Четверг, 12.12.2024, 04:50
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 65
  • 1
  • 2
  • 3
  • 64
  • 65
  • »
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
ПесенкаДата: Понедельник, 04.07.2011, 01:39 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Инструменты самые разнообразные: в картинах художников, в коллажах, в картинках; Редкие и экзотические музыкальные инструменты; Инструменты средневековья; Сведения об инструментах; Видео и литературный справочный материал; Презентации, Фрагменты методики обучения игре.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИВОПИСИ ТИМОТИ МАРТИНА

Добавлено (03.07.2011, 16:46)
---------------------------------------------












Добавлено (04.07.2011, 01:39)
---------------------------------------------
МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАТЮРМОРТЫ Э. БАСКЕНИСА

Чуть-чуть истории, чтобы понятно стало, когда и в какое время творил этот художник.
из архивов интернета --

Рождение Н. как самостоятельного жанра связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением станковой живописи и формированием разветвленной системы жанров. Уже в произведениях итальянских и особенно нидерландских мастеров эпохи Возрождения наблюдаются небывалое внимание к материальному миру, привязанность к конкретно-чувственной красоте вещей, образы которых вместе с тем порой сохраняют символическое значение, часто присущее изображению предметов в средневекового искусстве. Историю Н. как жанра станковой живописи, и в частности его типа «trompel'oeil» («обманка»), открывает «Натюрморт» итальянского художника Якопо де Барбари (1504), в котором главное внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако распространение жанра Н. приходится на 2-ю половину 16 — начало 17 вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей, иногда ещё религиозных по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и лавок с нагромождением снеди и утвари. Ботаническая точность воспроизведения различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в. — эпоха расцвета Н. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных школ живописи. Становление итальянского Н. в значительной мере определяется реформами Караваджо, повлекшими обращение художников к простым, «низким» мотивам и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюрмортистов. Излюбленные темы мастеров итальянского Н. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.) — цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь, музыкальные инструменты и книги. В целом итальянскому Н. присущи ритмическое разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластическая выразительность передачи предметного мира.













Сообщение отредактировал Песенка - Воскресенье, 03.07.2011, 16:39
 
ВераНикаДата: Понедельник, 04.07.2011, 09:02 | Сообщение # 2
Группа: Друзья
Сообщений: 896
Награды: 82
Статус: Оффлайн
"Галерея" музыкальных инструментов Валерия Беленикина

Валерий Егорович Беленикин родился 6 мая 1961 году в Москве, на Шаболовке. Русский.
• В 1986-1994 гг. – жил в Замоскворечье.
• 1991 г. - окончил МГХИ им. В.И. Сурикова (монументальная мастерская Ю. К. Королёва).
• 1997-2007 гг. – живёт в США. Выставляется в лучших галереях Нью-Йорка (Сохо, на 57-й Стрит) и Лонг Айленда, где был проведен благотворительный аукцион в пользу Филармонии (Сауф Хемптон), проводит выставку в Доме правительства в Харисбурге. В 2000 году открывает собственную галерею в г. Нью Хоуп, штат Пенсильвания, затем в г. Ламбертвилль, штат Нью Джерси.
• 2007 г. – вернулся в России.
2009 г. – расписана колонна дома № 11 по Малой Ордынке (Замоскворечье).
Серии работ: "100 портретов выдающихся русских людей", "Славянские мифы", серия «Город».
Работы Беленикина находятся в частых коллекциях в России, США, Австралии, Австрии, Аргентины, Бельгии, Германии, Испании, Туниса, Франции, Швеции, Японии и других странах.

Песня.2006 г

Домовой.

Водяной

Флейта

Нота соль (3)
 
ПесенкаДата: Вторник, 05.07.2011, 00:34 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Очень интересно!!!!
Я использовала одну картинку (водяной)в видео проекте "Русалочье озеро" с музыкой А. Лядова, прелюдия ре-бемоль мажор.
А здесь еще и другие образы, сказочные, курьезные и колоритные!!!! Каков лешачок-то с балалайкой, а?
Спасибо, Верочка!!!!

Добавлено (04.07.2011, 11:19)
---------------------------------------------
И еще!
Здесь тема инструментов. Но невольно, знакомя с коллекциями того или другого художника, мы будем перекликаться с темой "музыка и музыканты".
Договоримся, что это будет, когда отсоединить и разделить иллюстрации сложно, в связи с полерей общего тона и настроения в представляемых картинах. А во всех остальных случаях темы будем стараться наполнять "тематически". biggrin

Добавлено (05.07.2011, 00:03)
---------------------------------------------
[r][size=15]Символика музыкальных инструментов

Музыка и музыкальные инструменты.

[b]Безграничен их мир, бесчисленными нитями связан он с нашей душой. Множество ассоциаций рождают сами инструменты, заставляющие звучать радостную или грустную, мятежную или умиротворенную музыку.

Речь в этой статье пойдет о том символическом значении музыкальных инструментов, которое они приобрели еще в давние времена, и это придавало определенные "обертоны" многим картинам европейских художников средневековья, Возрождения и более позднего времени.
С незапамятных времен считалось, что любовь и музыка неразделимы. И музыкальные инструменты на протяжении столетий прочно ассоциировались с любовью, причем определенные инструменты - с различными ее проявлениями. Средневековая астрология учит, что все музыканты - "дети Венеры". Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример - цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый "Венера с музыкантом". Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и "Венера с лютнистом", и "Венера с органистом". Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные "обертоны" отчетливо "прослушиваются" на картине Караваджо "Амур-победитель", где родословная Амура - сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью - с другой.

Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия. Мельком я упомянул об этом в статье "Прекрасный союз"; сейчас повод остановиться на этом подробнее (обстоятельный разговор о различии этих сюжетов и музыкальной подоплеке этих мифов пойдет, я надеюсь, в одной из следующих статей - "Первый музыкальный турнир: литературные свидетельства и художественные иллюстрации").

Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши. Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом:


Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.
(Перевод С. Шервинского
)

Добавлено (05.07.2011, 00:06)
---------------------------------------------
Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит "подпевание" осла ансамблю ангелов (трое из них с музыкальными инструментами, а еще двое - поют; кажется, третьего голоса действительно не хватает) в трогательной сцене "Рождество" (ок. 1470) итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Осла, поющего по нотам - один из символов глупости, - изобразил на своей гравюре "Осел в школе" Питер Брейгель Старший.
Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона. Овидий излагает эту историю более кратко:

Добавлено (05.07.2011, 00:08)
---------------------------------------------
...другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" -
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!"
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...



Интересным претворением этого сюжета является диптих итальянского художника Джованни Пальмы (1544-1628), внучатого племянника знаменитого Пальмы Веккио [Старшего]) "Аполлон и Марсий". Правая его часть изображает казнь Mapсия. Оба инструмента - лира да браччо и флейта - лежат на земле. О них необходимо сказать несколько слов. Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов", мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.

Пояснений требует и инструмент Марсия. На этой картине художник смешал - сознательно или случайно? - оба мифа. С одной стороны, Аполлон сдирает кожу со своего конкурента, следовательно, соперник Аполлона - Марсий; с другой - мы видим здесь инструмент побежденного: флейту Пана. В таком случае это Пан. А ведь флейта Пана и авлос, на котором в действительности играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах"), как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник. Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.

Добавлено (05.07.2011, 00:10)
---------------------------------------------
Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало алоллоническое.

Итак, античная лира заменялась европейскими художниками на современную им лиру да браччо. Подобная замена происходила и с инструментом Марсия. Нередко художники вместо малознакомого авлоса давали ему в руки хорошо известную им волынку. Это был типичный инструмент народной европейской культуры, хотя на волынке, по свидетельству Светония, играл римский император Нерон (в античную эпоху), а на изящном мюзете (французская разновидность волынки) - чуть ли не весь французский двор. И тем не менее сельские, пасторальные и пастушеские "обертоны" в символическом звучании волынки сопровождают всю историю западноевропейской живописи. Во множестве картин на сюжет "Поклонения пастухов" пастухи изображены именно с волынкой. В Италии испокон веков существует традиция играть во время Рождества перед образами Богоматери и младенца на всевозможных дудках, в том числе на волынках.

Дудки, флейты, жалейки - все они отчетливо указывают на пастушескую тему. Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.

Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Добавлено (05.07.2011, 00:12)
---------------------------------------------
Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручь

(Перевод С. Шервинского)


Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим их связь с определенными персонажами мифологии или Священного писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа. В сознании европейцев средневековья и Возрождения она прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. На картинах его часто изображали играющим на этом инструменте, покуда он пас скот (в юности Давид был пастухом). Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом: "И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него" (1-я книга Царств, 16: 22 - 23).

Замечательно композиционное решение неизвестного богемского художника XVII века, украсившего своей картиной корпус старинного клавесина: инструмент этот, построенный вертикально (он называется клавицитериум), напоминает арфу, и царь Давид изображен играющим на нем.

Зная о таком употреблении арфы, не должны ли мы по-особому "читать" портрет английского короля Генриха VIII, где он изображен играющим на арфе, и видеть в этом монархе как бы нового Давида?

Высокое предназначение арфы подтверждается и Новым Заветом. В Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) старцы, восседающие вокруг алтаря с агнцем, поют, аккомпанируя себе на арфах (в русском переводе Библии арфа повсюду именуется гуслями): "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь ..." (Откровение святого Иоанна Богослова, 5: 8-9).

Добавлено (05.07.2011, 00:15)
---------------------------------------------
* * *

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельломены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент.

Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.

С распространением христианства и его священных книг призыв царя Давида, содержащийся в 150-м псалме, стал мощным стимулом для художников:


Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя.


Хор ангелов становится непременным участником всех наиболее волнующих сцен христианской истории. И поскольку человек в воображении своем творил небеса по образу земному, он окружил Создателя, правящего как царь, ангелами-слугами, причем расположил их по ранжиру, и эта иерархия символизировалась, помимо прочих атрибутов, музыкальными инструментами.

Особая роль отводилась так называемой тубе, мощно звучащему духовому инструменту очень древнего происхождения (библейская туба не имела ничего общего с современной, используемой в симфонической и духовой музыке, - наша туба появилась лишь в XIX веке. Встречающийся в русских переводах термин "труба" является собирательным и включает в себя библейскую тубу). В эпоху средневековья тубой назывались многие духовые инструменты. Главное, что их объединяло, - способность издавать мощные сигналы. Именно это наделяло их символическим значением. Вот третий стих второго раздела "Dies irae, dies ilia" ("Тот день, день гнева") - заупокойной католической мессы (Requiem):

Добавлено (05.07.2011, 00:25)
---------------------------------------------
Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum
Coget omnes ante thronum. (Труба, сея дивный клич
Среди гробниц всех стран,
Всех соберет к трону.)


В "Реквиеме" Моцарта начало этого раздела возвещается мощным авторитарным соло тенорового тромбона. Мы слушаем его, и перед мысленным взором предстают живописные образы Страшного суда, например, Джотто, где четыре ангела вокруг Христа во славе трубят на все четыре стороны (на "все страны"), или Рогира ван дер Вейдена (здесь опять-таки четыре ангела трубят, дабы воскресить мертвых и взвесить их на весах добродетели и греха, которые держит архангел Михаил), или Ганса Мемлинга, или, наконец, Микеладжело, где это ожидающее всех нас событие предвосхищено с гипнотической силой.

Под мощный глас трубы сошел Господь на гору Синай для разговора с Моисеем и передачи ему десяти заповедей: "На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стране... И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом" (Исход, 19:16,19).

Легендарную роль сыграли семь труб во взятии Иерихона: "Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом; и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город" (Иисус Навин, 6:19).

Символическое значение имел и другой древний инструмент - псалтериум. Так, в руках ангелов он указывал на Иисуса Христа, а точнее, на его человеческую ипостась. Согласно средневековым представлениям, форма псалтериума как бы имитирует форму тела распятого Христа, а будучи в целом инструментом треугольным, псалтериум символизировал также св. Троицу. С другой стороны, десять - когда изображалось именно такое их число - струн этого инструмента символизировали десять заповедей.

Добавлено (05.07.2011, 00:28)
---------------------------------------------
Порой на картинах старых мастеров можно видеть младенца Иисуса, играющего на псалтериуме, как, например, на картине Верхнерейнского мастера "Райский сад" (ок. 1410). В таком случае этот инструмент становится символом божественной природы Спасителя, представшего перед нами в облике человека. Все, вплоть до мельчайших деталей этой картины (мы воспроизводим лишь ее фрагмент - центральный образ), являет нам мир видимый, но при этом олицетворяет собой и мир невидимый, трансцендентный. Подлинный смысл картины проясняется только через раскрытие символических взаимосвязей и внутренних контактов, существующих между персонажами и предметами, изображенными на ней.

Особенно часто мотив музицирующих ангелов встречается на картинах, изображающих Марию с младенцем. Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы прославляют Мадонну и передают ее скрытую радость - ведь существовавшие каноны не позволяли изображать Марию ликующей; мы видим ее всегда сосредоточенно-умиленной. Музицирование ангелов сопровождает и другие истории, связанные с Марией, - Вознесение и Коронацию. Эти сюжеты давали художникам поистине безграничные возможности для изображения целых оркестров; во всяком случае, здесь мы можем увидеть едва ли не весь инструментарий, бытовавший во времена того или иного мастера.

Из множества сюжетов, связанных с Девой Марией, остановимся на одном, встречающемся сравнительно редко. Он основан на рассказе Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откровение святого Иоанна Богослова, 12:1).

На этот сюжет написал чудесную картину "Дева Мария с Младенцем" нидерландский художник XV века Гертген тот Синт Янс. И хотя далее Иоанн говорит о том, что Дева беременна и явился дракон, чтобы пожрать младенца, лишь только он родится на свет, художник изобразил Марию уже с новорожденным, соединив тем самым как бы два сюжета: "Богоматерь с Младенцем" и апокалиптический образ "Дева Солнца".

У младенца в руках колокольчики, и он как бы управляет мировой гармонией. Его взгляд устремлен на ангела, в руках которого такие же два колокольчика; ангел этот - весь внимание, он готов передать исходящий от младенца Иисуса импульс многочисленному ангельскому оркестру. Эта картина в точности иллюстрирует концепцию Фомы Аквинского, согласно которой Иисус - творец гармонии сфер. Гармония символизируется на картине Гертгена множеством ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В сущности, здесь полный набор инструментов XV века - лютня, большая свирель, виела (иначе - фидель), необычный плоский колокол, по которому ангел бьет колотушкой, флейта и барабан (как своеобразный единый инструмент, на котором играет один исполнитель; английский композитор елизаветинской эпохи Уильям Бёрд написал пьесу для вёрджинела, которая имитирует звучание этих двух инструментов и так и называется - "Флейта и барабан"), колесная лира, треугольник, всевозможные медные духовые. В правом нижнем углу художник поместил цимбалы, а в остальных углах - все три известных тогда клавишных инструмента: орган, клавикорд и, судя по всему, клавесин с вертикально расположенными струнами - уже известный нам клавицитериум.

Добавлено (05.07.2011, 00:31)
---------------------------------------------
Безусловно, художник не ставил себе задачу изобразить ансамбль, встречавшийся в реальной музыкальной практике того времени, - многие из этих инструментов не сочетаются друг с другом. Его целью было создать настроение всеобщего ликования и символически передать самую громкую и богатую звучность.

Итак, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты символизируют наиболее возвышенные христианские идеи и образы. Но в ином смысловом контексте они оказывались символами чего-то прямо противоположного. Так, например, а эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.

Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока. Правда, выбраны лишь вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.

Но среди атрибутов Порока порой встречались и другие инструменты, те, что мы видели в руках ангелов на небесных концертах. Вот они на знаменитой картине Иеронимуса Босха "Ад", или, как часто уточняют, "Ад музыкантов", поскольку здесь много музыкальных атрибутов: труба, барабан, треугольник, волынка, альтовый поммер, флейта и, наконец, главные - лютня, арфа и колесная лира. Есть даже изображение нот. Но, Боже, как все это употреблено! Кто только не пытался проникнуть в тайны символики Босха. В трех огромных струнных инструментах усматривали символ св. Троицы. Кстати, числовая символика срабатывает не только в этом наборе инструментов. Тот же символ видится в изображении двадцати одной струны на арфе, что соответствует трем полным октавам. Далее, шесть струн лютни и колесной лиры (у лиры мы судим об этом по числу изображенных колков) и столько же игровых отверстий у поммера говорят о шести днях Творения. И, наконец десять ладов колесной лиры могут толковаться как символ десяти заповедей.

Треугольные предметы на церковной картине эпохи Босха, безусловно, символизировали св. Троицу, и музыкальный инструмент, который так и называется - треугольник, конечно, является и здесь этим символом.

Но дается и другой ответ на вопрос, почему художник поместил все эти инструменты на картине, изображающей ад. Музыка дарует наслаждение, а наслаждение есть тема всего триптиха "Сад земных наслаждений", в котором "Ад музыкантов" является правой створкой. За преходящие плотские радости на этом свете придется терпеть жестокие муки в аду. И муки эти Босх изображает вместе с символами совершенных в жизни грехов - кувшином для вина, игральными картами и доской и конечно же с музыкальными инструментами.

Символизм в культуре средневековья, Возрождения и барокко имел огромное значение (достаточно вспомнить поэзию Данте, насквозь пронизанную символикой). Символическим значением наделялись многие изображавшиеся предметы. Картина, помимо того чтобы дарить радость глазу, стремилась быть посланием. И чтение этого послания требовало понимания языка символов, в том числе знания символики музыкальных инструментов
.

Добавлено (05.07.2011, 00:34)
---------------------------------------------
Александр МАЙКАПАР

Иллюстрации:

Караваджо. "Амур-победитель". Ок. 1603. Берлин-Далем. Государственный музей

Джованни Пальма. "Аполлон и Марсий". Конец XVI - нач. XVII в. Брауншвейг. Музей герцога Антона Ульриха

Гертген тот Синт Янс. "Дева Мария с Младенцем". Ок. 1480. Роттердам. Музей Бойманса-ван Бейнингена

Петер Пауль Рубенс "Меркурий и Аргус". Ок. 1635-1638. Дрезден. Картинная галерея

Неизвестный богемский мастер XVII века. Царь Давид, играющий на арфе. Роспись корпуса клавесина. Прага. Национальный музей

Неизвестный английский художник XVI века. "Король Генрих VIII, играющий на арфе"

Ганс Мемлинг. "Архангел Михаил, взвешивающий души людей". Фрагмент триптиха "Страшный Суд". Ок. 1472. Гданьск. Поморский музей

Иероним Босх. "Ад музыкантов". 1500-1510. Мадрид. Прадо

Неизвестный верхнерейнский мастер. "Райский сад". Ок. 1410. Франкфурт-на-Майне, Штаделевский институт

Сообщение отредактировал Песенка - Вторник, 05.07.2011, 00:05
 
ВераНикаДата: Вторник, 05.07.2011, 23:33 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 896
Награды: 82
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, большущее спасибо за выложенный материал!!! Очень интересная информация!!!!

Сообщение отредактировал ВераНика - Вторник, 05.07.2011, 23:36
 
ЮлияДата: Вторник, 05.07.2011, 23:37 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, Вера Вадимовна -спасибо! Наверное, семантика тембра - самая безусловная! Не выдуманная, настоящая связь с духовной историей человечества - Божественный подарок людям. И именно детям, ученикам необходимо видеть, слушать,читать и знать в первую очередь то, о чём написали вы, а уж потом, наверное, про оркестровые группы, способы звукоизвлечения и т. д. Тогда будет искусство, а не анатомия.
 
ПесенкаДата: Вторник, 05.07.2011, 23:45 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Quote (Юлия)
Наверное, семантика тембра - самая безусловная! Не выдуманная, настоящая связь с духовной историей человечества - Божественный подарок людям. И именно детям, ученикам необходимо видеть, слушать,читать и знать в первую очередь то, о чём написали вы, а уж потом, наверное, про оркестровые группы, способы звукоизвлечения и т. д. Тогда будет искусство, а не анатомия


Замечательное мнение, Юля! Как Вы кстати! И именно сейчас!
У автора статьи много интересных материалов, в том числе и о "Детском альбоме".
Но этой статье я обрадовалась несказанно!


Мы с Верочкой еще на один сайт вышли с оооооооочень интересными коллекциями инструментов. Сейчас я веду переговоры в каком объеме и что можно было бы выложить здесь для просмотра и рекламы деятельности этого удивительного коллекционера


Сообщение отредактировал Песенка - Вторник, 05.07.2011, 23:46
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 12:12 | Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Анатолий Краснопивцев - режиссер, актер и коллекционер
.
Его коллекции ОЧЕНЬ известны в интернете. Практически всё, что вы встретите связанное с картинами, на которых изображены музыкальные инструменты, - будет частью его коллекций. Их много! Точнее ОЧЕНЬ много! И не только с музыкальными инструментами.

НИЧЕГО ПОДОБНОГО Я И ПРЕДСТАВИТЬ НЕ МОГЛА!!!!

Думаю, у каждого, кто заглянет в дневники Анатолия (Парашутов), испытает те же чувства шока и восхищения, что испытала я.

По разрешению А. Краснопивцева я представляю здесь кллекцию "Скрипка. ч1".

Другие коллекции, как и общение с автором можно найти по адресу
[/size]


http://parashutov.narod.ru
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 12:31 | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра, один из наиболее распространенных и совершенных музыкальных инструментов нашего времени. Богатство, выразительность и теплота ее тембра, а также огромные исполнительские возможности обеспечили ей ведущее положение и в симфоническом оркестре, и в сольной исполнительской практике. Скрипка в музыке—«как в человеческом бытии хлеб насущный», — писал о ней чешский музыкант Ян Якуб Рыба





По своему происхождению скрипка является народным инструментом. Она и до сих пор находит широкое применение в народной инструментальной музыке многих стран мира.
О том же свидетельствуют и старинные научные трактаты, мемуары и другие книги XVI—XVII столетий, где скрипку как народный инструмент противопоставляют виолам, имевшим распространение преимущественно среди «привилегированных» слоев европейского общества. Французский музыкант Филибер, по прозвищу Железная Нога, писал в 1656 году: «Мы называем виолами те инструменты, за которыми дворяне, купцы и другие достойные люди проводят свое время... другой вид именуется скрипкой... встречаешь мало людей, кои ею пользуются, разве те, которые живут своим трудом... ее используют для танцев на свадьбах, маскарадах».



John Lewis Krimmel Blind Fiddler (after David Wilkie) 1812 г.



Михай Ковач Играющие ангелочки 1884 г.


Скрипка была излюбленным инструментом бродячих музыкантов. С ней шли они из города в город, из одного села в другое, принимая участие в народных праздниках, играя на ярмарках, в кабачках и трактирах, на свадьбах и похоронах.
Скрипка была столь долго «низовым» инструментом, что к ней установилось даже пренебрежительное отношение. Un violon часто использовалось французами как презрительный термин, прозвище никчемного человека, чудака и даже как ругательство. «Sentir le violon» («пахнет скрипкой») означало обеднеть, стать жалким. Профессор Б. А. Струве писал: «Слово «violon» теряет здесь вовсе музыкальное значение и становится синонимом отверженного обществом человека».
В мемуарах профессора Оксфордского университета Антони Вуда говорится, что члены музыкальных ассамблей «расценивали скрипку как инструмент простонародного фидлера и не могли выносить присутствия ее в своей среде из опасения сделать свои ассамблеи пустыми и вульгарными».



Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач Счастливый Фиддлер 1623 г.



Геррит ван Хонтхорст Веселый скрипач с бокалом вина 1624 г.



Ян Ливенс Скрипач 1625 г.
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 12:48 | Сообщение # 9
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Скрипка зародилась примерно в конце XV столетия в результате долгой, многовековой эволюции предшествовавших ей смычковых инструментов. Наиболее древним из них был фидель или виела (в германских странах употреблялось первое наименование, в романских — второе). Возможно, что и древнерусский «смык» принадлежал к инструментам фидельного типа.
В наиболее «классическом» виде фидель (виела) представлял собой инструмент с гитарообразным корпусом, дощатой плоской головкой и перпендикулярно к ней расположенными колками; у него имелись два резонаторных отверстия в" виде скобок, а иногда еще четыре дополнительных отверстия по углам верхней деки.
На фиделе (виеле) играли в средние века немецкие миннезингеры и французские жонглеры — менестрели, которые состояли на службе у поэтов-трубадуров, ходили по городам и феодальным замкам, исполняя песни. Виела часто упоминается в средневековых песнях, поэмах, стихах.
В одной из песен знаменитого поэта и музыканта XII века Колена Мюзе поется:

Я шел на лужок,
Снял виелу и смычок
И пропел мюзетту.

Виела пользовалась популярностью во всех слоях общества — как в народе, так и в придворных кругах, в церквах и монастырях. Немецкий поэт при дворе чешского короля Вацлава II, Ульрих Эшенбах, воспел виелу в следующих прочувствованных стихах:
Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виела лишь похвал;
Полезно слушать всем ее.
Коль сердце ранено твое,
То исцелится эта мука
От нежной сладостности звука



Маттиа Претти Концерт 1630-1640 г.г.



Девид Тениерс Младший Дуэт



Девид Тениерс Младший Дуэт


Именно виела (фидель) и стала прародительницей двух основных типов европейских смычковых инструментов — виолы и скрипки. И если виола составила как бы «аристократическую» ветвь европейского смычкового инструментария, то скрипка возникла как его «плебейское» ответвление.
О виоле писал Стефан Малларме:


В трудах уснул с виолой серафим
И тихо плачет в тишине цветов.
Луна грустит.
Смычок — изящный мим —
Один виолу оживить готов
.
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 12:55 | Сообщение # 10
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
В зарождении и формировании скрипки сыграл также свою роль один из очень распространенных в средние века смычковых народных инструментов — ребек. Ребек происходил от старинного арабского инструмента ребаба, завезенного маврами в Испанию в VIII веке при завоевании ими Пиренейского полуострова.
Близки ребекам так называемые «польские скрипки» — мазанки — трехструнные смычковые инструменты польских народных музыкантов.
В создании скрипки некоторую роль сыграли и смычковые лиры. Некоторые из лир формой корпуса уже совсем напоминали скрипку. Лиры прожили короткую жизнь, явившись промежуточным типом смычкового инструмента между фиделем и скрипкой.
И сейчас разве только прелестные стихи Теофиля Готье напоминают нам об их существовании:

...mon oœur éperdu sur ton cœur qu'il cherchait
Vibrait comme une lyre au toucher rie l'archet.

Дословно: «...мое сердце, потерявшееся в твоем сердце, которое оно так искало, вибрирует, как лира, тронутая смычком».


Геррит Доу Скрипач 1653 г.



Габриэль Метсю A Woman Seated at a Table and a Man Tuning a Violin 1658 г.



Адриан ван Остаде Интерьер таверны со скрипачом

Позже виола по всей Европе уступила свое первенствующее положение скрипке, но отнюдь не без борьбы, приобретавшей зачастую явственно ощутимую социальную окраску.
Особенно социальный смысл борьбы выявился во Франции.
В 1740 году, в период заката виольного искусства, один из представителей аристократической культуры Юбер Ле-Блан выпускает трактат с характерным названием: «В защиту басовой виолы от посягательств скрипки и претензий виолончели».
«Монархи и князья Франции, — пишет он, — судили справедливо в пользу виолы, предоставляя ей место в своем кабинете, в своей комнате, возле своей августейшей особы, между тем как скрипку они оставляли до сих пор в вестибюле или высылали на лестницу, место кошачьих любовных сцен, где последние угощают своей очаровательной музыкой, а скрипки тут же своей».
Любопытно, что во Франции скрипка сначала была допущена в «Ансамбль конюшни». Этот ансамбль существовал в конце XVI—начале XVII века и предназначался для обслуживания королевских выездов, охот, пикников. Затем при французском дворе был создан ансамбль «Двадцати четырех скрипок короля», в функции которого входила опять-таки преимущественно игра во время обедов, на балах, утром, «при вставании» короля. Скрипачи долгое время были на положении лакеев.
В такой обстановке скрипка начинала свою «академическую» жизнь.
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 13:01 | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн

Жак Калло Скрипач



Жан Батист Симеон Шарден Юноша со скрипкой 1734-35 г.г.



Пьетро Лонги. Маленький концерт 1741 г.



Пьетро Лонги. Урок танцев. Учитель танцев. 1741 г.



Жак Андре Джозеф Авед Портрет Жака Филиппа Рамо со скрипкой

Сольным инструментом скрипка является с XVII в.
Первыми произведениями для скрипки считаются: «Romanesca per violino solo е basso» Марини из Брешии (1620) и «Capriccio stravagante» его современника Фарина.
На скрипичное искусство оказало огромное влияние и певческое искусство, это факт, что вплоть до 19 века скрипичные мастера Франции, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Тироли и Австрии создавали свои инструменты, подражая национальному певческому искусству.
Так, скрипки французских мастеров повторяли слегка носовое произношение французских шансонье, тирольские скрипки обладали признаками тирольского народного пения, немецкие скрипки приближались по своему звучанию к мальчишескому дисканту, так как хоры мальчиков в Германии - это национальный вид искусства, и т.д.
 
ПесенкаДата: Пятница, 08.07.2011, 13:07 | Сообщение # 12
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
[color=blue]Основателем художественной игры на скрипке считается А. Корелли; затем следуют Торелли, Тартини, Пьетро Локателли (1693—1764), ученик Корелли, развивший бравурную технику скрипичной игры.

Уильям Сидней Монт Власть Музыки 1847 г.



Петр Косолап Сумасшествие. Безумный скрипач у тела умершей матери 1863 г.



Эдуар Мане Старый музыкант



Паскаль Адольф Жан Даньян-Буве На привале 1892 г.


Материалы из Википедии, а также отрывки из книги Л. Раабена "Скрипка" (1963 г.) и статьи Сергея Муратова "Скрипка: вопросы истории и происхождения" .

КОЛЛЕКЦИЯ АНАТОЛИЯ КРАСНОПИВЦЕВА
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.07.2011, 15:56 | Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Очень необычная сейчас произойдет модуляция в теме - от шедевров живописи, в которых присутствуют музыкальные инструменты, в звучание Венского овощного оркестра!!!








 
ПесенкаДата: Суббота, 16.07.2011, 16:07 | Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Известные мультфильмы о музыкальных инструментах


 
ПесенкаДата: Суббота, 16.07.2011, 16:10 | Сообщение # 15
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
СЕНСАЦИЯ


 
  • Страница 1 из 65
  • 1
  • 2
  • 3
  • 64
  • 65
  • »
Поиск: