Татьяна Анатольевна, Марина, спасибо за подарки!!! Посмотрю видео (которого я ещё не видела) только в конце августа, но всё равно не расстраиваюсь - в предвкушении!!!
А сейчас с интересом жду мнения, эмоции, в общем, отзывы на представленные проекты.
Коллеги, для кого не проблема скачать и посмотреть - НАПИШИТЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО И СКОРЕЕ, ОЧЕНЬ ПРОШУ!
Отдельная радость, что есть Детский альбом Татьяны Анатольевны. Кто-то в первый раз посмотрит - счастливый.
Я в июне усадила наших пианистов посмотреть (на большом экране смотрели) - долго потом сидели, благодарили со слезами (меня-то за что?) и спрашивали: а ещё пьесы будут?...
Позвольте мне выложить здесь отзыв на проект Татьяны Анатольевны. Я знаю, есть ещё рецензии. Если Татьяна Анатольевна сочтёт нужным и выложит их тоже - было бы очень интересно прочесть!Добавлено (08.07.2011, 22:30)
---------------------------------------------
РЕЦЕНЗИЯ
на проект Т.А.Боровик
музыковеда, исследователя, преподавателя теоретических дисциплин ДМШ №1 им. М. И. Глинки г.Смоленска
«Детский альбом» П.И.Чайковского».
«Детский альбом» П.И.Чайковского – трудно найти в фортепианной литературе для детей сочинение более популярное и исполняемое. Тем не менее, любой преподаватель фортепиано прекрасно знает, что в процессе работы с учеником над пьесами этого цикла возникает множество методических вопросов, связанных в том числе с драматургической многоплановостью «Детского альбома».
Именно образная сложность, многомерность «притягивает» к произведению Чайковского отнюдь не только музыкантов: на основе «Детского альбома» были созданы спектакли, хореографические постановки, мультипликационные фильмы.
На международном педагогическом интернет-форуме in-ku.com (раздел «Методика преподавания сольфеджио Татьяны Боровик», тема «Видео-классика») представлена работа, автором которой является музыковед, исследователь, преподаватель теоретических дисциплин ДМШ №1 им. М. И. Глинки г.Смоленска Татьяна Анатольевна Боровик. Это цикл видео-миниатюр «Детский альбом» П.Чайковского»: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама», «Болезнь куклы», «Мужик на гармонике играет», «Полька», «Песня жаворонка», «В церкви».
Безусловная уникальность проекта в том, что профессионализм музыковеда, преподавателя и музыкального психолога сочетается у автора с несомненным талантом драматурга и режиссёра. Видеоряд в фильмах Т.А.Боровик – это не поверхностная «анимация» программного произведения, но в то же время и не пресловутая «авторская трактовка», существующая зачастую отдельно от первоисточника и не имеющая с ним ничего общего.
Автору проекта без сомнения удалось, бережно сохранив образный строй пьес Чайковского, выявить и с абсолютной художественной убедительностью «преподнести нам на ладони» драматургию второго плана, тонкий подтекст произведения и – как знать? – быть может истинный замысел композитора.
Особую, ни с чем не сравнимую ценность несут документальные фрагменты: так, например, в открывающей цикл «Утренней молитве» мы видим детские игрушки Чайковского, его комнату и – самое сокровенное – семейную икону Божьей матери, освящавшую детство композитора.
Эти фрагменты – отнюдь не «видео-экскурсия по музею». Это открытый нам Т.А.Боровик драматургический камертон цикла, ключик к пониманию всех пьес: «Детский альбом» - прежде всего портрет самого композитора, его разговор, и не только с детьми, но и с взрослыми; то общение, с помощью которого можно объяснить многое и в его сложных симфонических сочинениях.
«Утренняя молитва» и «Мама» – пьесы, находящиеся под «образной лигой», хочется сказать – под одним покровом. Икона Богоматери и мать, любящая и охраняющая своё дитя. Фрагменты фильма Н.Михалкова «Обломов» (сцены с матерью) удивительно тонко и органично вплетаются в драматургию обеих пьес: страстная, великая любовь матери, встречающей сына, и такая же великая сила любви в их совместной молитве.
В ненастном, вьюжном пейзаже «Зимнего утра» (увы, нечасто исполняемой пьесы) у Т.А.Боровик нет отстранённости, за кадром определённо существует главный герой, а в кадре – его фантазии, мастерски воплощённые средствами изящной мультипликации: движения причудливого танца Метелицы и дыхание, пульсация музыкальных фраз абсолютно неразделимы.
Добавлено (08.07.2011, 22:31)
---------------------------------------------
Две «кукольные» пьесы «Полька» и «Болезнь куклы» - как две жизненных ипостаси: радость и скорбь. Радость – единая краска, однородное состояние проносится в настоящем танце: в «Польке» мы видим фрагмент балета «Фея кукол» И.Байера. Хочется отметить особую чуткость автора в режиссёрском понимании деталей: судя по движениям (переменный шаг, боковой галоп, кружение) кукла действительно танцует польку!
Кукла – казалось бы, маска, неодухотворённое подобие человека – в контексте драматургии фильмов Т.А.Боровик отнюдь не игрушка, не внешняя деталь быта маленькой девочки. Здесь кукла – отражение обнажённой человеческой души в радости и страдании. И в «Болезни куклы» - драматической кульминации видео-цикла – автором найден удивительно тонкий художественный контекст: сюжет пьесы – это сон, где проносится жизнь, по сути –исповедь, прощание. Лейтмотив фильма – мудрое, всепонимающее личико куклы из музея П.И.Чайковского (найден очень удачный операторский ракурс), много знающий и много помнящий взгляд из другого мира. Точный психологический приём и профессиональный режиссёрский расчёт автора – сделать зрителя частью жизни героини, показав трогательные и прекрасные детали: музейные кукольные платьица, башмачки, зонтик, изысканную коляску… Мы присутствуем рядом с умирающей, страдаем вместе с ней, но даже в неокрепшей и очень уязвимой душе маленького ребёнка не возникает ощущения тяжести и страха. Маленькому человеку быть может впервые – деликатно и бережно – даётся прививка печали и скорби; детская душа познаёт гармонию мира, нравственно взрослея.
Две замечательные пьесы-интермедии «Мужик на гармонике играет» и «Песня жаворонка» - взгляд на мир «из окна», с восторгом, искренностью и любовью! Яркие, сочные краски в «Мужике», свежий воздух и – центр сюжета – уникальная музейная гармоника, ожившая в мультипликации и сумевшая всего лишь за минуту рассказать свою историю. Движутся меха гармони, с кружевной изысканностью меняются картины, рождается диалог: песня гармоники – и на миг мелькнувшее печальное женское лицо. Песня гармоники – и юные барышни, им в этой музыке слышится пока только радость.
Добавлено (08.07.2011, 22:33)
---------------------------------------------
В «Песне жаворонка» автору фильма безусловно удалось «удержать настроение» при отсутствии определённой фабулы – это нелегко даже для профессионального режиссёра. Весеннее утро на глазах у зрителя наполняется теплом и светом. Громадный мир – и маленькая птичка-жаворонок, одухотворяющая музыкой весь этот простор. Настоящие птичьи трели в качестве контрапункта настолько органично влились в партитуру пьесы Чайковского, что воспринимаются уже как неотъемлемая её часть.
Заключительная пьеса цикла «В церкви» - вторая опора устойчивого драматургического свода, идущего от молитвы утренней к молитве вечерней. Уникальный, художественно цельный, пронзительный видеоряд: бережно «подсмотренные» оператором прекрасные, ангельски чистые детские лица, сосредоточенные в молитве. Мы видим незабываемое лицо мальчика с застывшими слезами: не портрет ли это, явившийся нам через полтора века, «стеклянного мальчика» Чайковского? Пройдёт не только день, пройдёт целая жизнь, и нужно сохранить до самой сокровенной вечерней молитвы чистоту молитвы утренней – не об этом ли говорят нам, взрослым, детские глаза?
Очень хочется пожелать автору видео-цикла Татьяне Анатольевне Боровик продолжить работу над этим проектом и рекомендовать его для изучения и использования в работе преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, психологам, специализирующимся в области музыкальной терапии, а также просто родителям, заботящимся о нравственном воспитании своих детей.
02.06.2011.
____________________ Ю.В.Савватеева
музыковед, преподаватель теоретических дисциплин
ДШИ им.В.К.Андреева
г.Котельники
Московская область