Л. М. Маслёнкова
|
|
Песенка | Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:43 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| ХРАНИТЕЛЬНИЦА ВРЕМЕНИ (Елена Фалалеева)
Поздравление к юбилею профессора кафедры теории музыки Санкт-Петербургской консерватории, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, кандидата искусствоведения Людмилы Михайловны Маслёнковой. Ее творческая деятельность, многочисленные учебные и методические пособия, хрестоматии, книги, научные статьи, доклады на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, тематические семинары и мастер-классы посвящены великой дисциплине, имя которой — сольфеджио. Ключевые слова: юбилей, кафедра теории музыки,Людмила Маслёнкова.
Сейчас мне кажется,что эти годы пролетели как один миг, […]я всегда работала много и напряженно. Всё время была в поиске… Л. М. Маслёнкова
В череде наиболее ярких памятных событий 2011 года,предваряющих 150-летие Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, особое место занимает празднование юбилея Людмилы Михайловны Маслёнковой — признанного мастера современной сольфеджистики. Значение личности Людмилы Михайловны для Санкт-Петербургской консерватории, которой она преданно служит с 1961 года, и для сольфеджио — «самой черновой и одновременно самой великой из всех дисциплин музыканта» (И. И. Земцовский), можно символически определить двумя словами: Хранительница Сокровищ… Она бережет богатейшие традиции практики и методики сольфед- жио, завещанные нам выдающимися представителями Петербургской/Ленинградской теоретической школы. «Сокровища родных мелодий»… Как высокая аллегория воспринимается это название стилевого пособия Л. М. Маслёнковой, ставшего настольной книгой
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:45 | Сообщение # 2 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| на уроках сольфеджио в российских и зарубежных учебных заведениях. По словам самой Людмилы Михайловны, ей хотелось собрать в единый «букет» всю красоту русского мелоса — «жемчужины» русской музыки XIX–XX веков от М. И. Г линки до С. В. Рахманинова, являющиеся аиболее «благодатным материалом для развития культуры интонационного слуха» [1, c. 4]. И в практической, и в научной деятельности Л. М. Маслёнкова верна мелодии в ее высоком значении — как художественной материи, на которой, собственно,и должен формироваться профессиональный музыкальный слух. В поисках наиболее выразительных художественно- осмысленных образцов она задействует музыку различных эпох, национальных традиций и сти- листических направлений — от И. С. Баха до Г. Малера, С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Людмила Михайловна — автор глав «Мелодия» и «Ритм» в учебном пособии «Теория музыки» (2004). В ее статье «Значение мелодики Мусоргского для развития музыкального слуха» (1987) на основе тщательного анализа мелодического стиля великого русского реформатора акцентировано внимание на необходимости включения его музыки,обогащенной речевыми интонациями, в учебные курсы сольфеджио, что «восполнило бы существенный пробел в нашей традиционной методике и обеспечило бы в значительной степени подготовку слуха к восприятию многообразных сложно-ладовых и ритмических явлений музыки XX века» [2, с. 136]. Современная музыка всегда была и есть в центре профессиональных интересов Людмилы Михайловны,в чем она следует «заветам» своего наставника, основателя и идейного вдохновителя Петербургской/Ленинградской школы сольфеджио — Арона Львовича Островского. Людмила Михайловна стала верным помощником своего учителя, проработав с ним в тесном сотрудничестве почти четверть века, в самый важный период его творческой деятельности — период создания комплексного четырехтомного учебника «Сольфеджио», ставшего «бестселлером» в сольфеджистике второй половины XX — начала XXI веков. В одном из писем, адресованных юбиляру, выдающийся этномузыковед Изалий Иосифович Земцовский писал: «Я убежден, что без „умного“, по Островскому, сольфеджио нет пути в глубины музыкального искусства и науки. В этом он — и мы вслед за ним — смыкаемся с подходом Яворского и Асафьева, которые, собственно, и возвели сольфеджио в ранг философии и психологии музыки» (цит. по: [3, с. 19]). Л. М. Маслёнкова, вдохновленная трудами своих предшественников и «духовных наставников», сделала важный вклад в эволюцию сольфеджистики XX века, решив одну из фундаментальных задач: применение психологических законов музыкального восприятия для практических целей — формирования слуха как «инструмента познания», что, собственно, и составляет главный предмет сольфеджио. Людмила Михайловна — преданная ученица, верная идеям своих великих учителей: С. Е. Белкиной, Т. С. Бершадской, В. Н. Салманова в годы учебы на теоретико- композиторском отделении Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова (1949–1953); А. Г . Шнитке, Н. Г . Привано, А. Л. Островского в период обучения в стенах Ленинградской консерватории (1953–1958). В поисках путей развития в XXI веке «святая святых музыкальной профессии, ее главного инструмента — музыкального слуха» [цит. по: 4, с. 3]. Л. М. Маслёнкова опирается на постулаты петербургской школы сольфеджио: подбор музыкального материала из художественной практики; пластически-выразительное, осмысленное интонирование музыкального текста; восприятие стилистических особенностей музыкального текста для воспитания «культуры слуха, позволяющей музыканту свободно ориентироваться в исторических и национальных особенностях музыкального творчества» [1, с. 4].
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:48 | Сообщение # 3 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Всей своей творческой биографией Людмила Михайловна проявляет разносторонний дар ученого, педагога и методиста. «Воспитание вокалиста в классе сольфеджио» (1967), «О ритмическом воспитании» (1977), «Психология музыкального диктанта» (1977), «Б. Л. Явор- ский о воспитании слуха» (1980), «Что такое сольфеджио в XXI веке?» (2006) — вот далеко не полный перечень работ, свидетельствующих о пристальном внимании Маслёнковой- ученого к актуальным задачам современной сольфеджистики. Кандидатская диссертация «Стилистические основы мелодического диктанта» (1980) намечает еще одно важное направление ее научной деятельности — проблему стилевого сольфеджио. Фундаментальный труд «Интенсивный курс сольфеджио» (2003) ставит целью не только осмысление достижений теории и практики сольфеджио в XX веке, но и поиск путей оптимизации современного учебного процесса с подключением «общих законов психологии и памяти» [цит. по: 1, с. 4].
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:48 | Сообщение # 4 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| За более чем полувековой период своей профессиональной деятельности Людмила Михайловна воспитала не одно поколение талантливых музыкантов и педагогов. Наиболее благодарная аудитория для претворения всех ее творческих проектов, направленных на воспита- ние «умного» слуха, отвечающего современным тенденциям развития музыкального языка, — студенты музыковедческого, композиторского, дирижерско-хорового и дирижерско-симфонического факультетов. Для них лекции Людмилы Михайловны по методике сольфеджио, равно как и сами практические занятия, — приобщение к школе педагогического мастерства, приносящее истинное наслаждение от полученных знаний и оставляющее в памяти яркий образ подлинного Мастера. Нельзя не упомянуть о юбиляре как об инициаторе и организаторе известных всем «выездных праздничных собраний», ставших на кафедре теории музыки старой доброй традицией. Неистощимая на выдумки затейница, автор и исполнитель музыкальных «парафразов», поздравительных стихов, торжественных посвящений и шутейных зарисовок Людмила Михайловна стала преданной Хранительницей Сокровищ кафедрального братства [ 82.145.208.196 (IS) ]
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 25.11.2012, 10:50 | Сообщение # 5 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| И в своей профессиональной деятельности Людмила Михайловна вдохновляет своих молодых коллег, многочисленных последователей и учеников энтузиазмом,юношеским задором, оптимизмом, тонкостью наблюдений, работоспособностью, верой в их творческий потенциал на пути к неизбежной «модернизации» сольфеджио в наступившем столетии. Всей своей творческой и педагогической деятельностью Людмила Михайловна Маслёнкова, перефразируя слова знаменитого французского учителя пения XIX века Огюста Пансерона [5, с. 2], утверждает непреложный факт: «Перед тем, как начать изучать различные предметы, ученик должен в совершенстве знать принципы великой дисциплины, имя которой — Сольфеджио».
Литература: 1. Маслёнкова Л. М. Сокровища родных мелодий. Хрестоматия-сольфеджио. СПб., 2006. 133 с. 2. Маслёнкова Л. М. Значение мелодики Мусоргского для развития музыкального слуха // Вопросы воспитания музыкального слуха: Сб. науч. трудов. Л., 1987. С. 121–136. 3. Маслёнкова Л. М. А. Л. Островский // Наши учителя: сб. воспоминаний о преподавателях кафедры теории музыки Ленинградской (Петербург- ской) консерватории/ [Ред.-сост. Л. П. Иванова, Е. Л. Александрова]. СПб., 2006. С. 15–19. 4. Маслёнкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио: методическое пособие для педагогов. СПб., 2007. 175 с. 5. Panseron A. Traité de l’Harmonie pratique et des modulations en trois parties. Deuxième Edition. Paris : Chez l’Auteur, [1855], 322 p.
|
|
| |