Развитие гармонического слуха
|
|
Песенка | Дата: Воскресенье, 23.09.2012, 23:21 | Сообщение # 331 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) А мне кажется, что как раз тональность здесь для учеников -не главное Соверешенно правильно!
Quote (Юлия) разве это не будет ровно 50 процентов задания? Как же без ступеней? Ведь именно здесь, в этом проекте звучит тоника от... и до... Для чего тогда? И вновь верно! В ДЕСЯТКУ,Юля!!! Quote (Юлия) Я бы в самом крайнем случае это делала - а зачем тогда вообще в тембрах слушать? Если совсем "заклинило", пусть лучше 20 раз послушают один такт, пусть лучше пропоют голосом, но услышат и "опознают" в тембре Браво!
|
|
| |
Helena | Дата: Понедельник, 24.09.2012, 00:17 | Сообщение # 332 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
| Quote (Goman) Домашнее задание: построить интервальную последовательность в тональности. Quote (Юлия) В смысле - другую сочинить? Или эту транспонировать? Я так поняла и обычно тоже так делаю: записываем обозначениями - на первой б2 и т.д., а дома записываем нотами в тональности. Quote (Юлия) А мне кажется, что как раз тональность здесь для учеников -не главное. Quote (Юлия) Как же без ступеней? Ведь именно здесь, в этом проекте звучит тоника от... и до... Юлия, поясните, пожалуйста, Вашу мысль, я не очень поняла. Тональность здесь не главное, ступени обязательно, тоника от и до. Что-то у меня не стыкуется. А еще к работе над "Мечтой" добавила бы задание послушать типы голосоведения. Здесь четко 2 интервала с косвенным голосоведением, а потом с противоположным.
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 24.09.2012, 08:51 | Сообщение # 333 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Helena) добавила бы задание послушать типы голосоведения. Ну да! Как второй способ "вычисления" двухголосия.
Quote (Helena) Юлия, поясните, пожалуйста, Вашу мысль Не главное - знать тональность изначально. Записывать - ступени и интервалы. А нотами потом можно записывать в любой заданной тональности - в той, которая звучит, или в любой другой.
|
|
| |
Helena | Дата: Понедельник, 24.09.2012, 09:13 | Сообщение # 334 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
| Спасибо!
|
|
| |
Шелк | Дата: Понедельник, 24.09.2012, 19:25 | Сообщение # 335 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Юля, Елена, спасибо за Ваши разъяснения. Юля, очень понравился Ваш вариант записи по нижнему звуку, а затем прописывание интервалов. Нужно будет попробовать. Своеобразный двухголосный диктант!
Татьяна
|
|
| |
Юлия | Дата: Вторник, 25.09.2012, 10:03 | Сообщение # 336 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Шелк) Своеобразный двухголосный диктант! Конечно, всё это - слуховой анализ. И способов записи у двухголосия несколько:
для продвитутых : сразу "скорописью" обозначать ступень и интервал;
"полифонический" отдельно слушать мелодию каждого голоса и записывать ступенями, нотами или другими удобными условными обозначениями
"гармонический" - Елена уже сказала об этом - определить первый интервал, а потом слушать тип голосоведения, стенографировать его по ходу звучания (линиями, стрелочками...), а потом "вычислить" и записать результат - интервалы на ступенях.
Слух каждого индивидуально "склоняется" к своему способу. Мне больше нравится второй. Я и двух и трёхголосные диктанты так писала (наверное, всем абсолютникам так проще?): 1 проигрывание - один голос, 2 проигрывание -другой и т.д. Остальные проигрывания - трудные места, проверка. "Полифонический" способ и объективно более универсален: как подготовка к двухголосным диктантам, в которых чаще всего ритм каждого голоса разный.
|
|
| |
Helena | Дата: Вторник, 25.09.2012, 11:33 | Сообщение # 337 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Я и двух и трёхголосные диктанты так писала (наверное, всем абсолютникам так проще?): 1 проигрывание - один голос, 2 проигрывание -другой и т.д. Ох, нас и песочили за такой способ написания! Заставляли именно гармонически писать. Хотя, наверное, все равно каждый писал, как ему удобно. А про интервалы добавлю. Я обычно разделяю гармоническое звучание и мелодическое, соответственно, и цепочки так даю. В то же время, тех, кто пропевает гармонический интервал, не останавливаю, если он его так слышит, на здоровье. То же и с диктантами. У кого вырабатывается способ стенографировать - пожалуйста, если слух хороший. С остальными - по-другому.
|
|
| |
Юлия | Дата: Вторник, 25.09.2012, 17:55 | Сообщение # 338 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Helena) У кого вырабатывается способ стенографировать - пожалуйста, если слух хороший. Раз уж зашёл разговор... -стенографируют, в основном, абсолютники. Вот именно им нельзя категорически это разрешать! Развития не происходит! Мой собственный пример ( с детства) -жертва "стенографии" "Вслед" могу спеть или сыграть любую мелод. или гармон. фразу, НО! чисто слуховая мелодическая память (особенно на стандартные вещи) ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ, НЕРАЗВИТАЯ! Когда надо что-нибудь даже несложное услышать и сыграть без нот, я всё равно "стенографирую", и вот когда текст записан, моментально запоминаю, а только на слух -ни за что!
Если бы я сейчас сама себе преподавала сольфеджио, категорически запретила бы записывать одновременно с игрой ( карандаш отбирала бы ), заставляла бы запоминать только на слух, потом сыграть наизусть целиком на ф-но и только потом по памяти записать -можно сразу со вторым голосом, вариацией, аккомпанементом...
|
|
| |
Frenki | Дата: Вторник, 25.09.2012, 18:21 | Сообщение # 339 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Награды: 2
Статус: Оффлайн
| Двухголосный диктант! Я стараюсь что бы дети слушали гармоническое звучание( степени и интервали),если у них хороший слух. Большинство из них слушает мелодическое звучание.Пускаю записывать как им легче.Первый раз играю целый двухголосный диктант.Затем мы анализируем-мелодическая линия,аккорды,последовательности,каденци итд.-все что дети имеет значение. Потом определить первый интервал.Затем проигриваю только 2 такта или 1 фразу дважды,чтобы дети слышали и записали. Третий раз играю то же для проверки и продолжаю следующу фразу. Когда диктант закончил,играю целый для проверки.
|
|
| |
Юлия | Дата: Вторник, 25.09.2012, 21:17 | Сообщение # 340 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Frenki) Затем проигриваю только 2 такта или 1 фразу дважды,чтобы дети слышали и записали. Третий раз играю то же для проверки и продолжаю следующу фразу. Когда диктант закончил,играю целый для проверки.
Точь-в-точь, как в статье про французское сольфеджио!
Нам нигде по фразам не играли - только целиком!
|
|
| |
Helena | Дата: Вторник, 25.09.2012, 21:29 | Сообщение # 341 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Вот именно им нельзя категорически это разрешать! Согласна. Пытаюсь бороться с этим
|
|
| |
Frenki | Дата: Среда, 26.09.2012, 11:55 | Сообщение # 342 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Награды: 2
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Нам нигде по фразам не играли - только целиком! Мы тоже противостоим етому-играт по фразам. В наших школах дети со всеми видами способностьи.Инструменталисты были всегда самым важным.Без теоретики могут.Это мнение передают для студентов. Наша борба будет длиться долго.Реткие поколения студентов могу слушатьцелый диктант. Тогда удовольствие работа.
|
|
| |
Песенка | Дата: Среда, 26.09.2012, 13:37 | Сообщение # 343 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Очень интересный разговор состоялся! Я против "полифонического" расслушивания голосов при слуховом анализе. Любые интервальные последовательности дети требовали многократно играть для записи голосов отдельно. И мы с Юлей об этом уже разговаривали. Интервалы нужно слушать только в созвучии, используя предыдущий опыт - ассоциативный (образы), "масштабный" (широко-узко), тактильный (остро-мягко), визуальный (если есть привязанность к клавиатуре у ребенка), графический (как Елена предлагает в анализе голосоведения). Мои домристы, баянисты, аккордеонисты, писанисты и пр. слушают интервалы только так. Никаких "отдельных линий, которые потом складываются в синтезе" - нельзя допускать, на мой взгляд. Что касается ладового слушания, то это тоже в комплеске - сразу ступень основания + интервал. Сразу интервалы с разрешением. Ступень и интервал. А потом ТЕОРИЯ, когда интервал просто вычисляется исходя из ладовой принадлежности. Это требует времени, но ничего более полезного я в методике не извлекла, чему и своих учеников учу.
В "мечте" хорошо бы слушать интервалы НЕ привязываясь к тональности, тем более что это фа-диез мажор, а интервалы простые.
|
|
| |
Helena | Дата: Среда, 26.09.2012, 15:17 | Сообщение # 344 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1533
Награды: 32
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Интервалы нужно слушать только в созвучии, используя предыдущий опыт - ассоциативный (образы), "масштабный" (широко-узко), тактильный (остро-мягко), Quote (Песенка) Никаких "отдельных линий, которые потом складываются в синтезе" - нельзя допускать, на мой взгляд. Согласна полностью! Именно так слушаются ГАРМОНИЧЕСКИЕ интервалы. Именно так и работаю. Добавлено (26.09.2012, 15:17) ---------------------------------------------
Quote (Песенка) В "мечте" хорошо бы слушать интервалы НЕ привязываясь к тональности, тем более что это фа-диез мажор, а интервалы простые. Ну надо же, я ведь так и думала! Спасибо, Татьяна Анатольевна, что развеяли мои сомнения!
|
|
| |
Песенка | Дата: Среда, 26.09.2012, 17:26 | Сообщение # 345 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Я всё время придумываю, как сделать простой слуховой анализ... Привязка к фа-диез минору показалась удачной, но она всех "слуховиков" смутилила. Я пробую сделать что-то вне тоональности, а многие всё "связывают" А ведь не надо ... Ну предложите пример тогда... и чтобы форма была, и что бы интервалы были ВНЕ тональности... делать что? Как?
|
|
| |