Суббота, 21.10.2017, 16:59
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 69 из 119«126768697071118119»
Модератор форума: Песенка, nhanna4 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
УРА, ДИКТАНТ!
notkaДата: Воскресенье, 07.07.2013, 16:58 | Сообщение # 1021
Группа: Друзья
Сообщений: 1188
Награды: 52
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, «Методические пояснения» к сборнику достаточно подробно освящают весь комплекс целей и задач, которые Вы преследуете при составлении диктантов. Замечательно, что Вы говорите о программах, которые используете в видео-проектах - это может поможет любознательным педагогам попробовать свои силы. Хороший подробный анализ каждого диктанта с методическими пояснениями, фрагменты урока, наглядный иллюстративный показ - это просто находка как для начинающих молодых специалистов.
Очень люблю Ваши диктанты, они все хорошо продуманы и вызывают массу положительных эмоций у детей. Нет ни единой лишней ноты, или аккорда. Все направлено на то, чтобы вызвать интерес, пробудить фантазию, ненавязчиво заставить ребенка подумать, проанализировать, сделать выводы. Каждый диктант - это определённый сюжет, с своими героями, с своими приключениями. Такие мини-игры в диктант, которые очень любят дети. Я не знаю какая еще форма диктанта может быть более интересной и содержательной.
Я стала применять, дополнительно к видео-диктантам, наглядный материал. У каждого ребенка на столах лежат такие же сюжеты, как в видео. Вырезаю персонажей и дети передвигают их в соответствии с движением мелодии, а затем записывают. Но для такого вида заданий необходимы оригинальные фоны, потому что при сканировании с видео сильно теряется качество иллюстраций. Если это не сложно, можно у Вас попросить оригиналы фонов любого их Ваших диктантов.
 
begdenДата: Вторник, 09.07.2013, 18:58 | Сообщение # 1022
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, как мне хотелось бы почитать ваши рекомендации. Ну очень!
Наконец-то я придумала, что сделать с паровозиком, на который смотрю уже второй год (если не дольше). Просто диктант.
Прикрепления: 6779061.png(50Kb) · 4926597.png(60Kb)


Сообщение отредактировал begden - Вторник, 09.07.2013, 19:00
 
solnce13Дата: Вторник, 09.07.2013, 20:36 | Сообщение # 1023
Группа: Друзья
Сообщений: 631
Награды: 20
Статус: Offline
Алла, спасибо за чудесный проект. Вы придумали замечательное применение паровозику.  respect   Мне так понравились названия станций (Лад, Ритм, Песенка). Очень непосредственно возникают вопросы и ответы на них. Все подсказки даны естественно и непринужденно, в игровой форме. На каждой станции есть остановка: время для работы над определенным элементом. Нужно определить и запомнить элемент музыкального языка. Путь от одной станции до другой - сам диктант. В конце пути стоянка - запись диктанта, проверка и пение песенки. Мелодия быстро ложится на слух и запоминается. Фонограмма очень хорошая. И в целом оформление очень красивое - солнечное, яркое, красочное!

Ирина
 
ПесенкаДата: Среда, 10.07.2013, 07:42 | Сообщение # 1024
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Не диктант, а просто блеск, Алла!
Настолько внятно и методически точно продумано всё, что остаётся сказать respect .
 
ВераНикаДата: Среда, 10.07.2013, 11:23 | Сообщение # 1025
Группа: Друзья
Сообщений: 867
Награды: 71
Статус: Offline
Цитата (Песенка)
Просто диктант.

Не просто диктант, а просто красота!! И ещё ненавязчивый и красивый мини-тестик перед записью! Здорово!!!
 
notkaДата: Среда, 10.07.2013, 14:13 | Сообщение # 1026
Группа: Друзья
Сообщений: 1188
Награды: 52
Статус: Offline
Алла, чудесное появление с новым проектом. Паровозик удачно вписался в Ваш замысел. Диктант с промежуточными вопросами замечательная находка. Только у меня в первых двух тактах все время слышатся 4 звука. Возможно сопровождение накладывается на мелодию. А остальное все просто супер. Спасибо!
 
begdenДата: Среда, 10.07.2013, 21:06 | Сообщение # 1027
Группа: Пользователи
Сообщений: 618
Награды: 20
Статус: Offline
Оля, Татьяна Анатольевна, Вера, Люда! Спасибо за добрые слова!
notka, Люда, пересмотрела, прослушала, ничего не услышала unsure
 
ларисаДата: Четверг, 11.07.2013, 06:51 | Сообщение # 1028
Группа: Заблокированные
Сообщений: 133
Награды: 19
Статус: Offline
Спасибо за "Паровозик!" Какая благодатная "почва" этот паровозик! Так и манит к себе.Очень много заданий, хорошее оформление, весёлая музыка, всё радует глаз lol hands .
Может стоило, как вариант из этого материала сделать тренажёр?(может в поинте).
 
OlisДата: Четверг, 11.07.2013, 14:58 | Сообщение # 1029
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Награды: 26
Статус: Offline
Татьяна Анатольевна, простите, что пришлось задержаться с ответом. Просто тема для меня оказалась гораздо глубже, чем я предполагала вначале. Получилось что-то вроде исследования. Хочу подчеркнуть, что свой материал я излагаю в том виде, в котором он появился ДО прочтения Ваших рекомендаций.
Ну что же, начнём, пожалуй?

Прежде, чем приступить к анализудиктантов, я попробовала ответить на такой вопрос: собственно говоря, что такое диктант по своей сути?  И зачем он вообщенужен рядовому ученику музыкальной школы, который по окончании учебного процесса вовсе не собирается  связыватьсвою дальнейшую жизнь с музыкой? Ответ, на мой взгляд, следует искать на перекрёстке музыкальных профессий. Сейчас поясню.
Чем в первом классе занимаютсяпедагоги-специалисты, и чем занимаются теоретики?

Общаясь с коллегами-пианистами, выделиладля себя одну важную  составляющую ихзанятий (цитирую): «Наше дело – научить играть так, чтобы руки САМИ находили нужные клавиши ещё до того, как мозг осознает, КАКАЯ это нота». То есть фактически получается, что педагоги по специальности (и не только пианисты) учат детей АВТОМАТИЧЕСКИ переводить НОТНЫЕ СИМВОЛЫ В ЗВУКИ. Подчеркну ещё раз, что это начальный этап обучения.  Встарших классах ставится другая задача – художественно озвучить нотный текст, превратить нотную запись в звучащую музыку. Мы же, теоретики, действуем с точностью до наоборот, преследуя кардинально противоположную цель – научить детей любые музыкальные ЗВУКИ (и созвучия) переводить В НОТНЫЕ СИМВОЛЫ.  Представляете, какая путаница получается вголове у ребенка? Одному педагогу нужно, чтобы ученик вдохновенно играл, не думая над КАЖДОЙ нотой, а другой требует, чтобы услышанные звуки сами собой превращались в какие-то закорючки на бумаге! Мне кажется, именно этим противоположным направлением обучения у специалистов и теоретиков объясняются трудности закладывания той самой базы написания диктантов. Плюс ко всему, на начальном этапе у детей только НАЧИНАЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ нотный почерк. Да что там – нотный! Многие первоклассники всю первую четверть толком ни ручку, ни карандаш держать не умеют, приходится много работать именно над развитием навыков нотного письма. И только когда они четко ориентируются на нотном стане, когда с легкостью  записывают нотныезнаки, когда появляется координация между слухом и рукой (я не говорю уже о длительной подготовительной работе другого плана - накоплении слухового опыта, определённых интонационных и ритмических оборотов, усвоении теоретических понятий и т.д.), тогда, и только тогда можно начинать давать диктанты!

Добавлено (11.07.2013, 14:45)
---------------------------------------------
Иснова тот же самый вопрос - зачем? Зачем их давать? Потому что так требует
программа? Или возможен другой вариант ответа? Или можно как-то иначе
обосновать необходимость и даже полезность (!) данной формы работы для любой
возрастной категории, а не только для ученика музыкальной школы? Даже если
отбросить все привычные аргументы типа «грамотный музыкант должен свободно
владеть музыкальным языком», или «пригодится для подбора знакомых мелодий», всё
равно преимущества  диктанта в развитииЛОГИЧЕСКОГО мышления (не говоря о музыкальном) неоспоримы. Потому что диктант
важен сам по себе, как ПРОЦЕСС, а не как конечный результат. Потому что именно
диктант заставляет «шевелить мозгами» – раскладывать элементы музыкальной
ткани, что называется, «по полочкам», одновременно проделывая в уме (!)
сложнейшие операции. Диктант УЧИТ невидимое превращать в видимое!!! Таким
образом, получается, что диктант нужен не только как форма освоения
музыкального языка, но и как универсальное средство, стимулирующее развитие
мозга .Теперьпосмотрим на диктант с позиций обучения. До появления видеодиктантов основной
подсказкой в этой сфере служила обычная доска с мелом: на ней можно было и
стрелочки нарисовать (показать движение мелодии), и ступени в нужных местах
расставить, и структуру диктанта в общих чертах разложить. Для определения ритма
использовались обыкновенные, нарисованные от руки (!) ритмические карточки.
Сложно? Наверно, не очень. Потому что в те годы не было другой альтернативы, да
и стартовые позиции у каждого из нас были гораздо ниже, чем у современного
поколения, – мы не были избалованы обилием ТВ-каналов, интернетом, современными
3D-мультфильмами,яркими зрелищными шоу различного плана. Обычные диафильмы казались пределом
мечтаний, что уж говорить о мультиках вроде «Ну, погоди!»? Поэтомувполне закономерно, что в наш век высоких технологий компьютерные программы и
сделанные в них проекты завоёвывают всё больше и больше пространства как в
учебной аудитории всех возрастных категорий, так и за её пределами, на всех
уровнях нашего общества. Такая популярность видео обусловлена, с одной
стороны,  желанием подать информациюярко, выпукло, с другой – сделать процесс усвоения материала более простым,
доступным. Современным детям «на пальцах» объяснять бесполезно – им нужна
наглядность, как в рекламе, чтоб увидел – и сразу захотел учиться, сразу
загорелся желанием понять – а что это такое? И мало того, чтобы загорелся, но
чтобы действительно смог понять!

Добавлено (11.07.2013, 14:46)
---------------------------------------------
К чему я тут столько всегонаписала? Да к тому, что ВСЕ без исключения (и новые, и предыдущие) диктанты
Татьяны Анатольевны не только созданы в полном соответствии учебно-методическим
целям, но и наполнены разносторонним содержанием!!! В них присутствуют и
яркость, и наглядность, и доступность, и художественный вкус, и необычайные
повороты сюжетов, и остроумная анимация, и удивительная музыкальность, и
многофункциональность, и многосерийность, сочетающаяся с неповторимостью,
уникальностью КАЖДОГО проекта! Благодаря оригинальным настройкам, выразительным
проигрышам, красочной гармонической поддержке практически все диктанты работают
на перспективу: к ним можно и нужно возвращаться в следующих классах!

Татьяна Анатольевна, большое спасибоза Ваши новые диктанты и за то, что познакомили с ними! Ваша творческая натура
неустанно ведёт Вас по пути активных педагогических экспериментов, и Ваши новые
работы – тому подтверждение.

Несмотря на различия в музыкальноми художественном оформлении, у всех диктантов на первый план выступает одна
общая черта – ступеньки, ступеньки, и ещё раз ступеньки, отчётливо проступающие
на контрастном фоне! И это более чем правильно!!! Потому что благодаря наличию
ступенек на экране у детей подспудно формируется музыкально-пространственное
мышление, которое в дальнейшем позволит уже самостоятельно, без всяких
подсказок, рисовать В СВОЁМ ВООБРАЖЕНИИ местоположение того или иного звука.
Да, пусть поначалу кто-то будет «списывать», пользуясь стоп-кадром – не без
этого! Но в конечном итоге (и уж, конечно, не с первого диктанта!) он всё же «нащупает»
связь между тем, что видит, и тем, что слышит, и тогда (надеюсь на это!) в
голове выстроится логическая цепочка.

И ещё одна интересная особенность,на которую я обратила внимание: во всех диктантах трудности прекрасно
уравновешены. Например, если мелодия несложная, то обязательно в Фа или Соль
мажоре, если большие скачки, то в ход идут интервальные подсказки, а если
совсем замысловатый мелодический рисунок, то появляется клавиатура. Трехдольный
метр сбалансирован ровным пульсом четвертных в «Лягушках» и удобным
тетрахордовым движением с опорой на устойчивые ступени в «Вальсе кукол». Поэтому
можно с уверенностью сказать, что диктанты не только развивают слух, но и
заставляют логически мыслить, находить и понимать подсказки. Отсюда сам собой
напрашивается вывод: проделана тщательная, кропотливая методическая работа!

Добавлено (11.07.2013, 14:46)
---------------------------------------------
Пока просматривала диктанты, пыталасьразобраться – как же их лучше классифицировать, на какие группы разбить: по
тональностям, по размерам, по мелодическим оборотам, по степени возрастания
трудностей. И только когда отзвучал последний – «Гимн скрипичному ключу» – я
подумала, что диктанты подразделяются по принципу графического воплощения
движения мелодической линии. Дальнейшее прочтение постов по этой теме убедило
меня в правильности моего предположения.

Итак, каким образом ясгруппировала диктанты? Самыми многочисленными оказались

Линейные диктанты,или диктанты в положении клавиатуры, как я их условно назвала. Ступеньки в этих диктантахрасполагаются в линию – либо на одном уровне от нижнего до верхнего звука, как
в «Пружинках», либо по тетрахордам, как в диктантах про Буратино, Артемона и
т.д. Исключение составляет «Вальс зонтиков», в котором ступени наглядно
расположились на клавишах.

Про Буратино – в первых же звуках вступления промелькнулитени импрессионизма… Какое красивое музыкальное и художественное обрамление
диктанта! Мимолетное, но очень эффектное прикосновение к тайне… И концовка
такая многообещающая: кто напишет диктант, тот получит золотой ключик. Или я не
права? Несложная мелодия с лихвой компенсируется тональностью Фа мажор и
приёмом пиццикато (отчётливо рисующим острый нос Буратино). В пользу персонажа
я бы, наверное, отказалась от четвертных нот и заменила их восьмушками с
паузами. Но подсказки говорят обратное! Так что будем придерживаться авторского
замыслаJ. Артемон наводит порядок – логическое продолжение Буратино, «уборка»за безобразником. Правда, кляксы здесь разнообразнее по цвету и формеJ И как радостно после «наведенияпорядка» отдыхают глаза на пёстрых насекомых! Как весело после проделанной в
медленном темпе работы поиграть с цветастым мячиком!  Однако, должна сказать, поначалу я принялаэтот диктант за колыбельную: так ласково, покачиваясь на терциях, убаюкивал голос
вибрафона в первых двух проигрываниях. И только во время третьего показа
мелодии я вдруг «очнулась»: подвижный темп моментально изменил характер музыки,
и восьмушки сразу стали восьмушками! По моему мнению, именно этот диктант сделан
с прицелом на будущее: спустя некоторое время можно попробовать записать 2-й
голос, определить интервалы, спеть 2-х голосно, а ещё попозже, без подсказок,
записать проигрыш с секстовыми скачками.

Цветник – огромные, на весь экран, заросли крапивы, дремучийтембр фагота, блуждающие «там и сям» хроматизмы в самом начале заставляют невольно съёжиться – какой тут цветник?! Октавное удвоение подчеркивает и усердиегнома, и его непоколебимую решимость разделаться с сорняками. И вот уже прямо
на твоих глазах происходит маленькое чудо – второй проигрыш в другой октаве, с
другими «солистами», с новыми оборотами и теперь уже изящными хроматическими
переходами ярко раскрашивает цветник! И как нежно, хрупко зазвучала мелодия
диктанта во второй раз! Самая настоящая музыка цветов! И в завершение композиции
– ну просто шика-а-арный цветущий вид – по работе, как говорится, и награда!

Добавлено (11.07.2013, 14:51)
---------------------------------------------
Что ищет пес – просто удивительно, как на двух звеньяхсеквенции возникла целая детективная история! И как любопытно выстроен сюжет!
Когда-то давно, ещё в детстве, по черно-белому телевизору смотрела зарубежный
(не помню, чей) мультсериал про двух собак – Макаронину и Стремянку!  Небывало смешной, увлекательный по темвременам был мультфильм! И вот сейчас диктант с интригующим названием очень
сильно его напомнил. В этом проекте мне понравился не только сюжет. Отдельно
хотелось бы сказать про вступление с шестнадцатыми – именно такой ритм
позволяет прочувствовать пульсацию, настроиться на размер 2/4. А радужное
кластерное окончание подсказывает – пёс очень доволен своей находкой!

Пружинки – судя по постам коллег, этот диктант попал вфавориты просмотра. Действительно, эффект калейдоскопа и растягивающиеся
пружинки затмили все другие приятные «мелочи» этого и других проектов! Хотя не
меньшего внимания заслуживают три показа мелодии (два в медленном темпе, а
третий - в "правильном", чтобы почувствовать движение восьмушек), всё
тот же сказочно-детский тембр вибрафона (в диктантах для малышей он подходит
лучше всего),  и очень, просто супервыразительныеинтервальные вставочки, сопровождающие вращения калейдоскопа! К ним тоже можно
будет вернуться спустя некоторое время.

Гимн скрипичному ключу – как и положено гимну, этот диктантвыдержан в строгом, торжественном стиле. На создание величавого образа работают
и спокойный, выдержанный фон, и геометрически очерченные портреты ключей, и пронзительный
цвет названия  (а заодно с ним иподсказок в виде ключа), и, безусловно, степенная, богатая всевозможными
красками-переходами аранжировка! Концовка звучит необычно, но эта необычность
только добавляет торжественности моменту! Здесь я полностью согласна с Анной:  «Очень, очень быхотелось, чтобы когда-нибудь этот гимн был исполнен живым хором и оркестром и
записан». Вальс зонтиков – какая элегантная, изысканная работа!!! И вмузыке, и в оформлении ощущается какое-то неуловимое дыхание. Всё настолько
прекрасно, чисто, свежо! Так гармонично слушается и смотрится, что глаз
невозможно оторвать! А музыка!!! Плавно-мечтательная, нежно-бархатистая –
просто чудо какое-то! При показе ступеней на клавиатуре вряд ли кто-то из детей
«провалит задание» написать диктант. Хотя, должна признаться, скрытое
двухголосие во второй и четвёртой фразах существенно усложняет задачу. Может,
стОит начать работу над диктантом в классе? С другой стороны, при наличии
клавиатуры надо ну о-о-чень постараться, чтобы ничего не понять! Восхищение без
границ!!!

Переходим к следующей группе.Диктанты-лесенкинаиболее привычны для глаз – как школьников, так и подавляющего большинствапедагогов. На лесенках-столбицах воспитано не одно поколение музыкантов.
Наверно, эти диктанты создавались с учётом особенности восприятия лесенки, так
как именно в этой группе сосредоточились самые трудные, на мой взгляд, для
записи мелодии – с большим диапазоном («Вальс кукол»), с трёхдольным метром
(«Вальс кукол», «Лягушки»), с широкими скачками («Лягушки»), с вариациями
(«Состязание волшебников»), с секвенциями («Шахматы»), с повторами,
увеличивающими продолжительность диктантов вдвое («Вальс кукол», «Шахматы»).   Лягушки танцуют – сочная зелёная палитра и мажорный ладзадают позитивный настрой. Очень хороши камыши в виде неустойчивых
ступенек!  Движения лягушек под музыку ив самом деле похожи на танец! Непростой диктант, как я уже отметила выше.
Помимо записи мелодии, он также учит считать вслух, дирижировать (или хотя бы
тактировать) на 1, 2, 3 – для ощущения пульсации. Я поначалу тоже никак не
могла сообразить последние 2 такта - нет концовки, и всё тут! Но! При более
внимательном повторном прослушивании я заметила, что пульс задан в настройке(раз!); во 2-м проведении на сильную долю сменяются подсказки с интервалами(два!).  Так что, если хорошеньковникнуть, можно и с этим заданием справиться без особых проблем.

Добавлено (11.07.2013, 14:53)
---------------------------------------------
Вальс кукол с пружинками – снова пружинки, и сноваоригинальное решение! И в тёплой солнечной гамме, и в забавных «кукольных»
ступеньках, и в «игрушечных» тембрах, и в легких, как перышко,
примах-секундах-терциях, сопровождающих поступенную мелодию с опорой на
устойчивые звуки, и меняющиеся пружинки-подсказки – во всём чувствуется
детальная проработка каждого элемента!

Состязание волшебников – вот это я понимаю, шоу! Оченьзанимательно и для ушей, и для глаз!  «Превращаются»не только предметы – параллельно с ними мелодия также трансформируется. Три
вариации – мелодические, тембровые, гармонические – соответствуют трём турам,
трём участникам соревнования. Нескончаемые метаморфозы с предметами, блестящая
аранжировка в совокупности с бликующими переходами многократно усиливают эффект
от волшебного действа! Магнетический проект!

Шахматы – наверно, нельзя придумать ничего более удачного,чем шахматная доска, так как она идеально имитирует нотную запись! А если ещё не
терять из поля зрения подсказку в виде столбицы, то вся мелодия выглядит
довольно-таки «прозрачно».  В самомначале в атмосферу средневековья погружает неторопливое, скользящее по
полутонам вступление на фоне выдержанных аккордов. Вторит ему необычный ракурс
шахматного поля и загадочно перемещающаяся не то по воздуху, не то по
квадратикам шахматная фигурка (Вот где нужно включить мозги на полную катушку!)
Первое проведение темы мягко проплывает на фоне застывших гармоний. И вот уже
нашему взору предстают все разномастные участники событий – познакомьтесь! После
коротенькой интермедии мелодия приобретает победно-ликующий характер. А
победили желтые или синие? Великолепная идея и достойное воплощение!

И последняя группа, Диктанты-графики,ломающие привычные стереотипы, – вроде бы и ступеньки присутствуют, и
карандашная лесенка-радуга на месте, да только движение по этим ступенькам в
корне отличается от знакомого с детства стандарта! Признаюсь честно, поначалу
мне была не совсем понятна взаимосвязь мелодического рисунка с графическим
изображением. И только когда просмотрела и прослушала несколько раз,
сопоставляя движение на экране с движением в музыке, тогда стал понятен смысл
графических символов.

Вработе над этими диктантами мне особенно приглянулась идея Юли:Каждый из них можнопоставить на стоп-кадр и распеваться в ладу, "тренируясь" в
путях-дорожках... Можно по этой схеме определять и повторять мотивчики на слух
("эхо"), можно и самим ученикам сочинять небольшие фразы, водя
пальчиком на стоп-кадре по этим же игрушкам, лягушкам и т.д.
Это может быть работой в классе, а на дом дать этоже (уже знакомое) видео уже в качестве диктанта для грамотной записи.

Добавлено (11.07.2013, 14:54)
---------------------------------------------
Музыкальная «начинка» этихдиктантов как будто самая простая (я имею в виду музыкальные темы, которые
нужно записать) – тональность До мажор, размер 2/4, упорядоченное движение
ступеней, репризы… На самом же деле, во всех без исключения диктантах (и не
только этой группы) чувствуется, насколько скрупулезно выверены каждая нота,
каждый интервал, аккорд, тембр и всё остальное, что попадает в поле зрения и
слуха!!!

Такси – очень забавная настройка с секундами на фонеживописного городского ландшафта, и автомобильчик такой прехорошенький,
детский! Миниатюрные здания, деревья – выше всяких похвал! До всех подсказок,
заложенных в этом диктанте, без Вашей помощи, Татьяна Анатольевна, я бы,
наверное, не «доехала»! Ваши дети оказались сообразительнее!

Пути-дорожки – весьма увлекательное путешествие! Тембрклавесина в сочетании с монотонным движением баса сначала во вступлении, а
затем и в мелодии, в точности соответствуют звучанию механической игрушки:
паровозики носятся туда-сюда, как заводные – очень правдоподобно! Графические
подсказки в этот раз прочитала без особого труда.

Пчелки и улитки – вроде бы тот же антураж, тот же размер, носкорость гораздо медленнее – конечно, улитки как-никак, да и пчёлки-трудяги
нектар собирают – не до стремительных полётов! И опять во вступлении даются
шестнадцатые – во избежание путаницы с длительностями в новом темпе. А на
проигрыше с шестнадцатыми пчёлка за доли секунды оказывается посреди цветочной
полянки – превосходный контраст с улитками!  Что касается подсказок, то помимо движениямелодии, очень понятно показаны круглые остановки-четверти. А россыпь финальных
аккордов – прелесть что такое!

Карандаши, ластик и художник – что-то мне подсказывает, чтоцветные закорючки сделаны Вами собственноручно, Татьяна Анатольевна, ведь так?
ЗдОрово придумано! И графики с ластиком тоже выглядят очень художественно! А на
последних кадрах чьи рисунки? Они такие настоя-я-я-ящие!!! В музыкальном плане
всё сделано безупречно! Хотя, для анализа имеется одна небольшая загвоздка: может,
я ошибаюсь, но, по-моему, этот диктант – единственный из двухдольных, в котором
движение идёт четвертями и половинными. Поправьте меня, если это не так!

Добавлено (11.07.2013, 14:58)
---------------------------------------------
После всего, что здесь сказано,мне остаётся только поблагодарить Вас, Татьяна Анатольевна, за Ваши неимоверно
увлекательные, яркие, праздничные, удивительно добрые, детские проекты! Работа
проделана огромнейшая, учитывая и объём, и количество новых приёмов,
дизайнерских и музыкальных находок, использованных в Ваших диктантах. Так что
моё первое впечатление меня не обмануло – Ваши диктанты с полным правом можно
назвать «Инвенциями для слуха»!  СПА-СИ-БО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!P.S. После вставки текста с удивлением обнаружила, что многие слова слились друг с другом, а строчки каким-то непонятным образом переместились.Пыталась исправить, программа не позволяет - пишет, что превышено допустимое количество символов. Пришлось оставить, как есть.

Сообщение отредактировал Olis - Четверг, 11.07.2013, 14:43
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:28 | Сообщение # 1030
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Ольга!
Каждый, из что-либо создающих в методике сольфеджио педагогов, счёл бы большим счастьем видеть Вас рецензентом!
В Вашей аналитической работе соединено и размышление, и собственная точка зрения, и пунктуальный разбор, тщательный анализ и понимание задач-сложностей их выполнения-общих и частных направлений создаваемого методического произведения. Это ценно и более чем желаемо, когда пишешь-пишешь, а потом ждёшь реакции от кого-то. И ждёшь её с надеждой на понимание.
В Вашем случае мне более чем повезло.
Рецензия на диктанты есть, но я не выставляю её, потому что оригинал с печатью уже в другом заведении, где работа вновь проходит рецензирование уже от другого профессионала.
Если первая была положительной, то о второй я пока ничего не знаю.

Ольга поставила меня в ситуацию, когда фрагменты рекомендаций я должна здесь представить.
Думаю, что общие взгляды и даже их совмещение будут полезными для изучения, а также радостным откровением от понимания, что где-то далеко, думающие также, как ты, профессионалы на момент обсуждения оказываются совсем близко!

Сборник состоит из следующих разделов:

1. Подготовительные упражнения на освоение мажорного лада, тетрахордов, тонического трезвучия, которые даны с демонстрацией мелодии, в нотном тексте и которые исполняются по памяти на фоне аранжированной мелодии («Рыбёшки», «Соль-мажор в тетрахордах и бабочках»).

2. Инструктивные диктанты с демонстрацией на столбице мелодий, строящихся по тетрахордам («Про Буратино», «Артемон наводит порядок», «Цветник», «Что ищет пёс?»).

3. Инструктивные диктанты с демонстрацией мелодий на столбице, (размещенной диагонально, горизонтально и вертикально) и клавиатуре («Карандаш, ластик и художник», «Лягушки танцуют», «Пружинки», «Состязание волшебников», «Вальс кукол с пружинками», «Шахматы», «Вальс зонтиков»).

4. Инструктивные диктанты на основе графической схемы без демонстрации мелодии («Такси», «Пути-дорожки», «Пчёлка и улитки», «Гимн скрипичному ключу»).

5. Приложение. Инструктивные упражнения и диктанты с демонстрацией мелодии, в графическом виде, в нотном тексте и исполняемые по памяти на фоне аранжированной мелодии («Светлячки», «Про звездочётов», «Восточная принцесса», «Грюши», «Рыцари ордена огненного дракона», «Шут», «Турнир»).
Отличия данного пункта приложения от материала пункта 1 заключается в использовании в проектах приложения тональностей с 1-3 знаками, видов минора. Эти инструктивные упражнения подходят для работы во 2-4 классах. В содержание приложения также входит двухголосный диктант «Турнир».
Следует особо указать, что почти все показы мелодии на образных столбицах в проектах сборника совпадают с игрой на фортепианной клавиатуре, а не с чтением нотного текста на стане.
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:32 | Сообщение # 1031
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Графические изображения мелодии в инструктивных диктантах

Для начальной работы над инструктивными упражнениями и диктантами детям предлагаются проекты, в которых используется только демонстрация мелодии на образном варианте столбицы. К данному типу относятся проекты «Про Буратино», «Цветник», «Состязание волшебников» (раздел 2), начальные фрагменты проектов сборника «Рыбёшки», «Соль-мажор в тетрахордах и бабочках» (раздел 1) и вступительный раздел диктанта «Шахматы» (раздел 3).
Способы демонстрации различные. Например, во вступительной части «Шахмат» (раздел 3) — это показ мелодии в звуковысотном пространстве без точного закрепления её за ступенями столбицы. А в проекте «Про Буратино» (раздел 2) — точно совпадающий показ звуковысотности со ступенями столбицы, данной в тетрахордах. Создание и работа в классе с проектами, в которых присутствует только демонстрация мелодии, обусловлены следующими задачами:
• использовать только показ движения мелодии, который поможет детям совместить зрительные и слуховые параметры в начальной методике работы над диктантом;
• формировать способность зрительного восприятия и ориентирования в понотной демонстрации мелодии;
• укреплять способности памяти в удерживания наглядного варианта показа мелодии с последующим переводом его в осознанное сольфеджирование;
• способствовать укреплению качеств памяти в ходе запоминания мелодии путём исполнения её наизусть или проигрыванием на инструменте;
• вырабатывать навык перевода анимационного видео показа мелодии в полную нотную запись.

Стремление педагога научить учащегося слышать и записывать мелодию имеет свою конечную цель в воспитании такого качества слуха, когда только его развитость и опора на внутренние представления будут основными помощниками в данной музыкальной деятельности. Однако слуховые представления именно как «представления» всегда будут иметь внутренний проект на «изображение». Оно может быть связано, к примеру, не только с представлением клавиатуры, но и использованием многими учениками «немых» клавиатур в моменты написания диктанта. Им необходимо видеть, где и как развивается мелодия. Исходя из того, что внутренний слух практически на протяжении всех лет обучения на сольфеджио в школе нуждается в привлечении наглядности пусть в самом минимальном графическом варианте, можно предположить и существование вспомогательных форм, соединяющих внутреннее представление с тем или другим внешним объектом. Особенно важным данное обстоятельство является для маленьких детей неточно интонирующих, с формирующимся слухом и чувством ритма. Не достаточно прочная память многих детей и неуверенная способность обобщать услышанное также нуждаются в «опорных сигналах».
По нашему мнению вспомогательные формы проходят через работу комплекса восприятия:
зрение-слух, где важную функцию восприятия, анализа и суммирования информации берёт на себя зрение и
слух-зрение, когда только через слух появляется возможность разобраться в наглядно иллюстрируемой мелодии, где рисунок и образный показ мелодии будут являться помощниками.
С большим значением визуального восприятия при работе над диктантом связаны проекты «Про Буратино», «Артемон наводит порядок», «Цветник», «Что ищет пёс?» — раздел 2 и «Карандаш, ластик и художник», «Лягушки танцуют», «Пружинки», «Состязание волшебников», «Вальс кукол с пружинками», «Шахматы», «Вальс зонтиков» — раздел 3.
Первостепенность слухового восприятия очевидна в проектах «Такси», «Пути-дорожки», «Пчёлка и улитки», «Гимн скрипичному ключу — раздел 4.
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:33 | Сообщение # 1032
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
В работе над любым типом традиционного диктанта начальный этап с прослушиванием мелодии 2-3 раза не даёт уверенности, что дети запомнили его и способны самостоятельно записать. Педагог вызывает у учащихся комментарии, проигрывая мелодию мотивами и фразами вновь и вновь, указывая на разнообразные неточности, услышанные при сольфеджировании и увиденные им в нотном тексте того или другого ученика. Приглашение проиграть мелодию на инструменте может помочь в работе, но только в случае проигрывания её всеми учениками класса. И здесь также возникают сложности не только связанные с прочностью памяти, но и исполнительской техникой, так как в классе на сольфеджио присутствуют не только дети, обучающиеся в классе игры на фортепиано. Эти причины зачастую растягивают диктант во времени тем самым, убирая из урока необходимые и важные формы.
В инструктивные упражнения и диктанты данного сборника включены графики, данные после демонстрации мелодий всех проектов сборника. Они представляет собой наглядную информацию о мелодическом движении, когда после прослушиваний, анализа мелодии по фрагментам, пения её хором сольфеджио и т.д. происходит подкрепление графиком того, что было выяснено. Слайд с графическим изображением мелодии того или другого диктанта является зримым, не вызывающим утомления для взгляда, дидактическим плакатом. В его задачу входит суммирование всей предыдущей работы ученика, управление мыслительной деятельностью, подсказывание памяти каким образом мелодические интонации осознанно можно перевести в нотный текст. Это экономит время работы над диктантом, что имеет большое значение на сольфеджио особенно в младших классах. В графике присутствует и знакомая детям игровая форма — нахождение пути, следование и разгадывание его, как своеобразного, в данном случае «мелодического лабиринта».
Всё сказанное не означает, что при появившемся на экране графике дети моментально ориентируются в нём. Как в любой сжатой информации, в нём также присутствует закрытость полной и ясной картины. Навык расшифровывания графических схем у детей формируется достаточно быстро, потому что некоторые формы подсказок уже ими усвоены на примерах работы с песенками, о чем говорилось выше.
Графики в данном сборнике составлялись с целью создания разнообразных и интересных схем, схожих в некоторых деталях, но и отличающихся друг от друга.[/color]
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:34 | Сообщение # 1033
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Для ориентирования в мелодии, её запоминания с позиции интервального строения, в последующих за демонстрацией мелодии слайдах даются не только графики, но и «карточки» с указанной количественной величиной интервалов и стрелками с направлениями движения.
Перевод мелодии в интервальную запись — распространённый приём в работе с интервалами. Интервальные ориентиры в качестве инструктивных подсказок в диктантах сборника полезны и эффективны, потому что заставляют память быстрее ориентироваться в нахождении звуков, в припоминании звуков разобранной мелодии.
Не секрет, что при разучивании и даже исполнении в выученном виде произведений по специальности, дети временами «делают открытия», с радостью сообщая на уроке, что нашли те или иные интервалы в играемых ими этюдах-сонатинах. Именно поэтому форма инструкций с интервалами зримо связывает основные части работы на уроке на сольфеджио. Но и более того — является важным аспектом понимания детьми взаимосвязей разных предметов, когда один и тот же изучаемый элемент музыкального языка присутствует в материале не одного сольфеджио, а и других предметов.
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:34 | Сообщение # 1034
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Методика работы над инструктивными упражнениями и диктантами

В инструктивных упражнениях (см. материал раздела 1 и 5) работа ограничивается просмотром, слушанием, разбором и исполнением мелодии вместе с её демонстрацией до момента появлении записанной на нотном стане мелодии.
Только после окончательного запоминания мелодии проект исполняется полностью на фоне видео, которое включает нотный текст и пение наизусть на фоне аранжировки.
Для начального ознакомления с выбранным из сборника инструктивным диктантом достаточно 1-2 просмотров для того, чтобы дети рассмотрели иллюстрации, послушали мелодию и просмотрели ее демонстрацию. Последующая работа может проходит с использованием показа диктанта на экране или только с аудио прослушиванием при свернутом экране.
В первом случае по фразам через стоп-паузу происходит разбор и запоминание мелодии, уточняется мелодическое движение. Желающие дети показывают его на экране на графическом изображении и поют сольфеджио вместе с учениками, сидящими за партами. Для большей прочности мелодия может быть проиграна детьми на фортепиано. После полного запоминания диктант записывается в тетрадь и исполняется на фоне видео.
Предварительный просмотр и последующая работа при свёрнутом экране и только с аудио прослушиванием также проходит по фразам. Дети осознают движение мелодии, показывают при сольфеджировании пластически звуковысотность в воздухе рукой или на столбице, проигрывают на инструменте. После этого диктант просматривается через стоп-паузу для зрительного подтверждения правильности услышанной и разобранной мелодии, записывается в тетрадь и исполняется на фоне видео.
Необходимость дополнительной настройки на тональность того или иного проекта корректируется педагогом.
 
ПесенкаДата: Пятница, 12.07.2013, 12:41 | Сообщение # 1035
Группа: Модераторы
Сообщений: 6079
Награды: 118
Статус: Offline
Я сейчас делаю диктанты более сложные, как это получается в процессе. И я уже написала о них - Египет, Китай и т.д.
Сделала 2.
И отправлю в личку ссылки для просмотра и анализа.
И здесь возникает вот какая ситуация - отправлять всем или тем, кто занимается подобной формой?
Мне придётся подумать, потому что есть априори в рассылках и есть те, кто может получить что-либо в качестве презента.
Меня в этой ситуации будут интересовать только те, КТО АНАЛИЗИРУЕТ, ПИШЕТ И РАССУЖДАЕТ.
Потому прошу оставить обиды и претензии.
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » УРА, ДИКТАНТ!
Страница 69 из 119«126768697071118119»
Поиск: