Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
|
|
zubr1961 | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:00 | Сообщение # 766 |
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
| Цитата venezia (  ) Внимательному читателю будет заметно также, что выступления участников секции Шатковского были ориентированы на показ практического навыка – импровизации, а это уже скорее ближе к задачам предмета «Музицирование», нежели к «Сольфеджио». Это почти про яйца и курицу. Если понимать под "музицированием" практическую деятельность, а под "сольфеджио" - развитие слуха, то тогда у меня вопрос: зачем развивать слух, если не предполагается дальнейшая практическая деятельность? Важно, чтобы ученик умел петь и играть, и именно для этого развивают музыкальный слух и не только слух. Ребенок приходит в музыкальную школу научиться играть на инструменте. При чем он даже не понимает, как он хочет уметь - по нотам, или самостоятельно, без нот, по слуху. Просто хочет уметь это делать. И если для этого нужен развитый музыкальный слух, то ok, он с этим согласен. Самое важное на уроке сольфеджио - каждый раз, по возможности, в каждой или почти каждой форме работы показать, каким образом овладение тем или иным навыком приблизит его к цели - научиться играть. Играть - это музицировать, а не исполнять сонатины Клементи. Цель урока спец. инструмента - научить ребенка грамотно разбирать музыкальный текст, дать понятие об аппликатурных правилах, показать приемы развития беглости пальцев. Весь выученный за 7-8 лет музыкальный материал забудется через 2-3 месяца после окончания школы, и с ребенком останется одно: или он умеет читать и разбирать ноты, или нет. Это к вопросу о спец. дисциплинах. Сольфеджио. Какой интерес ребенка в этом предмете (изначально)? Часто к вам приходили дети или родители с просьбой "развить музыкальный слух"? Ко мне - ни разу. Но соглашаются посещать уроки сольфеджио, когда говоришь, что развитый музыкальный слух позволит детям самостоятельно музицировать и не зависеть от наличия нот. Ведь это и более естественный процесс: ребенок начинает говорить, не имея представления о правилах языка, синтаксисе и проч. Но он говорит. Иногда даже весьма успешно. И если бы муз. школа обеспечивала "на выходе" музицирование, т.е., крепкие и уверенные навыки самостоятельного музыкального самовыражения, в такую школу выстраивалась бы очередь! И на такие уроки сольфеджио в том числе. И специальность была бы не нужна, может быть))) Во всяком случае, аудитория, которой именно это нужно, была бы достаточно представительной. Когда я еще жила в Дебальцево, со мной работала коллега, которая посетила КПК Г.Шатковского. После курсов она приехала с совершенно перевернутым сознанием. Вот как будто ей совершенно перезагрузили другим материалом мозги. И у неё на уроках ученики играли постоянно, с 1-го класса, все - народники, барабанщики, скрипачи и все, кто там был. Играли с 1-го класса двумя руками, сначала просто с басом, потом с каким то более сложным аккомпанементом - возможно, с бурдоном, потом с аккордами и т.д. Весь урок - практическая работа: игра, пение, диктант, на слух, снова пение - по нотам, ритмы и т.д. Теории минимум. Результат. Дети теорию знали, возможно, не так идеально, как могли бы. Но играли все и всё. И это, на мой взгляд, гораздо важнее первого пункта. Некоторые пробелы в теор. знаниях уч-ся были не от того, что методика Шатковского "не такая", а потому, что любой интерпретатор или последователь может немного исказить - это раз, во-вторых, он её обязан пропустить через себя, через собственное восприятие так, чтобы она стала "его" методикой. Музицировали и импровизировали. Чтобы импровизировать, нужно много чего знать, уметь сложить в голове и выдать правильно в нужный момент. Архи-полезное занятие.
Добавлено (24.12.2017, 00:50) ---------------------------------------------
Добавлено (24.12.2017, 00:51) ---------------------------------------------
Добавлено (24.12.2017, 12:35) --------------------------------------------- О предназначении предмета специальность я в предыдущем сообщении чересчур прямолинейно и упрощенно, надеюсь, что меня поняли. Понятное дело, что и для исполнения сонат Клементи (равно как и для "Во саду ли, в огороде") нужен развитый слух, но при разучивании произведения по нотам он имеет гораздо меньшее значение, чем при подборе на слух, при импровизации и свободном самостоятельном музицировании.
Добавлено (24.12.2017, 13:28) --------------------------------------------- Цитата в начале сообщения - отнюдь НЕ КРИТИКА точки зрения уважаемой коллеги. Просто её слова навели на мысли... Возможно, не на правильные))) Ну уж какие есть)
Добавлено (24.12.2017, 14:00) --------------------------------------------- Не знаю, по методике ли это Шатковского, но от как я начинаю писать диктанты с первоклассниками. Вчера на уроке с 1-классниками работала так: диктант (аж из 4-х тактов) подобрать и сыграть с аккомпанементом, бурдоном. На уроке были исключительно гитаристы. Все как один сыграли. Не нужно бояться))) Методика написания была такова: Диктант сочинили мы сами - мальчик придумал слова - двустишие ("Зимушка пришла, снег принесла" - замечательный шедевр, есть и 4 восьмых, и половинные, и четверть-две восьмые - красота!) , я их "положила на музыку"))) , мы всё это записали как диктант, а дальше пошел подбор на ф-но с буродонным басом))) Главное: им это ОЧЕНЬ понравилось, каждый сразу вспомнил, где он может найти клавишный инструмент (у одного дома синтезатор, другой сказал, что есть у прабабушки, трений не нашел у своих родственников, но сказал, что в классе специальности есть - можно сыграть там), Детям ОЧЕНЬ понравилось, что сходу получилась музыка, и что её не трудно записать и не трудно сыграть на инструменте, который они только видят, но на котором не обучаются. Должен быть в сознание заложен тезис: сольфеджио - это легко, понятно, интересно, полезно и радостно. И с этой парадигмой жить и работать, согласно ней выстраивать свою преподавательскую деятельность.
Сообщение отредактировал zubr1961 - Вторник, 26.12.2017, 21:04 |
|
| |
nhanna4 | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:15 | Сообщение # 767 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
| Смотрю сейчас одно интересное видео Шатковского,в котором демонстрируются способы варьирования музыкальной темы. Как после простейших (смены лада, регистра, размера), дети успешно применяют такие способы: - выдержанные звуки, интервалы или аккорды; - разные виды фигурации (ритмическая, гармоническая, мелодическая и смешанная); - перемещение.
Потом переходят к специальным способам варьирования: - усложнение гармонии в пределах данной функции - перегармонизация мелодии - полифонические средства варьирования; - мотивная разработка.
Я знаю, что эти способы у нас подробно изучаются в ДМШ в классах композиции. Но и на сольфеджио часть их применяются, конечно. Цитата venezia (  ) Внимательному читателю будет заметно также, что выступления участников секции Шатковского были ориентированы на показ практического навыка – импровизации, а это уже скорее ближе к задачам предмета «Музицирование», нежели к «Сольфеджио». Отдельного предмета "Музицирование" у нас нет, а композиция есть, но далеко не во всех школах.
Цитата zubr1961 (  ) Если понимать под "музицированием" практическую деятельность, а под "сольфеджио" - развитие слуха, то тогда у меня вопрос: зачем развивать слух, если не предполагается дальнейшая практическая деятельность? Практическая деятельность должна предполагаться всегда. Мне понравилось, как Ваши ученики говорят о импровизации. И, конечно же, ритмическая импровизация доступна абсолютно всем детям с раннего возраста.
|
|
| |
nhanna4 | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:21 | Сообщение # 768 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
| Цитата venezia (  ) остается, все же, не совсем ясным вопрос развития вокально-интонационных навыков,сольфеджирования с листа, Этот вопрос мне тоже пока не ясен, сейчас смотрю фильм 1991 г. о методике Шатковского. Смотрю отрывками пока, на каникулах пересмотрю полностью. Но вот в этом конкретно фильме и правда (по сравнению с прочим) почти не уделяется времени именно развитию вокально-интонационных навыков. В связи с этим вспомнила книгу Татьяны Анатольевны, в которой огромное внимание уделяется вокально-интонационной работе, есть прекрасные действенные упражнения для совсем начального уровня (графики).
|
|
| |
nhanna4 | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:25 | Сообщение # 769 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
| Цитата zubr1961 (  ) не трудно сыграть на инструменте, который они только видят, но на котором не обучаются. Хотела спросить, а в вашей школе у народников, струнников и прочих нет дополнительного ф-но? В школах моей области на это обычно не хватает часов.
|
|
| |
zubr1961 | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:55 | Сообщение # 770 |
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
| Нету ни у кого - на этом экономят. Не дают даже тем ученикам, которые собираются поступать в колледжи - это для меня совсем не понятная позиция. Я бы даже сказала, вредительская. Но это только в периферийных школах. В Донецке (тогда еще, до войны) вычитывались абсолютно все предметы, и общее фортепиано в том числе - у всех без исключения.Добавлено (24.12.2017, 14:40) --------------------------------------------- Вот еще вспомнила о том, что делала коллега после КПК Шатковского: много транспонировали, всегда, с 1 класса - все диктанты с аккомпанементом нужно было уметь сыграть во всех выученных тональностях. Я подозреваю, что выученных тональностей было больше, чем в программе, потому, что мне приходили жаловаться преподаватели по спец. ф-но (интересно, что не народники ), что вот-де так трудно в стольких-то тональностях, и зачем оно надо? Отвечала, что коллега учит мыслить, не привязываться насмерть к До мажору, а понимать закономерности. Надо ли говорить, что понятия "тоника, субдоминанта и доминанта" они знали с 1-го семестра, хотя эта тема в программе только в 3 классе. НО дети знали и играли. И много варьировали, и фигурацией занимались. Музицировали. Добавлено (24.12.2017, 14:55) --------------------------------------------- Мечтаю из класса выкинуть столы. Или заниматься сольфеджио в спортзале. Чтобы были лавки-скамейки, маты или кресла-мешки, или какие-то комфортные пуфы, было много места и возможность ходить, бегать, прыгать, танцевать, хороводы водить, мячом играть. В учебных целях, разумеется. И где-то в уголке огромного зала - несколько столиков со стульчиками, возможно даже, доска - не всякий случай Хотя бы в младших классах так... Я много хочу, да? Может, это и не правильное направление, но я об этом думаю уже... лет 8))) А аудитории у меня всё меньше и меньше по площади 
|
|
| |
lyudmila_w | Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 18:06 | Сообщение # 771 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 897
Награды: 88
Статус: Оффлайн
| Спасибо всем, кто предоставил свои материалы для знакомства здесь, на форуме. Каждая работа - результат труда и поисков, достойна внимания и уважения. Конечно, познание языка музыки через творчество детей - это то, к чему нужно стремиться. А если творчество ещё и фиксируется в видеоклавирах, как у Струментовой О.А. - вообще замечательно. Умение записывать музыку тогда приобретает для ученика реальный смысл и даёт возможность проследить ступени роста. Ну, а путь выбирает преподаватель: логичность и систематизация, или спонтанность, фонизм. Оптимально, наверное - сочетание того и другого.
Цитата zubr1961 (  ) мячом играть Вслед за Парушевой С.В. поиграли с учениками в мяч, который "задаёт вопросы". Эта форма работы концентрирует внимание. Но когда я ученикам предложила самим задавать вопросы, появился азарт и возможность выбора - о чём спросить, кого. Удивила меня на уроке ассоциация прима-шиншилла. Для себя нашла только один ответ - повторность звуков в слове? Хотелось слышать и "живую" музыку, но показана часть урока, может, она и звучала.
Интересная задумка мультимедийного пособия по сольфеджио «Детский альбом» П. И. Чайковского: Путешествие в страну ритма», выполненного С. В. Сараевой. Понравилось, что внимание в каждой пьесе концентрируется на одной ритмической группе. Нотный текст крупный, удобный в случае работы с монитором. Но нужен ли в каждом такте размер? И, если такты повторяются, я - за репризы, чтобы заранее быть готовыми либо к повтору, либо к смене.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:03 | Сообщение # 772 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:04 | Сообщение # 773 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:05 | Сообщение # 774 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:06 | Сообщение # 775 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:06 | Сообщение # 776 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:07 | Сообщение # 777 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:07 | Сообщение # 778 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:08 | Сообщение # 779 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 25.12.2017, 14:09 | Сообщение # 780 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |