Пятница, 29.03.2024, 05:00
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » А. Т. Гречанинов
А. Т. Гречанинов
ПесенкаДата: Понедельник, 12.11.2012, 01:16 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн

С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...
А. Гречанинов

Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента — статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего — той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно — ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия — хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий». Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях „Евгения Онегина“ и „Пиковой дамы“. На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы». В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.
Прикрепления: 5166411.jpg (23.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 12.11.2012, 01:17 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», — писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. «Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», — говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!», «Петушок», «Ручеек», «Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок», «Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.

В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен — русских, башкирских, белорусских.

Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором «Заявления московских музыкантов», собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал «Траурный марш». Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. «Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного»... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах «Цветы зла» (1909), «Мертвые листья» (1910), в опере «Сестра Беатриса» по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.

В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет «Лесная идиллия» и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).

24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.

До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет.

О. Аверьянова
 
ПесенкаДата: Понедельник, 12.11.2012, 01:22 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Юля!
Если возможно, выложите здесь полный нотный текст вокализов А. Гречанинова.
И если не жаль, поместите через ютуб мой и Ваш вокализы для просмотра с теневой анограммой (диагональной)"прооект-вариант" с указанием авторов монтажа и аранжировки.
Буду очень благодарна Вам
Извините за просьбу.
 
ЮлияДата: Понедельник, 12.11.2012, 19:50 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Хорошо! Видео,наверное, в четверг - у меня кое-что не дома, на работе. smile


http://notes.tarakanov.net/voksolo.htm
Ноты для среднего голоса и фортепиано. М.:"Москва", 1967. -39стр.
Составитель О.Померанцева. Из "Школы пения".

От составителя:
В настоящем сборнике представлены избранные вокализы и упражнения для среднего голоса из "Школы пения", опубликованной впервые в 1926 году и поныне представляющей большой интерес.
В данном издании за каждым упражнением на определенный интервал следует соответствующий вокализ.
Прикрепления: 8477373.jpg (7.8 Kb)
 
ПесенкаДата: Вторник, 13.11.2012, 10:26 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Спасибо, Юля!
Хотя бы пару страничек в реальном изображении, а?
 
ВераНикаДата: Вторник, 13.11.2012, 13:30 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 896
Награды: 82
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, низкий поклон за тему "История сольфеджио во времени и лица"!!!!!!! Спасибо за отобранный материал Вам и Вашим помощникам - Юлии, Татьяне!!! Информация бесценная! Мои ученики с огромным удовольствием поют "наши" smile вокализы. Вы с Юлией, без преувеличения, дали им вторую жизнь. Для современной детворы видео-материал - основной в работе и запоминании. Собираюсь дать ребятам ссылку на этот раздел - интересно почитать об авторах!!
flower flower flower
 
ЮлияДата: Вторник, 13.11.2012, 13:38 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
видео-проекты по Вокализам А.Гречанинова - тема "Вокализы" (раздел Методика и практика), стр. 27 и далее.





Прикрепления: 6909171.png (679.2 Kb) · 4047606.png (789.9 Kb) · 6910767.png (340.5 Kb)
 
ШелкДата: Вторник, 13.11.2012, 17:19 | Сообщение # 8
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
А.ГРЕЧАНИНОВ. СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Это фильм о жизни А.Т.Гречанинова


http://www.youtube.com/watch?v=1VEnGAVJeU4


Татьяна

Сообщение отредактировал Шелк - Вторник, 13.11.2012, 17:23
 
ПесенкаДата: Вторник, 13.11.2012, 18:01 | Сообщение # 9
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Огромное спасибо, Татьяна!
Надо еще и еще искать. Помогайте, дорогая smile !
 
ШелкДата: Вторник, 13.11.2012, 18:05 | Сообщение # 10
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
А. Гречанинов. Три жизни



http://files.mail.ru/0EZ8UR
Прикрепления: 6954160.jpg (51.8 Kb)


Татьяна
 
notkaДата: Вторник, 13.11.2012, 22:05 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, Юля, Татьяна огромнейшее всем спасибо за тот материал, который Вы делитесь с нами. Гречанинов почему-то незаслуженно оттеснен, хотя его произведения несут глоток живой и чистой, родниковой музыки. Очень мало ему уделятся внимание в учебных заведениях, а жаль.
 
AndreyДата: Воскресенье, 19.04.2015, 23:15 | Сообщение # 12
Группа: Заблокированные
Сообщений: 1
Награды: 1
Статус: Оффлайн
Совершенно согласен! Его музыка отличается от всех, каким то здоровьем,спокойствием. Отсутствием издерганности, нервности... Вот, для тех, кто интересуется, есть группа ВКонтакте, где много его музыки и есть информация про него, в том числе, редкая. Вот ссылка - https://vk.com/a.t.gretchaninoff Хороших впечатлений! smile smile smile
 
ПесенкаДата: Понедельник, 20.04.2015, 14:28 | Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Andrey
Браво! respect
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » А. Т. Гречанинов
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: