Песенка | Дата: Понедельник, 12.11.2012, 02:26 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Назайкинский Е. В. Евгений Владимирович (р. 12 VIII 1926, с. Новая Малыкла Ульяновской обл.) - сов. музыковед и педагог. Доктор искусствоведения (1972). Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (1955) и аспирантуру при нём у С. С. Скребкова (1958). С 1962 преподаватель Моск. консерватории (с 1974 зав. кафедрой теории музыки, с 1976 профессор). Осн. направления науч. исследований - муз. психология и муз. аксиология, восприятие музыки, логика муз. композиции, проблемы муз. формы. Среди учеников - Е. И. Чигарёва, Т. Ю. Чернова, В. П. Фомин, А. С. Соколов, Л. Н. Логинова.
Сочинения: О музыкальном темпе, М., 1965; Речевой опыт и музыкальное восприятие музыки, в сб.: Эстетические очерки, вып. 2, М., 1967; Предпосылки эстетических оценок в курсе гармонии, в сб.: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 6, М., 1967 (совм. с Ю. Н. Рагсом); О психологии музыкального восприятия, М., 1972; Искусство и наука в деятельности музыковеда, в сб.: Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973; Оценочная деятельность при восприятии музыки, в сб.: Восприятие музыки, М., 1980.
|
|
| |
Шелк | Дата: Понедельник, 12.11.2012, 19:14 | Сообщение # 2 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Назайкинский Евгений Владимирович
Татьяна
|
|
| |
notka | Дата: Среда, 14.11.2012, 09:38 | Сообщение # 3 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
| Назайкинский. О психологии музыкального восприятия
В исследовании рассматриваются закономерности психологии музыкального восприятия в их связи с особенностями строения, жанровыми чертами и содержанием музыкальных произведений. Анализируется роль общего жизненного опыта (пространственно-временного, двигательно-динамического, речевого) в развитии навыков музыкального восприятия и влияние психологических факторов на формирование музыкального языка. Затрагиваются также проблемы целостности и дифференцированности восприятия музыкальных произведений.
Содержание О психологии 1 Пространственные компоненты в восприятии музыки 44 Естественные предпосылки музыкального ритма 97 Интонация в речи и в музыке 131 О генезисе восприятия музыки 177 Очерк I О ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ Восприятие музыки как объект исследований в музыкальной психологии Проблемы музыкального восприятия и современная психология Роль жизненного опыта в восприятии музыки и его структура Как ныне сбирается вещий Олег Очерк II ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ В ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКИ Об условиях, облегчающих перенос пространственного опыта на восприятие музыки Пространственные условия исполнения и жанры музыки Глубина звучания как одна из координат музыкальной фактуры «Пространственность» музыкального восприятия и двигательный опыт Естественные предпосылки архитектонических музыкальных представлений Роль пространственных компонентов восприятия в развитии музыкального слуха Пространственные компоненты музыкального восприятия и творческое воображение слушателя Очерк III ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА Основные количественные и качественные темповые характеристики музыкального ритма О взаимосвязях метра и лада Очерк IV ИНТОНАЦИЯ В РЕЧИ И В МУЗЫКЕ Сходство звуковых характеристик речи и музыки Общие закономерности восприятия интонации Связь речи и музыки с ситуационным контекстом в различных жанрах Функции интонации в речи и в музыке О механизмах речевого и музыкального слуха Мелодика речевой и музыкальной интонации. Очерк V О ГЕНЕЗИСЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке
Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 248 с: ноты.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические проблемы изучения стиля и жанра музыки. Характеризуются методы стилевого и стилистического анализа музыкальных произведений. Приводятся темы домашних заданий и методические советы, а также предметный указатель и список рекомендуемой литературы. Учебное пособие адресовано студентам музыкальных учебных заведений и педагогических институтов; может заинтересовать широкий круг читателей-музыкантов и любителей музыки.
ПОЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ МИНИАТЮРЫ В бесчисленном множестве жанров поэтического, музыкального, литературного, изобразительного искусства, в различных национальных культурах, на разных этапах истории человечества занимают свое скромное, порой почти незаметное место жанры, связанные с так называемыми малыми формами, с принципами миниатюры. Как незабудки в полевом букете, художественные создания этих жанров по своим эстетическим функциям не только дополняют монументальное искусство крупных форм, не только создают ему необходимый фон, но и сами по себе исключительно важны и ценны для жизни и искусства. Их развитие является непременным условием полноты художественной культуры, свидетельством зрелости, мудрости, духовной чуткости и проникновенной силы искусства, совершенства его форм и средств, символом могущества поэтического сознания народа. Не случайно они притягивают к себе внимание любителей живописи и прикладного искусства, пристально изучаются эстетиками и искусствоведами.
В настоящем эссе предпринимается попытка рассмотрения художественной сущности миниатюры в инструментальной музыке, ее исторической роли в развитии музыкального искусства. Автора призывает к этому не только сама миниатюра, не только художественная магия, таящаяся в русских побасенках, японских хокку, в рубаи Пахлавана Махмуда, бетховенских багателях, прелюдиях Баха и Шопена, иллюстрациях из рукописных книг в хранилищах Матенадарана, но и сознание того, что изучение ее необходимо для творческой практики современной профессиональной музыки, для развития общей теории искусства, для творческой деятельности музыканта-исполнителя. Евгений Назайкинский
Ссылка: http://files.mail.ru/HLINWG
Сообщение отредактировал notka - Среда, 14.11.2012, 09:40 |
|
| |