Четверг, 28.03.2024, 17:47
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » Импровизация и сочинение. Творческие формы работы на уроке.
Импровизация и сочинение. Творческие формы работы на уроке.
zubr1961Дата: Воскресенье, 17.06.2018, 02:13 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Наверное, такая тема вполне имеет право на существование, тем более, в коллективе творческих преподавателей.
Хотелось бы, чтобы коллеги поделились, каким образом вы начинаете с учеником работу по сочинению музыки.
Возможно, кто-то захочет показать работы своих учеников.
Я за продуктивный творческий обмен.
Скорее всего, что в каждом отдельном случае, в связи с индивидуальностью и уникальностью каждого потенциального юного сочинителя, может быть свой путь, свой уникальный алгоритм, и всё же, какие-то закономерности обучения детей основам сочинения и импровизации.
Я эту работу начинаю в первом классе (если нет нулевого). Это вопросы-ответы, ритмические и мелодические.
Вопрос звучит в виде пения муз. фразы со словами, ответ мы договариваемся заранее, какие будут слова, а насчет мелодии ответа одно условие: вложиться в форму (например, это должно быть два такта) и закончить на тонике. При этом стараться не повторять в мелодии уже использованный вид движения. Или как-то его менять. В идеале, стараемся задействовать всё, что выучили: речитацию на одном звуке, поступенное восходящее и поступенное нисходящее движение, скачок, волнообразное движение, повтор, варьирование, движение по звукам тонического трезвучия в произвольном порядке, секвенцию (это скорее во втором классе), в идеале (когда дети натренируются сочинять фразы и можно уже переходить к сочинению предложений), хорошо, чтобы разные виды мелодического движения сочетались.
С ритмом ответа такая работа: сначала мы проговариваем, в каком ритме будет звучать "ответ", потом поём несколько фраз, а после этого что-то меняем - смотря что подходит. Может, паузы включим, может, новый ритм. По-разному.
Вот так работаю над тем, чтобы научить ребенка составить музыкальную фразу, позже - предложение в первые два года  учебы (1 и 2 классы).
В третьем классе в начале года я даю тему "Главные ступени и трезвучия гл. ступеней", и объясняю им, зачем они нужны - для подбора аккомпанемента к мелодиям. Но и тут же мы разбираем логику движения функций, логику смены фунцкий, и я им рассказываю о формообразующей роли гармонии. Не такими словами, естественно, но... чтобы был понятен принцип применения каждого аккорда классической гармонии.
И здесь меня постигает:
1. радость  - от того, что дети, понявшие логику функционального развития, сразу начинают бодренько "придумывать" мелодии, вполне сочетающиеся с последовательностью аккордов;
2. разочарование - от того, что благодаря изучению стандартных гармонических формул и кадансов, теряется индивидуальность и самое творчество. Всё очень начинает напоминать ремесло, которому можно обучить почти каждого, но которое никогда не превратится в произведение искусства.
Что я делаю не так? Где-то, может, нужно умерить свое вмешательство во внутренние дела, дать больше свободы?
А как вы учите детей сочинять и импровизировать?
С чего начинаете?
Может, у кого-то есть опыт работы над обучением импровизации со старшими учениками?


Сообщение отредактировал zubr1961 - Воскресенье, 17.06.2018, 08:49
 
ПоддельскаяДата: Воскресенье, 17.06.2018, 08:17 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 384
Награды: 31
Статус: Оффлайн
Ирина, спасибо Вам за вновь начатую тему. Как нам всем нужен этот интереснейший опыт. Не сомневаюсь в том, что найдутся педагоги, которые не мало изобрели и адаптировали, и с удовольствием поделятся.
 
lyudmila_wДата: Воскресенье, 17.06.2018, 13:39 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 897
Награды: 88
Статус: Оффлайн
Стихи для сочинения и импровизации в младших классах на уроках сольфеджио и слушания музыки. Систематизировала их по темам. Можно использовать и просто для обсуждения и выбора выразительных средств ("если бы я был композитором"). https://dropmefiles.com/4a3Ik

Сообщение отредактировал lyudmila_w - Воскресенье, 17.06.2018, 13:40
 
zubr1961Дата: Воскресенье, 17.06.2018, 20:30 | Сообщение # 4
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата lyudmila_w ()
Стихи для сочинения и импровизации в младших классах
Спасибо , Людмила!
Я с малышами даже к диктантам придумываю слова - они так легче запоминают мелодию.
 
colnuhkoДата: Понедельник, 18.06.2018, 17:36 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 381
Награды: 15
Статус: Оффлайн
Людмила Вадимовна!Спасибо за стихи  для сочинения и импровизаций мелодий!
Целое богатство!.Очень ценно то, что Вы не только  подобрали, но  и систематизировали стихи по разделам, а ещё рассказали как можно   работать с этим поэтическим материалом.


Людмила
 
GalinaДата: Среда, 20.06.2018, 22:41 | Сообщение # 6
Группа: Проверенные
Сообщений: 116
Награды: 21
Статус: Оффлайн
Большое спасибо, Людмила Вадимовна, за систематизированные  и неизбитые тексты!
Не знаю, знакома ли форумчанам эта Программа https://dropmefiles.com/Ltdfs
 
ПесенкаДата: Четверг, 21.06.2018, 09:50 | Сообщение # 7
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Цитата zubr1961 ()
Наверное, такая тема вполне имеет право на существование, тем более, в коллективе творческих преподавателей.Хотелось бы, чтобы коллеги поделились, каким образом вы начинаете с учеником работу по сочинению музыки.
Может быть и подходит... И следует поблагодарить тех, кто откликнулся на Ваше предложение участвовать в теме и уже написал.
Однако, Вам Ирина Алексеевна, стоит задуматься над тем, что если Вы открыли тему, то В ОСНОВНОМ поддерживать её жизнеспособность будете только ВЫ.
Тема должна развиваться, а не "ждать" кого-то, кто в ней будет участвовать.
 
zubr1961Дата: Четверг, 21.06.2018, 13:44 | Сообщение # 8
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата Песенка ()
И следует поблагодарить тех, кто откликнулся на Ваше предложение участвовать в теме и уже написал.
Татьяна Анатольевна, сняли с языка)))
Конечно!
Спасибо огромное, что откликнулись на тему. 
Интересно было бы обменяться опытом/получить профессиональные советы, каким образом преподаватели организовывают самый начальный этап. Начало всегда самое сложное, на мой взгляд. 
Вот что ученики думают об импровизации:

Добавлено (21.06.2018, 13:44)
---------------------------------------------

Цитата Песенка ()
Тема должна развиваться, а не "ждать" кого-то, кто в ней будет участвовать.
Всему свой черед. 
Сейчас все активно обсуждают недавно прошедшую Ассамблею - конечно, это знаковое и архиважное событие, всегда интересно обмениваться мнениями "по свежим следам". 

Дойдут руки и до "творчества". 
Я обратила внимание, что чем раньше начать работу по сочинению и импровизации, тем проще детям включиться в неё. Ведь дети по умолчанию, если им не мешать - большие фантазеры и выдумщики. И пока их не приучили к тому, что нужно играть (петь, говорить) то, что написано, а не собственные фантазии, они очеь радостно и легко откликаются на предложение придумать-сделать-показать что-то своё.
Я приветствую любые проявления творчества. В начале урока сольфеджио выделяю для этого несколько минут. Второклассница показала свой танец, другой мальчик прочитал три басни (такие удивительно морализаторские, учитывая его возраст - лет 9, наверное), читали стихи, пели песни. Старшеклассник (балалаечник) на предложение поделиться собственным творчеством сразу полез в портфель и достал ноты - он, оказывается, записывает свои музыкальные мысли.
Системы у меня в этом, к сожалению, нет. 
Я не заставляю сочинять - только по желанию. Бывает, раз-другой дети скажут, что пока ничего не "сочинилось" - а на третий урок я забуду спросить sad . Всегда ведь стеснены во времени. 
Хотя, насчет ограниченного времени и проблемы "успею-не успею" сделать всё запланированное (никогда не успеваю! НИ-КОГ-ДА!!!!) мне всегда вспоминается добрый советский мультик про "Паровозик из Ромашково". Нельзя опоздать быть счастливым и видеть и творить прекрасное. 
Жизнь - это здесь и сейчас. Завтра может не быть. Не только в глобальном смысле, но и в творческом. Завтра эта мелодия может забыться, не прийти в голову, а потом и вовсе мозг потеряет потребность что-то генерировать... 
Как-то так.
Может, кто-то помнит, как с ним занимались в муз.школе этим самым творчеством?
 
nhanna4Дата: Четверг, 21.06.2018, 20:47 | Сообщение # 9
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Ирина, интересная тема. Я когда-то выкладывала в другой теме ролики из школы Дарзиня, повторю и здесь. На канале автора есть еще.
 
nhanna4Дата: Четверг, 21.06.2018, 20:48 | Сообщение # 10
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
 
nhanna4Дата: Четверг, 21.06.2018, 20:51 | Сообщение # 11
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Конечно же, в методике Татьяны Анатольевны тоже много внимания уделяется импровизации. Вспомнить хотя бы ее интервальные партитуры.

Спасибо, Ирина и коллеги, что делитесь опытом. О своем ничего особо сказать не могу, давно не преподаю сольфеджио.
 
zubr1961Дата: Пятница, 22.06.2018, 00:19 | Сообщение # 12
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата nhanna4 ()
ролики из школы Дарзиня
Не поняла из второго ролика, они по нотам поют или каждый что-то своё? 
"Мои" второклашки импровизируют так: 

Добавлено (22.06.2018, 00:19)
---------------------------------------------
Размышления учеников об импровизации:

 
nhanna4Дата: Пятница, 22.06.2018, 18:40 | Сообщение # 13
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Цитата zubr1961 ()
Не поняла из второго ролика, они по нотам поют или каждый что-то своё?
 Дети импровизируют мелодию на заданный ритм в пределах диатоники.
А вообще на этом канале самая интересная импровизация - это "Русалка", надо будет поискать.
 
nhanna4Дата: Пятница, 22.06.2018, 18:46 | Сообщение # 14
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Цитата zubr1961 ()
"Мои" второклашки импровизируют так:
 Здорово мобилизует внимание! Дети понимают интонацию "вопрос-ответ", стараются закончить на тонике smile
 
MISVEBДата: Пятница, 22.06.2018, 19:01 | Сообщение # 15
Группа: Проверенные
Сообщений: 571
Награды: 107
Статус: Оффлайн
Ссылка на "Русалку", это действительно здорово!

https://youtu.be/fZkiUTgI8c4

https://youtu.be/QtSefQpQw7Q


Светлана

Сообщение отредактировал MISVEB - Пятница, 22.06.2018, 19:08
 
Форум » Форум сайта Татьяны Боровик » Методика и практика » Импровизация и сочинение. Творческие формы работы на уроке.
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: