", "Великолепная Вена, "Продолжая традиции..." и "Призванный музыкой")
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:38 | Сообщение # 1362 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Сценарий урока-концерта. Подготовка сценария начинается с момента начала сбораномеров, т.е. за 2-3 недели до мероприятия. Сначала это сбор информации из книг и учебников, затем из дополнительных источников, в том числе из интернета. Много сайтов делают ошибки в музыкальных вопросах. Профессиональный сайт Belcanto.ru. Классическая музыка, опера и балет.- это музыковедческие статьи о творчестве композиторов, исполнителей, дирижеров и различных коллективов. Информация с этого сайта выручала уже не раз. По мере формирования программысоздается презентация, куда включаются портреты композиторов, иллюстрации к пьесам, фотографии объектов архитектуры, связанных с жизнью композитора или страны. ( Видео Вена 4) В концертах, посвященном творчеству С.М. Слонимского и его современников, а так же А.И. Хачатуряна в презентацию включены слайды с названием пьес и фамилиями авторов. Это связано с тем, что программы состояли из произведений композиторов, чьи фамилии практически неизвестны нашим детям.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:38 | Сообщение # 1363 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Проведение урока-концерта. За неделю до проведения этого общешкольного мероприятия( приглашаются учащиеся с 3 по 8 класс) на большой доске объявлений и в группе школы в социальной сети «ВКонтакте» вывешивается афиша. (слайд с афишей "Гордость земли русской", "Два портрета", "Великолепной Вены", "Продолжая традиции", "Призванный музыкой"). По возможности информация детям пишется в дневники. В самом начале концерта слушателей предупреждаем об опросе в конце концерта и на уроках. (видео "Два портрета"1). По правилам строения концерта мы идём от простого к сложному. Сначала выступают учащиеся младших и средних классов. Но какой бы маленькой не была пьеса, она сопровождается вступительной информацией. В обычном, пусть даже тематическом концерте,при подготовке сценария мы идем от концертных номеров. Сценарий же урока-концерта выстраивается по принципу урока: информация учителя, иллюстрация музыкой. Поэтому, при сборе номеров, мы, в первую очередь, основываемся на том, как эти номера вписываются в концепцию урока. При этом не стоит забывать, что аудитория разновозрастная и номера должны быть воспринимаемые и учащимися 3 класса, и выпускниками. Некоторые пьесы выбираются преподавателем, готовящим урок , и предлагаются исполнителям. В концерте "Великолепная Вена" таким образом появился номер "Ария" Н. Порпоры, которую специально для этого мероприятия по моей просьбе готовила преподаватель вокала М.В. Сарычева. Готовясь к уроку-концерту "Продолжая традиции", я нашла ноты вариаций на тему Гайдна Владимира Кобекина и показала их зам. директора И.А. Лупской. В концерте эти вариации исполнил её ученик Саша Бакуменко. Большое количество музыки, созданной композиторами, особенно, если эта музыка для театра и кино, почти не показывается на рядовых уроках. Урок-концерт - это отличная форма, дающая возможность показать на большом экране фрагменты опер, балетов, фильмов и мультфильмов. Вернемся к программе урока-концерта "Два портрета" (слайд с программой). Сколько здесь видео фрагментов! Так как в школе нет своего оркестра,фрагменты значимых симфонических произведений звучат, как и на рядовом уроке, в аудио или видео записи. Предварительно даётся познавательная информация или повторяется пройденный уже материал.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:42 | Сообщение # 1364 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Реализация целей урока - концерта. И всё же, одна из главных целей урока-концерта, это получение учащимися новых знаний, нового слушательского опыта. Жизнь в провинциальном городе ограничивает нас в общении с живой музыкой, в получении нового опыта для расширения кругозора. Эту нехватку в какой-то степени компенсируют уроки-концерты. Один раз побывав на таком концерте, дети понимают, что это действительно урок, материал которого надо запомнить и знать, и в следующий раз слушают с большим вниманием, а некоторые делают заметки в тетрадь или записывают на диктофон. Многие дети приходят с родителями. И если на первом концерте родителей было немного, то сейчас почти с каждым ребёнком сидит мама или папа, а иногда и вся семья. Давайте ещё раз посмотрим программу концерта"Два портрета". Казалось бы, как здесь оказалось имя С. Слонимского? Обратите внимание, на произведение, которое стоит впереди " Марша Бармалея" Слонимского. Сцена порки из оперы Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»(рассказ истории студента Слонимского, купившего клавир оперы) . Таким образом имя Слонимского и его произведение появились в программе концерта, посвященного Прокофьеву и Шостаковичу. Концерт же, посвященный юбилею С.М.Слонимского "Продолжая традиции" (слайд с программой), дал возможность познакомить учащихся с творчеством композиторов конца 20 - начала 21 веков : Губайдуллиной, Денисова, Шнитке, Щедрина и Кобекина (ученика Слонимского). Тема урока - "Продолжая традиции", а значит, говоря о музыке современных композиторов, мы говорим о том, в чем они являются продолжателями традиций своих предшественников. Все эти композиторы, в том числе, обращались и обращаются к музыкально-театральным жанрам: балету и опере, а так же музыке к театральным постановкам. Невозможно было обойти вниманием балет "Волшебный орех" Очень интересный номер получился Полька из музыки С. Слонимского к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Перед последним номером урока-концерта обязательно проводится опрос, чтоб проверить, что дети смогли запомнить, и нацелить их на предстоящий опрос в рамках рядового урока. Заканчиваются уроки-концерты выступлением преподавателей (слайды - программы), что так же является для детей мотивацией к учёбе и дальнейшему познанию истории музыки.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 16.06.2019, 09:46 | Сообщение # 1365 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Волнянская Людмила Вадимовна, преп.теор. дисуиплин ДМШ №9, г. Курск Цикл мультимедийных пособий по музыкальной литературе «Танцы эпохи барокко» в 4 частях: аллеманда, куранта, сарабанда, жига.
Видеопособия представляют собой обзорное знакомство с танцами эпохи барокко, составляющими «каркас» старинной танцевальной сюиты. Сценарий каждого видеофильма включает представление танца в историко-бытовом плане, краткие сведения из истории танца и его метроритмические особенности, знакомство с инструментальными вариантами танца, выявляет его роль в строении танцевальной сюиты, а так же содержит портреты композиторов и иллюстрации.
В завершение трёх частей звучит современное преломление танцев: жиги (Джон Лорд), куранты (В.Гроховский), сарабанды (группа Globus). Инструментальное исполнение танцев включает в себя звучание как довольно известных для детей инструментов (клавесин, орган, флейта), так и редких (крумхорн, мунхарпа, лютня), что позволяет расширить кругозор учеников. Аллеманда, куранта, сарабанда, жига входят в педагогический репертуар учащихся, поэтому фильм о куранте содержит видеоклавир часто исполняемой куранты Ф.Каттинга. Пособия могут быть использованы как на уроках музыкальной литературы, так и слушания музыки, специальности.
|
|
| |