Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
| Царлино Джозеффо [/size]
Царли́но (Zarlino) Джозеффо (Кьоджа, близ Венеции ок..31 января 1517 г —4 февраля 1590,Венеция) — итальянский теоретик музыки, педагог и композитор. Теоретические труды писал на итальянском языке. Его трактат «Основы гармоники» (Le istitutioni harmoniche) в четырёх книгах — крупнейшее достижение музыкальной науки в Италии XVI века. Учение о музыке Царлино оказало значительное влияние на западноевропейскую музыкальную науку позднего Возрождения и барокко.
Добавлено (03.03.2013, 09:10) --------------------------------------------- [size=12]Биография: Свободным искусствам обучался уфранцискианцев в родном городе (учителя: по грамматике — Дж. Э.Санезе, по арифметике и геометрии — Дж. Атанаджи, по музыке — Ф. М. Дельфико). Певчий (1536), затем органист (1539—40) в кафедральном соборе Кьоджи. После рукоположения в духовный сан (1540) — руководитель хоровой капеллы (capellano) школы Св. Франциска в Кьодже. Переехав в Венецию (1541), продолжил обучение музыке, став учеником Адриана Вилларта. Там же изучал логику и философию (К. да Линьяме), древнегреческий язык (Г. Фьямминго). С 1565 года — капельмейстер и органист собора святого Марка. Среди учеников Царлино: Винченцо Галлилей, Дж. Дирута, Дж. Артузи, возможно, также К Меруло. Мотеты (на 4-6 голосов) и мадригалы (на 5 голосов) Царлино написаны в консервативной имитационно-полифонической технике, с ограниченным использованием хроматики и приёмов музыкальной риторики
Музыкально-теоретическое учениеНа фоне поисков«древнегреческой» монодии, завершившихся в начале XVII века установлением гомофонного склада, а также интенсивных экспериментов в области хроматики и микрохроматики. Царлино выступил как традиционалист, апологет контрапункта как основы композиционной техники и одноголосных ладов как основы звуковысотной системы:
Добавлено (03.03.2013, 09:10) --------------------------------------------- Контрапункт — это согласованность, илистройность, которая рождается из некого целого, составленного из различных частей, то есть различных мелодий, заключенных в [многоголосной] музыке и образуемых голосами, которые отстоят друг от друга на соизмеримые и гармоничные интервалы (то, что в ч. II гл.12 я назвал гармонией в особом смысле слова, harmonia propria). Можно также сказать, что контрапункт — это вид гармонии, заключающий в себе различные изменения звуков, или певческих голосов, [по высоте], выраженных неким числовым отношением и размеренных временем; или же так: [контрапункт — ] это некое искусное объединение различных звуков, доведенное до согласованности.Главнейшее достижение Царлино — теоретическое и эстетическое оправдание большого и малого трезвучий, построенное на сознательно возрождаемой им «античной» концепции звучащего числа (numero sonoro). «Природное» обоснование для малого трезвучия Царлино нашёл, поделив квинту арифметическим средним (6:5:4, например, c-es-g), длябольшого — гармоническим средним (15:12:10, например, c-e-g). Такоеобоснование (при всей его спекулятивности) регистрирует полное и окончательное признание интервалики чистого строя в качестве тональной основы длямногоголосной музыки. Знаменитые эмоциональные характеристики обеих терций легли в основу многочисленных позднейших (также эмоциональных) характеристик мажора и минора: Если большая терция находится в нижней частиквинты, то гармония делается веселой (allegra), а если она находится сверху, то гармония становится печальной (mesta).Добавлено (03.03.2013, 09:13) --------------------------------------------- В учении о ладе Царлино в целом держался средневековойконцепции монодических модальных ладов, для которых установил 12различных октавных звукорядов. Вместе с тем, он сделал характерное признание, что в основе одних звукорядов лежит малая терция, других — большая терция. Симптоматично, что сам порядок ладов также изменился: в качестве «первого лада» Царлино установил октавный звукоряд от C (до). Структурная схема всех 12 ладов Царлино: [/size]
[size=12] Добавлено (03.03.2013, 09:14) ---------------------------------------------
Добавлено (03.03.2013, 09:17) --------------------------------------------- Из трактата Дж. Царлино "Le istitutioni harmoniche" (часть III)
Дж. Царлино (1558) осуждал две б. терции или м. сексты подряд, Добавлено (03.03.2013, 09:18) --------------------------------------------- В 16 в. каноническая техника начинает освещаться и в учебниках. Добавлено (03.03.2013, 09:19) --------------------------------------------- другая систематика церковных ладов (например, уДж. Царлино, 1573 Добавлено (03.03.2013, 09:20) ---------------------------------------------
. клавесин с 19 делениями в октаве по заказу и описанию Дж. Царлино. Добавлено (03.03.2013, 09:20) --------------------------------------------- Сочинения(трактаты) - Le istitutioni harmoniche ["Основы гармоники", в четырёх книгах]. Venezia, 1558; репринт издания 1558
года — New York: Broude Brothers, 1965 (Monuments of music and music literature in facsimile, II/1); репринт Venezia, 1562; 2-е, исп.равленное и дополненное издание, Venezia, 1573; репринт 2-го издания Ridgewood, NJ: Gregg Press, 1966. - Dimostrationi harmoniche ["Доказательства гармоники"][url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%EB%E8%ED%EE,_%C4%E6%EE%E7%E5%F4%F4%EE#cite_note-13][13][/url]. Venezia, 1571; репринты: New York: Broude Brothers, 1965 (Monuments of music and music literature in facsimile, II/2); Ridgewood, NJ: Gregg
Press, 1966. - Sopplimenti musicali ["Дополнения к музыке"][url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E0%F0%EB%E8%ED%EE,_%C4%E6%EE%E7%E5%F4%F4%EE#cite_note-14][14][/url]. Venezia, 1588; репринт Ridgewood, NJ: Gregg Press, 1966.
- De tutte l’opere del R.M. Gioseffo Zarlino. Venezia, 1588-89, в 4 томах (полное собрание сочинений Царлино; репринт Hildesheim:
Georg Olms, 1968). - Music treatises: Facsimile and transcription by Frans Wiering. Utrecht, 1997 (= Thesaurus Musicarum Italicarum, vol. 1) (CD-ROM, содержащий все трактаты Царлино в виде факсимиле и в виде распознанного
текста в формате SGML).
Переводы трактатов - Установления гармонии. Перевод О. П. Римского-Корсакова // Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред. В. П. Шестакова.— М., 1966, сс.423-510 (фрагменты). - Доказательства гармонии. Перевод М. В. Иванова-Борецкого // Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и Возрождения, под ред. В. П. Шестакова.— М., 1966, сс.510-514 (фрагменты). - The art of counterpoint. Part three of 'Le istitutioni harmoniche', 1558.
Translated by Guy A. Marco and Claude V. Palisca // Music theory translation series. New Haven: Yale University Press, 1968 (перевод 3-й книги трактата «Основы гармоники» [первой редакции] на англ. язык). - On the modes: part four of Le istitutioni harmoniche, 1558, translated by Vered
Cohen. Edited with an introduction by Claude V. Palisca // Music theory translation series. New Haven: Yale University Press, 1983 (перевод 4-й книги трактата «Основы гармоники» [первой редакции] на англ. язык). - Clendinning J.P. Zarlino and the Helicon of Ptolemy // Theoria 2 (1987), pp.39-58 (комментированный
перевод III.3 трактата «Дополнения к музыке» на англ. язык). - Theorie des Tonsystems: das erste und zweite Buch der «Institutioni harmoniche»
(1573), aus dem Italienischen übersetzt, mit Anmerkungen, Kommentaren und einem Nachwort versehen von Michael Fend. Frankfurt am Main, New York: P. Lang, 1989. (1-я и 2-я книги трактата «Основы гармоники» [второй редакции] в переводе на немецкий язык).
Добавлено (03.03.2013, 09:21) --------------------------------------------- Литература - Riemann H. Zarlino als harmonischer Dualist // Monatshefte für Musikgeschichte XII (1880),
SS.155-7, S.174. - Zenck H. Zarlinos 'Istitutioni harmoniche' als Quelle zur Musikanschauung der italienischen
Renaissance // Zeitschrift für Musikwissenschaft 12 (1929-30), SS.540-578. - Dahlhaus C. War Zarlino Dualist? // Musikforshung X (1957), SS.286-291.
- Powers H. Tonal types and modal categories in Renaissance polyphony // Journal of the
American Musicological Society 34 (1981), pp.428-470. - Palisca C. Humanism in Italian Renaissance musical thought. New Haven: Yale University Press,
1985. - Гуляницкая Н. С. Додекамодальная система Царлино // История гармонических стилей. Сб. трудов ГМПИ им.
Гнесиных. Вып. 92. М., 1987. - Airoldi R. La teoria del temperamento nell' età di Gioseffo Zarlino. Cremona, 1989.
- Сушкова Н. Царлино и Вичентино (к вопросу о теоретических дискуссиях в Италии середины XVI
века) // Из истории теоретического музыкознания. Сб. трудов МГК. М., 1990, с.32-45. - Wiering F. The language of the modes: studies in the history of polyphonic modality. New York: Routledge, 2001.
- Холопов Ю. Н., Поспелова Р. Л. Теория музыки времени Палестрины: о трактате Дж. Царлино «Установления гармонии» // Русская книга о Палестрине. Сб. статей.
М.: МГК, 2002. - Judd C.C. Renaissance modal theory: theoretical, compositional and editorial perspectives // The
Cambridge history of Western music theory.- New York: Cambridge University Press, 2002, pp.364-406. - Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.,
2006, с.132-154.
[size=12][/size]Добавлено (03.03.2013, 09:23) --------------------------------------------- Ссылки
Сообщение отредактировал zubr1961 - Воскресенье, 03.03.2013, 09:12 |