Четверг, 28.03.2024, 21:43
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » М. А. Котляревская-Крафт
М. А. Котляревская-Крафт
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:17 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Невосполнимую утрату понесло российское музыкальное образование: 28 августа 2012 года скончалась Мария Алексеевна Котляревская-Крафт, старейший преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный работник культуры Новосибирской области.

Светлая, открытая, активная, безумно талантливая, сердечная, внимательная, остроумная и никогда не унывающая – такой мы её знали.

Мария Алексеевна из тех людей, способных, однажды вдохновившись идеей, довести её до практической реализации. Когда-то в юности решив: «Я сделаю всё, чтобы обучение сольфеджио было интересным!», она выполнила обещание, данное самой себе, и создала уникальную методику обучения сольфеджио в музыкальных школах.

При советской власти только один из семи учебников увидел свет. Ценой двадцатилетнего хождения по кабинетам и фамилиями соавторов на титульном листе. Любой другой бы уже сдался за это время, но только не Мария Алексеевна.

Фантастическая целеустремлённость, внутренняя мощь и огромная сила духа – эти свойства характера дали возможность идти к своей цели, не сворачивая, несмотря на обстоятельства. Кто не знает, какие жизненные обстоятельства были у людей того поколения? И Мария Алексеевна здесь не исключение. А ведь она была ещё женой и матерью, и никто не снимал с неё обязанности заботиться о своей семье.

Думается, такая сила духа, целеустремлённость, верность однажды выбранному пути, корнями уходят в родословную. Мать Марии Алексеевны, Татьяна Котляревская – известная пианистка, преподаватель Ташкентской государственной консерватории. Отец – Алексей Федорович Штейн – закончил Петербургскую консерваторию, стал ее профессором, встречался с П. И. Чайковским и А. Рубинштейном, близко знал А. Глазунова и А. Лядова.

Переехав в 1933 году в Новосибирск, А. Ф. Штейн стал основателем музыкальной школы № 1, именно эту школу впоследствии закончила и его дочь. Он долгое время преподавал в Новосибирском музыкальном училище. Многие новосибирские музыканты хранят память о нем, как о замечательном педагоге.

Дед Марии Алексеевны по отцовской линии Ф. Ф. Штейн упоминается в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «Штейн Федор Федорович – пианист и педагог (1819–1893). С раннего детства концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в Петербургской консерватории. Штейн был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Штейн был дружен, высоко ценили его дарование».
Прикрепления: 4623391.jpg (24.8 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:18 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Её дед по материнской линии – Михаил Михайлович Котляревский был губернатором города Вильно, статским советником при императоре Николае II. Бабушка – баронесса Вильгельмина Розеншильд-Паулин (в замужестве Штейн). Тетя, сестра отца – известный скульптор и художница Вера Федоровна Штейн по окончании Петербургской академии художеств в 1913 году получила премию за скульптуру А. С. Пушкина (сейчас находится в Пушкинском зале Эрмитажа). Премией была стажировка во Франции у Огюста Родена. В последние годы жизни работала в Новосибирске, выполненные ею скульптурные композиции украшают Новосибирский государственный театр оперы и балета.

И, несмотря на это, Мария Алексеевна всегда оставалась простой и сердечной. Нам она преподавала гармонию в музыкальном училище. На её уроках можно было всё: прийти неготовыми, самим назначить объём и сроки сдаваемого материала. А ещё у неё можно было совсем невозможное: в задачках по гармонии употреблять – о, ужас! – даже параллельные квинты! Единственным условием было обозначение nota bene такого момента, чтобы преподаватель знал, что это не ошибка по невнимательности, а сознательно употреблённый приём. Представляете, как раскрепощает творческую составляющую отсутствие страха перед ошибкой!

Вспоминается встреча с учащимися, на которой Мария Алексеевна нарисовала на доске ряд прямоугольников, соединённых между собой длинными линиями. «В нашей жизни бывают приятные моменты»,- показывает она на прямоугольники, – «и неприятные – вот эти длинные линии. Но с течением времени неприятности из нашей памяти стираются», – она берёт тряпку и стирает соединительные линии, – «и остаются только приятные».

Наглядно показав свойство человеческой психики вытеснять отрицательное, она фактически дала нам – как я сейчас понимаю – свой стиль существования в этой жизни, с лёгкостью отпуская неприятности, концентрируясь только на позитиве. Именно это было всегда её жизненным принципом.

Настали новые времена, подул свежий ветер, разорвавший духоту, и только тогда стало возможным исполнение мечты всей её жизни: при поддержке Российско-Немецкого Дома и финансовым вложениям её дочери вся стройная система относительной сольмизации, над которой Мария Алексеевна работала всю жизнь, наконец, увидела свет. Первый тираж разлетелся моментально, вернув обратную реакцию в виде огромной массы восторженных писем. А сейчас уже в каждой музыкальной школе нашей когда-то необъятной родины дети осваивают музыкальную грамоту по этой методике.

Согласитесь, что это большое счастье, когда автор может увидеть своё творение. Сколько талантливых людей так и не дождались этого!

Марию Алексеевну знают и любят в нашем городе, воздавая должное её таланту и самозабвенному труду. Неоднократно она была героем телепередач, опубликована её книга «Промолчать не смогу… Затронуть струны детской души», в основе которой лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам музыкальных школ во многих городах России.
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:21 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Штейн, Федор Федорович

— пианист, профессор С.-Петербургской консерватории, родился в Германии в 1819 г. Уже в раннем детстве Ш. обнаружил выдающиеся музыкальные способности и с 8-ми лет, путешествуя вместе с отцом, давал концерты в Лейпциге, Дрездене, Берлине и Гамбурге. Своей талантливой игрой и успешной импровизацией даровитый мальчик обратил на себя внимание знаменитого К. Шумана, который и поместил статью о нем в Лейпцигской музыкальной газете. Закончив свое музыкальное образование в Копенгагене, Ш. в 1836 г., 17-ти лет, приехал в Россию, дал несколько концертов в Петербурге и думал здесь поселиться, но неблагоприятные климатические условия заставили его покинуть столицу и переселиться в Ревель. Здесь Ш. прожил более 30-ти лет, по временам только уезжая за границу давать концерты. Так, в течение года (с 1846—1847 г.) он жил в Стокгольме, где организовал абонементные концерты преимущественно камерной музыки; в 1855 г. с большим успехом выступал на концертах в Гамбурге и Париже; в 1871 г. также весьма удачно концертировал в Гельсингфорсе. Еще раньше стараниями Ш. и при его ближайшем участии образовано было в Ревеле музыкальное общество с абонементными годичными концертами. Пользуясь вполне залуженной громкой известностью, как выдающийся виртуоз-импровизатор и талантливый пианист-педагог, Ш. в 1872 г. был приглашен в число профессоров С.-Петербургской консерватории. С этого времени до самой смерти (1893 г.) Ш. жил в Петербурге, продолжая неоднократно выступать в симфонических и камерных собраниях. Он был у нас одним из лучших исполнителей Баха, Генделя, Моцарта и Бетховена, причем игра его всегда отличалась удивительной чистотой и тонкостью фразировки.

А. И. Рубец. "Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей". СПб. 1886 г., стр. 95. — "Большая энциклопедия" Мейера (под редакцией С. Н. Южакова). — Энциклоп. словарь Брокгауза и Ефрона, изд. 1903 г
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:22 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Штейн, Федор Федорович
— пианист и педагог (1819—1893). С раннего детства Ш. концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в петербургской консерватории. Ш. был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Ш. был дружен, высоко ценили его дарование.
Н. С.
{Брокгауз}

Штейн, Федор Федорович
— хороший пианист, род. 1819 в Альтоне (Германия), ум. 23 февраля 1893 в СПб. Ученик Цельтнера в Берлине; концертировал уже в детстве, выступая также в качестве импровизатора. 1836 приехал в Россию; концертировал в СПб. и Ревеле, где основал музык. общество и жил до 1855. Затем концертировал в Париже, Гамбурге и др. 1872 Ш. приглашен был профессором консерватории в СПб., где также выступал публично. Ф. Блуменфельд и О. Габрилович — ученики Ш.
(В.).
{Риман}
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:48 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Любовь Иванова
Журналист, сценарист, критик

ПОДНИМИТЕ ВЕКИ
Поднимите себе веки, дорогие новосибирцы, и посмотрите наверх. Туда, где над главным входом в театр оперы и балета застыли в танце темные фигуры. Выясняется снова и снова, что они почти не привлекают к себе внимания. Даже старожилы, даже художники и скульпторы – крайне мало смогут рассказать о них, убедитесь, спросите…
Там 23 фигуры прячутся за колоннами, отступают в тень. Балерину в пачке часто снимают на фото и видео, она, пожалуй, единственный персонаж, которому повезло: ее помнят, ее узнают…
Барельеф Веры Штейн – напоминает археологический раскоп. Они будто вышли из пепла – ее «артисты». О них почти ничего не известно. Но в отличие от археологического раскопа – никто не гарантирует дальнейшую сохранность, изучение, «музеефикацию».
Отношение к этой скульптурной композиции – не как к уникальному памятнику, а… Как ко всему остальному – обычному, не представляющему особой ценности.
Рассыпься в прах – не покачают сокрушенно головой, не пожалеют. Считается, что этот памятник – «не правильный». Заказ эпохи социалистического реализма. Давно уж расколотили гипсовые образчики, стоявшие, как в каждой бочке затычка. Девушка с веслом теперь украшает собой разве что старинные черно-белые фото прогулок по паркам и садам. Кажется, пришла очередь и этого «комплекта». Но он выполнен не в гипсе, а в железобетоне, разрушение идет медленнее, хотя, конечно, идет.
Но веки-то надо поднять, чтобы попытаться найти разницу между садово-парковыми физкультурницами и этими танцующими и поющими… Кто они и чем заняты на гигантской фреске, выполненной немкой в годах, впрочем, русской по рождению и воспитанию? И я, как вы, долго ходила мимо и не особо задумывалась над судьбой этой «группы товарищей».
Пока однажды не пришлось снимать фильм. И привезли мы к фронтону театра передвижную телевизионную станцию и установили кран с длинной мачтой, на самом конце которой располагалась камера. Камера вращала своим окуляром и, поднявшись до уровня каменной фрески, заглянула в глаза изваяниям…
«Мы были потрясены!», - любит повторять племянница Веры Штейн – Мария Алексеевна Котляревская-Крафт.
Прикрепления: 4822754.jpg (17.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:49 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
«Мы были потрясены с Ольгой (дочерью), когда в Эрмитаже увидели маленького Пушкина, а под ним табличку: Вера Штейн! Он сидит там за круглым столиком, подперев вот так щеку… Мы очень гордились!». Ее тетя в свое время за Пушкина получила призовую поездку в Париж и познакомилась с великим французом-скульптором Огюстом Роденом.
Потом Вера Штейн переживала самые разные события, среди которых были весьма печальные. В 1929 году 8 марта она была арестована и брошена в тюрьму. До недавнего времени тема ее заключения на Соловках, а ее «направили» именно туда отбывать наказание, освещалась не верно. Даже сейчас, когда кое-что прояснилось, вы найдете неверную информацию – прямо на площади перед театром, где на щитах дана выставка знаменитых персон Новосибирска – о Вере Штейн. Арестована она была по знаменитому «Делу Александра Мейера» или «Воскресению». Осуждена была на три года (а не на десять, как писалось всюду, где писалось). Отбыла не весь срок, примерно половину. Затем – поселение. И – Новосибирск, где ее ждал брат. Здесь Штейны жили странной семьей: брат, сестра и двое ее племянников – Юра и Маша, очень похожих на парочку с фрески – мальчика и девочку, хлопающих в ладоши.
Мы тоже были потрясены, увидев глаза. Потом, рассматривая подробно штейновские «Танцы народов СССР»( еще есть вариант «Искусство народов СССР»), я поняла, что скульптура не простая. Она не умещается по замыслу просто в «заказ». Более того, скульптор явно превращает заказ в его противоположность. Но это длинная история…


Сегодня меня занимает одно: почему мы так не любопытны? Почему уникальное пропускаем. Не понимаем. Вера Штейн посылает в будущее свое тайное письмо, не рассчитывая, конечно, что придут просвещенные и образованные люди и прочтут ее мысли. Это была ее бутылочная почта. Не велик шанс, что записка внутри бутылки доплывет по океану и угодит прямо в руки и будет прочитана, но такое бывает.
Ведь она была первым ТАКИМ скульптором здесь в Новосибирске. И сделала много. Но, увы, сохранили крупицы. Настолько ничтожно малые, что составить исследование, по рисунку, живописи, скульптуре – практически нет возможности – не наберется на диссертацию. Вот и не изучают! Сначала рассеяли по ветру, а теперь нечего изучать.
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:50 | Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Там, за первой колонной слева… Красавица в восточном наряде. Это - она. Рассматривая фотографии Веры Штейн, «когда она была молода и прекрасна», когда подходила к концу эпоха королевы Виктории, а Верочке было… Ей испонилось 19, когда 19-й век кончился и наступил 20-й. Рассматривая фотографии, где она в платьях викторианской эпохи и волосы ее уложены и приподняты… Поражаешься сходству лица на фотографии и лица в профиль, скрытого за колонной. Она самые существенные детали – прятала за колоннами. Там – ключи к разгадке тайны фронтона (нет, в классическом понимании, это, конечно, не фронтон, но он так странно и неудобно расположен, что и назвать его точным термином сложно). Вера оставила свой авторский знак, подпись скульптора – это лицо. Она для меня молода. Родовой профиль – единственное, что сохранили в себе от нее – потомки. Внучатая племянница и ее дети, особенно сын Роман.
Семья Штейнов была велика и значительна по художественному потенциалу, что ли. Несколько поколений музыкантов, художников… Они, переехав сюда поневоле, своим присутствием изменили карту культурной местности: на ней появились – сначала музыкальная школа, потом… через двадцать лет – училище, консерватория... Повторюсь, это долгая, долгая история. Не сейчас и не здесь все рассказывать. Родовой профиль деятельности Штейнов, увы, потерян. На время, возможно. Они ушли из музыки и искусства, они занялись бизнесом.
Одна только Мария, дочь Алексея Штейна – пианиста, профессора Петербургской консерватории ещё держится старой штейновской стези. Но ведь она, как ни сильна, уже сильно в возрасте. Хотя только пару лет, как перестала давать уроки в колледже, хотя все еще дает эти уроки – теперь перед видеокамерой, чтобы оставить наследие… Она спешит. Она издает свои лекции. «Последняя глава» - намеренно пишет на глянце обложки. А всё не последняя, нет.
Это ее лицо – маленькой девочки там, среди танцующих каменных изваяний – вместе с братом, они неразлучны и счастливы… «Мы же не знали, что будет…»,- комментирует Мария Алексеевна фотографию, где брат и сестра так счастливо выглядят.
Прототипы каменной фрески, думаю, были людьми, портреты которых хотела оставить в истории скульптор Штейн. Думаю, есть там лица, которые помнила с Соловков. Достаточно взять фотографии… и – приложить к скульптуре. Сходство может быть и случайным, скажете вы. Возможно.
Но все же придите однажды к театру и пару часов посмотрите на них, если сможете.
Дело в том, что не без магии, не без некоторого не известного мне обряда Вера Штейн выставила их перед нами. Будто старая немка, чьи предки вышли из средневековья и отличались необъяснимым даром, нашептала – и завесила, как туманом, своё творение.
Еще дед Веры Штейн – отличался тем, что садясь за фортепиано, начинал импровизировать так искусно, что не верилось, что перед вами сидит ребенок, не получивший образования. Его заслушивались Лист, Шопен… Представляете?!
Когда же мальчик вставал после игры, то он не мог вспомнить то, что исполнил легко и с ходу. А звукозаписи тогда, в начале 19 века – не было. Колдовство, чары…
Это, граждане, просто искусство. Необъяснимый дар.
Природу явления не могут постичь, к счастью.
 
ПесенкаДата: Пятница, 25.12.2015, 18:50 | Сообщение # 8
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Так что давайте просто смотреть и пытаться понять. Это занятие не из легких. Охрана работает до сих пор. Кисея заклятия. Но ключик уже найден. Он тоже – за следующей колонной. Там представлен «столик», и столешницу украшает предмет: голова барашка.
Этот знак, казалось бы, просто лепнина случайная… Нет, друзья, у этой немки нет ничего дурашливо-случайного, поверьте! Это головка не проста. Она – символ жертвоприношения и называется эгрикан. Ставился на алтарях.
Значит, танцующие перед нами – не прославляют эпоху Сталина, а являются жертвой системы? Это уже, согласитесь, другое прочтение. И надо быть смелым художником, чтобы рискуя собственной головой и головами близких – поставить в скульптуру этого «барашка». Расчет, конечно, был еще и на то, что в Сибири конца 30-х годов не было настолько грамотных людей, чтобы понять символику. Но сейчас-то, возможно, уже они появились?
Инерция привычек, увы, сильна. Как переписывалось одно и то же из издания в издание, так и переписывается. Без проверки, так ли обстоят дела на самом деле.
Пора снять этот невольный «гриф секретности» и всерьёз рассмотреть скульптуру.
Автор ее нуждается в реабилитации, запоздавшей более, чем на полвека.
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » История сольфеджио во времени и лицах » М. А. Котляревская-Крафт
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: