Развитие гармонического слуха
|
|
Юлия | Дата: Четверг, 02.02.2012, 20:30 | Сообщение # 136 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (begden) Расположение нот, написание штилей, обращения интервалов и трезвучий выглядят очень наглядно, ярко, привлекая внимание. При изучении интервалов тоже удобно использовать. Для этого у меня сделаны ноты без штилей.
Да, точно - у меня мозги не сработали!
|
|
| |
lilyshecka | Дата: Пятница, 16.03.2012, 15:01 | Сообщение # 137 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 128
Награды: 8
Статус: Оффлайн
| Давно обещала, теперь, наконец, выкладываю свой фланелеграф. Он двусторонний - с одной стороны нотный стан, с другой стороны лесенка. И разные варианты нот, "длительностей". Что поместилось, все накрепила)))
|
|
| |
Юлия | Дата: Суббота, 17.03.2012, 17:35 | Сообщение # 138 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Красиво! Интерактивная вещь! - и наклейки можно умножать, собирать, обновлять! И фон такой тонизирующий!
|
|
| |
Юлия | Дата: Суббота, 07.04.2012, 09:42 | Сообщение # 139 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Цитата из поста Татьяны Анатольевны именно для этой темы: "...а уж аранжировки, стили -- может быть рискнут студенты... они тоже пока молчат вместе со своими педагогами. А разве не понятно, что эта работа может иначе высветить все то, что усердно вкладывается в студентов на сольфеджио и гармонии. КУДА пойдет весь слуховой и "гармонический" багаж у будущего педагога? Зачем и для чего совершенствовать слух и зубарить гармонию? Это я своим студентам поясняла в давности. Но ведь эта мысль на поверхности! Потому и естественным образом возникли задания по гармонизации, стилизации и пр... От этого идет дорожка к педагогическому творчеству при подборе аккомпенемнта, чтобы не позволять себу тупо играть "т-с-д", или просто тоническое трезвучие, считая его единственной гармонией или "органным басом", распластавшимся на всё wacko Со старшими у меня не получилось сделать гармонизации. Слишком много было сора в теории, в интонации, неразберихи в выполнении д/з, непонимания значимости ладовой работы и пр и пр. Раскладывали все огромными усилиями, через "не хочу", "а зачем", "а у нас было по-другому"... Короче - а у нас в квартире газ, и что ты со своей балалайкой приперлась cool Поэтому только то, что можем на сегодня.
Но попутно с сочинением второго голоса вдруг увлеклись работой с "рассеиванием тональности". Это сложная, но архи очень полезная работа. Она внезапно открывает краски аккордов в их случайном соединении, потому что программа действий не предусматривает внутренне прослушивание. Для старшеклассиников, да и для опытных теоретиков это был бы "эверест слуха". В чем дело. Например, я дала последовательность в фа-миноре: I6/4 - IV6 - V7 - V6/5 - I - IV64 - IV - II7 - V4/3 - I (здесь по требованиям поступления надо знать обращения "т-с-д", 5-септ с обрашениями, 2-септ, 7-септ. Без побочных аккордов. Тональности до 4 знаков... ну и всякое-такое... по мелочи, я-бы сказала. Поэтому мы начали заниматься всеми аккордами, а зачем. если они не требуются? И коллектив мне твердо указал на соблюдение границ экзаменационных - для поступающих- требований)
Кроме того, что ее надо спеть и сыграть одновременно в двух фактурных вариантах (тут я не могу просто не выходить за "границы" и выхожу: посл. играет вверх, одновременно поет вниз), было предложено "спуститься-подняться" по полутонам. То есть каждый следующий аккорд должен находить в разных тональностях, отстоящих друг от друга на полутон. Исходная - фа-минор. Идем по полутонам вниз. Обозначим наж аккордами данной последовательности тональноти: фа-ми-ми-бемоль-ре-до-диез-до-си-си-бемоль-ля (предпоследний аккорд можно разрешить)
И всю последовательность надо выстроить именно исходя из новых тональностей. Естественно, что созвучия и соотношения аккордов получаются и запрограмированными, и спонтанными. Но в этом много открытий гармонических красок и переливов красок аккордов. Есть нюансы. Аккорды могут выстраиваться скачком. Для того, чтобы ровность (пусть условного голосоведения)сохранялась, надо некоторые аккорды обращать.
Но кроме того, что последовательность можно опускать по тональностям и поднимать, ее можно "закручивать по часовой стрелке и против".Вот этим мы тоже с детворой занимаемся." _________________________________________________________________________________
Наверное, такая цепочка получается:?
А ещё можно петь или играть и петь "двухслойные цепочки", варьируя направления движения голосов как угодно, индивидуально или с целой группой, с обязательной поддержкой на инструменте и анализом получившихся в итоге аккордов. Первый пример - это предыдущая цепочка Татьяны Анатольевны.
|
|
| |
Песенка | Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 07:25 | Сообщение # 140 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Не совсем разобралась в Ваших примерах, Юля! То, что должно быть есть совершенно правильно под словами "вот такая цепочка получается" Именно с этими аккордами работать можно... превращая соединения в музыкальныю ткань
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 08.04.2012, 10:47 | Сообщение # 141 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Примеры - это двухголосные упражнения, только каждый голос гармонический. Если работает 1 человек - он одну цепочку играет, другую поёт. Группа делится на две части, каждая поёт свою партию. Направления голосов варьируются (удобнее всего "сходиться-расходиться"). Аккорды, получившиеся по вертикали всей фактуры (там могут быть и 7-акк., и 9-акк.) анализируются. Если аккорды только поются, на инструменте преподавателем играется бас или вся фактура.
|
|
| |
Песенка | Дата: Вторник, 10.04.2012, 07:05 | Сообщение # 142 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Вот это я тоже использую, как основную форму работы с последовательстями. И очень хорошо, когда одному удается выполнить 3 варианта. Так Инна и Настя справились на уроке: одна играла сходящиеся варианты, другая расходящиеся и обе выбрали для пения нижний-верхний-средний.
|
|
| |
Frenki | Дата: Воскресенье, 06.05.2012, 19:50 | Сообщение # 143 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Награды: 2
Статус: Оффлайн
| Пожалуйста, советы!Мы все аккорды слушам и именуем вне лада.Это очень легко.Таким образом, в нашей программе для элементарного музыкального образования.Я хотела бы знать,как вы c детьи 1.кл. делаетье аккордовую последовательность(нпр.Т5/3,D6/4,T6/3)
|
|
| |
Юлия | Дата: Воскресенье, 06.05.2012, 23:02 | Сообщение # 144 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Frenki) детьи 1.кл. делаетье аккордовую последовательность(нпр.Т5/3,D6/4,T6/3)
В 1 классе, боюсь, этого никто не делает , хотя, извините, за всех говорить не буду!
А вот к 3 классу такие аккорды в ладу ученики узнают! Аккорды в ладу: нужно знать и учить, на каких ступенях каждый из них строится. Это нетрудно, так как набор аккордов в программе ШКОЛЫ не такой уж большой. Ещё очень важно знать СТАНДАРТНЫЕ ГАРМОНИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ.
Например (линия баса): 1-1-1; 1-2-3; 4-4-3; 5-5-1; 3-2-2-1. Остаётся только внимательно слушать и запомнить бас. Если хорошо знаешь "таблицу аккордов в ладу", можно ответить всю последовательность за 1-2 прослушивание.
Ружица, вот, например, можно пользоваться такими таблицами:
Несколько стандартных гармонических оборотов:
Аккорды на ступенях лада:
|
|
| |
Песенка | Дата: Понедельник, 07.05.2012, 10:24 | Сообщение # 145 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
| Юля, как хорошо, что Вы выставили схемы!Красочно! Еще и их детям отдам! Не знаю, как у вас к 3 классу, и вне лада, и в ладу, но у моих совсем не просто идет вся эта аккордика. Мы играем много. Подбора катострофически не хватает, а это была бы самая настоящая помощь для слуха и понимания. Юля писала об этом не раз, и это самая настоящая правда.
Quote (Frenki) Мы все аккорды слушам и именуем вне лада.Это очень легко. Поделитесь методикой!
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 07.05.2012, 11:07 | Сообщение # 146 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) к 3 классу, и вне лада, и в ладу,
в ладу,конечно, проще идёт. А вне лада идёт "тормоз" на обращения маж. и мин. трезвучий. Если кто-нибудь поделится слуховыми "зацепками" - СПАСИБО!
Удивительно легко идут септаккорды! Малышей у меня 4 года не было, но сейчас уже сделала вывод, что объяснять 4 вида септаккордов (и тренировать на слух) надо тогда, когда усвоены и отличаются на слух маж. и мин. трезвучия (т.е. максимум в 1 кл. ). Когда даны 4 вида трезвучий, можно прибавить ум.7-акк. С этого момента можно всё ум. постепенно объединять в "семейство". Мы так и повторяем построение: (я к 4 классу так делала) строим ум.7.акк. (знаем, что в нём заключено всё и что он строится на 7 ст.). Потом из него "выбираем" ум.7; две ум.5 и два ум.трезвучия. Соответственно, автоматически определяются ступени, и , конечно, общий принцип разрешения. Не вписывается сюда ум.4, но мы её попозже проходим.
|
|
| |
Юлия | Дата: Понедельник, 07.05.2012, 11:08 | Сообщение # 147 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) Подбора катострофически не хватает, а это была бы самая настоящая помощь для слуха и понимания. Конечно! Но откуда взять время? Это же практически индивидуальные занятия.
|
|
| |
мама-ёжик | Дата: Понедельник, 07.05.2012, 19:24 | Сообщение # 148 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 162
Награды: 15
Статус: Оффлайн
| Quote (Песенка) В 1 классе, боюсь, этого никто не делает Непосредственно на сольфеджио скорее всего, или очень немногие. А вот на специальности (отдельных часов по музицированию и подбору у меня не было) обязательно "отщипывала" немного времени с 1 же класса. Легче всего "в руку" ложилась именно последовательность Т 3\5, S 6\4, D 6(D 6\5), T. Латинское обозначение звуков старалась дать в первом же полугодии, чуть позднее и о тональностях в латинском обозначении говорили. Для распознавания на слух работали иногда вот с такой табличкой (где-то подсмотрела, не помню где...). Ребята перемещали яркую фишку по клеткам вслед за звучанием аккордов, которые я играла. И лишних разговоров не надо, и все прекрасно видно - кто и что слышит. Начинали, естественно, с коротких последовательностей, учились распознавать "краски" основных аккордов. Для более разнообразных "маршрутов" по подобной гармонической карте наверное можно было сделать вариант, дополнив его другими аккордами, но руки не дошли.
Наталья-fadosol
Сообщение отредактировал мама-ёжик - Понедельник, 07.05.2012, 19:40 |
|
| |
Шелк | Дата: Вторник, 08.05.2012, 08:03 | Сообщение # 149 |
Группа: Друзья
Сообщений: 1902
Награды: 65
Статус: Оффлайн
| Quote (Юлия) А вне лада идёт "тормоз" на обращения маж. и мин. трезвучий Это наверное сложность у всех. Мои тоже "тормозят". Кому-то помогает - вслушаться и определить наличие кварты: в начале - 6/4, в конце - 6. Одна девочка у меня воспринимает 6/4 как восклицательный знак, а 6 - как многоточие... На курсах давали таблицу восприятия аккордов. Так 6/4 - воспринимается вертикально, а 6 - горизонтально, 5/3 - круглый аккорд. Если будет интересно, то могу выложить эту таблицу (только попозже, когда схожу на работу)
Татьяна
|
|
| |
Юлия | Дата: Вторник, 08.05.2012, 12:59 | Сообщение # 150 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 3389
Награды: 114
Статус: Оффлайн
| Наталья, спасибо за идею с передвижением фишки. Для удобства проверки - очень здорово!! Но я, наверное, всё-таки эту фишку буду располагать на своих таблицах. На Вашей - баса нет. Скорей всего, Вы хорошо умеете учить распознавать именно "краски". Я -нет. Эти краски нет-нет, да и подведут.
Quote (Шелк) Одна девочка у меня воспринимает 6/4 как восклицательный знак, а 6 - как многоточие... На курсах давали таблицу восприятия аккордов. Так 6/4 - воспринимается вертикально, а 6 - горизонтально, 5/3 - круглый аккорд.
Вот-вот: не пойми что. Моя последняя проба : отличать трезвучие и обращения "по краям": квинта или секста- т.е. сразу отделить 53 от обращений. Когда знаешь, что это обращение, где кварта звучит, как-то уже хорошо слышат. Кажется замороченно, но пока для меня эффективнее всего.
|
|
| |