Четверг, 25.04.2024, 12:06
Приветствую Вас, Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Песенка, nhanna4  
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
veneziaДата: Среда, 13.12.2017, 01:13 | Сообщение # 721
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
Еще на прошлой Ассамблее меня глубоко  поразил опыт работы Инны Николаевны Федуловой с  малышами 2-3 лет.  Это уникальный опыт педагога-подвижника, который легко, ненавязчиво, без малейшего давления, грамотно, с полным пониманием  аспектов возрастной психологии детей данного возраста  знакомит ребенка  с миром музыкальных звуков. Как сделать это естественным образом, наиболее эффективно, словно незаметно вовлекая?  Конечно же, через самый мощнейший для крохи инструмент воздействия – его маму! Своим опытом Инна Николаевна продолжила на этой Ассамблее делиться с нами в рамках своего открытого занятия «Развитие детей младшего возраста в условиях детско-родительской группы».  Все, что делает педагог на уроке, достигает своей главной цели – установлению прочного эмоционального контакта между Мамой и Малышом, в  важности которого в наши дни вряд ли кто-то  сомневается.
Урок Инны Николаевны построен так, что каждая из форм работы имеет свою специфику, свои задачи:
1.       Песенка-приветствие– воспитание коммуникативной культуры,
2.       Координационные упражнения (во время этого упражнения  один из малышей потянулся к маме на руки, обеспечив себе, таким образом, зону максимального комфорта),
3.       Движения под музыку
4.       Пестушки– все малыши просто обожают эту пестушечку «На молоденькой лошадке»!
5.       Звукоподражание и фонопедические упражнения – попутно идет работа над активизацией фонематического
слуха,
6.       Музыкальные инструменты. Развитие метроритмического чувства. Ложки в данном случае – еще один инструмент развития, можно вспомнить применение ложек в фольклорной традиции (поговорки, потешки, сопровождение к песням).
7.       Развитие внимания
8.       Восприятие тихого и громкого звучания. И здесь очень важно отметить грамотное использование педагогом фортепиано, игры в пределах звучности, привычной слуху малыша,
9.       Пальчиковые песни и игры – развитие воображения, мелкой моторики,
10.   Песенка-прощание– коммуникация.

Обращает  внимание то, что деткам (которые еще не умеют говорить) ОЧЕНЬ понравился урок, его комфортная обстановка, несмотря на что, что она отличается от домашней: дети улыбались, реагировали на смешные для них
звуки цоканья, на пестушки, на пение и движение. Ведь рядом с ними были их мамы! Союз с мамой очень важен! Мамин голос, тепло объятий, ее аромат. Когда она рядом, это всегда дает ребенку чувство спокойствия и уверенности – ведь никто, как мы увидели, не капризничал и не плакал, не выглядел испуганным, отчаянно вцепляясь в маму.

Вспоминаются два эпизода. На первом уроке Татьяны Григорьевны один из малышей не захотел идти в центр зала,
заплакав, сопротивляясь. И когда было разрешено маме быть очень близко, он понемногу адаптировался к ситуации, к непривычной для себя обстановке…
Другой эпизод  запомнился мне благодаря ученице Татьяны Анатольевны Яне Серож (2 класс). Эта удивительно красивая, тонкая девочка очень привязана к матери, к ее одобрению в виде улыбки, кивку, ласковому взгляду. Эта связь как невидимая ниточка была заметна и на последнем занятии Татьяны Анатольевны с детьми накануне Ассамблеи (где мне посчастливилось побывать), и на следующий день, в зале. Обернется, встретится взглядом, - и снова уверенно участвует дальше.

Дети нас не слышат, они нас видят.Развитие по принципу подражания для них происходит во всем. Особенно, в интонировании, как в речевом, так и в музыкальном. Инна Николаевна очень тонко обратила внимание мам на то, насколько важно произносить различные звуки перед ребенком, чтобы он видел язычок, - первый речевой контакт с малышом (который, к сожалению, в наше время ослабел, в связи с чем возросла популярность профессиональной деятельности логопеда в детских садах и общеобразовательных школах). На мой взгляд, урок Инны Николаевны – это уникальное явление, которое нуждается в популяризации!

---------------------------------------------
ДЕНЬ  ВТОРОЙ
Секция «Научно-практическая конференция. Доклады по проблемам методики и практики преподавания теоретических
дисциплин ДМШ и ДШИ».
«Миссия Ассамблеи – говорить о теоретиках, так как о них не говорит никто», - отметила Татьяна Анатольевна и предоставила слово Джумановой Лоле Абдуравифовне,кандидату искусствоведения, доценту кафедры теории музыки МГК им. П. И.Чайковского, преподавателю ЦМШ, которая выступила с докладом «Сольфеджио и сольфеджисты в объективе Ассамблеи».
Лола Абдуравифовна сопроводила свой доклад  информационной презентацией, которая в лицах представила слушателям тех людей, которые внесли в историю музыкально-теоретического образования свой огромный личный вклад, это и  научные труды, авторские методики, пособия, воспитание одного за другим нескольких поколений музыкантов.  И, к сожалению, наверное, только на Ассамблеях, на предыдущих собраниях, эти выдающиеся личности находятся в наши дни в объективе внимания. Доклад  Лолы Абдуравифовны – это информация, емкая и по содержанию и ясная по форме и стилю изложения, с большим успехом и пользой может быть применена в качестве лекции в курсе методики преподавания сольфеджио в колледжах и вузах.

---------------------------------------------
Затем открылась секция «Методика и практика — «Урок на тему с вариациями», в рамках которой  тему «Работа над развитием чувства ритма в 1-2 классах» варьировали в самых различных формах Вера Вадимовна Ткачева и Татьяна Анатольевна. Эта  новая форма открытого урока представляется очень эффективной для демонстрации умений и навыков: метроритмических, вокально-интонационных, слуховых. Вера Вадимовна и Татьяна Анатольевна показали нам вереницу приемов, разнообразие которых воспринималось детьми как очередной уровень занимательной  игры:
- чтение ритмических рисунков с названием ритмослогами;
- работа с ритмическими карточками:
- чтение ритма с листа;
- ритмический канон;
- танец сидя (исполнение под фонограмму);
- чтение двухголосной ритмической партитуры (исполнение со звучащими жестами);
- координационная игра «5 обезьянок»;
- чтение ритма по пластическим жестам;
- показ ребенком-ведущим ритмических рисунков в пальчиковых жестах, другой ребенок называет их ритмослогами;
- речевое интонирование (под фонограмму и без);
- чтение ритмоформул под фонограмму;
- и, наконец, большое число ритмодекламаций: «Дуня», «Поросенок», «Микробы», "Сыночек", «Самый дорогой рояль», «Дед Мороз», «Паутинка».
Как пояснила Татьяна Анатольевна, и ритмические партитуры, и ритмодекламации, - все эти формы являются рабочими, их необходимо применять для учащихся всех классов ДШИ. Действительно, было заметно, как дети легко справляются с предложенными заданиями, ритмически точно декламируют, в быстром темпе способны воспринимать  и воспроизводить
ритмические формулы-блоки, в том числе и с паузами. А главное, что это приносило им огромное удовольствие! Они были очень свободны и не зажаты. А еще мы узнали, что у них есть любимые формы – любимые ритмодекламации, в частности,
про возможность исполнения которых они спрашивают и радуются, когда на это нашлось время.


Сообщение отредактировал venezia - Среда, 13.12.2017, 01:18
 
GalinaДата: Среда, 13.12.2017, 11:54 | Сообщение # 722
Группа: Проверенные
Сообщений: 116
Награды: 21
Статус: Оффлайн
Татьяна, Анатольевна, громадное спасибо за гармонические и ритмические партитуры, а также за выложенное видео, особо - работы ассамблеи ! Благодарю всех коллег, рассказывающих о событиях ассамблеи столь подробно, что испытываешь эффект присутствия!
 
nhanna4Дата: Среда, 13.12.2017, 21:47 | Сообщение # 723
Группа: Модераторы
Сообщений: 1546
Награды: 129
Статус: Оффлайн
Татьяна Анатольевна, спасибо большое за интервальные партитуры и за видео с аранжировками. Знаете, мне вдруг подумалось, что в будущем Ваши ученики, "выросшие" на этих партитурах, гораздо легче будут воспринимать разные сложные муз. течения и стили, как то сонористика, алеаторика и проч. Ведь их партитуры выглядят как яркое живописное полотно, которое нужно расшифровать smile

Цитата Песенка ()
Показали красивейшую секвенцию
Мне тоже нравится эта секвенция, я помню, что в видео Вашего урока ученица не только играла, но и пела ее!
Цитата Песенка ()
Мои дети 2 класса спели без аккомпанемента и с фонограммой вот эти упражнения
Интересно, "Здравствуй" тоже с фонограммой? А с каким вариантом, первым или вторым? Мне больше по душе второй, более камерный и спокойный вариант. Но Вам, кажется, первый больше нравился.
 
veneziaДата: Четверг, 14.12.2017, 01:52 | Сообщение # 724
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
Благодарю Вас, Татьяна Анатольевна, за выложенные ритмодекламации! Очень ценный для меня подарок!

В работе секции, посвященной Григорию Ивановичу Шатковскому, приняли участие два преподавателя-пианиста: Ольга
Иннокентьевна Тычинская, ДМШ г.Дубна, Московская область (второй день) и  Лариса Владимировна Захарова, ДШИ "Юность, г. Москва (третий день). Их выступления имели целью рассказать об опыте применения подхода Шатковского Г.И. в классе фортепиано.
Ольга Иннокентьевна Тычинская поделилась своими воспоминаниями о знакомстве с Григорием Ивановичем, которое произошло в 1993 году на мастер-классе в г.Дубна в школе «Рапсодия». Результатом творческого общения с Г.И.Шатковским стал сборник «Учим интервалы в классе фортепиано», содержащий отрывки из классической музыки разных эпох. Сборник очень понравился Григорию Ивановичу, но по ряду причин так, к сожалению, не был издан, но стал очень дорогим для его автора как память о Шатковском (имеет творческое напутствие и автограф Григория Ивановича). Составляя этот сборник, Ольге Иннокентьевне, по ее словам, «пришлось по необходимости сочинять то, чего не хватало на тот момент». Так появились пьесы, которые вошли в следующий сборник «Фортепиано-ПЛЮС», который автор представила в своем выступлении. Каждая из пьес сборника посвящена какому-либо отдельному элементу музыкального языка, который важно представить для учащихся  как  выразительный прием, а не сухой инструктивный материал. К примеру, гамма в классе фортепиано, - она  «должна восприниматься как мелодия».
Примеры сборника, которыми проиллюстрировала Ольга Иннокентьевна свое выступление, можно применять в  классе сольфеджио во время слухового анализа, обращая внимание учащихся  на жанровую основу примеров («Гамма-мазурка»), на ладовую основу (пьесы в гармоническом и мелодическом минорах), на выразительность звучания интервалов и т.п.

С 1986 года была знакома с системой Шатковского Лариса Владимировна Захарова, их личное знакомство произошло в Иркутске на семинаре. Это было время, когда «подбор по слуху считался  признаком дурного тона», но Григорий Иванович придавал этому большое  значение: «то, что подбираю – сыграю всегда и везде, а то, что выучено по нотам, наоборот, может, забываться». На Ассамблее свой опыт по теме: «Развитие гармонического слуха у детей. Аранжировка, импровизация с использованием гармонии «Золотой секвенции» Лариса Владимировна представила в форме шести видеозаписей, где ученики младших классов демонстрируют навыки, необходимые для музыкально-творческой деятельности (музицирование), имеющие, без сомнения, большую важность для воспитания музыкального мышления пианиста, его "слышащих пальцев" (Г.Шатковский):
- игра аккомпанемента в До мажоре квинтами на главных ступенях лада;
- игра аккомпанемента к мелодии  главными трезучиями в До и Соль мажоре;
- исполнение мелодии в терцию  (знание интервалов);
- игра «золотой секвенции»,адаптированной интервально; игра мелодии с мелизмами;
- игра секвенции с импровизированной мелодией;
- импровизация на гармонию «золотой секвенции» в 6, 8 рук.


Сообщение отредактировал venezia - Четверг, 14.12.2017, 02:00
 
colnuhkoДата: Четверг, 14.12.2017, 19:17 | Сообщение # 725
Группа: Проверенные
Сообщений: 381
Награды: 15
Статус: Оффлайн
Какое обилие и разнообразие материала, подробное освещение происходящего на Ассамблее!
Интересно было познакомиться с личностью Г.И.Шатковского,некоторыми фактами его биаграфии и творческими изысканиями и принципами.Посмотрела два фильма.Мне очень понравился фильм, сделанный Татьяной Анатольевной.Тщательно продумана драматургия, добавлен голос , комментирующий  фото, появляющиеся на экране и ведущий рассказ о жизни и творчестве Григория Ивановича.Значительно улучшилось качество старых фотографий, прекрасный монтаж видео.Благодаря новому музыкальному оформлению фильм стал более светлым и позитивным!
Спасибо Татьяна Анатольевна за фильм, ритмические партитуры с видео, за подробный рассказ как с этим работать!Всё очень необычно, загадочно и нежно звучит!
Хочется поблагодарить Наталью Львовну  за рассказ о различных педагогических технологиях, которые  она соединяет в своей творческой деятельности для развития и воспитания музыкального слуха.Это не просто рассказ, но и  показ результатов, которые демонстрируют её ученики.Все задания дети делают очень музыкально, пластично, ритмично: играют на орф- инструментах,"проживают" муз. фразу,импровизируют.Особенно меня восхитил цикл вариаций, приготовленных на своём родном инструменте в качестве домашнего задания.Как профессионально, изобретательно, интересно  выполнено.Блеск!!!


Людмила
 
veneziaДата: Пятница, 15.12.2017, 00:58 | Сообщение # 726
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
Одно  из самых, интересных по направлениям работы, впечатляющих по результатам является музыкальная  информатика. Можно только порадоваться за тех коллег, которые ведут эту учебную дисциплину, и преуспели в этом. Ведь совсем немногие ДШИ на сегодняшний день могут «похвастаться» введением информатики в учебный план школы. Большинству, к сожалению, об этом приходится пока об этом лишь задуматься в перспективе. И факт этот, действительно достоин сожаления: сегодня, когда компьютер прочно вошел в жизнь человека, заменяя собой радио, телевизор, библиотеку, концерт, магазины и т.п., музыкальная информатика представляется для современного поколения, подрастающего и совсем юного, одним из самых перспективных направлений, идущих в ногу со временем – на этих занятиях детям интересно всегда! Они пробуют свои силы в качестве аранжировщика, режиссера монтажа, клипмейкера, журналиста, исследователя. Этот опыт поистине бесценен и востребован в дальнейшем. На Зимней Ассамблее этот вид музыкально-творческой деятельности был представлен  оригинальными наработками в самых разных формах. Все они – результат длительной (3-4 месяца) работы.
Обратимся к опыту Татьяны Анатольевны:
1.     Аранжировка  мелодии, ее гармонизация  стали рабочим планом девочки 3 класса (на примере Контрданса из учебника по сольфеджио Т.Первозванской);
2.     Работа в  видеоредакторе – монтажная работа: ролик из нарезок 4-х фильмов, в котором известная песня «Ой, при лужку» звучит в исполнении мужского ансамбля «Дружина»;
3.     Ролик на основе мульфильма, кадры которого тщательно подгоняли под музыку  «Ночного вальса»;
4.     Озвучивание диафильма с наложением на кадры фильма;
5.     Аранжировки упражнений  Ладухина;
6.     «Менуэты для Дюймовочки»;
7.     Армения: лето и зима (документалистика);
8.     Проект-презентация "Ямщицкие песни».

       В качестве комментария (?) представленным проектам  из зала прозвучал странный, непонятный по своей логике вопрос-сетование: «Где же на это ребенку в наши дни взять время?» Время находится само, если процесс увлекает ребенка, он чувствует интерес к этому, желание и силы к творчеству. И никакие внешние обстоятельства не способны эту энергию приглушить или вовсе остановить. Это  очень познавательно!
И,наконец, видеоклавиры – открытие этого сайта, достояние Ассамблеи, которые, опираясь на методику Татьяны Анатольевны, стали делать в Испании и Мексике! С процессом создания видеоклавира во время поездки Татьяны Анатольевны в Испанию стали знакомы студенты Монтеррея под руководством  Светланы Алексеевны Пырковой. Напомним,что в IV Ассамблее  студенты приняли заочное участие, представив аранжировки вокализов А.П. Агажанова. А в этой Ассамблее были показаны 3 новые работы - видеоклавиры произведений  Мануэля Марии Понсе (1882-1948) – мексиканского композитора и педагога. Жюри  отнеслось к ним с неподдельным интересом и вниманием, сравнив при обсуждении  гармоничность расположения нотного текста на фоне видеоряда, масштаб текста, который должен быть удобный для зрительного восприятия, выделение текста в качестве основного пласта, который нежелательно «перебивать» или затмевать другим – фоновым. Таким критериям, по мнению жюри, в наибольшей степени отвечает «Мексиканская рапсодия».
       Без сомнения, музыкальная информатика как предмет, как учебная дисциплина, будет продолжать развиваться, и особенно хочется отметить, что именно благодаря вниманию и поддержке Ассамблеи это направление получает свое дальнейшее распространение и развитие!


Сообщение отредактировал venezia - Пятница, 15.12.2017, 01:06
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:16 | Сообщение # 727
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн


Прикрепления: 6352045.jpg (64.0 Kb) · 0496283.jpg (81.9 Kb) · 8432605.jpg (99.9 Kb)
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:17 | Сообщение # 728
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн

Прикрепления: 0795001.jpg (109.4 Kb) · 0103542.jpg (81.2 Kb)
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:19 | Сообщение # 729
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
О работах многих педагогов, которые уже участвовали на ассамблее, мнение высокое  как у жюри, так и у слушателей.
Работы Надежды Петровны Тимофеевой, и аранжировки, примеров из Ладухина, и проекты в смарте, и циклы видео клавиров, и теперь целые энциклопедии по творчеству композиторов - огромный и ценнейший материал. Было приятно слышать от жюри, что они помнят творчество многих педагогов, помнят проекты, рады были полистать архивы. Времени, конечно не хватало и не хватит уже, если увлечься и погрузиться в просмотры всего того, что оставило примечательный след в памяти. Да, творческие портреты постоянных ассамблеистов - это еще одна очень важная и нужная тема на будущее.
У многих, как и у Надежды Петровны, диапазон увлечения широкий, как и у Даниловой Татьяны Ивановны,  Ткачевой  Веры Вадимовны, Осенчук  Людмилы Ивановны, Волнянской Людмилы Вадимовны, Михайловой Светланы Борисовны, Сидоркиной Марины Александровны... многих других
Мне приходилось ссылаться на загруженность 5ой ассамблеи, когда говорили - а вот этот проект надо показать, надо бы и вот этот... ведь в зале есть совершенно не знакомые с такими направлениями педагоги...
Вероятно нужно выделять отдельное время для показа архивов. И оно должно быть достаточно большим, не таким как в этот раз
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:20 | Сообщение # 730
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
О том, насколько талантлива в своих работах Ткачева Вера Вадимовна, говорилось не раз на ассамблее. Её уникальность и своеобразие в точности и лёгкости преподнесения любого материала не сравнима ни с какими другими, теми кто работает в поинте и теми, кто считает поин "простой" программой. Это не так. Поинт трудный не только в создании презентаций, и не потому, что сложно "нашлёпать слайды и сделать переходы", а еще и потому. что создавать видео проекты на основе этой программы - дело более чем кропотливое и сложнющее.
При всех очень положительных откликах на любой из ассамблей относительно работ Веры Вадимовны, пролетала "флёром" трудная работа по созданию. О ней знать могут только те, кто столкнулся с задачей "оформить видео проект в поинте".
Но еще и не многие вообще озадачиваются тем. КАК Вера Вадимовна это делает, ведь в итоге всё смотрится очень легко и "само собой"! Какая легковесность восприятия! "У (кого-то...) тоже это есть, а тут чуть-чуть по-другому...
Искусство начинается с чуть-чуть... Слова русского художника Карла Павловича Брюллова, сказанные им своему ученику. Об этом диалоге Л. Н. Толстой в своей статье "Что такое искусство?" написал: "Поправляя этюд ученика, Брюллов в нескольких местах чуть тронул его, и плохой мертвый этюд вдруг ожил. "Вот чуть-чуть тронули, а всё изменилось", - сказал один из учеников. "Искусство начинается там, где начинается "чуть-чуть", - сказал Брюллов...
Вот и творчестве Веры Вадимовны можно сказать также - "совсем чуть-чуть... в уже искусство"! Я очень рада, что по единодушному мнению жюри, она получила от 5ой ассамблеи высокую оценку за уникальность творческого и "легкого" почерка. За то, что на сегодня является педагогом, создающим работы в программе поин, равных которым в России нет.
.
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:21 | Сообщение # 731
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Полянская Людмила Владимировна


Авторское творчество на ассамблее представлялось не раз. Но само по себе это всегда - явление. Людмила Владимировна наша и её камерность, лиричность в представлении себя и того большого внутреннего дара любования Детством, его образами, интонациями, ситуациями "деятельности", даже эта сторона обращена к неизменным и принимающимися всеми состояниями колыбельной - удивительна!. Но удивительно и то, что всё мягко и неторопливо, спокойно и созерцательно сплетается с учебной дидактикой.
Хотелось бы побольше персонажей! И конечно - продолжения работы над очень интересным авторским проектом! Это не только моё пожелание, Людмила Владимировна!


Авторский цикл "путешествий" Людмилы Вадимовны Волнянской не мог не привлечь внимание жюри! Были озвучены желательные рекомендации по расширению тем программы слушания музыки и начального курса муз. лит. - "музыкальная культура мира", "музыкальные инструменты мира".
То, что в сюжетах путешествий вплетено и гармонично - от флага-гимна, знаковой архитектуры, самобытности культуры, национальной одежды, ритуалов, праздников, даже участия детей и демонстрации мастер-классов по игре на каком-либо инструменте, не может не захватывать внимания педагогов. Всё ценно! И необычно! Но еще и лаконично! Внятно! Красочно! И все сюжеты вполне способны поместиться в урок с обсуждением увиденного.
Очень хотелось бы и в рамках ассамблеи получить возможность на просмотр хотя бы одного-двух проектов этого уникального цикла.
Прикрепления: 2707687.jpg (73.8 Kb) · 2949279.jpg (49.7 Kb)
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:23 | Сообщение # 732
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Поддельская Людмила Владимировна

Людмила Владимировна, как и другие, увлеченные работой до самого последнего дня, буквально до 30 ноября, все редактировала и редактировала свои работы. И присылала мне их вновь и вновь. Это и есть тот самый момент, когда в мастерстве появляется иной параметр профессионализма, который в прямом смысле вынуждает дорабатывать созданное. Но нужно учитывать, что желание еще улучшить было связано не с тем, что ей самой не нравилось, а желание "полировки" возникало и от советов и рекомендаций многих сайтовских педагогов. Вот тут как раз и есть то, чего не хватает другим - нет тех, кто бы посмотрел и посоветовал со стороны. К "своему" ведь привыкаешь достаточно быстро, иногда даже существенные моменты, а может быть и ошибки, не видятся. Но взгляд другого - не только подсказка увидеть ошибку, а в том, что этот человек, принимая канву сюжета и пр, всё-таки иначе смотрит, - от себя. Вот это желание дошлифовать, довести для себя самой создаваемое до того критерия, какой устроил бы других, но прежде её саму - бесценно!! Браво!!
Очень интересным стал проект с ритмом, в котором поместился еще и рассказ о художнике. Это опять, пусть маленький синтез, пусть маленькие межпредметные связи, но они есть! И "глобально" об этих связях, как бы ни  говорилось и пусть говорится постоянно, но не стоит рассуждать вновь и вновь. На мой взгляд, и особенно в теперешнем положении сольфеджио и теория музыки теоретики могут не "заморачиваться" поиском всевозможных "связей". Они ведь более чем очевидны!
Прикрепления: 7645926.jpg (99.5 Kb)
 
veneziaДата: Суббота, 16.12.2017, 21:23 | Сообщение # 733
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
Пособие Маричевой Т.А. четко выражает идею и стремление автора сделать доступнее для учащихся процесс изучения темы «Музыкальные формы». К положительным сторонам данного проекта следует отнести наглядно оформленные схемы-блоки и нотный текст музыкальных примеров, а также доступность подачи информации. Но в то же время очень отвлекает от процесса наблюдения за «музыкальной формой как процесса» по тексту введение параллельного, совершенно самостоятельного пласта восприятия эпизодов мультфильма (реж. И.Ковалевская) в левом верхнем углу; это рассевает внимание.
Задумалась для себя, а как применять данный проект? Скорее всего, как информативный видеоматериал для самостоятельного изучения темы учащимися (к примеру, пропустившим уроки по болезни, отпуска и т.п). Тогда голос фигурки учителя будет неплохим пояснением. Но в классе, во время живой поисковой беседы учащимися, тот же формат видео проекта, на мой взгляд, не будет столь эффективным, и, возможно, методические плакаты-схемы форм, представленные в данной  работе, здесь были бы очень уместны.

Создавая видео пособие, по сольфеджио, в частности, очень важно не искажать смысл изучаемых понятий – элементов музыкальной речи, не уводить от слухового и зрительного (по нотному тексту) восприятия в сторону визуального наблюдения за сменой красочно оформленных кадров. Ведь «мы изучаем язык, и все это – элементы музыкальной речи, музыкального языка. А как язык можно изучать без текста?» Иначе, как отмечает Алина Семеновна Цодокова: «происходит подмена понятий, совершенно не раскрыт их смысл». Этот серьезный вопрос был поднят жюри  на обсуждение в связи с просмотром мультимедийных пособий по сольфеджио «"Краски” трезвучий» и «Баллады о главных ступенях лада», выполненных Чикиной Екатериной  Владимировной, Иванцовой  Оксаны Владимировны (ДШИ № 12 г. Челябинск). Было сложно успеть за быстрой сменой текста, который подгоняем быстрым темпом фонограмм. Прозвучавшие в проекте минусовки сами по себе являются признанными шлягерами, это сильный «аудиальный якорь», который сам по себе настроил слушателей в зале на «легкодоступность» восприятия информации с экрана.
Это, в конечном счете, помешает учащимся уяснить для себя, в чем же заключается значение тоники, субдоминанты и доминанты, что важно объяснить как можно раньше: «Сейчас мы пытаемся вдруг связать сольфеджио с музыкой, с 1985 года пытаемся, и все сложнее. Единственный человек, который об этом начал говорить в те годы – Валентин Павлович Середа, - он сложный, безусловно, но он единственный, первый, который начал толковать всем педагогам, а что такое вообще тоника, какая роль у тоники…»
Татьяна Анатольевна обратила внимание присутствующих на то, что «во многих школах педагоги не ориентированы на повышение квалификации в создании учебных проектов мультимедиа: либо они варятся в собственном соку, не осознавая это, либо у них нет никакого критерия, КАК должно это быть, никто им это не поясняет. Преподаватель в этом проекте «невиновна» - проект - это то, как она смогла сделать. Кто ее этому учил? Никто. Где она может проконсультироваться? В институте повышения квалификации. Там это преподают? Нет. А еще она не может выехать… В этом есть серьезнейшая ситуация. На Ассамблее можно это обсуждать, можно еще где-то это обсуждать…чем больше будет возможности обсуждать, чтобы формировалось впечатление или осознание того, куда идти и как делать - будет только лучше для педагогов … Эту же работу, тем не менее, нельзя считать неудачной, потому что это все равно опыт… Рекомендация – как можно больше интересоваться тем, какого уровня, какого качества должен быть, во-первых, материал, и, конечно же, преподнесение его, - в первую очередь с методической стороны».

Разговор о тщательной методической продуманности материала продолжился после просмотра мультимедийного пособия по сольфеджио «Детский альбом» П. И. Чайковского: Путешествие в страну ритма», выполненного Светланой Валерьевной  Сараевой, преподавателем музыкально-теоретических дисциплин ДШИ № 11, г. Новосибирск.  Автора и  данный проект представила  Натальей Львовной Александрова: «Светлана Валерьевна –  одна из немногих педагогов, которые  самостоятельно осваивают мультимедийные технологии. Она создает очень много интересных, с моей точки зрения, проектов по слушанию музыки и музыкальной литературе, например, когда объединяет анимацию с классической музыкой», Данный проект имеет целью «представить различные жанровые модели и ритмоформулы и поработать с  ритмическим двухголосием».
Проект, безусловно, оживляет межпредметную связь сольфеджио с музыкальной литературой (слушанием музыки): когда работу с ритмическими партитурами важно предварить словом о музыкальной образности пьес «Детского альбома» - цикла длиною в один день из жизни ребенка, о музыкальной форме выбранной пьесы и т.п. Наглядное оформление каждой пьесы-партитуры выдержано в едином стиле, нотный текст размещен четко, удобен для  зрительного восприятия.  В то же время некоторые «детали»  облика этого мультимедийного пособия вызвали вопросы-уточнения: для учащихся каких классов предназначен цикл? очень быстрый темп фонограмм, требующий определенной ловкости и точности исполнения ритмических партий. Означает ли это, что ритмическую партитуру вначале надо проработать отдельно (без фонограммы); звучание пьес в инструментовке, а не в исходном фортепианном исполнении?
Еще один вопрос возник по поводу подбора шумовых инструментов для исполнения партитуры, подобрать которые, как заметила Татьяна Анатольевна, «всегда архитрудно», подобрать так, «чтобы не было «дыр» между тембрами…, к примеру, как барабан и бубен будут звучать с треугольником? Ведь это  в исполнении 12 человек в классе будет «забивать» треугольник... Поэтому важно продумать…посоветоваться с руководителем методического объединения, обратиться к Наталье Львовне, потому что никто, кроме нее, не делает это настолько грамотно, тонко, профессионально».


Сообщение отредактировал venezia - Воскресенье, 17.12.2017, 20:09
 
ПесенкаДата: Суббота, 16.12.2017, 21:25 | Сообщение # 734
Группа: Модераторы
Сообщений: 6839
Награды: 135
Статус: Оффлайн
Елена Владимировна Орлова  спросила у меня - так что?  Марина Александровна уже не делает циклы диктантов с другими персонажами?  biggrin
Такие интересные и всегда неожиданные сюжеты у неё!
Конечно, я сказала, что Марина Александровна (наша Мэри) в творческом поиске и обязательно еще не раз обрадует.
Вновь уже в представленных "учебных" проектах была особо подчеркнута связь между традиционной и инновационной практикой. И проекты Марины Александровны со всей очевидностью доказывают. что никак не нарушается "связь времен", наоборот - качественно выигрывают учебно-тренажные формы от соединения мультимедиа с "основами традиционного преподавания"
 
veneziaДата: Суббота, 16.12.2017, 23:31 | Сообщение # 735
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
ТРЕТИЙ  ДЕНЬ. На секции  «В пульсе времени – автограф педагога» были представлены 3 видеозаписи открытых уроков, каждый из которых имеет свою специфику.
Урок с учащимися 2 класса: Работа в Ре миноре. Интервалы был проведен преподавателем ДМШ № 1, г. Вологда Парушевой Светланой Владимировной следующим образом:
1.      Разминка. Педагог поет ступени – бросает мяч – ребенок называет звуки лада;
2.      Опрос: 3 вида минора, ладовые особенности;
3.      Работа с интервалами. Дети выкладывают в ряд  карточки с названиями интервалов, записанных на доске;
4.      Слуховой анализ интервалов (работа с карточками);
5.      Вопросы теории в игровой форме «Сюрприз из киндер-коробочки»
Урок был проведен педагогом в спокойной доброжелательной манере, в хорошем контакте с детьми, которые старались правильно выполнить все задания. Члены жюри отметили в качестве пожелания педагогу ввести в урок формы работы, нехватка которых очень ощущалась. Эти формы, связанные с интонированием  – важный, приобретаемый в курсе сольфеджио навык, чтобы все задания носили не разговорный характер, а были наполнены музыкой.

Урок Ирины Алексеевны  Панасенко (Школа искусств, г. Славянск,Донецк. обл.) по теме: «Формы работы развития интереса учащихся к чтению с листа. Работа с вокализами Н. Ладухина в аранжировке Анны Наумовой» заслуживает внимания и изучения как передовой музыкально-теоретический опыт педагога, очень чуткого к «пульсу времени», к
поиску новых эффективных форм и методов работы. Одной из таких форм Ирина Алексеевна в своем приветственном видео обращении к участникам и гостям Ассамблеи назвала авторские вокализы  как «вокальные упражнения по сольфеджио с видеосюжетом», - и поблагодарила тех, кто стал последователем примера Татьяны Анатольевны в этом жанре: Наумова А.Н., Михайлова С.Б., Тимофеева Н.П., Савватеева Ю.В., Сидоркина М.А., Поддельская Л.В., Мажара А.С., Осенчук Л.И.          
   Впечатлило исполнение мальчика вокализов Н.Ладухина в аранжировках Анны Николаевны Наумовой. Они прозвучали настолько музыкально, осмысленно, высокохудожественно, что возникло стойкое ощущение того как ребенок говорит с нами интонациями  музыкальной речи. Научить ребенка такому пониманию музыкального языка и привить умение говорить на нем – большая заслуга и мастерство педагога!

Музицировать – значит действовать и уметь! Достаточно необычный  подход к освоению этого вида музыкально-творческой деятельности был предложен Гараниной Татьяной Владимировной (г. Апатиты, Мурманская область,  ДМШ им. Л. М. Буркова; МБОУ СОШ № 5 города Кировск): учащиеся от 1 до 7 класса играли свои импровизации. Но каждый ребенок, который начинает играть ту или иную пьесу, обязательно играл вначале гамму как повтор знания знаков. Данный педагогический опыт ценен как смелое обращение, творческий поиск эффективного методического приема в изучении и запоминании гамм на примере предложенной  Ниной Александровной Бергер схемы-плаката «Гаммы 3:4» (исполнение
тремя и четырьмя пальцами). И в этом смысле урок Татьяны Владимировны очень оригинален!


Сообщение отредактировал venezia - Воскресенье, 17.12.2017, 20:10
 
Форум » Ассамблея » Ассамблея. Ассоциация педагогов музыкально-теоретических дисциплин и композиции » Ассоциация педагогов-теоретиков ДМШ и ДШИ
Поиск: