Вторник, 23.04.2024, 15:24
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
ПоддельскаяДата: Четверг, 21.12.2017, 09:14 | Сообщение # 766
Группа: Модераторы
Сообщений: 384
Награды: 31
Статус: Оффлайн
А я все думаю, а что если не было бы зимней сессии?.. Как она среди учебного года всколыхнула и педагогов-творцов, педагогов-новаторов, геологов! Ведь возможность поделиться своими методическими находками на уровне международного класса дается не так часто в жизни.
Ассамблея за три дня выполнила гигантскую работу. Столько пересмотрено, изучено, взято на заметку! И нам, участникам сайта, благодаря Елене Васильевне и Татьяне Анатольевне, удалось заочно побывать там, посмотреть и послушать! Целый поток бесценной информации!!!  В круговороте жизни порой не успеваешь полностью даже просмотреть материалы, а восхищение и благодарность  переполняют. Вот отсюда "пряники, печенья". Хорошо, что впереди есть новогоднее время. 
Елена Васильевна - титан-теоретик, не только выкладывает хронику, она находит время проработать дословно все, что звучало на Ассамблее, успевает дополнить информацией по теме, сделать сравнительный анализ, высказать свое профессиональное мнение. Как работает мозг! Вы, Елена Васильевна, ТЕОРЕТИК с огромной буквы. Ваше возмущение, как и возмущение Татьяны Анатольевны по поводу времени для обсуждения, Очень понятно. Думаю, что обсуждение будет. Что сделаешь, если для медленных требуется время?
 
ПесенкаДата: Четверг, 21.12.2017, 10:50 | Сообщение # 767
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Цитата venezia ()
Мы со Светланой Борисовной были очень рады тому, что именно мы, так уж получилось, оказались в нужное время, в нужный час в нужном месте!
Да, уж! Надо было приехать вам обеим еще и для того, чтобы столы и стулья носить, как было...
Цитата Поддельская ()
В круговороте жизни порой не успеваешь полностью даже просмотреть материалы, а восхищение и благодарность  переполняют.
facepalm
 
veneziaДата: Четверг, 21.12.2017, 16:51 | Сообщение # 768
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
Дополнение к посту #818.
Но надежда теплится. Особенно при обсуждении методического подхода «Школы Шатковского». Общеизвестно, что можно провести 1000 уроков сольфеджио на одну и ту же тему, и все они будут разнообразными по типам уроков, формам работы и музыкальному оформлению уроков. Это всегда было отличительным качеством работы именно педагога-теоретика, в классе которого, как обычно, дети разного уровня способностей, порой разного возраста, типов темперамента, особенностей психики и т.д. Но в таких условиях нужно как-то «достучаться» до каждого, и в ход идут разные объяснения, поиск новых, более эффективных музыкальных учебных моделей и т.п. Вспомним форму «Урока с вариациями»- методический концентр этих поисков.
Каждая форма работы на уроке сопряжена с развитием слуха в  его различных видах. «Развитие слуха – это самое важное». Это изречение Р.Шумана приводится в качестве девиза в эпиграфе книги Г.И.Шатковского «Развитие музыкального слуха». В  иллюстративном примере доклада Н.В.Шатковской, в двух мастер-классах Т.Г.Шатковской-Айзенберг,
посвященных восприятию ладовой окраски мажора и минора, ладу как системе устойчивых и неустойчивых звуков, «объяснение» понятия «лад» было трижды показано на примере варьирования окончания мелодии. Вариативный подход отсутствует.
Внимательному читателю  будет заметно также, что  выступления участников секции Шатковского были ориентированы на показ практического навыка – импровизации, а это уже скорее ближе к задачам предмета «Музицирование», нежели к «Сольфеджио». На вопрос членов жюри: «Ваши занятия проводятся в рамках какого предмета?» Татьяна Григорьевна убежденно ответила: «Сольфеджио и композиция. Мы («Школа Шатковского») никогда это не разделяем». Это позиция самого Григория Ивановича: «Любая тема, пропущенная через сочинение, собственное творчество детей, Усваивается гораздо быстрее и прочнее…» (с.78, М.: Музыка, 1996).  Любая: ритм, метр, тональность, модуляция и т.д.  Но и после увиденного на  Ассамблее, и после изучения содержания книги Григория Ивановича, остается, все же, не совсем ясным вопрос развития вокально-интонационных навыков,сольфеджирования с листа, работы над развитием чувства ритма (не только, вероятно,как исполнение ритмической пульсации, которая становится способом варьирования гармонической последовательности  - ритмическая фигурация).
А это было бы очень полезным наблюдением для сравнения вариантного подхода! Но, к сожалению, не показанного ни у одного из последователей системы Шатковского – ни в  мастер-классах  его дочерей, музыкальных педагогов,  –  а тем более в выступлениях преподавателей специального фортепиано в ДШИ России (Л.В.Захарова, О.И.Тычинская) и Италии (урок-презентация Ирины Овчинниковой, предоставленный Татьяной Григорьевной).
Самым важным для деятельности последователей методики Шатковского, на мой взгляд, может быть необходимость
обновления – сохраняя  принцип, добавляй что-то  свое, авторское, оригинальное, - и в словесном объяснении, и в музыкальном материале (песенки-попевки как учебные модели). Выражение «так делал Григорий Иванович, так делаем и мы», не раз услышанное на Ассамблее из уст участников секции, не потеряет при этом нисколько своей силы и значимости, если перефразируется в «а так делаю я».

Цитата Поддельская ()
Думаю, что обсуждение будет. Что сделаешь, если для медленных требуется время?
Людмила Владимировна, "я не волшебник, я еще только учусь" (С).  smile
Какой, к примеру, эпизод Ассамблеи заинтересовал лично Вас в наибольшей степени? Что Вы думаете о методе Г.И. Шатковского? Мне интересно узнать Ваше мнение.


Сообщение отредактировал venezia - Четверг, 21.12.2017, 16:54
 
zubr1961Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:00 | Сообщение # 769
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Цитата venezia ()
Внимательному читателю  будет заметно также, что  выступления участников секции Шатковского были ориентированы на показ практического навыка – импровизации, а это уже скорее ближе к задачам предмета «Музицирование», нежели к «Сольфеджио».

Это почти про яйца и курицу.
Если понимать под "музицированием" практическую деятельность, а под "сольфеджио" - развитие слуха, то тогда у меня вопрос: зачем развивать слух, если не предполагается дальнейшая практическая деятельность?
Важно, чтобы ученик умел петь и играть, и именно для этого развивают музыкальный слух и не только слух.
Ребенок приходит в музыкальную школу научиться играть на инструменте. При чем он даже не понимает, как он хочет уметь - по нотам, или самостоятельно, без нот, по слуху. Просто хочет уметь это делать. И если для этого нужен развитый музыкальный слух, то ok, он с этим согласен.
Самое важное на уроке сольфеджио - каждый раз, по возможности, в каждой или почти каждой форме работы показать, каким образом овладение тем или иным навыком приблизит его к цели - научиться играть.
Играть - это музицировать, а не исполнять сонатины Клементи.
Цель урока спец. инструмента - научить ребенка грамотно разбирать музыкальный текст, дать понятие об аппликатурных правилах, показать приемы развития беглости пальцев. Весь выученный за 7-8 лет музыкальный материал забудется через 2-3 месяца после окончания школы, и с ребенком останется одно: или он умеет читать и разбирать ноты, или нет.
Это к вопросу о спец. дисциплинах.
Сольфеджио.
Какой интерес ребенка в этом предмете (изначально)?
Часто к вам приходили дети или родители с просьбой "развить музыкальный слух"?
Ко мне - ни разу.
Но соглашаются посещать уроки сольфеджио, когда говоришь, что развитый музыкальный слух позволит детям самостоятельно музицировать и не зависеть от наличия нот.
Ведь это и более естественный процесс: ребенок начинает говорить, не имея представления о правилах языка, синтаксисе и проч. Но он говорит. Иногда даже весьма успешно.
И если бы муз. школа обеспечивала "на выходе" музицирование, т.е., крепкие и уверенные навыки самостоятельного музыкального самовыражения, в такую школу выстраивалась бы очередь! И на такие уроки сольфеджио в том числе. И специальность была бы не нужна, может быть))) Во всяком случае, аудитория, которой именно это нужно, была бы достаточно представительной.
Когда я еще жила в Дебальцево, со мной работала коллега, которая посетила КПК Г.Шатковского.
После курсов она приехала с совершенно перевернутым сознанием. Вот как будто ей совершенно перезагрузили другим материалом мозги.
И у неё на уроках ученики играли постоянно, с 1-го класса, все - народники, барабанщики, скрипачи и все, кто там был. Играли с 1-го класса двумя руками, сначала просто с басом, потом с каким то более сложным аккомпанементом - возможно, с бурдоном, потом с аккордами и т.д. Весь урок - практическая работа: игра, пение, диктант, на слух, снова пение - по нотам, ритмы и т.д. Теории минимум.
Результат.
Дети теорию знали, возможно, не так идеально, как могли бы. Но играли все и всё. И это, на мой взгляд, гораздо важнее первого пункта.
Некоторые пробелы в теор. знаниях уч-ся были не от того, что методика Шатковского "не такая", а потому, что любой интерпретатор или последователь может немного исказить - это раз, во-вторых, он её обязан пропустить через себя, через собственное восприятие так, чтобы она стала "его" методикой.
Музицировали и импровизировали.
Чтобы импровизировать, нужно много чего знать, уметь сложить в голове и выдать правильно в нужный момент. Архи-полезное занятие.


Добавлено (24.12.2017, 00:50)
---------------------------------------------


Добавлено (24.12.2017, 00:51)
---------------------------------------------


Добавлено (24.12.2017, 12:35)
---------------------------------------------
О предназначении предмета специальность я в предыдущем сообщении чересчур прямолинейно и упрощенно, надеюсь, что меня поняли.
Понятное дело, что и для исполнения сонат Клементи (равно как и для "Во саду ли, в огороде") нужен развитый слух, но при разучивании произведения по нотам он имеет гораздо меньшее значение, чем при подборе на слух, при импровизации и свободном самостоятельном музицировании.

Добавлено (24.12.2017, 13:28)
---------------------------------------------
Цитата в начале сообщения - отнюдь НЕ КРИТИКА точки зрения уважаемой коллеги.
Просто её слова навели на мысли...
Возможно, не на правильные)))
Ну уж какие есть)

Добавлено (24.12.2017, 14:00)
---------------------------------------------
Не знаю, по методике ли это Шатковского, но от как я начинаю писать диктанты с первоклассниками.
Вчера на уроке с 1-классниками работала так: диктант (аж из 4-х тактов) подобрать и сыграть с аккомпанементом, бурдоном. На уроке были исключительно гитаристы. Все как один сыграли. Не нужно бояться)))
Методика написания была такова:
Диктант сочинили мы сами - мальчик придумал слова - двустишие ("Зимушка пришла, снег принесла" - замечательный шедевр, есть и 4 восьмых, и половинные, и четверть-две восьмые - красота!) , я их "положила на музыку"))) , мы всё это записали как диктант, а дальше пошел подбор на ф-но с буродонным басом)))
Главное: им это ОЧЕНЬ понравилось, каждый сразу вспомнил, где он может найти клавишный инструмент (у одного дома синтезатор, другой сказал, что есть у прабабушки, трений не нашел у своих родственников, но сказал, что в классе специальности есть - можно сыграть там), Детям ОЧЕНЬ понравилось, что сходу получилась музыка, и что её не трудно записать и не трудно сыграть на инструменте, который они только видят, но на котором не обучаются.
Должен быть в сознание заложен тезис: сольфеджио - это легко, понятно, интересно, полезно и радостно.
И с этой парадигмой жить и работать, согласно ней выстраивать свою преподавательскую деятельность.


Сообщение отредактировал zubr1961 - Вторник, 26.12.2017, 21:04
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:15 | Сообщение # 770
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Смотрю сейчас одно интересное видео Шатковского,в котором демонстрируются способы варьирования музыкальной темы. Как после простейших (смены лада, регистра, размера), дети успешно применяют такие способы:
- выдержанные звуки, интервалы или аккорды;
- разные виды фигурации (ритмическая, гармоническая, мелодическая и смешанная);
- перемещение.

Потом переходят к специальным способам варьирования:
- усложнение гармонии в пределах данной функции
- перегармонизация мелодии
- полифонические средства варьирования;
- мотивная разработка.

Я знаю, что эти способы у нас подробно изучаются в ДМШ в классах композиции. Но и на сольфеджио часть их применяются, конечно. 
Цитата venezia ()
Внимательному читателю  будет заметно также, что  выступления участников секции Шатковского были ориентированы на показ практического навыка – импровизации, а это уже скорее ближе к задачам предмета «Музицирование», нежели к «Сольфеджио».

Отдельного предмета "Музицирование" у нас нет, а композиция есть, но далеко не во всех школах. 

Цитата zubr1961 ()
Если понимать под "музицированием" практическую деятельность, а под "сольфеджио" - развитие слуха, то тогда у меня вопрос: зачем развивать слух, если не предполагается дальнейшая практическая деятельность?
 Практическая деятельность должна предполагаться всегда.
Мне понравилось, как Ваши ученики говорят о импровизации. И, конечно же, ритмическая импровизация доступна абсолютно всем детям с раннего возраста.
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:21 | Сообщение # 771
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Цитата venezia ()
остается, все же, не совсем ясным вопрос развития вокально-интонационных навыков,сольфеджирования с листа,
Этот вопрос мне тоже пока не ясен, сейчас смотрю фильм 1991 г. о методике Шатковского. Смотрю отрывками пока, на каникулах пересмотрю полностью.  Но вот в этом конкретно фильме и правда (по сравнению с прочим)  почти не уделяется времени именно развитию вокально-интонационных навыков. В связи с этим вспомнила книгу Татьяны Анатольевны, в которой огромное внимание уделяется вокально-интонационной работе, есть прекрасные действенные упражнения для совсем начального уровня (графики).
 
nhanna4Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:25 | Сообщение # 772
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Цитата zubr1961 ()
не трудно сыграть на инструменте, который они только видят, но на котором не обучаются.
Хотела спросить, а в вашей школе у народников, струнников и прочих нет дополнительного ф-но?
В школах моей области на это обычно не хватает часов.
 
zubr1961Дата: Воскресенье, 24.12.2017, 14:55 | Сообщение # 773
Группа: Друзья
Сообщений: 505
Награды: 12
Статус: Оффлайн
Нету ни у кого - на этом экономят. 
Не дают даже тем ученикам, которые собираются поступать в колледжи - это для меня совсем не понятная позиция. Я бы даже сказала, вредительская. 
Но это только в периферийных школах. 
В Донецке (тогда еще, до войны) вычитывались абсолютно все предметы, и общее фортепиано в том числе - у всех без исключения.

Добавлено (24.12.2017, 14:40)
---------------------------------------------
Вот еще вспомнила о том, что делала коллега после КПК Шатковского: много транспонировали, всегда, с 1 класса - все диктанты с аккомпанементом нужно было уметь сыграть во всех выученных тональностях. Я подозреваю, что выученных тональностей было больше, чем в программе, потому, что мне приходили жаловаться преподаватели по спец. ф-но (интересно, что не народники  biggrin ), что вот-де так трудно в стольких-то тональностях, и зачем оно надо?
Отвечала, что коллега учит мыслить, не привязываться насмерть к До мажору, а понимать закономерности. 
Надо ли говорить, что понятия "тоника, субдоминанта и доминанта" они знали с 1-го семестра, хотя эта тема в программе только в 3 классе. 
НО дети знали и играли. И много варьировали, и фигурацией занимались. Музицировали.

Добавлено (24.12.2017, 14:55)
---------------------------------------------
Мечтаю из класса выкинуть столы. Или заниматься сольфеджио в спортзале. Чтобы были лавки-скамейки, маты или кресла-мешки, или какие-то комфортные пуфы, было много места и возможность ходить, бегать, прыгать, танцевать, хороводы водить, мячом играть. В учебных целях, разумеется. И где-то в уголке огромного зала - несколько столиков со стульчиками, возможно даже, доска - не всякий случай tongue 
Хотя бы в младших классах так... 
Я много хочу, да? 
Может, это и не правильное направление, но я об этом думаю уже... лет 8))) А аудитории у меня всё меньше и меньше по площади sad

 
lyudmila_wДата: Воскресенье, 24.12.2017, 18:06 | Сообщение # 774
Группа: Проверенные
Сообщений: 897
Награды: 88
Статус: Оффлайн
Спасибо всем, кто предоставил свои материалы для знакомства здесь, на форуме.
Каждая работа  -  результат труда и поисков,  достойна внимания и уважения.
Конечно, познание языка музыки через творчество детей - это то, к чему нужно стремиться. А если творчество ещё и фиксируется в видеоклавирах, как у Струментовой О.А. - вообще замечательно. Умение записывать музыку тогда приобретает для ученика реальный смысл и даёт возможность проследить ступени роста. Ну, а путь выбирает преподаватель: логичность и систематизация, или спонтанность, фонизм. Оптимально, наверное - сочетание того и другого.
Цитата zubr1961 ()
мячом играть
Вслед за Парушевой С.В. поиграли с учениками в мяч, который "задаёт вопросы". Эта форма работы концентрирует внимание. Но когда я ученикам предложила  самим задавать вопросы, появился азарт и возможность выбора - о чём спросить, кого. Удивила меня на уроке ассоциация прима-шиншилла. Для себя нашла только один ответ - повторность звуков в слове? Хотелось слышать и "живую" музыку, но показана часть урока, может, она и звучала.

Интересная задумка мультимедийного пособия по сольфеджио «Детский альбом» П. И. Чайковского: Путешествие в страну ритма», выполненного С. В. Сараевой. Понравилось, что внимание в каждой пьесе концентрируется на одной ритмической группе.  Нотный текст крупный, удобный в случае работы с монитором. Но нужен ли в каждом такте размер? И, если такты повторяются, я  - за репризы, чтобы заранее быть готовыми либо к повтору, либо к смене.
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:03 | Сообщение # 775
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 2827509.jpg (136.3 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:04 | Сообщение # 776
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 9816499.jpg (129.5 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:05 | Сообщение # 777
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 0186186.jpg (134.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:06 | Сообщение # 778
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 5414488.jpg (172.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:06 | Сообщение # 779
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 7214371.jpg (171.1 Kb)
 
ПесенкаДата: Понедельник, 25.12.2017, 14:07 | Сообщение # 780
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Прикрепления: 1759097.jpg (149.3 Kb)
 
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Поиск: