Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
|
|
Песенка | Дата: Пятница, 13.06.2014, 16:48 | Сообщение # 46 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Жюри конкурсов.
Долинская Елена Борисовна, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, специалист по истории музыки ХХ века. Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры от 23 декабря 2013 года (№ 365) Награждена медалями «Ветеран труда», «В память 850-летия Москвы». Награждена орденом «Дружба народов» (2006). Награждена Премией города Москвы в области литературы и искусства за монографию «Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия. Исследовательские очерки» (2007). Член Союза композиторов СССР (РФ) (с 1976 г.). Многим педагогам известны «Сказки старого пианино» — анимационный образовательный проект, знакомящий детей с биографиями и творчеством великих композиторов. Автор идеи, сценарист и продюсер — Ирина Марголина, координатор — Елена Долинская.
на фото слева направо члены жюри - Долинская Е. Б., Джуманова Л. Р., Дадиомов А. Е.
далее Петрова М. Л. и Орлова Е. В.
|
|
| |
Песенка | Дата: Пятница, 13.06.2014, 17:02 | Сообщение # 47 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Дадиомов А. В. преподаватель Московского государственного института музыки им. А. Шнитке и ЦМШ г. Москва
|
|
| |
Песенка | Дата: Пятница, 13.06.2014, 17:05 | Сообщение # 48 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Лола Рауфовна Джуманова - кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки, руководитель Сектора педагогической практики Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, преподаватель Центральной музыкальной школы (колледж) при МГК
|
|
| |
Песенка | Дата: Пятница, 13.06.2014, 17:31 | Сообщение # 49 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Лариса Николаевна Логинова - председатель жюри конкурсов ассамблеи, доктор искусствоведения, профессор теории и сольфеджио ( Испания. Барселона) ученица Е. В. Назайкинского. Диссертиация: О слуховой деятельности музыканта-исполнителя :Теоретические проблемы
|
|
| |
Песенка | Дата: Пятница, 13.06.2014, 17:33 | Сообщение # 50 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Орлова Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, председатель Национального совета по современному музыкальному образованию.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 15.06.2014, 06:30 | Сообщение # 51 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 15.06.2014, 06:30 | Сообщение # 52 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
|
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 15.06.2014, 10:11 | Сообщение # 53 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Коллеги! Те, у кого есть диски из "методического киоска" ассамблеи. Если что-то у кого-то не открылось или не так пошло на вашем компьютере, не молчите и не стесняйтесь - пишите на эл. почту авторов или сюда на сайт. Всё обязательно решим!
на всякий случай, моя эл. почта yuliasawateeva@mail.ru
Диски могут некорректно открываться из-за проблем видео-привода вашего компьютера; возможно, из-за отсутствия каких-либо программ на компьютере и т.п. Но в любом случае диск может быть заменён ссылкой на тот же самый материал.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 15.06.2014, 12:37 | Сообщение # 54 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Хорошо, если все уточнения по дискам будут носить корректный характер.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 19:52 | Сообщение # 55 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Не знаю, будет ли это опубликовано. Но почитать ваши отзывы хотелось бы.
Т. Боровик «Милий Алексеевич вновь собрал Могучую кучку!» Размышления сольфеджиста Даже самая невзрачная травка не только просто (и для чего-то) растет и цветет, пусть маловнятно и понятно только ботаникам. Но все равно растёт и более того — цветет. В природе (в любых разновидностях флоры-фауны), как и в отношениях людей есть путь и кульминация, свой и особенный рост, цветение и отцветание.
Согласитесь, любое дело тоже должно иметь пору расцветания и отслеживания этого процесса. И имеет! Потому что делом занят человек. А человеку, как в детстве, необходимо на стене черточками отмечать своей рост и ВИДЕТЬ это, так и будучи взрослым, в собственной деятельности необходимо внутренне чувствовать, ощущать и в какой-то момент увидеть (обнародовать) свой профессиональный путь.
Сольфеджио, в первую очередь, это музыкальное познание и начало осознавания интонационно-слуховым опытом сути, смысла, «жизни» знаков и терминов маленькими детьми. Но как вдруг получилось, что вопреки «природным законам развития» и человеческой потребности «видеть себя» в проекции времени на протяжении целой «эпохи школы», сольфеджио НЕ оказалось «быть способным периодически расцветать»?! Точнее, показывать временные итоги роста. Это, тем не менее, очень важно, и в первую очередь не столько для ребёнка, как бы это ни вплеталось привычно в канву мысли, сколько, как ни парадоксально это вдруг прозвучит - для педагога! Ведь он (педагог!) тоже «рос в своей методике», совершенствовался, открывал и радовался своему профессиональному развитию!Но куда и кому — периодически возникала мысль! — это отнести (принести, показать), чтобы порадовались и другие?!
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 20:00 | Сообщение # 56 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Каким был-есть путь у меня, у сольфеджиста, если за всю историю этого предмета на территории СССР, не было ни одного события, в котором бы сольфеджио «вывели на сцену»?
Для чего существует наш предмет? Для какой такой надобности он находится в реестре «образовательных наук», если этапность «отчета знаний и навыков» — это только два экзамена (вступительный и выпускной) и олимпиады, временами возникающие в пространстве «от и до». А всё остальное, которое происходит из урока в урок, изо дня в день, из года в год – кому интересно?
В конце концов, что такое современное сольфеджио? И что такое игровое и донотное сольфеджио? А как соединяется изучение теории музыки с тем, что ВСЕГДА интересно детям — игра, юмор, удовольствие оттворчества и прочая «ненаучная деятельность». Сколько играть — год, два или все 7 лет? А как?
И насколько сольфеджио необходимо в качестве предмета, который «пригодится в жизни», или, по крайней мере, в его методике присутствуют, хотя бы в некоторой степени, «здоровьесберегающие технологии», гуманитарно-эстетические и социальные положения современных положений науки, педагогики и психологии. Или этого в контекстах методики сольфеджио нет?
Что же тогда КРОМЕ теории музыки, интонирования и тренировки слуха может затрагиваться методикой и практикой на занятиях? Какие синтезы методик, психологии восприятия, педагогики (общей, социальной, гуманитарной, арт, когнитивной, музыкальной и т.д.) присутствуют? Или не присутствуют? А может и не должны?
А кто же он, на самом-то деле, этот сольфеджист, с позиции видения себя, как специалиста и отношения к нему коллег?
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 20:04 | Сообщение # 57 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Трудно не вспомнить В. Розанова (1856-1919, русский философ, публицист, писатель, педагог) с его очень точной мыслью об одиноком педагоге, которая записана им еще в 1899 году, и в значительной степени сопоставима с положением сольфеджиста в той или другой школе сегодня:
«Достаточно бросить взгляд нато, как формируется учитель, чтобы понять, что такое школа. В сущности, учитель только проводник просвещения: никому он не нужен, всем нужно только то, что он несет:и если он умен, если он человек с сердцем — что бывает часто, — он становится почти врагом образования, которое так много у него отняло и так мало ему дало. (…) В худшем случае он становится сух, эгоистичен (…) Почему так? Тайна здесь не в физической усталости, а еще в психологическом изнеможении. Ведь у кузнеца долее всего и здоровее всего сохраняются руки. У охотника — ноги и глаза, у мыслителя — ум; и только у учителя, как кожа и мускулы у рабочего на фосфорной фабрике, ранее всего атрофируется именно то, чем обращен к предмету своего труда — душа, ум, целостный психический строй».
Но В. Розанов не предполагал, что в сольфеджистах начнут из поколения в поколение «расти потомки П. Корчагина», которые несмотря ни на какие обстоятельства принятия или не принятия статуса предмета сольфеджио, станут «тащить на себе паровоз, заодно укладывая шпалы и прокладывая по ним путь». Зачастую только единой и своей собственной силой и своим стоянием «и вопреки, и на благо»! И сколько таких «маленьких педагогов с инициативой снизу» существовало и существует!
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 20:06 | Сообщение # 58 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| А позиция коллег-инструменталистов? Сколько раз слышала — «сольфеджио и теория музыки – это только ковер, по которому идут инструменталисты». Но видят ли инструменталисты в «прикладном значении предмета со всеми его составляющими», что ковер ЖИВОЙ и выткан любовно и рукотворно?! Не всегда, к сожалению.
Однако, вряд ли любой преподавательспециального класса по тому или другому инструменту способен будет вместить в свой предмет всё то, что было исследовано, обобщено и сформировано за многие годы учеными и практиками в направлении специального изучения параметровмузыкального слуха, его развития и совершенствования в совокупности сосведениями элементарной теории музыки, её познания и понимания. И это уже не «история предположений», а «история амбиций».
Уж,согласились и приняли бы мнение Б. Теплова («Проблемы индивидуальных различий», стр. 223-224 — М., 1961) для прояснения позиции науки хотя бы в вопросе воспитания чувства ритма, чтобы избавить себя и сольфеджистов от единственного довода оправдания практики — «меня такучили, и я буду так учить»:
«Специальный вопрос, которого необходимо коснуться в связи с проблемой применений опосредующих приемов в деле музыкально-ритмического воспитания, – это вопрос о «счете» (…) Ученик считает «раз-и-два-и-три-и-раз-» и т.д. и видит свою задачу в том, чтобы извлекать звуки одновременно с названием соответствующей счетной единицы: один звук на «раз», другой на «два», третий на «и». При этом предполагается, что ритм получится сам собой, сам собой «сложится», если звуки будут правильно укладываться в эту отсчитываемую схему (…) Такой счет можно назвать арифметическим счетом. Он, безусловно, вреден. Так как приучает ученика строить музыкальное движение не на основе чувства ритма, а на основе арифметического расчета (...) Научив ребенка со слабым чувством ритма «арифметическому счету», мы тем самым предлагаем ему способ играть, обходясь без чувства ритма. Это дает педагогу некоторое временное облегчение, так как позволяет сравнительно быстро достичь элементарной арифметической упорядоченности игры, но этим самымбуквально отрезается возможность достичь подлинной цели – живого ритма музыки».
Но всё выше сказанное относится к дискуссиям, которые возможны при специальных «собраниях» теоретиков и практиков. Это в будущем.
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 20:09 | Сообщение # 59 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| А на деле-то теоретики обучают сольфеджио, элементарной теории музыки, преподают ритмику, слушание музыки и музыкальную литературу, занимаются сочинением музыки, элементарным музицированием, ведут лектории и концерты, занимаются с детьми самого маленького возраста в группах раннего эстетического развития, осваивают компьютерные программы, внедряют формы работы с ИД (интерактивной доской)!
И если предположить, что всем перечисленным владеет один человек, то значит, что в его практике непременно существует и серьезная осведомленность в вопросах новых технологий развития музыкальности детей, и комплексность наполнения методики, и синкретичность направлений преподавания, и их полихудожественность, и креативность, «взвешивание» и «дозирование» того, что, в чем и как он принесёт на урок — да ведь это просто универсальный мастер!
Но как это в практике происходит?! Какие слагаемые метода присутствуют? На каком материале?
От многих скрыто, вероятно, то, что сольфеджио разомкнуто для использования материала. Инструктивные мелодии, либо отрывки произведений классико-романтического стиля вполне способны соседствовать с музыкой в объеме пяти столетий (от XI века до джаза).
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 16.06.2014, 20:11 | Сообщение # 60 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Посмотрите, сколько вопросов, и все очень интересные, ёмкие, согласитесь.
И, конечно же, не все вопросы и не всё, что хотелось бы спросить и получить ответ. Например, многих российских сольфеджистов интересует — «а как там у них»? И как увидеть, узнать и сопоставить фундаментально разработанную концепцию воспитания слуха, основанную на традициях и опыте, рекомендациях и практике известных ученых, исследователей и практиков России с методикой Европы?
Уж не говоря о том, что появилась мечта о событии, в котором приняли бы участие авторы учебников (хотя бы какой-либо их малой части). Ведь написать методику того или другого предмета подробно практически невозможно, ее надо УВИДЕТЬ. Учебников сольфеджио много, а чем они отличаются и что нового в изложении, материале и его подаче существует в данное время?
И тогда может возникнуть возможность как общения с авторами, так и возможность посмотреть и почувствовать, как сам автор осознает себя в прикосновении к тайнам музыки (пусть даже грамматики и её синтаксиса), и не только в виде мини мастер-класса, но и с детьми, и лучше не со своими. Как происходит ассимиляция и внедрение описанного опыта в том или ином учебном пособии в выходе на иную аудиторию?
И разве не«плюс», что сами авторы могут посмотреть друг на друга — это тоже немало и важно для них, чтобы и сравнить себя, и «не впадать в аутизм», и понять других, и порадоваться разнообразию идей, но и увидеть себя в канве современных техник педагогики и психологии преподавания сольфеджио и теории музыки.
|
|
| |