Вторник, 16.04.2024, 22:45
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
УРА, ДИКТАНТ!
ПесенкаДата: Понедельник, 15.07.2013, 22:30 | Сообщение # 1051
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Я с огромной благодарностью читаю ваши письма, потому что хотелось бы и еще что-то сделать. Петатоника, как огромный непрерывно переворачивающийся и светящийся разными гранями и светами круг, из которого черпаешь всё новоё и новоё.
Гении китайцы-японцы что до сих пор парят в своей пентатонической стихии. Нам за этим сложно угнаться...
И меня всё время тянет в "тсд" - хоть стреляйся, когда послушаешь, что сочинилось!!!
Просто боюсь не попасть либо в образ, либо в жанр, либо в соответствие темы и образов.
Хочу что-то типа гимна сделать, но нужен философ, а попадаются "последние самураи" из фильма, который я очень люблю, кстати.
Хочу еще поиграть с драконами и опять шутливо... но не уверена, что получится.
Для фонариков есть шаблоны, но опять же - музыка... эх!
 
HelenaДата: Вторник, 16.07.2013, 10:51 | Сообщение # 1052
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Цитата (Песенка)
Про ужастики не читала. А интересно! Что там?!
Информация из википедии, возможно, не вполне достоверная, но настоящие источники трудно найти. Вот что я там прочитала.
Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим
пальцем, согласно другой — наступил на него, согласно третьей —
проглотил его. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы.Гор использовал возрождённый глаз для воскрешения своего отца Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчленённое тело
срослось подобно тому, как это произошло с самим оком. В расчете на
помощь при воскрешении, изображения уаджета наносились на египетские мумии у отверстия, через которое из них вынимали внутренности. Ежемесячно в
храмах Египта проводились обряды «восстановления» уаджета, связанные с
лунным циклом.

Теперь понимаете, про какие ужастики я говорила? biggrin
Татьяна Анатольевна! Спасибо за комментарии и уточнения!
 
ПесенкаДата: Вторник, 16.07.2013, 12:13 | Сообщение # 1053
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Цитата (Helena)
Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили многие египтяне — и фараоны, и простой люд. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.

Цитата (Helena)
проткнул
Цитата (Helena)
наступил
Цитата (Helena)
Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей.
Цитата (Helena)
захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы.
Цитата (Helena)
использовал возрождённый глаз для воскрешения своего отца Осириса.
Цитата (Helena)
его расчленённое тело срослось подобно тому, как это произошло с самим оком.


Это всё очень интересно, Елена!
И всё-таки не так страшно, что глаз появляется в проекте, потому что всё время что-то с ним происходит, и происходит в той или иной мере хорошее.
Но главное - наблюдает.
Мне это и нужно было узнать после Ваших уточнений и разъяснений.
Огромное спасибо!
 
notkaДата: Вторник, 16.07.2013, 14:12 | Сообщение # 1054
Группа: Друзья
Сообщений: 1208
Награды: 52
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, отлично что восточный цикл продолжается. Благодаря Вам немного вновь окунуться в восточную культуру, мало употребляемую на уроках сольфеджио, узнать или вспомнить мифологию."Фонарики" поражают своей воздушностью. Уже первые звуки вводят в атмосферу полета. Интересно представлен ритм, благодаря размерам фонариков можно догадаться, но поработать головой придётся, с первого раза вряд ли получится. Красивые фоны, фонарики почти реально парят над красивейшими пейзажами. Мелодия приятная, легко запоминающаяся. Графика хоть и без реальных ступеней, но позволяет понять движение мелодии. Всё чудесно, спасибо!
 
ПесенкаДата: Вторник, 16.07.2013, 18:25 | Сообщение # 1055
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Цитата (Helena)
4 диеза при ключе,

Я допустила ошибку, поставив 4 диеза в нотах "фонариков". Там ведь 3 должно быть! surprised
Спасибо, Елена, подсказали.

И еще не знала, как написать о тональности. Пентатоника мажорная МИ? Или как-то иначе надо, а?
 
HelenaДата: Вторник, 16.07.2013, 19:24 | Сообщение # 1056
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Цитата (Песенка)
Я допустила ошибку, поставив 4 диеза в нотах "фонариков".
Нет, почему же ошибку? И должно быть 4.
Цитата (Песенка)
И еще не знала, как написать о тональности. Пентатоника мажорная МИ?
У Золиной видела, да и у других  встречала - Ми мажорная пентатоника. Это, конечно, условное название, т.к. у пентатоники нет по существу тоники, но для упрощения понимания так называется.
 
ПесенкаДата: Вторник, 16.07.2013, 19:28 | Сообщение # 1057
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Но ведь ми-мажорная вообще не имеет ре-диеза, зачем же его выставлять?
Я вот с этим заморочилась, Елена!
Как правильно?
Цитата (Helena)
. у пентатоники нет по существу тоники,

Есть основной тон, иначе и система строения мажорной и минорной пентатоники тогда не нужна.
А если мы строим мажорную по правилам,то строим её от основоного тона, от тоники.
 
solnce13Дата: Вторник, 16.07.2013, 20:18 | Сообщение # 1058
Группа: Друзья
Сообщений: 681
Награды: 29
Статус: Оффлайн
Какая захватывающая беседа развернулась. Жаль, конечно, что у меня нет возможности познакомиться с диктантами (не было ссылок). Но всё, что здесь написано в высшей степени увлекает и захватывает. Это и методика, и рассуждение о восточной культуре, о мифологии, о пентатонике.

Цитата (Песенка)
Но ведь ми-мажорная вообще не имеет ре-диеза, зачем же его выставлять?
Полностью согласна.

Цитата (Песенка)
Пентатоника мажорная МИ?

Как вариант: пентатоника мажорная ОТ ми. 

Оля, Татьяна Анатольевна, спасибо за методические рекомендации. Они очень пригодятся в работе.


Ирина
 
HelenaДата: Вторник, 16.07.2013, 20:26 | Сообщение # 1059
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Цитата (Песенка)
Но ведь ми-мажорная вообще не имеет ре-диеза, зачем же его выставлять?
Посмотрела некоторые ноты: учебник Калужской, учебник Золиной. Да, можно не выставлять.
Цитата (solnce13)
Как вариант: пентатоника мажорная ОТ ми.
И такой вариант есть.
 
ПесенкаДата: Вторник, 16.07.2013, 20:39 | Сообщение # 1060
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Ну, вот и славно! Спасибо!
 
solnce13Дата: Четверг, 18.07.2013, 21:22 | Сообщение # 1061
Группа: Друзья
Сообщений: 681
Награды: 29
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, у Вас получились превосходные диктанты. И это не преувеличение. В своём анализе, конечно, не смогу выразить всё, но напишу как смогу. А то потом опять времени не хватит на более подробный анализ.

"Сыночек"
  Очень интересный диктант. Традиционен в форме подачи подсказок и всё. Остальное новое и оригинальное. Два персонажа представлены и в сюжете, и в музыке. Подобраны необычные, оригинальные тембры и картины-фоны. Красивые музыкальные интерлюдии, передающие дух Востока (Китая). Интереснопостроена сама мелодия , она как бы рождается из первого мотива. Четко выделено
два круга в развитии. Дракон-сын под присмотром и с одобрения отца постепенно
преодолевает все препятствия и доходит до конца своего пути, потом возвращается. Первый раз у него получается медленно, с трудом. Второй - намного быстрее. Здесь он только вспоминает об отце. Всё это отражено в музыке. Восхождение мелодии наверх к тонике воспринимается как сложный
путь, который нужно преодолеть. И с какой радостью и лёгкостью дано нисходящее движение - как радость от достижения цели.
Очень понравились столбицы. Первая с таким жеизгибом как у ветки, вторая – в виде круга с зеркальным отражением полукругов. Заметила, что в первый раз седьмая ступень меняет цвет, показывая, что изменяется ступень. Второй раз сразу же видно, что минор - гармонический.
 
 
"Пирамиды".
При первом просмотре
мурашки побежали по коже. Настолько все реалистично сделано. Такое ощущение, что находишься в
древней пирамиде в окружении загадочных письменов (или письмён, не знаю как правильно shy ) и изображений богов. Авсевидящее око наблюдает за происходящим. Диктант настолько не похож на другие,
что смогла сконцентрироваться на мелодии только с третьего просмотра. До этого
рассматривала все мелочи и вслушивалась в звучание органа. Тембр инструмента в
сочетании с ритмом создают атмосферу Древнего Египта (в моём восприятии):
величественность, мощь и в тоже время загадочность, изменчивость. Мелодия очень
яркая, оригинальная, достаточно сложная, пока не поймешь что к чему.
Подсказки, если можно так
сказать, зашифрованы. Вместо появления исчезают, затем выделяются ступени, в
пределах которых звучит мелодия. При последнем проведении мелодии появляется
график-подсказка, стилизованный под письмена, так что не сразу и поймешь, что
это подсказка. Все выдержано в едином стиле, даже размер и указание
тональности.
 
"Фонарики"
Поражают лёгкостью
звучания, невесомостью. Красивые переливы (арпеджио) настраивают на что-то необычное и яркое и так удачно сочетаются со
сменой картин. Весь диктант воспринимается как экскурсия по Японии. Пентатоника
в сочетании с ритмическим рисунком передает «дух» страны. Всё так красиво и
замечательно сделано. Особенно понравился фон с горами и ущельем, а на его фоне фонарики. Смотрится потрясающе. Удачная идея показать мелодию при помощи фонариков, здесь и ритм просматривается.  
Красивая, напевная, даже невесомая мелодия . К своему стыду, с трудом записала диктант.  shy  В подвижном темпе с трудом соображаю. У меня местами в мелодии пропадают звуки (? или там паузы). Фонарик есть, а звука почти не слышно. Не знаю почему. 

Татьяна Анатольевна, спасибо Вам большое за восхитительные работы.  respect


Ирина
 
HelenaДата: Пятница, 19.07.2013, 10:30 | Сообщение # 1062
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
Алла! Хоть и с опозданием, но хочу поблагодарить Вас за Паровозик! Как и всем, очень понравился! Порядок работы, оформление, находки со "станциями." Мелодия хорошо подходит для начальной работы над диктантом. Я еще обычно даю все простенькие начальные диктанты со словами - так легче запоминается и помогает в работе над ритмом. К Вашему диктанту тоже можно подобрать слова. У меня получились вот такие простенькие: "Паровоз, паровоз, детям песенки привёз". smile
 
OlisДата: Среда, 24.07.2013, 12:17 | Сообщение # 1063
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Награды: 26
Статус: Оффлайн
Всего неделя прошла, а сколько нового!!!

Татьяна Анатольевна! Хочу выразить Вам свою глубочайшую признательность за предоставленные рекомендации! Мне было вдвойне интересным ознакомление с этим материалом, так как после высказывания своей точки зрения очень хотелось узнать Ваше мнение по вопросу использования и классификации видеодиктантов. Вы дали очень подробные, весьма ценные инструкции-разъяснения по работе с каждым проектом. Это такой ПОДАААААРОК!!! Спасибо Вам за него! Но ещё больше меня удивило и обрадовало совпадение наших взглядов по использованию видеодиктантов (даже не очень-то употребительное слово "видимое" вспыло и в Ваших методических пояснениях, и в моем исследовании-отзыве!) Но, повторюсь ещё раз, Ваши рекомендации я прочитала уже после того, как текст комментария был выложен на форуме! Думаю, что с помощью Вашего видеосборника (кстати, в первый раз цикл из 15 проектов я назвала так чисто интуитивно, а оказалось, что у Вас к нему даже методические рекомендации имеются!) мне посчастливилось настроиться на Вашу частоту, что и позволило в конечном итоге вступить в резонанс и сформулировать свои и Ваши мысли, "между нот" читаемые в диктантах. Поэтому, с одной стороны, мне более чем приятна Ваша оценка. Но с другой, положа руку на сердце, я откровенно скажу, что являюсь не столь глубоким музыкантом, как Вы. Чтобы дорасти до Вашего уровня, надо прожить не одну жизнь...Так что рецензент из меня ещё тот.
Хотя, должна сказать, что над видеодиктантами я размышляю уже давно - с тех пор, как попала на Ваш сайт. Зачем? Как? С чего начать? - вот вопросы, которые все время не давали мне покоя. Своим видеосборником Вы почти ответили на них. Почти - потому что невозможно предусмотреть всё, потому что всегда приходится искать что-то новое. А значит, и здесь Вы (и мы вместе с Вами) вряд ли поставим точку. Почти год я работаю над одним обучающим проектом (как раз по переводу звуков в ступеньки, а ступенек - в ноты), но застопорилась на озвучке - из-за болезни пришлось отложить. Более подробно я напишу о нём, когда будет готов.

А теперь я хочу перейти к диктанту "Музыкальный паровозик". Алла, Ваши работы всегда несут позитивный заряд, и новый проект не стал исключением! Ваш диктант продолжает серию о желтом паровозике, и это так здорово - вновь встретиться с полюбившимся персонажем! Очень понравилась подача материала - почти что форма рондо! Проезд паровозика под музыку диктанта - рефрен (правда, последний раз диктант звучит с другим сопровождением и не повторяется), а практические задания на станциях - эпизоды! Замкнуть круг не позволяет последний вопрос про опевание. И всё равно - великолепная концепция!

Для меня Вы очень кстати включили в сюжет станции с музыкальными названиями! Потому что наши первоклассники уже третий год подряд вступительные экзамены сдают в виде игры - с кубиком, фишками и музыкальным полем. Чтобы не вдаваться в длительные объяснения, выкладываю здесь поле-плакат, на котором тоже расположились станции.



ХОД ИГРЫ. Кубик выбрасывает количество ходов, а фишки (количество фишек - количество участников), передвигаясь по вагончикам в направлении паровозика (ох уж этот паровозик!), прибывают на указанную станцию. Название станции - задание вступительного экзамена: "Ритмическая" - ритмическое эхо, "Угадайка" - слуховой анализ (тембр, регистр, количество звуков, известная песенка), "Затейница" - импровизация под музыку по желанию участника, "Запоминайка" - мелодическое эхо, "Мелодия" - спеть знакомую песенку, "Специальная" - знакомство с инструментом, который выбрал участник (педагог-специалист исполняет яркую, небольшую пьесу). Если до финиша нужное число ходов не выпадает, то (если позволяет время) можно перемещаться в обратном направлении до пропущенных ранее станций. Или же бросать кубик до тех пор, пока не выпадет нужное число. Или придумать новые правила. Так что Ваш диктант, Алла, поможет нам вспомнить "дела давно минувших дней", а заодно и проработать технику записи, благо все этапы работы поданы, как говорится, "на блюдечке"! Единственное неудобство - смена размеров экрана - то 16х9, то 4х3. Спасибо за Ваше новое творение!

Добавлено (24.07.2013, 12:14)
---------------------------------------------
Татьяна Анатольевна, какие грандиозные проекты! Это уже не диктанты - это миниатюрные шедевры с историко-географическим уклоном! И подобрать к ним словесный эквивалент было не так-то просто - эмоции гораздо сильнее любых слов!

"Сыночек" - восхитило всё: и сюжет, и сопутствующая обстановка, и музыкальное оформление! Но на первом месте - всё-таки мууууузыка!!! Звучит, как саундтрек к какой-то восточной сказке - так эффектно, так выразительно с помощью тембров и самих мелодий подчёркнут каждый из голосов, которые, то догоняя друг друга, то разбегаясь на значительные расстояния, всё же образуют неповторимое ЕДИНОЕ целое! Основная тема, будто спотыкаясь на невидимых препятствиях, никак не может достигнуть кульминации - восхождения "сыночка" достоверно передают все виражи мелодического рисунка! Интересная деталь - поскольку мелодия звучит во второй октаве, развитие событий происходит НАД землёй, а не НА земле, как мы привыкли наблюдать. Переплетённые ветви сакуры, жемчужно-серебристый фон, сиренево-розовая гамма ступеней - минорный декор видеоряда в точности соответствует краскам гармонического минора. 
Мажорная идиллия (осторожные проблески желтого цвета и плавные движения солнечного зайчика также указывают на мажор) сопровождает дальнейшее путешествие в солнечную долину, а может, наглядно демонстрирует передышку после трудного упражнения или, может, закрепляет достигнутый успех?
Татьяна Анатольевна! В этом месте (на Ре-мажорной тонике) мне очень захотелось "задержать дыхание" на фермате: как-то очень резко вторгается доминанта, прерывая релаксацию! Может, гармоничнее было бы растянуть возвращение в минор на два такта: Ре-мажорный аккорд на фермате оставить в первом, а доминанту к си минору перенести во второй, после половиннной паузы. А то как-то немного скомканно получается - не успел толком насладиться блаженным отдыхом, и сразу - бац! к покорению новых вершин, да ещё в новом темпе! Помимо изменения темпа и аранжировки, Вы намеренно или случайно "замаскировали" зелёного дракона на приглушённых зелёных листьях (хорошо, что картинка сама по себе неяркая, иначе минор бы в ней "растворился") - в убыстрившемся темпе отследить подсказки будет не так-то просто! Единственный четкий ориентир - всё те же минорного цвета ступени! Ну, и конечно, музыка, в которой, несмотря на минорный лад, ощущается некоторое лукавство - почему-то подсознание то и дело подсовывает образ Ходжи Насреддина (тема папы-дракона) и ковыляющего под ним ослика (тема сыночка). А впрочем, эта музыка настолько универсальна, настолько хороша, что будет слушаться в любой интерпретации! Спасибо Вам, Татьяна Анатольевна, за доставленное наслаждение!

Добавлено (24.07.2013, 12:16)
---------------------------------------------
"Рисунки в пирамидах" - поначалу даже не пыталась разгадать музыкальную подоплёку: как зачарованная, слушала и смотрела, смотрела и слушала!!! В проекте всё необычно и вместе с тем удивительно созвучно - и внешний вид, и внутреннее содержание дополняют и усиливают друг друга! Змеиные шорохи, зыбучие пески, эфемерные миражи, древние иероглифы, мистические исчезновения-появления египетских богов, пыль столетий, величие пирамид, извилистая, ускользающая нить истории - во всём, абсоблютно во всём безошибочно читается Древний Египет! 
Даааааа, Татьяна Анатольевна, окунули, так окунули! Для тех, кто имеет хоть мало-мальское представление о египтянах, воздействие ролика - сродни трансу! А вот для наших детей, у которых ещё нет той базы, того фундамента, на который бы можно было бы опереться при знакомстве с новым проектом, будет затруднительным всю эту красоту пропустить через себя, так как очень сложно разобраться в происходящем и на экране и в музыке, пока хоть немного не соприкоснёшься с информацией о тех временах! И здесь я согласна с Еленой: работу над диктантом обязательно нужно начинать с беседы о египетском наследии, иначе вся глубина замысла останется сокрытой от учеников, и к музыке они вряд ли сумеют перебросить "мостик". Вот они, межпредметные связи, причём далеко за пределами музыкальной школы! И спасибо Вам, Елена, от меня и моих коллег, за добытый материал - сэкономили наше время (причём уже не в первый раз!)
Теперь вернёмся к музыке. Меня, как и коллег, поразил проникновенный характер мелодии и аранжировки. Оооочень понравились фрагментарные подсказки - имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит! Но ещё больший восторг и удивление вызвало нестандартное использование VII ступени! Она, вытеснив тонику, стала своеобразным центром притяжения, к которому с двух сторон по очереди устремляются тетрахордовые ручейки! Очёнь просто и очень ёмко! Восточный оттенок в мелодии усиливается прихотливым ритмом с синкопой в первом такте и паузой-восьмушкой в третьем. Сплошные неустои на фоне застывших гармоний придают мелодической линии недосказанность - у Истории нет конца! Татьяна Анатольевна, огромное спасибо за проект, раздвигающий границы сознания!

P.S. Некоторые сомнения относительно формы у меня возникли из-за трехкратного проведения темы. Как правильно - квадратный период повторного строения из 8-ми тактов или же в диктанте всего 4 такта? Но тогда почему между двумя первыми проведениями совсем нет цезуры? В общем, я слегка запуталась.

Добавлено (24.07.2013, 12:17)
---------------------------------------------
"Фонарики" - трудную, ох и трудную задачу Вы поставили перед нами и нашими учениками, Татьяна Анатольевна! Специально просматривала (ещё до Вашего проекта) имеющиеся в моём распоряжении сборники диктантов и нигде, представьте себе - НИГДЕ (!) не нашла музыкальных примеров на пентатонику! А может, проглядела? Думается, что нет. В старших классах основное внимание уделяется диктантам на хроматизмы и модуляции. Пентатонике же отводится роль поскромнее: перво-наперво научиться слышать её в предлагаемом музыкальном материале. Следующий шаг - сольфеджирование и чтение с листа нотных примеров плюс творческие задания. О диктантах в пятиступенных ладах программа даже "не заикается"!!! Отсюда - "забвение" пентатоники в сборниках диктантов. В своём, теперь уже далёком детстве, также не припомню случая, чтобы мы писали что-то подобное. И как же здОрово, что теперь, благодаря Вам, этот пробел начал восполняться! 
"Фонарики" - необычайно нарядный проект! Яркое, красочное, без малейшего напряжения, МАЖОРНОЕ шествие по живописным слайдам сопровождается нежнейшим тембром солирующего гобоя и перламутровым блеском арпеджио. Сколько здесь позитивных, умиротворяющих вибраций!!! Стройная девушка в национальном костюме, прозрачная водная гладь, изогнутая китайская архитектура, высокие ущелья, в которых "поёт" эхо, изысканные цветочные бутоны, парящий над пропастью мост, и доминирующие над всем этим фонарики - разных цветов и форм!!! Красотаааааааа!!!!!!!!!!!!!!!! Ещё одна медитация, но уже другого плана!!!
несмотря на легкость исполнения, в "Фонариках" достаточно много "подводных камней", затрудняющих нотную запись по слуху. Во-первых, сам лад. Это нам, педагогам, с высоты нашего музыкального опыта, здесь всё кажется простым и понятным. А дети всё равно будут либо считать интервалы между звуками, либо "пропускать" ступени натурального мажора. Во-вторых, широкий (больше октавы!) диапазон мелодии. В-третьих, не совсем понятный темп (я все длительности записала в два раза крупнее, когда увидела нотную запись - ахнула!). В-четвёртых, мелодический рисунок завуалирован тембром гобоя (как же должен быть натренирован слух, чтобы "выловить" мелодию в такой окраске) и штрихами, укорачивающими длительности! Да и прозрачная, казалось бы, гармонизация, тоже достаточно искусно "прячет" основную тему. так что даже с подсказками работа над диктантом предстоит основательная. В связи с чем хочу задать Вам два вопроса, Татьяна Анатольевна. Первый - планируете ли Вы какой-то подготовительный этап в записи пятиступенных мелодий, или сразу начнёте с "Фонариков"? И второй - ГДЕ ученики будут "расшифровывать" мелодию - в классе на уроке, или дома у компьютера? Наверное, в домашних условиях есть большая вероятность "списывания" на стоп-кадре или подбора за инструментом. Но для работы в классе, повторюсь, диктант достаточно сложный - смогут ли ученики осилить его за один урок? Конечно, всё зависит от уровня детей, и всё-таки интересно узнать Ваше мнение.
Спасибо за увлекательную прогулку на пяти ступенях!!!

Прикрепления: 8517184.jpg (256.8 Kb) · 9000053.jpg (246.3 Kb)


Сообщение отредактировал Olis - Суббота, 20.07.2013, 19:37
 
ЮлияДата: Среда, 24.07.2013, 13:06 | Сообщение # 1064
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Цитата (Olis)
Но ещё больший восторг и удивление вызвало нестандартное использование VII ступени! Она, вытеснив тонику, стала своеобразным центром притяжения, к которому с двух сторон по очереди устремляются тетрахордовые ручейки!
Много планов! И в образах, и в музыкальной конструкции! То, что надо, первый раз посмотрев, разговаривать о культуре и истории, безусловно! Сначала будут открытые рты. До обсуждения особенностей мелодии надо, очевидно 2-3 раза посмотреть.
Особенности лада в этом диктанте, наверное, выходят за рамки школьной программы (или расширяют её smile ).
Нет тут никакого ре-минора! Диатонический ориентальный лад  с тоникой ЛЯ.  Есть  субтоника СОЛЬ, есть устойчивая ступень ДО-ДИЕЗ.  Гармоническая основа - аккорды от соль (мин.) и от Ля (маж.) с разными побочными тонами.
А сам лад:       "соль- ЛЯ- си.бемоль - До.диез -ре-ми-фа".
Поэтому гармонизация 2 проведения наиболее естественно слушается. А в начале ре-мин. аккорд немного "чужой", не буду говорить "субдоминантовый", ну, в общем "откуда-то мы идём-бредём к тонике" и ко 2 проведению приходим. Такой гармонический сюжет слышится. smile
Заключение немного "притянуто", ощущение, что модуляция произошла. Квинта "ля-ми", а не "ре-ля", возможно, была бы более величественной и !устойчивой здесь.

А вот по поводу строения аккордов, их стиля, фактуры - просто белая зависть! flower hands Потрясающий вкус! Всё очень естественно  движется и дышит. А ведь фактура -это самое сложное!
Цитата (Olis)
Некоторые сомнения относительно формы у меня возникли из-за трехкратного проведения темы
Наверное, тут и нужна троекратность, чтобы было "не по-европейски".
 
ЮлияДата: Среда, 24.07.2013, 13:30 | Сообщение # 1065
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
Фонарики, кажется, мелодия -более национальная, чем многие мелодии современных китайских композиторов. yes
Вы боялись уйти в европейский мажор, и напрасно боялись! smile Очень целостно: лад, аранжировка, сопровождающие мягкие аккорды, идущие за темой, создающие и подчёркивающие её красоту -  свита у принцессы! smile
 Фактура для работы непростая - но как полезен этот проект для развития гармонического и тембрового слуха! Мне было бы жаль этот диктант давать как самостоятельный домой, интереснее в классе поработать, предварительно настроившись в ладу (чтобы не считать "пропуски ступеней") biggrin .

И,конечно, эта музыкальная тема достойна концертного исполнения, не просто записи в качестве диктанта, и достойна быть включённой в примеры для сольфеджирования -пентатоники мало в учебниках! и примеры не всегда хорошие.
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
Поиск: