Воскресенье, 01.12.2024, 03:01
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Арво Пярт
nhanna4Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 21:08 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Quote
"Я могу сравнить мою музыку с белым цветом, который содержит все составляющие спектра. И только призма может разделить эти цвета и сделать их видимыми, этой призмой может быть душа слушателя.
Арво Пярт

Один из самых значительных композиторов современности, Арво Пярт родился в 1935 году, в городе Пайде, недалеко от Таллинна. В возрасте семи лет начал учиться игре на рояле и музыкальной теории. В 1957 году поступил в Таллиннскую консерваторию, где учился в классе Хейно Эллера (1887-1970), ученика А.К. Глазунова и знаковой фигуры для нескольких поколений эстонских композиторов. В 1958 году, еще будучи студентом консерватории, Арво Пярт стал работать в качестве звукорежиссера на Эстонском Радио, что, безусловно, способствовало более близкому знакомству с советской и зарубежной современной музыкой.
В 1962 Пярт удостоился всесоюзной премии за детскую кантату "Наш сад" и ораторию "Поступь мира". В своих ранних произведениях он следовал эстетическим нормам социалистического реализма, однако вскоре обратился к серийной технике (Perpetuum mobile, 1963) и технике коллажа (Симфония №2 [1966], Pro et contra для виолончели с оркестром [1966]).
С начала 1970-х активно занимался изучением старинной музыки и до 1976 сочинял мало. Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции Пярта. Третья симфония (1971) ознаменовала сдвиг в сторону диатоники, модальности и благозвучия.
В середине 1970-х композитор пришел к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах - трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда; Пярт назвал его tintinnabuli (тинтинАбули) - "колокольчики" - и охарактеризовал как "бегство в добровольную бедность". Первые же произведения, созданные в этом стиле, - Arbos, Fratres, Summa, Tabula rasa, Cantus ("Песнь") памяти Бриттена для колоколов и струнных (1977) - принесли композитору мировую известность и исполняются весьма широко, в т.ч. в позднейших авторских редакциях.

В 1980 Арво Пярт эмигрировал из СССР и вскоре поселился в Берлине. Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом; среди самых значительных - Pari intervallo для 4 блокфлейт или органа (1980), De profundis для мужского хора и органа (1980), Passio Domini nostri Jesu Chnsti secundum Joannem ("Страсти по Иоанну") для солистов, хора, 4 инструментов и органа (1982), Stabat mater для 3 голосов и струнного трио (1985), Те Deum для 3 хоров, фп., струнных и магнитофона (1985), 7 антифонов к Магнификату (на немецкие тексты, 1988), Магнификат (1989), "Богородице Дево" для хора a cappella (1990), Берлинская месса для хора и органа или струнных (1990-91), "Канон покаянен" для хора a cappella (1998).

Арво Пярт о паузе:
...А что касается паузы - это не какой-нибудь формальный прием или эффект. За паузой стоит вечность. Нам надо иметь паузу. Это тот хлеб насущный, который нам нужен, чтобы остановиться, чтобы размышлять, чтобы оценить наше слово сказанное. Или слово, которое будет сказано. Которое, может быть, не надо говорить. Это тоже пауза. Пауза - это концентрация всех сил... как бы это сказать... в идеальном смысле пауза - это ядро мудрости. Нам дано из этой тишины взять какой-то бисер, который там может быть на первый взгляд и не видно. Но мы должны это найти. Это, конечно, уже для продвинутых. А для людей нашего уровня это просто хоть бы остановиться и постараться разобраться - а кто я такой? Что же такое я сделал, нехорошее? Или если мы пишем на религиозный текст музыку, то после слова, которое имеет вес... преподносить это слово, и чтобы оно не было заглушено следующим шумом или даже следующим словом. Чтобы мы пропитались этим, чтобы было время осознать это. И важно, как мы войдем в паузу. Чтобы это вхождение в паузу было достойно этого слова, которое мы раньше высказывали. И чтобы оно было тоже достойно - подготовка паузой к следующему слову. Или звуку. Это относится и к инструментальной музыке. Я думаю, что пауза имеет животворящую силу. Это как природа. Если оставить природу в покое, она возродится".

Добавлено (25.11.2012, 20:59)
---------------------------------------------
Послушайте "Spiegel im Spiegel" (Зеркало в зеркале) А. Пярта.


Quote
Когда все прочие бегут куда-то, торопятся и гремят, Пярт наоборот останавливается. Кладёт руки на клавиши и начинает звучать на другой волне, отличной от суеты реальности...
Пульс жизни, материя мироздания создаётся, казалось бы, простыми созвучиями.


Арво Пярт о подготовке к ауфтакту:

Прикрепления: 2910276.jpg (23.2 Kb)


Сообщение отредактировал nhanna4 - Воскресенье, 25.11.2012, 21:38
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 21:40 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Вот полный вариант произведения "Алина" (Fur Alina), о котором говорит композитор (в этом произведении впервые был использован принцип tintinnabuli):

Фрагмент нот:
Прикрепления: 0227457.jpg (14.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 26.11.2012, 00:45 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Молодчина, Анна!
smile
 
ЮлияДата: Понедельник, 26.11.2012, 12:00 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
смотрите также: раздел Методика и практика, тема Интонация, сообщение 954 и далее.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: