Развитие гармонического слуха
|
|
Юлия | Дата: Вторник, 08.05.2012, 13:07 | Сообщение # 151 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (мама-ёжик) А вот на специальности (отдельных часов по музицированию и подбору у меня не было) обязательно "отщипывала" немного времени с 1 же класса. Я спец. ф-но никогда не вела, но в школе моя учительница по спец. занималась с нами именно так, как Вы, Наталья, написали. В 1 классе объяснила мне T-S-D. Показала аккорды на примере -как сейчас помню- "Маленькой ёлочке..." И именно с этого момента я научилась подбирать пусть сначала простенькими аккордами, но функционально уже правильно.
|
|
| |
Olis | Дата: Вторник, 08.05.2012, 14:30 | Сообщение # 152 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 145
Награды: 26
Статус: Оффлайн
| Quote (мама-ёжик) Для распознавания на слух работали иногда вот с такой табличкой... Ребята перемещали яркую фишку по клеткам вслед за звучанием аккордов, которые я играла. Наталья, очень просто и удобно в использовании! Век живи - век учись! Спасибо за идею!
Quote (Юлия) Примеры - это двухголосные упражнения, только каждый голос гармонический. Невероятно интересно!!! Но быть может, столь же невероятно трудно? У меня вопрос - эти цепочки даёте всем инструменталистам (имею ввиду разные отделения), или только пианистам? Меня интересуют виды работы именно с "непианистами", поскольку предмет "общее фортепиано" предусматривает только овладение инструментом, и то в пределах программы. Ни о каком подборе, увы, не может быть и речи!
Quote (Юлия) Вы хорошо умеете учить распознавать именно "краски". У меня встречаются дети с прекрасным слухом и, мягко говоря, отсутствием логики, и наоборот - голова замечательная, в теории - ас, а со слухом - проблемы. Поэтому, наверное, нужно учить слышать и по Вашему методу, Юлия, и по примеру Натальи, распознавая "краски" аккордов.
Quote (Шелк) Если будет интересно, то могу выложить эту таблицу Татьяна, очень любопытно взглянуть - выложите, пожалуйста, как только сможете!
|
|
| |
Frenki | Дата: Четверг, 10.05.2012, 15:46 | Сообщение # 153 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Награды: 2
Статус: Оффлайн
| У меня встречаются дети с прекрасным слухом и, мягко говоря, отсутствием логики, и наоборот - голова замечательная, в теории - ас, а со слухом - проблемы. Для меня такая же ситуация.Может быть, я не очень хорошо понял.Аккорды играть в три голоса или четыре части?Я думаю, что в 3 класе?
|
|
| |
Шелк | Дата: Четверг, 10.05.2012, 16:29 | Сообщение # 154 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Olis) любопытно взглянуть - выложите, пожалуйста, как только сможете! Выкладываю. Только таблица скорее всего неполная. Нашла в своих записях и сделала по ним. А электронный вариант, взятый на курсах, у меня утерян. Высылаю то, что есть.
Таблица аккордов ББ, МБ, Бум и т.д. - это септаккорды.
Татьяна
Сообщение отредактировал Шелк - Четверг, 10.05.2012, 16:58 |
|
| |
Леви | Дата: Четверг, 10.05.2012, 18:30 | Сообщение # 155 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 97
Награды: 8
Статус: Оффлайн
| Вне лада обращения трезвучий учу распознавать так. Слушаем бас, и если его хочется спеть вниз (III ст. в I), то это секстаккорд. Если есть тяготение вверх (V в I), то это квартсекстаккорд. Вроде бы это работает.
Если обратиться к Татьяниной таблице, то я бы добавила, 6/3 звучат более широко и мягко, а 6/4 - более резко, активно. Эта таблица чем-то напоминает методику М.Карасевой из МГК, где тоже каждый аккорд описывают в ощущениях, красках, ассоциациях. Хорошая эффективная методика.
|
|
| |
Юлия | Дата: Четверг, 10.05.2012, 18:59 | Сообщение # 156 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Леви) Слушаем бас, и если его хочется спеть вниз
Ну, Вам повезло, что у всех детей так развито ладовое ощущение аккорда ( и именно тонического). Это нечасто.
Татьянина таблица (вернее та, которую она выложила) мне чего-то совсем не понравилась - вообще ни о чём. Ув. 53 -вообще что-то запредельное Детям так и сказать - диффузное?
|
|
| |
Песенка | Дата: Четверг, 10.05.2012, 19:06 | Сообщение # 157 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Quote (Леви) Вне лада обращения трезвучий учу распознавать так. Слушаем бас Только так работаем. А насчет ощущения тоники Юля абсолютно права. Однако именно в таком пропевании можно решать сразу 2 задачи.
|
|
| |
Шелк | Дата: Четверг, 10.05.2012, 20:53 | Сообщение # 158 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Леви) Вне лада обращения трезвучий учу распознавать так. Слушаем бас, и если его хочется спеть вниз (III ст. в I), то это секстаккорд. Если есть тяготение вверх (V в I), то это квартсекстаккорд. Вроде бы это работает.
Обязательно попробую. Очень интересно!
Татьяна
|
|
| |
мама-ёжик | Дата: Четверг, 10.05.2012, 22:36 | Сообщение # 159 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
| И снова о гармонических последовательностях в таблицах... Мне кажется, Ваши таблицы, Юля, и моя (не моя на самом-то деле) друг другу не противоречат и могут дополнить одна другую. Если говорить о линии баса, то при прослушивании стандартных оборотов фишка движется в пределах соседних столбцов, образуя стандартные ступеневые последовательности, либо по горизонтали (если это обращения). Другое дело, что здесь только главные аккорды, но для начала этого вполне достаточно (но, наверное, можно и расширить содержимое). Слушали мы последовательности и в 3-хголосном, и в 4-хголосном изложении, но суть одна. Обращение одной гармонии воспринималась и показывалась в горизонтали, а смена функции сразу вела на другой "этаж". Попробовала раскрасить - слишком пёстро, в глазах рябит...
Добавлено (10.05.2012, 22:36) --------------------------------------------- Цветовое решение сугубо условное... "Краски" гармонических функций у меня лично ассоциируются не с конкретным цветом, а скорее с психологическими типами . Может быть наивно и не вполне точно, НО... Тоника мажора для меня сангвиник, тоника минора - меланхолик, субдоминантовая сфера обладает чертами флегматика, а доминантовая - больше смахивает на холериков
Наталья-fadosol
Сообщение отредактировал мама-ёжик - Четверг, 10.05.2012, 22:31 |
|
| |
Эмилия | Дата: Четверг, 17.05.2012, 23:20 | Сообщение # 160 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
| Вот такие таблички нашла в учебнике-сказке Т.Первозванской "Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей"
|
|
| |
Юлия | Дата: Пятница, 18.05.2012, 10:57 | Сообщение # 161 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Функции-птицы я давно увидела у Первозванской, они мне очень понравились! Плакат с 4 птицами я отдельно сделала и показываю, когда разговор о функциях только начинается. Плакат с птицами - более сложными оборотами как-то пропустила, но он тоже достоин внимания и, конечно, более качественного оформления! Можно его целиком оформить или "разбить" на стандартные обороты. Ступени, на которых строятся аккорды, конечно, надо знать (2 шпаргалка), только (...вот опять у меня что-то с полушариями не срослось...) почему не в ту сторону? ...уже такой принцип где-то был... Лучше столбик начать снизу от 5 или 6 ступени, потом вверх: 7-1-2-3-4- (5).
Интервалы - геометрические фигуры разноцветные - мне тоже у Первозванской нравятся, тоже на основе её рисунков делала плакат. Только терции и сексты я раскрасила не в жёлтый, а в зелёный цвет. А синий (голубой) для совершенных консонансов, красный для диссонансов - с этим совершенно согласна. Эмилия, спасибо!
|
|
| |
Юлия | Дата: Пятница, 18.05.2012, 11:12 | Сообщение # 162 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Вот нашла, делала давно, наверное, можно и выразительней оформить...
|
|
| |
матаха | Дата: Пятница, 18.05.2012, 12:44 | Сообщение # 163 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 96
Награды: 7
Статус: Оффлайн
| А я малышам рассказываю такую историю.Дети играют во дворе,а Катю (Серёжу,Настю..)мама зовёт домой.Девочка вбегает в подъезд,поднимается по лестнице (S),вот она перед дверью,поднимается на цыпочки,дотягивается до звонка,звонок в дверь(D),ждёт,прислушивается к шагам.Дверь открывается и..вот она,мамочка(Т)!!Разумеется,рассказ сопровождается музыкальным аккомпанементом.Дальше история обрастает подробностям-вариантами:Кате не очень хотелось уходить со двора(Т с обращениями),она побежала по лестнице, но вспомнила, что оставила на скамейке куклу и вернулась(T-S-T),она ошиблась дверью(двумя этажами ниже)(прерванный оборот)и т.д.Ощущение покоя,развития,напряженного ожидания дети запоминают,пропуская через себя.
|
|
| |
Юлия | Дата: Пятница, 18.05.2012, 13:59 | Сообщение # 164 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Я что-то тоже, помню, рассказывала, но попроще (и без прерванного оборота): Тоника -это дом, откуда мы уходим и куда возвращаемся. Субдоминанта - это ожидание, начало чего-то нового ("выход" из дома), доминанта - возвращение домой, стремление к покою. Таким образом, наш день - это полный функциональный оборот. И вообще, разные события дня, разный его распорядок можно сравнивать с разными гармоническими оборотами.
|
|
| |
Эмилия | Дата: Пятница, 18.05.2012, 23:49 | Сообщение # 165 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 251
Награды: 20
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) Ступени, на которых строятся аккорды, конечно, надо знать (2 шпаргалка), только (...вот опять у меня что-то с полушариями не срослось...) почему не в ту сторону? Юлия, я после Вашего замечания теперь тоже обращаю на это внимание. :D И во многих источниках именно такой вариант. Наверное, чаще все-таки таблицы рассматривают как текст, который принято читать слева-направо и сверху-вниз.
|
|
| |