Татьяна Анатольевна, простите, что пришлось задержаться с ответом. Просто тема для меня оказалась гораздо глубже, чем я предполагала вначале. Получилось что-то вроде исследования. Хочу подчеркнуть, что свой материал я излагаю в том виде, в котором он появился ДО прочтения Ваших рекомендаций.
Ну что же, начнём, пожалуй?
Прежде, чем приступить к анализудиктантов, я попробовала ответить на такой вопрос: собственно говоря, что такое диктант по своей сути? И зачем он вообщенужен рядовому ученику музыкальной школы, который по окончании учебного процесса вовсе не собирается связыватьсвою дальнейшую жизнь с музыкой? Ответ, на мой взгляд, следует искать на перекрёстке музыкальных профессий. Сейчас поясню.
Чем в первом классе занимаютсяпедагоги-специалисты, и чем занимаются теоретики?
Общаясь с коллегами-пианистами, выделиладля себя одну важную составляющую ихзанятий (цитирую): «Наше дело – научить играть так, чтобы руки САМИ находили нужные клавиши ещё до того, как мозг осознает, КАКАЯ это нота». То есть фактически получается, что педагоги по специальности (и не только пианисты) учат детей АВТОМАТИЧЕСКИ переводить НОТНЫЕ СИМВОЛЫ В ЗВУКИ. Подчеркну ещё раз, что это начальный этап обучения. Встарших классах ставится другая задача – художественно озвучить нотный текст, превратить нотную запись в звучащую музыку. Мы же, теоретики, действуем с точностью до наоборот, преследуя кардинально противоположную цель – научить детей любые музыкальные ЗВУКИ (и созвучия) переводить В НОТНЫЕ СИМВОЛЫ. Представляете, какая путаница получается вголове у ребенка? Одному педагогу нужно, чтобы ученик вдохновенно играл, не думая над КАЖДОЙ нотой, а другой требует, чтобы услышанные звуки сами собой превращались в какие-то закорючки на бумаге! Мне кажется, именно этим противоположным направлением обучения у специалистов и теоретиков объясняются трудности закладывания той самой базы написания диктантов. Плюс ко всему, на начальном этапе у детей только НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ нотный почерк. Да что там – нотный! Многие первоклассники всю первую четверть толком ни ручку, ни карандаш держать не умеют, приходится много работать именно над развитием навыков нотного письма. И только когда они четко ориентируются на нотном стане, когда с легкостью записывают нотныезнаки, когда появляется координация между слухом и рукой (я не говорю уже о длительной подготовительной работе другого плана - накоплении слухового опыта, определённых интонационных и ритмических оборотов, усвоении теоретических понятий и т.д.), тогда, и только тогда можно начинать давать диктанты!Добавлено (11.07.2013, 14:45)
---------------------------------------------
Иснова тот же самый вопрос - зачем? Зачем их давать? Потому что так требует
программа? Или возможен другой вариант ответа? Или можно как-то иначе
обосновать необходимость и даже полезность (!) данной формы работы для любой
возрастной категории, а не только для ученика музыкальной школы? Даже если
отбросить все привычные аргументы типа «грамотный музыкант должен свободно
владеть музыкальным языком», или «пригодится для подбора знакомых мелодий», всё
равно преимущества диктанта в развитииЛОГИЧЕСКОГО мышления (не говоря о музыкальном) неоспоримы. Потому что диктант
важен сам по себе, как ПРОЦЕСС, а не как конечный результат. Потому что именно
диктант заставляет «шевелить мозгами» – раскладывать элементы музыкальной
ткани, что называется, «по полочкам», одновременно проделывая в уме (!)
сложнейшие операции. Диктант УЧИТ невидимое превращать в видимое!!! Таким
образом, получается, что диктант нужен не только как форма освоения
музыкального языка, но и как универсальное средство, стимулирующее развитие
мозга .Теперьпосмотрим на диктант с позиций обучения. До появления видеодиктантов основной
подсказкой в этой сфере служила обычная доска с мелом: на ней можно было и
стрелочки нарисовать (показать движение мелодии), и ступени в нужных местах
расставить, и структуру диктанта в общих чертах разложить. Для определения ритма
использовались обыкновенные, нарисованные от руки (!) ритмические карточки.
Сложно? Наверно, не очень. Потому что в те годы не было другой альтернативы, да
и стартовые позиции у каждого из нас были гораздо ниже, чем у современного
поколения, – мы не были избалованы обилием ТВ-каналов, интернетом, современными
3D-мультфильмами,яркими зрелищными шоу различного плана. Обычные диафильмы казались пределом
мечтаний, что уж говорить о мультиках вроде «Ну, погоди!»? Поэтомувполне закономерно, что в наш век высоких технологий компьютерные программы и
сделанные в них проекты завоёвывают всё больше и больше пространства как в
учебной аудитории всех возрастных категорий, так и за её пределами, на всех
уровнях нашего общества. Такая популярность видео обусловлена, с одной
стороны, желанием подать информациюярко, выпукло, с другой – сделать процесс усвоения материала более простым,
доступным. Современным детям «на пальцах» объяснять бесполезно – им нужна
наглядность, как в рекламе, чтоб увидел – и сразу захотел учиться, сразу
загорелся желанием понять – а что это такое? И мало того, чтобы загорелся, но
чтобы действительно смог понять!
Добавлено (11.07.2013, 14:46)
---------------------------------------------
К чему я тут столько всегонаписала? Да к тому, что ВСЕ без исключения (и новые, и предыдущие) диктанты
Татьяны Анатольевны не только созданы в полном соответствии учебно-методическим
целям, но и наполнены разносторонним содержанием!!! В них присутствуют и
яркость, и наглядность, и доступность, и художественный вкус, и необычайные
повороты сюжетов, и остроумная анимация, и удивительная музыкальность, и
многофункциональность, и многосерийность, сочетающаяся с неповторимостью,
уникальностью КАЖДОГО проекта! Благодаря оригинальным настройкам, выразительным
проигрышам, красочной гармонической поддержке практически все диктанты работают
на перспективу: к ним можно и нужно возвращаться в следующих классах!
Татьяна Анатольевна, большое спасибоза Ваши новые диктанты и за то, что познакомили с ними! Ваша творческая натура
неустанно ведёт Вас по пути активных педагогических экспериментов, и Ваши новые
работы – тому подтверждение.
Несмотря на различия в музыкальноми художественном оформлении, у всех диктантов на первый план выступает одна
общая черта – ступеньки, ступеньки, и ещё раз ступеньки, отчётливо проступающие
на контрастном фоне! И это более чем правильно!!! Потому что благодаря наличию
ступенек на экране у детей подспудно формируется музыкально-пространственное
мышление, которое в дальнейшем позволит уже самостоятельно, без всяких
подсказок, рисовать В СВОЁМ ВООБРАЖЕНИИ местоположение того или иного звука.
Да, пусть поначалу кто-то будет «списывать», пользуясь стоп-кадром – не без
этого! Но в конечном итоге (и уж, конечно, не с первого диктанта!) он всё же «нащупает»
связь между тем, что видит, и тем, что слышит, и тогда (надеюсь на это!) в
голове выстроится логическая цепочка.
И ещё одна интересная особенность,на которую я обратила внимание: во всех диктантах трудности прекрасно
уравновешены. Например, если мелодия несложная, то обязательно в Фа или Соль
мажоре, если большие скачки, то в ход идут интервальные подсказки, а если
совсем замысловатый мелодический рисунок, то появляется клавиатура. Трехдольный
метр сбалансирован ровным пульсом четвертных в «Лягушках» и удобным
тетрахордовым движением с опорой на устойчивые ступени в «Вальсе кукол». Поэтому
можно с уверенностью сказать, что диктанты не только развивают слух, но и
заставляют логически мыслить, находить и понимать подсказки. Отсюда сам собой
напрашивается вывод: проделана тщательная, кропотливая методическая работа!
Добавлено (11.07.2013, 14:46)
---------------------------------------------
Пока просматривала диктанты, пыталасьразобраться – как же их лучше классифицировать, на какие группы разбить: по
тональностям, по размерам, по мелодическим оборотам, по степени возрастания
трудностей. И только когда отзвучал последний – «Гимн скрипичному ключу» – я
подумала, что диктанты подразделяются по принципу графического воплощения
движения мелодической линии. Дальнейшее прочтение постов по этой теме убедило
меня в правильности моего предположения.
Итак, каким образом ясгруппировала диктанты? Самыми многочисленными оказались
Линейные диктанты,или диктанты в положении клавиатуры, как я их условно назвала. Ступеньки в этих диктантахрасполагаются в линию – либо на одном уровне от нижнего до верхнего звука, как
в «Пружинках», либо по тетрахордам, как в диктантах про Буратино, Артемона и
т.д. Исключение составляет «Вальс зонтиков», в котором ступени наглядно
расположились на клавишах.
Про Буратино – в первых же звуках вступления промелькнулитени импрессионизма… Какое красивое музыкальное и художественное обрамление
диктанта! Мимолетное, но очень эффектное прикосновение к тайне… И концовка
такая многообещающая: кто напишет диктант, тот получит золотой ключик. Или я не
права? Несложная мелодия с лихвой компенсируется тональностью Фа мажор и
приёмом пиццикато (отчётливо рисующим острый нос Буратино). В пользу персонажа
я бы, наверное, отказалась от четвертных нот и заменила их восьмушками с
паузами. Но подсказки говорят обратное! Так что будем придерживаться авторского
замыслаJ. Артемон наводит порядок – логическое продолжение Буратино, «уборка»за безобразником. Правда, кляксы здесь разнообразнее по цвету и формеJ И как радостно после «наведенияпорядка» отдыхают глаза на пёстрых насекомых! Как весело после проделанной в
медленном темпе работы поиграть с цветастым мячиком! Однако, должна сказать, поначалу я принялаэтот диктант за колыбельную: так ласково, покачиваясь на терциях, убаюкивал голос
вибрафона в первых двух проигрываниях. И только во время третьего показа
мелодии я вдруг «очнулась»: подвижный темп моментально изменил характер музыки,
и восьмушки сразу стали восьмушками! По моему мнению, именно этот диктант сделан
с прицелом на будущее: спустя некоторое время можно попробовать записать 2-й
голос, определить интервалы, спеть 2-х голосно, а ещё попозже, без подсказок,
записать проигрыш с секстовыми скачками.
Цветник – огромные, на весь экран, заросли крапивы, дремучийтембр фагота, блуждающие «там и сям» хроматизмы в самом начале заставляют невольно съёжиться – какой тут цветник?! Октавное удвоение подчеркивает и усердиегнома, и его непоколебимую решимость разделаться с сорняками. И вот уже прямо
на твоих глазах происходит маленькое чудо – второй проигрыш в другой октаве, с
другими «солистами», с новыми оборотами и теперь уже изящными хроматическими
переходами ярко раскрашивает цветник! И как нежно, хрупко зазвучала мелодия
диктанта во второй раз! Самая настоящая музыка цветов! И в завершение композиции
– ну просто шика-а-арный цветущий вид – по работе, как говорится, и награда!
Добавлено (11.07.2013, 14:51)
---------------------------------------------
Что ищет пес – просто удивительно, как на двух звеньяхсеквенции возникла целая детективная история! И как любопытно выстроен сюжет!
Когда-то давно, ещё в детстве, по черно-белому телевизору смотрела зарубежный
(не помню, чей) мультсериал про двух собак – Макаронину и Стремянку! Небывало смешной, увлекательный по темвременам был мультфильм! И вот сейчас диктант с интригующим названием очень
сильно его напомнил. В этом проекте мне понравился не только сюжет. Отдельно
хотелось бы сказать про вступление с шестнадцатыми – именно такой ритм
позволяет прочувствовать пульсацию, настроиться на размер 2/4. А радужное
кластерное окончание подсказывает – пёс очень доволен своей находкой!
Пружинки – судя по постам коллег, этот диктант попал вфавориты просмотра. Действительно, эффект калейдоскопа и растягивающиеся
пружинки затмили все другие приятные «мелочи» этого и других проектов! Хотя не
меньшего внимания заслуживают три показа мелодии (два в медленном темпе, а
третий - в "правильном", чтобы почувствовать движение восьмушек), всё
тот же сказочно-детский тембр вибрафона (в диктантах для малышей он подходит
лучше всего), и очень, просто супервыразительныеинтервальные вставочки, сопровождающие вращения калейдоскопа! К ним тоже можно
будет вернуться спустя некоторое время.
Гимн скрипичному ключу – как и положено гимну, этот диктантвыдержан в строгом, торжественном стиле. На создание величавого образа работают
и спокойный, выдержанный фон, и геометрически очерченные портреты ключей, и пронзительный
цвет названия (а заодно с ним иподсказок в виде ключа), и, безусловно, степенная, богатая всевозможными
красками-переходами аранжировка! Концовка звучит необычно, но эта необычность
только добавляет торжественности моменту! Здесь я полностью согласна с Анной: «Очень, очень быхотелось, чтобы когда-нибудь этот гимн был исполнен живым хором и оркестром и
записан». Вальс зонтиков – какая элегантная, изысканная работа!!! И вмузыке, и в оформлении ощущается какое-то неуловимое дыхание. Всё настолько
прекрасно, чисто, свежо! Так гармонично слушается и смотрится, что глаз
невозможно оторвать! А музыка!!! Плавно-мечтательная, нежно-бархатистая –
просто чудо какое-то! При показе ступеней на клавиатуре вряд ли кто-то из детей
«провалит задание» написать диктант. Хотя, должна признаться, скрытое
двухголосие во второй и четвёртой фразах существенно усложняет задачу. Может,
стОит начать работу над диктантом в классе? С другой стороны, при наличии
клавиатуры надо ну о-о-чень постараться, чтобы ничего не понять! Восхищение без
границ!!!
Переходим к следующей группе.Диктанты-лесенкинаиболее привычны для глаз – как школьников, так и подавляющего большинствапедагогов. На лесенках-столбицах воспитано не одно поколение музыкантов.
Наверно, эти диктанты создавались с учётом особенности восприятия лесенки, так
как именно в этой группе сосредоточились самые трудные, на мой взгляд, для
записи мелодии – с большим диапазоном («Вальс кукол»), с трёхдольным метром
(«Вальс кукол», «Лягушки»), с широкими скачками («Лягушки»), с вариациями
(«Состязание волшебников»), с секвенциями («Шахматы»), с повторами,
увеличивающими продолжительность диктантов вдвое («Вальс кукол», «Шахматы»). Лягушки танцуют – сочная зелёная палитра и мажорный ладзадают позитивный настрой. Очень хороши камыши в виде неустойчивых
ступенек! Движения лягушек под музыку ив самом деле похожи на танец! Непростой диктант, как я уже отметила выше.
Помимо записи мелодии, он также учит считать вслух, дирижировать (или хотя бы
тактировать) на 1, 2, 3 – для ощущения пульсации. Я поначалу тоже никак не
могла сообразить последние 2 такта - нет концовки, и всё тут! Но! При более
внимательном повторном прослушивании я заметила, что пульс задан в настройке(раз!); во 2-м проведении на сильную долю сменяются подсказки с интервалами(два!). Так что, если хорошеньковникнуть, можно и с этим заданием справиться без особых проблем.
Добавлено (11.07.2013, 14:53)
---------------------------------------------
Вальс кукол с пружинками – снова пружинки, и сноваоригинальное решение! И в тёплой солнечной гамме, и в забавных «кукольных»
ступеньках, и в «игрушечных» тембрах, и в легких, как перышко,
примах-секундах-терциях, сопровождающих поступенную мелодию с опорой на
устойчивые звуки, и меняющиеся пружинки-подсказки – во всём чувствуется
детальная проработка каждого элемента!
Состязание волшебников – вот это я понимаю, шоу! Оченьзанимательно и для ушей, и для глаз! «Превращаются»не только предметы – параллельно с ними мелодия также трансформируется. Три
вариации – мелодические, тембровые, гармонические – соответствуют трём турам,
трём участникам соревнования. Нескончаемые метаморфозы с предметами, блестящая
аранжировка в совокупности с бликующими переходами многократно усиливают эффект
от волшебного действа! Магнетический проект!
Шахматы – наверно, нельзя придумать ничего более удачного,чем шахматная доска, так как она идеально имитирует нотную запись! А если ещё не
терять из поля зрения подсказку в виде столбицы, то вся мелодия выглядит
довольно-таки «прозрачно». В самомначале в атмосферу средневековья погружает неторопливое, скользящее по
полутонам вступление на фоне выдержанных аккордов. Вторит ему необычный ракурс
шахматного поля и загадочно перемещающаяся не то по воздуху, не то по
квадратикам шахматная фигурка (Вот где нужно включить мозги на полную катушку!)
Первое проведение темы мягко проплывает на фоне застывших гармоний. И вот уже
нашему взору предстают все разномастные участники событий – познакомьтесь! После
коротенькой интермедии мелодия приобретает победно-ликующий характер. А
победили желтые или синие? Великолепная идея и достойное воплощение!
И последняя группа, Диктанты-графики,ломающие привычные стереотипы, – вроде бы и ступеньки присутствуют, и
карандашная лесенка-радуга на месте, да только движение по этим ступенькам в
корне отличается от знакомого с детства стандарта! Признаюсь честно, поначалу
мне была не совсем понятна взаимосвязь мелодического рисунка с графическим
изображением. И только когда просмотрела и прослушала несколько раз,
сопоставляя движение на экране с движением в музыке, тогда стал понятен смысл
графических символов.
Вработе над этими диктантами мне особенно приглянулась идея Юли:Каждый из них можнопоставить на стоп-кадр и распеваться в ладу, "тренируясь" в
путях-дорожках... Можно по этой схеме определять и повторять мотивчики на слух
("эхо"), можно и самим ученикам сочинять небольшие фразы, водя
пальчиком на стоп-кадре по этим же игрушкам, лягушкам и т.д.
Это может быть работой в классе, а на дом дать этоже (уже знакомое) видео уже в качестве диктанта для грамотной записи.
Добавлено (11.07.2013, 14:54)
---------------------------------------------
Музыкальная «начинка» этихдиктантов как будто самая простая (я имею в виду музыкальные темы, которые
нужно записать) – тональность До мажор, размер 2/4, упорядоченное движение
ступеней, репризы… На самом же деле, во всех без исключения диктантах (и не
только этой группы) чувствуется, насколько скрупулезно выверены каждая нота,
каждый интервал, аккорд, тембр и всё остальное, что попадает в поле зрения и
слуха!!!
Такси – очень забавная настройка с секундами на фонеживописного городского ландшафта, и автомобильчик такой прехорошенький,
детский! Миниатюрные здания, деревья – выше всяких похвал! До всех подсказок,
заложенных в этом диктанте, без Вашей помощи, Татьяна Анатольевна, я бы,
наверное, не «доехала»! Ваши дети оказались сообразительнее!
Пути-дорожки – весьма увлекательное путешествие! Тембрклавесина в сочетании с монотонным движением баса сначала во вступлении, а
затем и в мелодии, в точности соответствуют звучанию механической игрушки:
паровозики носятся туда-сюда, как заводные – очень правдоподобно! Графические
подсказки в этот раз прочитала без особого труда.
Пчелки и улитки – вроде бы тот же антураж, тот же размер, носкорость гораздо медленнее – конечно, улитки как-никак, да и пчёлки-трудяги
нектар собирают – не до стремительных полётов! И опять во вступлении даются
шестнадцатые – во избежание путаницы с длительностями в новом темпе. А на
проигрыше с шестнадцатыми пчёлка за доли секунды оказывается посреди цветочной
полянки – превосходный контраст с улитками! Что касается подсказок, то помимо движениямелодии, очень понятно показаны круглые остановки-четверти. А россыпь финальных
аккордов – прелесть что такое!
Карандаши, ластик и художник – что-то мне подсказывает, чтоцветные закорючки сделаны Вами собственноручно, Татьяна Анатольевна, ведь так?
ЗдОрово придумано! И графики с ластиком тоже выглядят очень художественно! А на
последних кадрах чьи рисунки? Они такие настоя-я-я-ящие!!! В музыкальном плане
всё сделано безупречно! Хотя, для анализа имеется одна небольшая загвоздка: может,
я ошибаюсь, но, по-моему, этот диктант – единственный из двухдольных, в котором
движение идёт четвертями и половинными. Поправьте меня, если это не так!
Добавлено (11.07.2013, 14:58)
---------------------------------------------
После всего, что здесь сказано,мне остаётся только поблагодарить Вас, Татьяна Анатольевна, за Ваши неимоверно
увлекательные, яркие, праздничные, удивительно добрые, детские проекты! Работа
проделана огромнейшая, учитывая и объём, и количество новых приёмов,
дизайнерских и музыкальных находок, использованных в Ваших диктантах. Так что
моё первое впечатление меня не обмануло – Ваши диктанты с полным правом можно
назвать «Инвенциями для слуха»! СПА-СИ-БО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!P.S. После вставки текста с удивлением обнаружила, что многие слова слились друг с другом, а строчки каким-то непонятным образом переместились.Пыталась исправить, программа не позволяет - пишет, что превышено допустимое количество символов. Пришлось оставить, как есть.