Воскресенье, 01.12.2024, 03:11
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Джозеффо Царлино
zubr1961Дата: Воскресенье, 03.03.2013, 09:23 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
     Царлино Джозеффо
[/size]


Царли́но (Zarlino) Джозеффо (Кьоджа, близ Венеции ок..31 января 1517 г  —4 февраля 1590,Венеция) — итальянский теоретик музыки, педагог и композитор. Теоретические труды писал на итальянском языке. Его трактат «Основы гармоники» (Le istitutioni harmoniche)  в четырёх книгах — крупнейшее достижение музыкальной науки в Италии XVI века. Учение о музыке Царлино оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку позднего Возрождения и барокко.

Добавлено (03.03.2013, 09:10)
---------------------------------------------
[size=12]Биография:
Свободным искусствам обучался уфранцискианцев в родном городе (учителя: по грамматике — Дж.
Э.Санезе, по арифметике и геометрии — Дж. Атанаджи, по музыке —
Ф. М. Дельфико). Певчий (1536), затем органист (1539—40) в кафедральном
соборе Кьоджи. После рукоположения в духовный сан (1540) — руководитель хоровой
капеллы (capellano) школы Св. Франциска в Кьодже. Переехав в Венецию (1541),
продолжил обучение музыке, став учеником Адриана Вилларта. Там же изучал
логику и философию (К. да Линьяме), древнегреческий язык
(Г. Фьямминго). С 1565 года — капельмейстер и органист собора святого
Марка. Среди учеников Царлино: Винченцо Галлилей,  Дж. Дирута,
Дж. Артузи, возможно, также К Меруло.  Мотеты (на 4-6 голосов) и
мадригалы (на 5 голосов) Царлино написаны в консервативной
имитационно-полифонической технике, с ограниченным использованием
хроматики и приёмов  музыкальной риторики

Музыкально-теоретическое учениеНа фоне поисков«древнегреческой» монодии, завершившихся в начале XVII века установлением
гомофонного  склада, а также интенсивных экспериментов в области
хроматики и микрохроматики. Царлино выступил как традиционалист,
апологет контрапункта как основы композиционной техники и одноголосных
ладов как основы звуковысотной системы:


Добавлено (03.03.2013, 09:10)
---------------------------------------------
Контрапункт — это согласованность, илистройность, которая рождается из некого целого, составленного из различных
частей, то есть различных мелодий, заключенных в [многоголосной] музыке и
образуемых голосами, которые отстоят друг от друга на соизмеримые и гармоничные
интервалы (то, что в ч. II гл.12 я назвал гармонией в особом смысле слова,
harmonia propria). Можно также сказать, что контрапункт — это вид
гармонии, заключающий в себе различные изменения звуков, или певческих голосов,
[по высоте], выраженных неким числовым отношением и размеренных временем; или
же так: [контрапункт — ] это некое искусное объединение различных звуков,
доведенное до согласованности.Главнейшее достижение Царлино — теоретическое
и эстетическое оправдание большого и малого трезвучий, построенное на
сознательно возрождаемой им «античной» концепции звучащего числа (numero
sonoro). «Природное» обоснование для малого трезвучия Царлино нашёл, поделив
квинту арифметическим средним (6:5:4, например,
 c-es-g), длябольшого — гармоническим средним (15:12:10, например, c-e-g). Такоеобоснование (при всей его спекулятивности) регистрирует полное и окончательное
признание интервалики
 чистого строя в качестве тональной основы длямногоголосной музыки. Знаменитые эмоциональные характеристики обеих терций
легли в основу многочисленных позднейших (также эмоциональных) характеристик
мажора  и  минора:

Если большая терция находится в нижней частиквинты, то гармония делается веселой (allegra), а если она находится сверху, то
гармония становится печальной (mesta).

Добавлено (03.03.2013, 09:13)
---------------------------------------------
В учении о ладе Царлино в целом держался средневековойконцепции монодических  модальных ладов, для которых установил  12различных октавных звукорядов. Вместе с тем, он сделал характерное признание,
что в основе одних звукорядов лежит малая терция, других — большая терция.
Симптоматично, что сам порядок ладов также изменился: в качестве «первого лада»
Царлино установил октавный звукоряд от
 C (до). Структурная схема всех 12 ладов Царлино:
[/size]

[size=12]

Добавлено (03.03.2013, 09:14)
---------------------------------------------

Добавлено (03.03.2013, 09:17)
---------------------------------------------
Из трактата ДжЦарлино "Le istitutioni harmoniche" (часть III)


ДжЦарлино (1558) осуждал две б. терции или м. сексты подряд,

Добавлено (03.03.2013, 09:18)
---------------------------------------------

В 16 в. каноническая техника начинает освещаться и в учебниках.

Добавлено (03.03.2013, 09:19)
---------------------------------------------
другая систематика церковных ладов (например, уДжЦарлино, 1573

Добавлено (03.03.2013, 09:20)
---------------------------------------------


. клавесин с 19 делениями в октаве по заказу и описанию ДжЦарлино.

Добавлено (03.03.2013, 09:20)
---------------------------------------------
Сочинения(трактаты) 

  • Le istitutioni harmoniche ["Основы гармоники", в четырёх книгах]. Venezia, 1558; репринт издания 1558
    года — New York: Broude Brothers, 1965 (Monuments of music and music
    literature in facsimile, II/1); репринт Venezia, 1562; 2-е, исп.равленное
    и дополненное издание, Venezia, 1573; репринт 2-го издания Ridgewood, NJ:
    Gregg Press, 1966.
  • Dimostrationi harmoniche ["Доказательства гармоники"][url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%EB%E8%ED%EE,_%C4%E6%EE%E7%E5%F4%F4%EE#cite_note-13][13][/url]. Venezia, 1571; репринты: New York: Broude Brothers, 1965 (Monuments of music and music literature in facsimile, II/2); Ridgewood, NJ: Gregg
    Press, 1966.
  • Sopplimenti musicali ["Дополнения к музыке"][url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%EB%E8%ED%EE,_%C4%E6%EE%E7%E5%F4%F4%EE#cite_note-14][14][/url]. Venezia, 1588; репринт Ridgewood, NJ: Gregg Press, 1966.
  • De tutte l’opere del R.M. Gioseffo Zarlino. Venezia, 1588-89, в 4 томах (полное собрание сочинений Царлино; репринт Hildesheim:
    Georg Olms, 1968).
  • Music treatises: Facsimile and transcription by Frans Wiering. Utrecht, 1997 (= Thesaurus Musicarum Italicarum, vol. 1) (CD-ROM, содержащий все трактаты Царлино в виде факсимиле и в виде распознанного
    текста в формате SGML).


Переводы трактатов 
  • Установления гармонии. Перевод О. П. Римского-Корсакова // Музыкальная эстетика
    западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред.
    В. П. Шестакова.— М., 1966, сс.423-510 (фрагменты).
  • Доказательства гармонии. Перевод М. В. Иванова-Борецкого // Музыкальная эстетика
    западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред.
    В. П. Шестакова.— М., 1966, сс.510-514 (фрагменты).
  • The art of counterpoint. Part three of 'Le istitutioni harmoniche', 1558.
    Translated by Guy A. Marco and Claude V. Palisca // Music theory
    translation series. New Haven: Yale University Press, 1968 (перевод 3-й книги трактата «Основы гармоники» [первой
    редакции] на англ. язык).
  • On the modes: part four of Le istitutioni harmoniche, 1558, translated by Vered
    Cohen. Edited with an introduction by Claude V. Palisca // Music theory
    translation series. New Haven: Yale University Press, 1983 (перевод 4-й книги трактата «Основы гармоники» [первой
    редакции] на англ. язык).
  • Clendinning J.P. Zarlino and the Helicon of Ptolemy // Theoria 2 (1987), pp.39-58 (комментированный
    перевод III.3 трактата «Дополнения к музыке» на англ. язык).
  • Theorie des Tonsystems: das erste und zweite Buch der «Institutioni harmoniche»
    (1573), aus dem Italienischen übersetzt, mit Anmerkungen, Kommentaren und
    einem Nachwort versehen von Michael Fend. Frankfurt am Main, New York: P. Lang, 1989. (1-я и 2-я книги трактата «Основы
    гармоники» [второй редакции] в переводе на немецкий язык).

Добавлено (03.03.2013, 09:21)
---------------------------------------------
Литература 

  • Riemann H. Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880),
    SS.155-7, S.174.
  • Zenck H. Zarlinos 'Istitutioni harmoniche' als Quelle zur Musikanschauung der italienischen
    Renaissance // Zeitschrift für Musikwissenschaft 12 (1929-30), SS.540-578.
  • Dahlhaus C. War Zarlino Dualist? // Musikforshung X (1957), SS.286-291.
  • Powers H. Tonal types and modal categories in Renaissance polyphony // Journal of the
    American Musicological Society 34 (1981), pp.428-470.
  • Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press,
    1985.
  • Гуляницкая Н. С. Додекамодальная система Царлино // История гармонических стилей. Сб. трудов ГМПИ им.
    Гнесиных. Вып. 92. М., 1987.
  • Airoldi R. La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
  • Сушкова Н. Царлино и Вичентино (к вопросу о теоретических дискуссиях в Италии середины XVI
    века) // Из истории теоретического музыкознания. Сб. трудов МГК. М., 1990,
    с.32-45.
  • Wiering F. The language of the modes: studies in the history of polyphonic modality. New York: Routledge, 2001.
  • Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине. Сб. статей.
    М.: МГК, 2002.
  • Judd C.C. Renaissance modal theory: theoretical, compositional and editorial perspectives // The
    Cambridge history of Western music theory.- New York: Cambridge University Press, 2002, pp.364-406.
  • Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.,
    2006, с.132-154.


[size=12][/size]

Добавлено (03.03.2013, 09:23)
---------------------------------------------
Ссылки



Сообщение отредактировал zubr1961 - Воскресенье, 03.03.2013, 09:12
 
ЮлияДата: Вторник, 05.03.2013, 14:01 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Очень интересно! Спасибо!
"Установления гармонии", помню, проходили  - но без иллюстраций и схем, которые здесь можно увидеть, было совершенно неинтересно.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: