Четверг, 28.03.2024, 12:41
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » А.И. Рубец
А.И. Рубец
zubr1961Дата: Понедельник, 11.02.2013, 01:59 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
             Александр Иванович Рубец

Александр Иванович Рубец (1/13 октября 1838г, Чугуев Харьковской области - 29.04/11.05 1913 года, Стародуб Брянской области.) - музыковед, фольклорист и музыкальный педагог.

В КОНЦЕ ПРОШЛОГО и в начале нынешнего века это имя было знакомо в России, наверно, всем, кто интересовался музыкой и песнями. Нет, он не был великим композитором. Написанные им два десятка романсов не стали народными и сошли с репертуара. Его так называемые увертюры — это по сути дела попурри из украинских песен. Он не стал известным певцом, хотя и обладал великолепным голосом. Не стал большим музыкантом, хотя прекрасно играл на фортепиано и на многих народных инструментах, особенно на украинской бандуре. Не осталось его имени и среди имен выдающихся дирижеров. И это несмотря на то. что он часто н с блеском дирижировал созданными и обученными им хорами. Наконец, его нельзя причислить и к писателям, хотя он и издал записанные со слов своей няни легенды и сказания стародубской седой старины. Они интересны с этнографической точки зрения, но их литературная ценность, увы, невелика.
Кем же в таком случае был Александр Иванович Рубец? Кем остался он в памяти потомков?
Ответ один:
Учителем. Учителем с большой буквы. Просветителем. Романтиком, который искренне и до конца своих дней считал, что музыка — одно из активных, действенных средств для облагораживания нравов. Что полюбив музыку и слушая ее, люди. становятся чище, милосерднее, добрее. И он на протяжении всей своей жизни оставался верен этому своему убеждению.

Добавлено (11.02.2013, 01:55)
---------------------------------------------
Страстная любовь к музыке появилась у него с детства. Его мать Анна Петровна, урожденная Немирович-Данченко (из этого рода вышел впоследствии один из реформаторов русского театра Вл. И. Немирович-Данченко) была широко образованным человеком и так же, как и ее муж Иван Филиппович Рубец, любила классическую, и народную музыку. Частыми гостями в их доме были бандуристы и лирники, песни которых оставили неизгладимый след в душе их маленького сына.В Чугуевском военном поселении, над которым начальствовал генерал-майор Иван Филиппович Рубец, часто выступали приезжавшие на гастроли артисты, и маленький Александр не пропускал ни одного представления. Ему еще не исполнилось пятнадцати лет, когда родители выписали из Вены чешского музыканта Франца Францевича Черни. Они рассчитывали, что Черни поможет их сыну развить музыкальные способности.В Первой Киевской гимназии, куда определили юного Рубца, было два певчих хора. Рубец пел в хоре, «состоящем из ЛУЧШИХ голосов. выбранных из всех семи классов гимназии». Пение, особенно в церковном хоре, доставляло ему огромное удовольствие. Он не пропускал службы в костеле, чтобы послушать игравшего на органе гимназического учителя музыки Шмитберга. «Перед таинством причастия, — вспоминает А. И. Рубец, — он удивительно красиво импровизировал предыдущие мотивы, а при окончании мессы играл торжественное шествие и заканчивал фугетой или могучими, прекрасно гармонизированными аккордами, постепенно стихавшими и замиравшими под сводами храма. Это заключение мессы мне больше всего. нравилось, н на другой день, явившись к нему на урок музыки, я просил его сыграть это шествие, но он мне отвечал, что по окончании игры он сейчас же забывает свою импровизацию. Имея прекрасный слух, я сейчас же садился за фортепиано и играл то же самое, что он импровизировал, а он, обрадованный. говорил, что из меня выйдет что-нибудь путное, если я буду старательно заниматься — почаще импровизировать и почаще сочинять».

Добавлено (11.02.2013, 01:55)
---------------------------------------------
Любовь к музыке не ослабела и в Нежинском лицее, куда А. И. Рубец поступил по окончании гимназии. Она мешала ему заниматься юридическими науками, о чем А. И. Рубец не без юмора записал в альбом редактору «Русской старины» М, И. Семевскому: «Поленивался, больше занимался пением, записывал малороссийские песни, вследствие чего окончил лицей с чином XIV класса», удостоившись таким образом самого низшего из утвержденных в России служебных чинов. В этом альбоме оставили автографы Лев Николаевич Толстой, поэт К. Д. Бальмонт, историк Д. Иловайский, академик архитектуры А. П. Попов, писатель и актер И. Ф. Горбунов, граф И. П. Игнатьев. Таким было петербургское окружение Рубца, свидетельствующее о разносторонности его интересов.Но, конечно, самыми близкими его друзьями были деятели музыкальной культуры — А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. А, Римский - Корсаков, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи, С. И. Танеев, солистка его императорского величества театра Мария Ивановна Долина, которая в знак уважения к своему ослепшему учителю, по его зову, приезжала в Стародуб, чтобы дать там сольный концерт. Это был ответ великой певицы на душевную щедрость Рубца,, которую он проявлял ко всем «страждущим и обремененным», и особенно к тем, кто хотел учиться музыке.В газете «Новое время» сообщалось, что к 1898 году через его руки прошло около десяти тысяч учеников. Это не только студенты Петербургской консерватории, где он проработал двадцать девять лет, но и воспитанницы учреждений Ведомства императрицы Марии, т. е. институтов благородных девиц — Александровского в Смольном, Елизаветинского, Николаевского, Сиротского, Патриотического, Павловского, а также Пажеского корпуса, Убежища для детей слабых и выздоравливающих, Воспитательного общества благородных девиц.Вопреки распространенному в советское время мнению об институтах благородных девиц, как об учреждениях, открытых лишь для буржуазных отпрысков, там получали прекрасное образование девочки только из обедневших дворянских семей.Обедневших! И не это ли в первую очередь привлекало доброго и гуманного Рубца к тому, чтобы в дополнение к изрядной нагрузке в консерватории взвалить на себя преподавание в многочисленных институтах Ведомства императрицы Марии?

Добавлено (11.02.2013, 01:56)
---------------------------------------------
Шли годы, и его воспитанники и воспитанницы разъезжались по всей необъятной России, и следуя наказам Рубца, приобщали к музыкальной культуре «низшие слои общества».Тем временем Рубец продолжал помогать всем, в ком замечал искру божию и кто хотел, но не мог по материальным обстоятельствам получить музыкальное образование. Это особенно проявилось после 1895 года, когда Александр Иванович ослеп, получил отставку и переселился в Стародуб.Всю свою пенсию он тратил на содержание устроенных им в Стародубе музыкальной и рисовальной школ, курсов кройки и шитья, на строительство сельской школы в Буде Корецкой и кинотеатра в Стародубе, на помощь талантам, которые он находил то в церковных хорах, то на бульваре, где вечерами собирались и пели молодые парни. У Рубца была довольно большая пенсия — по официальным данным 600 рублей в год, по неофициальным — вдвое больше. Его современники поговаривали о том, что Рубцу помогала императрица за то, что он обучал музыке наследников. И все эти весьма значительные по тем временам деньги он тратил на благотворительные де.1а, а сам от получки до получки жил в долг.Его воспитанники, и особенно земляки, как те, кто обрел всероссийскую известность — певцы Исаченко, Левандо, Мелехов, так и те, кто такой известности не получил, оставляли воспоминания о своем учителе. В итоге получился коллективный портрет человека большой доброты, чрезвычайно терпеливого в молодости и очень вспыльчивого, но сразу же отходчивого в старости, друга бедноты.Широкую известность Рубцу в России принесли его учебники по теории музыки 11 сольфеджио. Любопытный факт, о чем мне «по секрету» сообщили в Ленинградской консерватории: несмотря на обилие новых «одобренных и рекомендованных» учебников по этим предметам, многие профессора консерватории до сих пор пользуются учебниками Рубца, изданными еще в прошлом веке.А. И. Рубец оставил после себя не только пособия и учебники. Он собрал огромное количество народных песен — украинских, русских, белорусских. В одном из писем С. И. Танееву он назвал цифру: около шести тысяч. Но издано их лишь чуть больше трехсот. Где же остальные? В этом одна из загадок, которую следовало бы разгадать наших современникам.Предстоит пролить свет на еще одну загадку — таинственное исчезновение из Публичной библиотеки воспоминаний А. И. Рубца о Петербургской консерватории, ее людях и событиях тех лет.Как выяснилось позднее, Александр Иванович на протяжении всего времени, когда он учился и работал В консерватории, вел записи, дневник, и незадолго до слепоты привел в порядок эти воспоминания. Получилось сорок три общих тетради, которые он перед отъездом на жительство в Стародуб передал на хранение директору Публичной библиотеки Вл. Вас. Стасову. Когда же через некоторое время Рубец затребовал свои записки, ему ответили, что за библиотекой они не числятся. Для Рубца это явилось страшным ударом, и, возможно, приблизило его кончину.Он писал заведующему музыкальным отделом «Нового времени» М. М. Иванову, что «теряется», не зная, что делать и от кого узнать о судьбе «Воспоминаний». По мнению Рубца, «Стасов запрятал их так, что служащие библиотеки не нашли их. Это мое предположение, но меня оно очень мучает, и я не знаю, как успокоиться».

Добавлено (11.02.2013, 01:56)
---------------------------------------------
Тревога и горе Рубца понятны. Понятна и наша забота, ибо с потерей тетрадей мы лишились ценностей очень дорогих — исторических сведений, написанных к тому же не с чужих слов, а очевидцем событий, относящихся к одному из замечательных периодов в музыкальной жизни России. Это можно утверждать с уверенностью, ибо, по счастью, одна из тетрадей Рубца сохранилась у него в рукописи. Он передал ее в «Новое время», и там она была напечатана. Получилось одиннадцать огромных подвалов, которые публиковались с 7 мая до 26 ноября 1912 года.Это удивительные записи! Из них мы узнаем множество интереснейших сведений о первых годах Петербургской консерватории, о тех, кто там учился и преподавал — от всем известных Рубинштейна, Чайковского, Балакирева, Римского-Корсакова, Серова до почти забытых ныне, но оказавших влияние на музыкальную жизнь Петербурга — теоретике Зарембе, флейтисте Чиарди, профессоре пения Пиччиоли, арфисте Цабеле и многих, многих других. Кстати, об этих и десятках иных тогдашних знаменитостях мы можем теперь узнать только из выпущенного в 1879 году А. И. Рубцом «Биографического лексикона русских композиторов и музыкальных деятелей». В других словарях вы не найдете их имен.По единственной опубликованной в газете тетради с воспоминаниями Рубца можно судить об остальных. Если объем каждой исчезнувшей тетради был таким же, как той, что опубликована, то напечатав все их, мы получили бы солидный том.В своей повести о Рубце «Чувства добрые я лирой пробуждал» я выразил надежду. что музыковеды, работники архивов и библиотек, все, кому дорога история отечественной музыки, предпримут все возможное, чтобы найти и вернуть в обиход утерянные тетради. Откликов на этот призыв пока нет. Что ж, не будем терять надежды...Говоря о заслугах А. И. Рубца перед Родиной, нельзя не вспомнить, что ни кто иной, как Рубец, предпринял реальную попытку вернуть России огромные ценности, вывезенные за границу наказным гетманом Украины П. Л. Полуботком. Съезд наследников гетмана, созванный Рубцом в Стародубе в 1908 году, окончился неудачей. Рубца обвинили в обмане, утверждали, что уплывшие миллионы — миф. И вдруг сейчас мы узнаем из газет, что на Украине создана правительственная комиссия, и ей поручено начать хлопоты о возвращении на родину гетманского вклада в английский банк. Значит, уплывшее за границу золото — не миф, а реальность! И заговорили об этом через восемьдесят два года после Рубца.Славное имя Александра Ивановича Рубца постепенно возвращается к жизни. Переизданы некоторые его учебники. О нем в своих работах вспоминают добрым словом музыковеды, его благодарят собиратели народных песен.

Добавлено (11.02.2013, 01:59)
---------------------------------------------
А Стародуб, город, который Рубец называл своей родиной и где он похоронен? Помнят ли там о своем земляке? Есть в Стародубе музыкальная школа, которой присвоено (вернее, восстановлено) имя А. И. Рубца. Вот, пожалуй, и все.
Заложенный по инициативе Рубца и при его участия (еще сохранились липы, посаженные Рубцом) бульвар теперь называется «Парк имени Щорса». Можно с уважением относиться к начдиву Щорсу, но парк все-таки заложил не он, а Рубец. Улица, где жил Рубец, теперь носит имя Урицкого.
А что произошло с могилой Александра Ивановича Рубца? Говорить об этом тяжело и стыдно. Построенная почти два века тому назад Вознесенская церковь, в ограде которой («на цвинтаре») похоронили Рубца, была варварски уничтожена уже после окончания Великой Отечественной войны. Вместе с церковью была разрушена и сметена с лица земли и могила Александра Ивановича, и кем-то увезено, украдено ценное надгробие. Попытки стародубских патриотов, сотрудников Ленинградской консерватории, брянских краеведов найти могилу А. И. Рубца и перенести его прах в другое место не получили поддержки от местных органов. Правда, несколько лет назад состоялось символическое перезахоронение Рубца. Его новая «могила» находится в парке имени Щорса, напротив дома, где Александр Иванович жил у своего брата. Над ней носится поднимаемая ветром пыль и колышатся несколько жалких цветочков. Никто не ухаживает за ними, никто не вытирает пыль с памятника этому великому труженику.
Как же это печально, мои дорогие земляки…

Материал взят здесь


[font=Arial][/font]

Сообщение отредактировал zubr1961 - Понедельник, 11.02.2013, 01:53
 
ЮлияДата: Понедельник, 11.02.2013, 21:49 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Ирина, большое спасибо за материал!   hands flower
 
zubr1961Дата: Понедельник, 11.02.2013, 23:44 | Сообщение # 3
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Может, кому-то пригодится - Одноголосное сольфеджио А.Рубца:

А.Рубец. Одноголосное сольфеджио
 
ЮлияДата: Вторник, 12.02.2013, 11:07 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Пригодится, конечно! В требованиях по сольфеджированию для поступающих в муз. колледжи всегда указывают и этот учебник.
Спасибо!
 
nhanna4Дата: Среда, 13.02.2013, 00:44 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Цитата (zubr1961)
Может, кому-то пригодится - Одноголосное сольфеджио А.Рубца:

Спасибо большое за ссылку. Когда читала об этом педагоге, то очень захотелось найти его учебник.
 
antostДата: Понедельник, 10.08.2020, 15:28 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 17
Награды: 1
Статус: Оффлайн
Ссылка "Материал взят здесь" уже не действительна. Предполагаю, что автор строк - Георгий Васильевич Метельский (1911-1996). Ему принадлежат произведения "Сердце, отданное людям. Повесть об А. И. Рубце" и "Чувства добрые я лирой пробуждал" (о нем же). Не удалось найти их в электронном виде, но книги значатся в электронных каталогах РГБ и РНБ.

С уважением,
А. Г. Остапенко
 
zubr1961Дата: Среда, 26.08.2020, 07:41 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата antost ()
Ссылка "Материал взят здесь" уже не действительна.
Да, к сожалению, это так. Указала источник, но  лучше было бы назвать автора.
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » А.И. Рубец
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: