notka | Дата: Четверг, 29.08.2013, 17:02 | Сообщение # 1127 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
| Татьяна Анатольевна, спасибо за диктанты, очень интересные и по сюжету, и по оформлению. Чувствуется постепенная усложнение: от поступенных ходов в мелодии в предыдущих вариантах, к скачкам, опеваниям. "Бабушки" - удобный диктант: постепенно поднимающиеся интервальные ходы, секвенции, столбица по кругу, которая хорошо вписывается в движение самой мелодии. Бабушки такие милые, даже само их расположение не случайно, точно отражают ступеневое тяготение. Темп более подвижный, чем обычно, но не суетливый. Прекрасная аранжировка. Фон мне показался немного ярким, но мелодия хорошо прослушивается. В "Даче" продолжение серии о бабушках. Здесь уже повторяющиеся ступеньки отражаются разными предметами. Сопровождение струнных подчеркивает мелодию, помогает определиться в пульсации, отчётливее слушается ритм. В мелодии отрабатываются новые элементы, ходы по терциям, трезвучию. От диктанта веет такой по-русски деревенской основательностью. Всё лежит на своем месте, во время появляется и исчезает и вызывает радостное настроение. "Овощи" - настоящее овощное королевство. Здесь уже скачки сочетаются с опеванием устойчивых ступеней. Опять столбица по кругу, хорошо помогает ощутить поступенное движение мелодии. Замечательные графические подсказки, достаточно понятные и помогающие опереться на слуховое ощущение мелодии.Добавлено (29.08.2013, 17:02) ---------------------------------------------
Цитата (Песенка) Помните! Делиться можно только СВОИМ, а не чужим. Никогда не распоряжалась чужим трудом. Да у меня никто и не просил чужих проектов. Яндекс диск не удобен в скачивании с плохим интернетом. Файлы редко когда закачиваются без ошибок с первого раза. Приходится несколько раз обращаться к ссылке.
|
|
| |
Olis | Дата: Четверг, 19.09.2013, 08:48 | Сообщение # 1137 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Награды: 26
Статус: Оффлайн
| Татьяна Анатольевна! Хочу поблагодарить Вас за развёрнутый ответ по "Фонарикам" - Вы написали гораздо больше, чем я ожидала!!! Очень заинтересовали пентатонические каноны - Вы их тоже сами сочиняете? Или даёте задание детям? А пентатонику с обращением поёте каким образом - от заданных звуков вверх и вниз, с аккомпанементом или без него? Или как-то иначе? И уж совсем диковинкой мне представилась "закручивающаяся" пентатоника! Можно хоть одним глазком взглянуть? После Ваших разъяснений стало понятно, что с ТАКОЙ капитальной подготовкой разобраться в мелодии "Фонариков" действительно не так уж И сложно. Но, задавая свой вопрос относительно подготовительного этапа в записи пятиступенных мелодий, я имела ввиду создание диктантов-упражнений в мажорной и минорной пентатонике наподобие обучающих проектов из видеосборника "Пружинки". С той лишь разницей, что вместо наглядного показа движения мелодий в СЕМИступенных ладах в них так же образно будет проиллюстрирован мелодический рисунок ПЯТИступенного лада. Не подумайте, что я Вам заказываю эти проекты - сама давно ломаю голову, уже насобирала материал, но не знаю, с чего именно начать? КАК преподнести пентатонику, чтобы она стройно "уложилась" в голове? Какой образ лучше всего соответствует ладу из пяти ступеней? Может, это многоярусная крыша китайского домика? А может, многочисленные складки веера? Или, быть может, это разнообразные фигурки нэцке? Другой вопрос, который появился параллельно с просмотром "Фонариков" - давать ли первые пентатонические диктанты с аккомпанементом, или пока ограничиться только мелодией, добавив сопровождение лишь на этапе проверки? Надеюсь, что мои вопросы в какой-то степени содержат и ответы, которые я пока не замечаю, но рассчитываю увидеть с Вашей помощью и с помощью коллег!
__________________________________
Круговые диктанты - первая мысль, которая невольно приходит в голову: "Какой интересный и сложный путь проделали диктанты, трасформировавшись из одноголосных готовых построений (предлагаемых учебными пособиями по сольфеджио) в целые, логически завершенные, упражнения-фильмы, с авторским сюжетом и авторским музыкальным материалом, начиная от мелодии и заканчивая аранжировкой (включающей и богатейшую гармонизацию, и тщательный подбор инструментов)! Сначала мы приходили в неописуемый восторг от необыкновенно красочных, по-детски милых диктантов Жанны (которые, кстати, очень востребованы на начальном этапе обучения записи диктантов). Потом за дело взялась Татьяна Анатольевна - и посыпались идеи, как из рога изобилия, и зазвучали гармонические (в МЕЛОДИЧЕСКИХ диктантах!) эксперименты. Последний цикл - "Пружинки" - и вовсе огорошил нестандартными графиками-подсказками и окончательным уходом от одноголосной мелодии. Казалось бы, вот оно - идеальное решение проблем развития музыкального слуха! Однако "не прошло и года", как новаторские "Пружинки" уступили место ещё более усовершенствованным "круговым диктантам"!!! Необычайно увлекательно и одновременно весьма затруднительно было анализировать эти проекты! Мыслями и руками автора В каждой работе заложено такое количество мелодических, гармонических, тембровых, дизайнерских, сюжетных - плюс ко всему - методических находок, что разбираться в этом можно с утра до вечера, и всё равно каждый раз находить что-то новое. Однако трудность (для меня) заключалась не только в том, чтобы увидеть и по достоинству оценить ВСЕ бонусы "круглой" серии. В этот раз анализ коллег оказался настолько подробным, настолько дотошным, что мне практически нечего добавить к их комментариям. Разве что совсем чуть-чуть.
Должна признаться, первоначально движение подсказок по кругу ввело меня в ступор. Хотя, казалось бы, чего такого - ведь "Сыночек" однажды уже продемонстрировал перемещение по кругу, причём очень наглядно! А здесь возник внутренний конфликт - мелодию слышу (осознаю), а подсказок вообще не вижу-не понимаю!!! Запуталась!!! Голова и в самом деле "пошла кругом"! И снова - вопрос: диктанты создавались для классной работы или для домашней записи? Каков бы ни был вариант ответа, в любом случае расшифровкой круговых диктантов заниматься можно лишь после того, как будет усвоено то самое движение по кругу в интонационных упражнениях, а также в паре-тройке "показательных" диктантов. Иначе выработанные стереотипы могут помешать восприятию и анализу записываемой мелодии.
Итак, пойдём по пути предполагаемой работы с проектами (т.е по пути усложнения диктантов).Добавлено (19.09.2013, 08:35) --------------------------------------------- Сырно-квартирное предложение - пожалуй, именно с этого диктанта стоит начать знакомство детей с круговым циклом: уж очень удобно на этом примере следить за движением мелодии! Здесь тоже имеется график, но не линейный, как мы привыкли, а движущийся по кругу. К тому же, как показывает опыт, тональность До мажор - самая "родная" для всех малышей! Помимо тональности, хорошим подспорьем в руках педагога может стать и большой формат этого диктанта, так как он позволяет сделать такой нужный на начальном этапе предварительный разбор, подробно обговорить все детали, которых здесь "пруд-пруди"! Озорное вступление вместе с симпатичным шкодливым мышонком сразу настраивает на весёлое приключение. И действительно, юркие, снующие по кругу сырного изобилия мышата (на фоне легковесного, но очень выразительного сопровождения) вызывают неподдельный исследовательский интерес - чего это они там носятся? На протяжении всего ролика добродушная улыбка не сходит с лица - сначала с юмором наблюдаешь за появлением пузатиков-худышек, подсказывающих ритм, затем и вовсе покатываешься со смеху, глядя на ошалелого, с выпученными глазами кота! Во втором показе с не меньшим энтузиазмом рассматриваешь миниатюрные домики-квартирки, обозначающие ступени, и, наконец, с удивлением обнаруживаешь распластавшегося в засаде кота. Кстати, "заселение" мышек в квартирки при первоначальном знакомстве с диктантом просмотрела - как-то незаметно они появляются, а потом всё внимание приковывает притаившийся кот (ещё подумалось - какая степенно-вкрадчивая, крупная, по размерам кота (!) аранжировка), плюс рассредоточенные в нужных местах сырные подсказки. А в конце контрастом вновь звучит хитрый проигрыш - так забавно воспринимаются "приседания" на терции!
Цитата (Песенка) А я-то на гимн надеялась... Татьяна Анатольевна, а к чему (или к кому) Вы его "привязать" хотели? По сюжету вроде бы как-то не очень подходит. Колыбельная выглядит логичнее - "поели, можно и поспать"! Да и мышки - существа крошечные! Так что загадку Вашу не разгадала - кому всё-таки предназначался гимн?
__________________________________
Чай для вас - "упоительный" проект! И в прямом, и в переносном смыслах - начиная от персонажей гостеприимного чайного комплекта и заканчивая элегантной аранжировкой с тембрами гитары, арфы и вибрафона! Нисходящая мажорная гамма, а следом за ней и трезвучие, и опевание, и тетрахорд - все элементы музыкального языка, как искусная мозаика, сложились в нежную кантилену, сопровождаемую волшебными переливами аккомпанемента! В отличие о предыдущего проекта, этот диктант предлагает традиционный пошаговый показ мелодии, что значительно облегчает дальнейший переход к круговой схеме. Именно на этом этапе можно увидеть не каждый звук по отдельности, а в совокупности музыкальных "отрезков": сначала несколько звучащих степенек образуют одну фразу (движение по кругу вниз от I к IV ступени), затем другую (от III к I и вновь ко II ступени). В третьей фразе даётся только направление движения с обозначенным трезвучием и значком опевания (приёмы из первого предложения тут "не прокатывают"), и в четвёртой осталась одна сиротливая стрелочка "вверх" от V ступени (а что тут ещё можно добавить???). Поэтому вполне естесственно, что количество подсказок убывает с каждым новым просмотром, и в заключительном показе сохраняется лишь маячок-ориентир по сильным долям с намеком мысленно допеть пропущенные звуки (с параллельной проверкой в тетради).Добавлено (19.09.2013, 08:41) --------------------------------------------- Дача - достойный образец подражания народному - до того по-русски звучит! Наверно, дело здесь не только в типичной для русских мелодий структуре, но и в терцовых ходах (как в "Камаринской"), и в балалаечно-гармошечной аранжировке - гитарное соло в первом проведении похоже на художественное бренчание балалайки, а пиццикато струнных очень удачно имитирует звучание этого инструмента в проигрыше; тембр губной гармошки, появившийся во втором показе, тоже звучит очень правдоподобно!
Первая демонстрация диктанта, судя по предметам интерьера, проходит внутри дачи: стол, стулья, холодильник, часы с кукушкой и прочие бытовые раритетные мелочи говорят зрителям о "содержимом" домика. Примечательно, что мелодия "гуляет" по кругу вместе с бабушкой, как бы совершающей обход своих "владений! После яркого плясового наигрыша исчезают подсказки-ступени, а дачный домик, наоборот, "растёт" на глазах, выступая на первый план: теперь сюжет переместился на улицу, поближе к солнышку, к грядкам и плодовым деревьям! Как же занимательно наблюдать все эти превращения! Будто и взаправду на даче побывала! Хотя, наверно, сейчас и дач-то таких не осталось - новое поколение больше тяготеет к благоустроенным коттеджам.
Мелодия "Дачи" как будто бы и несложная, но содержит в себе набор нужных для проработки элементов, подробно описанных коллегами. Ритмическая легкость диктанта прекрасно уравновешивается его непривычной для слуха структурой. И ведь что характерно - о тембровых трудностях никто уже и не заикается, как будто так и надо! Но и сбрасывать их со счетов ни в коем случае нельзя - определённый разлад в ушах учеников новые тембры тоже создают!
__________________________________
Бабушки - плавная, ласковая мелодия буквально купается в лучах столь же теплого, по-домашнему радушного сопровождения струнных. Во втором проведении темы звонкие подголоски вибрафона существенно обогащают неспешную "беседу" бабушек - ведь теперь к их "разговору" подключились внуки! Несмотря на кажущуюся легкость и обилие разнообразных подсказок, я растерялась!
Цитата (Юлия) Вот затакт, если бы не подсказка, я не расслышала бы А я вот и не расслышала, и не рассмотрела - записала диктант с сильной доли, с тоники! А потом сижу и думаю - почему мне во втором предложении мерещится какой-то ритмический сбой, почему пульс посреди такта "меняет" направление? Решила прочитать комментарии на форуме - ага, есть затакт! Теперь всё должно выровняться. Да не тут-то было! Прослушав этот диктант, второй, третий...десятый раз, всё равно не могла отделаться от ощущения, что во второй части диктанта метр движется "поперёк такта". И только когда прислушалась к смене гармоний, я поняла, в чём причина. На мой взгляд, появление доминантовой функции на вторую долю (в 4-м и 6-м тактах) с захватом первой доли в следующих тактах непроизвольно переключает всё внимание на себя, занимая таким образом позицию лидера (т.е. сильной доли). Плюс ко всему раскачивающийся на скачкАх, равномерный ритм первого предложения уступает место участившимся восьмушкам нисходящей секвенции во втором. Отсюда и возникает иллюзия переменного (!) размера. Всё сказанное в бОльшей степени относится к первому показу. На втором прослушивании проблема "растворяется", так как басовый голос очень аккуратно выделяет сильную долю. Не знаю, случайно у Вас так получилось, Татьяна Анатольевна, или Вы намеренно решили "запутать" учеников (не только клубками и нитками!), но простой, в общем-то, ритм с лихвой компенсируется завуалированной сильной долей во второй половине диктанта.Добавлено (19.09.2013, 08:44) --------------------------------------------- Улыбнитесь, Вас снимают! - снова затакт (как в "Бабушках"), и снова неквадратный период (как в "даче"), и снова бабули (как в "Бабушках" и в "Даче")! Вот только бабули эти не из жизни, а из сказки, и тональность не абы-какая, а Си-бемоль мажор, и аранжировка в совершенно другом ключе выполнена! Конечно, всю эту "начинку" невозможно распробовать сразу - на первых порах всё внимание к себе приковывают и сказочные избушки на курьих ножках, и их примечательные хозяйки. Никогда столько Бабок-Ёжек в одном сюжете не видела! А тут - целый форум собрался! Да ещё с собственным фоторепортёром Шариком, да ещё с фотоколлажами!!! Рот сам до ушей растягивается от таких дружелюбных физиономий! Правда, на этом все радостные для учеников открытия закачиваются и в свои права вступают "законы жанра": нужно разобрать весь этот многофункциональный "конструктор" на составляющие его части и заново собрать уже в своей тетради. Учитывая сложность мелодического рисунка (разложенного коллегами на "запчасти") и затактово-структурные особенности, работа предстоит довольно усердная.
Любопытно, что здесь ритмических перекосов не чувствуется, хотя во втором предложении гармонии также обновляются на затактах. Скорее всего, выравнивание происходит благодаря симметрии ритмического рисунка и более частому чередованию аккордов. __________________________________
Овощное королевство - действительно царственный проект! Мажорно-зеленое оформление, овощной круг с обаятельными мордашками, разномастные короны-подсказки - первое, что сразу бросается в глаза. А вот для ушей всё не так очевидно: первый раз мелодия спряталась в басовом голосе, как будто даже не тема звучит, а только вступление к ней! И лишь появление праздничного тембра арфы окончательно всё проясняет, расцвечивая тему, как солнышко драгоценный камень - очень, очень выразительны здесь и опевание, и гаммообразное движение! Также королевский размах мелодии придают широкие скачки и разные регистры. А вот поступенное движение создаёт текучесть, непрерывность мелодической линии. Все музыкальные элементы, наряду с разнотембровыми проведениями темы на фоне пульсирующего аккордового наполнения, формируют объёмную насыщенность звучания. Единственное, чтО бы я хотела изменить - рамки у овощных фигурок в конце: слишком прямолинейные они для округлых форм этого проекта. Более мягкие контуры типа овала выглядели бы гармоничнее. __________________________________
Цветы купите - в двух словах: "Ох и ах!" Ну просто невозможно оторвать взгляд от такой красоты!!! Что картины, что цветы, что музыка - всё в едином порыве вызывает экзальтированные чувства! Не удивительно, что в серии новых диктантов этот проект стоит особняком. Здесь всё другое - и мелодия с трёхдольным метром, и взрослое оформление, и красочные бутоны цветов вместо графиков-стрелок-ступенек! Добавлено (19.09.2013, 08:48) ---------------------------------------------
Цитата (solnce13) Схемы и графики здесь не нужны. Цитата (Helena) цветы хорошо и понятно всё показывают Однозначно!!! Графики только разрушили бы сияющий ореол этого проекта!
И хотя аналогичный способ подсказок уже был в "Фонариках", здесь он выглядит совершенно иначе, проникая в душу так же, как струящиеся арфовые пассажи, как насыщенные красками, экспрессивные гармонии, как живописные картины художников.
И последнее, что мне осталось сказать: круговые диктанты помогают тем, кто слышит. Лишь только опираясь на слух, можно разобраться в подсказках, увидеть их и понять. А вот тем, у кого со слухом туго, кто привык списывать с экрана, круговые подсказки могут только усложнить запись, "запутать" на поворотах! Так что хочешь-не хочешь - а "ушами шевелить" придётся!
Татьяна Анатольевна! Огромное Вам спасибо - за то, что продолжаете удивлять и радовать своим творчеством, за Ваш креативный подход к традиционным формам работы, за Ваш неисчерпаемый талант и неустанный труд!!! Я получила колоссальное удовольствие от работы с Вашими проектами!!!
|
|
| |
Песенка | Дата: Четверг, 19.09.2013, 10:03 | Сообщение # 1138 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Цитата (Olis) Очень заинтересовали пентатонические каноны - Вы их тоже сами сочиняете? Или даёте задание детям? А пентатонику с обращением поёте каким образом - от заданных звуков вверх и вниз, с аккомпанементом или без него? Или как-то иначе? И уж совсем диковинкой мне представилась "закручивающаяся" пентатоника! Можно хоть одним глазком взглянуть? Сочиняю, потому что не знаю, где взять. У меня сейчас много страшего класса, однако они ко мне только прибыли. Поэтому в разных вариантах идёт более чем серьёзное приспосабливание, и бунт возникает почти на ровном месте - всё есть. У меня после последнего урока кровь носом пошла по дороге домой... жалею, что согласилась взять. А проблемы, как и всегда! одни и те же - ВЕЛИКАЯ путаница и незабрериха в теории. Как в мутной воде выуживаю не сколько, ЧТО знают, сколько на ЧТО опираются в своих знаниях. КАК способны пояснить именно то, что запомнили? Практически однозначно запоминают в определённом смысле зазубриванием, без присутствия логики, без того, что в "темном лесу" теории ЕСТЬ "маячки", указывающие путь. Мне всегда жаль этих детей. Я очень хорошо помню, как невероятно и с воем я учила в школе, где какой интервал строится в мажоре и миноре по жуткой таблице в конце учебника Колмыкова-Фридкина, ничего не понимая в цифрах. Мне казалось. что их раз в сто больше, чем семь.
На простых примерах - это слабое владение определением тонового состава в интервалах. И когда показала на руке - обрадовались. Не ориентируются в ступеневом строении интервалов в ладу - работали со схемой, выясняя логику и красоту цифровых комбинаций... На самом деле ведь потясающе красиво сочетаются и комбинируются цифры, именно по всем законам логики. И совсем кавардак в строении аккордов. Конечно, сложно запомнить в буквенном обозначении, где стоятся обращения трезвучий главных ступеней. Это только зазубрить можно, и всё время подсматривать в тетрадку. где об этом написано.
|
|
| |
Песенка | Дата: Четверг, 19.09.2013, 10:03 | Сообщение # 1139 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Да! Педагоги дают правила и дети пишут их в тетрадях или в отдельных тетрадях в клеточку. но сколько бы я не анализировала этот способ конспекта, всё время думаю о том, что 1. почти всегда написано детской рукой и неаккуратно. 2. если правила пишутся в нотной тетради. то они перемежаются рабочими моментами с написанием диктантов, нотным текстом мелодий, слуховым анализом, записью задашнего задания и т.д. Потом в каком-то месте опять появляются правила, но не у всех - кто-то болел и пропустил... И вот эта кутерьма, когда не знаешь, как спрашивать, если по всем очевидным причинам ответ тоже будет "очевидным" Поэтому я прошу вклеивать правила с начала тетради и всегда спокойна, что они есть у всех, не важно был или не был. Однако и с правилами по тексту надо очень серьезно работать, чтобы приучить взгляд и память отыскивать то, о чем спрашивают в нужном месте, на нужной странице. Вот сейчас начали с 1 классом. И мы работаем только на 1 странице, где есть пояснения знака ноты, знака длительности, паузы, где написаны термины - штиль, ребро, длительность, ритм, ритмические слоги и т.д. - ТОЛЬКО в том направлении, чтобы дети находили слово и показывали его пальчиком. И дома рекомендуется делать тоже самое. В процессе урока все время в разных вариантах звучат этиже слова с комментариями, с повторением хором того или другого. И вот так постепенно, с опорой на зрительную, тактильную память и здесь же на слуховую, образную, ассоциативную, я обязательно получу именно качественный результат. Но если надо в 7 таким же образом научить ориентироваться на всех страницах полного теоретического курса школы, а встречашь противостояние в виде " у нас было по-другому, зачем так?", собираешь себя "в пучок" и объясняешь вновь и вновь... - грустновато... На 1 уроке попросила построить последовательность и записала её в буквенном варианте. Стала наблюдать - кто-то начал рыться в тетрадке, отыскивая правила, не найдя у себя, спрашивать у соседей, кто-то начал писать трезвучия и от них строить обращение...всё жутко мелденно!!!! не закончили даже через 10 минут. Начали выяснять, как помочь себе и чем цифровая запись удобнее? я уже не говорю о том, что пояснение того, что субдоминанта, примеру, имеет не одну гармонию, что это область "район в городе, где есть и другие улицы" - не понимается. Все аккорды от любого звука воспринимают "тоническими" Всё-таки настояла , разобрались. На последнем уроке писали с листа за 2-3 минуты и пели. И за урок помимо других форм прочли 3 последовательности, и в них были трезвучия с обращениями побочных ступеней. Но реакция отторжения и нежелание сравнивать, нежелание увидеть существенную разницу в скорости была на 1 месте. Я пишу об этом, поясняя, что к "виражам пентатоники" я могу не дойти, Ольга! Огромная благодарность за Ваши рекомендиции. Все мнения и девочек, и Ваши относительно того, что вызывает сомнение или раздумья - это всё те киксы, которые я допустила. И не может быть иначе. Пока этот жанр выстраивается, много чего ему надо пройти именно в оформлении, чтобы было сразу понятно, в первую очередь, педагогу. И конечно, круглые диктанты - это следующая ступень, всё правильно. Я еще не один раз буду читать и думать. Вопросов Вы задали много, я обязательно отвечу. Огромное спасибо.
|
|
| |