venezia | Дата: Пятница, 08.12.2017, 23:22 | Сообщение # 682 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 224
Награды: 9
Статус: Оффлайн
| Татьяна Анатольевна, прошу Вас извинить меня за некоторое молчание из-за технических проблем.
Позвольте разместить описание первого дня Ассамблеи. Секцию, посвященную педагогической деятельности Г.И.Шатковского, открыла в первый день Ассамблеи его супруга Наталья Викторовна (Колледж Музыкально-Театрального Искусства имени Г. П. Вишневской), поделившись своими личными воспоминаниями о Григории Ивановиче. Но эпиграфом к выступлению Натальи Викторовны и к работе всей секции в целом стал фильм, выполненный Татьяной Анатольевной, который произвел неизгладимое эмоциональное впечатление на слушателей неповторимой, доверительной интонацией повествования в сочетании с тонкостью музыкального оформления и особым эстетизмом видеоряда. В совместном своем эффекте они сразу проникли в сердце каждого, расположили и настроили слушателя на восприятие последующей информации из уст Натальи Викторовны. В фильме были озвучены факты биографии Г.И. Шатковского, которых не найти ни в мемуарных отзывах коллег, ни в статьях; фильм остался в нашей памяти как увлекательный, драматургически выверенный рассказ, видео-очерк. В зале установилась полнейшая тишина на последних минутах фильма, где портрет Григория Ивановича растворяется в панорамной съемке на фоне постепенно замирающего пульса Адажио Четвертой симфонии Чайковского … В своих воспоминаниях Наталья Викторовна сделала акцент на педагогических постулатах Григория Ивановича, который на встречах, мастер-классах с коллегами всегда обращал внимание на значимость педагогического труда: «Мы с вами собрались, чтобы улучшить состояние педагогики. Это самое важное дело на Земле» и неизменно подчеркивал: «Мы работаем не ради кварт и квинт, а чтобы воспитать прекрасного человека – доброго, умного и сильного духом». Этим объясняется тот факт, что оценок он не ставил, оценивалась деятельность ученика, которая обсуждалась в классе. Большое внимание уделял настрою на уроке, созданию нити понимания между педагогом и учеником буквально «глаза в глаза». Многие ученики Григория Ивановича впоследствии отмечали, что у него была уникальная способность: за 40 минут рассказать всю теорию музыки. Первая часть занятий тренировка навыков: слуховой анализ интервалов, аккордов, большое количество устных диктантов, гармонический анализ и др.; вторая часть носила практический характер: импровизация, сочинение, - так подтверждался приоритетный принцип Шатковского-педагога «знать – слышать – действовать» (играть), задающий направление на творческую деятельность.Наталья Викторовна отметила, что важной темой для Григория Ивановича был лад. Этой темой не вовсе неслучайно начинается и заканчивается его книга «Развитие музыкального слуха», выдержавшая несколько переизданий. «Лад как фундамент развития слуха, за ним ступени, потом интервалы, аккорды», как говорил Григорий Иванович, «важно сразу дать полную картину». Свое выступление Наталья Викторовна завершила практической формой импровизации с аудиторией так, как это делал Григорий Иванович со своими учениками, начиная импровизацию с каденционной зоны примера-периода (каждый поет свой вариант окончания мелодии). На следующем этапе Шатковский предлагал далее импровизировать мелодию второго предложения периода, затем весь период, а далее знакомил учеников со способами развития материала.
Разговор о Григории Ивановиче как педагоге невозможно представить себе без его учеников. Иногда они становились продолжателями дела своего учителя на педагогическом поприще, в иных случаях их талант успешно реализован в других сферах творческой деятельности: композитор, исполнитель, исследователь. В их числе – Артем Васильев, член союза композиторов РФ, профессор Королевской Музыкальной Академии (Лондон). С большим интересом было встречено на Ассамблее выступление Артема Михайловича, он рассказал о направлениях своей деятельности и о значении личности Г.И. Шатковского в творческом самоопределении.Теперь кажется почти невероятным,что слушателям Ассамблеи представилась такая Встреча: знакомство с музыкантом с мировым именем, который удивительно прост и доброжелателен в общении.
Впечатляет разнообразие творческих интересов этого талантливого человека:· Обладатель ученой степени Doctor of Fhilosofy Academia(2010). Сотрудничал с коллективами Kremerata Baltica, Simfonietta Koln, BrittenSinfonia, Paul Dresher Ensembe, New London Singers. · Автор музыки к фильмам: «Воин», «Конец прекрасной эпохи», «72 часа», «Экипаж», «София».· Совместно с Игорем Матвиенко создал музыку для шоу церемонии Открытия и Закрытия Олимпийских игр в Сочи (2014).· Наряду с киномузыкой участвует с создании театральных проектов: в результате работы с детским балетным коллективом Лондона появилась музыка к спектаклям «Кентервильское привидение», «Таинственный сад»· Идея коммуникации с юным зрителем простым,доступным музыкальным языком воплотилась в создании балетного проекта «Снежная королева» (номинант на «Золотую маску»), поставленного в хореографии Вячеслава Самодурова в Екатеринбурге.
По словам Артема Васильева, уроки импровизации, полученные в классе Григория Ивановича (импровизация на портрет, на картину), пригодились ему впоследствии как приобретенный навык в создании киномузыки: «Встреча композитора с режиссером всегда проходит спонтанно. Нужно уметь быстро отказаться от готового варианта музыки, моментально что-то изменить, добавить…»Добавлено (08.12.2017, 23:20) --------------------------------------------- Артем Васильев о Григории Ивановиче Шатковском, о творчестве, о себе
- Согласно биографической информации о Вас, занятия музыкой начались, когда Вам было уже 12 (!) лет… Это действительно так? - На самом деле, я немножко слукавил, потому что я ходил в хоровую студию, когда мне было 6 лет. Но я не занимался регулярно. Просто так получилось (наверное, не шесть, а семь): нас в школе собирали, всех ребят, и при школе занимались в хоровой студии. И вот всех пригласили, а меня не взяли, потому что у меня не было координации голоса и слуха, т.е. я «гудошник» был. Видимо, они проводили тестирование какое-то, и я не прошел.В школе у меня всегда была «тройка» по черчению и по пению. - ??? - (улыбается) По пению, потому что плохо вел себя, а по черчению, потому что чертить не очень получалось… И вот так получилось, что я к Григорию Ивановичу в возрасте 12-ти лет и попал и он взялся особенно без особого восторга… - А как Вы к нему попали? - В этой студии хоровой у нас знакомая работала, и она нам сказала как-то: «Вот у нас есть такой интересный человек, приходит и проводит семинары (я в это время чуть-чуть играл на пианино)… Не хочешь попробовать? К примеру, джазом заниматься…» Мы с мамой сыграли Григорию Ивановичу в 4 руки какой-то самодельный музыкальный номер, и он сказал маме (у него это была самая большая похвала): «Если много работать, то дело пойдет». Так оно и осталось на всю жизнь. А самое большое ругательство, которое он говорил, если я мало занимался, была фраза: «Так дело не пойдет». - А много, это сколько? - Ежедневно. Много работать над собой. У Григория Ивановича был такой подход, например: «Выучить этюды Черни к следующему разу». Я говорю: «А сколько?» Он: «Как сколько? Все. И во всех тональностях». И я в результате приносил десяток этих этюдов… Так и повелось, по принципу «от общего к частному». - Расскажите о своих первых композиторских опытах. - Это были в основном импровизации. У Григория Ивановича была так построена методика, что до последнего момента мы не записывали. Когда приехала его знаменитая группа поступать в Мерзляковку (примеч. – из 14 учеников Г.И.Шатковского в один год 9 захотели стать музыкантами), им на консультации сыграли диктант один раз, и ребята встали. Педагог говорит: «Что случилось?» Ответ: «Все, мы написали». Потому что он начинал с коротких попевок, не давая возможность их записывать. Начиная с коротких построений, постепенно их увеличивал до 16-ти тактов, и на каждое занятие он делал не один диктант, а десять, но коротких. Таким образом, он тренировал кратковременную память, постепенно ее «растягивая» до больших построений. Поэтому те люди, которые у него системно занимались, могли любой диктант написать с одного раза или повторить после проигрывания. - Так было и Вашем случае? - Со мной это не дошло до больших результатов, потому что я поздно начал. Всегда говорил, если начать заниматься до 6 лет, то, как правило, открывается абсолютный слух. Григорий Иванович считал, что абсолютный слух – это приобретаемое, а не врожденное свойство. Но если начинать после 6 лет активно заниматься (как с иностранными языками: если после 12 начинаешь заниматься, акцент все равно остается, не уходит), - то абсолютный слух не развивается до конца, могут быть лишь определенные подвижки в эту сторону...… И вот как-то вдохновенно я стал импровизировать, стал приносить какие-то свои опусы, но их я не записывал, «выучил их руками». Именно благодаря этим способам развития музыкального материала, когда вся музыка для меня подразделялась на какие-то элементы: фразы, характерные обороты в разных стилях, из которых я могу ее «построить», формировался мой словарь. И мой пример не единичный. Петр Айду, мальчик 12 лет, учился тогда в ЦМШ, мог, например, импровизировать сразу фугу на заданную тему. Я таким похвастаться не мог, чтобы у меня в голове она складывалась целиком, и я садился ее играть. Вообще, о Григории Ивановиче я могу рассказывать бесконечно… Добавлено (08.12.2017, 23:21) --------------------------------------------- - Лучше Вас о своеобразии его Личности нам никто не расскажет. Скажите,фильм о Григории Ивановиче, с просмотра которого начался разговор о нем, близок пониманию его облика? - Очень близок, мне было интересно, ведь я не знал подробностей о ранних годах Григория Ивановича. Я знал его как человека вдохновляющего. К нему можно было просто прийти, поговорить и ходить потом неделю вот с такими глазами, заниматься по 12 часов просто потому, что он что-то такое сказал или мог себя так повести, что это вдохновляло. И это не только я, это все ученики его отмечали, что потом хочется искать, пробовать, заниматься без устали, - вот такой был заряд энергии, мотивации внутренней.
Спрашивал детей: «Дети, кто самый дорогой человек?» Все хором говорят: «Ленин!»Он говорит: «Ленин – это бандит (а происходит это все в такое время, когда еще не принято было так говорить, доперестроечное), а самый дорогой человек – это мама». И это он мог сказать абсолютно спокойно и твердо. Кто-то мне рассказывал, что в консерваторские годы ему лекцию по атеизму задали. Он проникся тогда, наоборот, религиозной тематикой. Потом, когда настали времена, когда стали говорить о вере, Православие стало активно распространяться, он стал активным атеистом, заявил об этом: «Раз Бог допускает такие ужасы, которые происходят в мире, я буду атеистом». - Занимаетесь ли Вы педагогической деятельностью в настоящее время? - Когда 10 лет назад приехал сюда из Лондона, к этому времени я преподавал больше 20 лет, я понял, что меня это утомило, захотелось заниматься собственным творчеством, и отказался от педагогики – это такой труд, когда себе не принадлежишь. В Лондоне я вел 4 или 5 разных курсов, сделал программы по всем предметам для разных специальностей. Там были и джазовые студенты-музыканты, были и композиторы, у них было 2 предмета: звукозапись и прикладная музыка и современная электронная музыка. Потом для всех у меня был курс «Музыкальная нотация», который я вел…все это очень ограничивало свободное для творчества время. - Как у Вас происходит творческий процесс? - Я из тех людей, которым надо сесть и заниматься и дело пойдет. - «Вдохновение – это не та гостья, которая любит посещать ленивых» –это о Вас? - Абсолютно! Мне Григорий Иванович всегда эту фразу цитировал. Надо сесть и пробовать. Думать. Искать. Слышать. Смотреть. Бывает, тяжело работать над несколькими проектами сразу, параллельно - И как в таких случаях Вы переключаетесь? - На один день ушел в один проект, на следующий день надо обратно к другому возвращаться, чтобы не вылетело из головы все, что хотелось сделать. - А если Вы сочиняете не по заказу, а для себя? - То тоже, если какая-то идея была, то какое-то время про нее не думаешь, а потом возвращаешься к ней все равно. - Как Вы оцениваете уровень работ, представленных на Ассамблее сегодня –это проекты Анны Наумовой, Светланы Михайловой, Людмилы Поддельской? - Я вообще не ожидал, что настолько шагнула вперед вся система в лице ее отдельных представителей. Это настолько глубокие вещи, они очень важны, а главное, практически применимы, действенны. И думаю, современным детям действительно будет интересно. - А когда Вы занимались с Григорием Ивановичем, какие были у Вас тогда учебные пособия? - Григорий Иванович занимался снами Ладухиным, натаскивал здорово на диктанты Ладухина. Но ведь у меня была особая история, потому то мне надо было за год подготовиться в училище музыкальное. Когда я определился, что мне надо поступать, Григорий Иванович сказал: «Если хочешь поступать в училище, то надо заниматься только этим». - И сейчас продолжается так? Или у Вас есть какие-то другие занятия, на которые Вы переключаетесь? - Первое время, когда я приехал из Лондона, я работал в представительстве компании Yamaha, у меня была абсолютно офисная работа; и я понял, что на самом деле это очень дисциплинирует таких творческих неорганизованных людей, когда ты ночью не спишь, а высыпаешься днем, - с японцами этот номер не проходит, у них особая ментальность, четкая организация, к 9.00, а если в 9.01 карточкой провел, то с тебя с зарплаты вычтут какой-то процент, все очень четко. Для меня это было правильной дисциплиной, многому научило. - Во время показа видеофрагмента Вашего балета «Снежная королева» у меня было ощущение, что это саундтрек к музыке современного кинофильма… - Да-да, она вся кинематографична … к сожалению или к счастью (смеется)… - Так получилось именно к этому произведению или таково большинство произведений подобного жанра? - Вероятно, дело в том, что я в кино много сейчас работаю, и поэтому мои балеты получаются такими вот не особо театральными - А может ли Вас заинтересовать музыка к мультфильму? - Конечно. Правда, у меня плохо получаются комические персонажи,гораздо лучше удаются образы богатырей каких-нибудь.. - Что-то эпическое, одним словом. - Да-да, эпос древнерусский. Вот недавно мы с Игорем Матвиенко, когда делали фильм «Викинг» в прошлом году, мы два года работали над этим проектом, но было дико интересно, потому что у него абсолютно неограниченные возможности в плане привлечения музыкантов. То есть еще до того, как мы что-то начали придумывать, мы уже записали народный хор, пригласив хор им. М.Покровского, пригласили певцов в народной манере, они нам напели на всякие голоса, мы сделали себе «банк данных» сэмплерный. Накупили инструментов разных: шаманский бубен, колесные лиры, и потом из этих звуков некоммерческих, не купленных нигде, мы сделали огромное количество нарезок материала. - Если сравнивать две тенденции – российскую и западную – на Западе композитор передал музыку аранжировщику, тот передал ее тайпсеттеру, шлифовщику звука, а в России композитор и создает музыку, и очень часто аранжирует ее. Какая тенденция Вам ближе? - У нас сейчас тоже работает команда. Это уже продакшн – производственно организованный товар. Надо сделать свое дело быстро и хорошо, чтобы люди тоже сделали свою работу быстро и хорошо. Но первенство композитора все равно сохраняется, конечно. - Когда Вас посещает плохое настроение, как Вы с ним боретесь? - Когда как (задумывается). Мне завидуют иногда, говорят: «Ну, конечно, ты занимаешься тем, что тебе нравится, тебе всегда хорошо. С чего настроению твоему портиться самому по себе?» Но это не так, как и у всех людей оно портится. - От чего? Что может Вас огорчить? - Иногда суета, которая, к примеру, возникает при организации концерта. - А бывает ли у Вас такое состояние, когда надо сделать, и не получается, не находится нужная тема…? - Конечно… - … и тогда? - И тогда вспоминается Григорий Иванович, его слова: «Надо много работать, и дело пойдет». Добавлено (08.12.2017, 23:22) --------------------------------------------- Неповторимым событием 1 дня Ассамблеи являлся, безусловно, открытый урок Татьяны Анатольевны на тему: «Графические символы в методике и практике преподавания элементарной теории музыки и сольфеджио» с учащимися 2, 3, 6 класса. Только Татьяна Анатольевна на своих уроках умеет создать особенную ауру звуков и тесного эмоционального контакта со всеми и каждым ребенком одномоментно. Игра детьми интервальных партитур, ярких, разноплановых, каждая из которых – это неповторимый Образ, «живопись звуком» - акцентирует внимание на музыкально-художественном облике каждого интервала. Именно так возникла в аудитории особенная звуковая Атмосфера, тонкая как паутинка и прочная как струна, в которую были вовлечены и дети, и мы. Возможно, именно это ощущение магии звучания интервалов настолько заворожила внимание взрослой аудитории, настолько сильное впечатление на нее произвела, что не совсем получилось переключиться в активное обсуждение урока.
И не было никакой нужды применять какие-то приемы активизации внимания детей, потому что они были полностью поглощены процессом. Очень важно отметить, что такая форма работы как интервальная партитура не только побуждает детскую фантазию; она является для детей слуховым анализом, когда они играют и слушают, что звучит.
Секция «Методический кинозал — Открывая страницы заново» была посвящена новым мультимедийным учебным пособиям, начиная со «Всемирного наследия Юнеско». Три циклаизбранных и аранжированных упражнений из «Одноголосного сольфеджио» Н. М. Ладухина, выполненных Анной Наумовой. Этот проект никоим образом не теряет своей актуальности, новизны и совершенства! И так будет всегда! Для тех, кто первый раз присутствовал на зимней Ассамблее и для членов жюри данный проект стал настоящим открытием, как с точки зрения эффективной формы работы в классе сольфеджио над интонированием, так и с высоты художественного совершенства каждой аранжировки. А количество аранжированных Анной интонационных упражнений произвело неизгладимое впечатление!! Зал онемел от восхищения, был готов петь, петь и петь вокализ за вокализом, оценив их индивидуальный облик.
Дебютные работы Поддельской Людмилы Владимировны (ДШИ, г. Чита) – «Осень. Песня американских индейцев» (№ 44 из сб. канонов для средних классов, составитель Валентин Павлович Середа) и «Альфредо Родригес. Дети в живописи», представленные далее, произвели также самое благожелательное впечатление. Красочный фон, яркость оформления, но без «перегрузки» эффектами анимации, оригинальность идеи ритмической партитуры, дополненной полезной информацией о художнике, оригинальное сопровождение, которое, безусловно, расширит слуховой багаж учащихся, - все это было отмечено и воспринято! И диплом лауреата тому лучшее подтверждение!
В секции «Методический кинозал: Музыкальная журналистика. Музыкальная информатика» мною был представлен третий фильм из цикла «Интервью с композитором», который в этот раз мы с коллегой, Ниной Павловной Гусевой, посвятили юбиляру уходящего года – Ф. Шуберту. Несмотря на то, что просмотр был предварен краткой аннотацией о цели и своеобразии содержания, прозвучал комментарий: «Не очень понятен смысл проекта». Отвечая на него, я пояснила, что когда мы задумывали это цикл для применения на уроках музыкальной литературы, важной задачей считали привлечение внимания учащихся к личности самого композитора, к его творческому наследию в более «активной» форме подачи материала, в отличие от просмотров фильмов документально-биографического плана. И, как мы убеждаемся, на практике жанр видеоинтервью – отличная преамбула к уроку изучения биографии.
Новый цикл аранжировок канонов изсборника Валентина Павловича Середы представила Светлана Борисовна Михайлова. В рамках представления ее проекта «Венок канонов» все были очарованы «Капелью» (канон №4), оценив тембральную красоту, ладогармоническую привлекательность и по-весеннему бодрящий ритмический пульс в аранжировке этого канона. Светлане Борисовне подвластен любой образ, ее действительно, со слов Татьяны Анатольевны, можно считать Мастером: «Спеть канон один раз. Пять с половиной минут, и эта песня будет выучена на всю жизнь!». Представляя свой цикл, Светлана Борисовна отметила, что «алгоритм работы над каноном у меня уже сформировался. Мне кажется удобным, что сначала над темой мы работаем, прорабатываем ее и сольфеджио, и в минусе, а потом уже вводим канон. Дети их поют с удовольствием, и на начальном этапе освоение этой формы многоголосия очень удобно. С подсказками они очень легко ориентируются».
Члены жюри в качестве пожелания отметили, что было бы хорошо ввести 2-хголосную партитуру, которую можно было бы спеть, мелодию вместе с контрапунктом. Заинтересовавшись работами Светланы Борисовны, жюри оценило и цикл «Музыкальная провинция», фрагментарной ретроспективе которого было уделено несколько минут. На вопрос-уточнение от Татьяны Григорьевны Шатковской: «…аккомпанемент, на мой взгляд, очень утомительный. Это специально грубовато вы так сделали, в стиле фильма, как пародия?» на защиту проекта, как своего собственного (!) бросилась Татьяна Анатольевна. Эта поддержка проектов всегда исходит от нее, она важна и как для новичков, и для Мастеров (особенно, участвующих заочно), она очень и очень влияет на оценку жюри достоинств того или иного проекта. Позвольте цитировать Татьяну Анатольевну в данном случае, с этой мыслью безоговорочно согласилось жюри: «Здесь сидят деликатные люди, которые говорят о том, что у нас грубая аранжировка, это действительно так, есть эти шероховатости, потому что программа не студийная. Все можно выровнять, при наличии микшера. Но ведь когда дети поют, они, в принципе, просто поют, участвуют в этой атмосфере, которая уже создана той или другой аранжировкой, но ответьте мне на вопрос: кто из профессиональных композиторов за последние 60, 50, 30, 20, 10 лет озадачился проблемой того, что сольфеджио в России никаким образом не поддерживается теми самыми именитыми композиторами, которые пишут всякие песни для детей, и не обращают внимание на то, что песенный репертуар для шоу «Голос» и т.д. – это хороший материал. Но такой же хороший он должен быть и в классе сольфеджио, где мы учим детей интонировать. Почему я об этом говорю? Потому что в Швеции есть книжка - «Кошачьи песни». Она очень популярна… к ней есть 4 компакта. Шведские композиторы аранжировали известные мелодии от 16 века до джаза. Почему у них есть возможность и желание? Во Франции есть любимые песенки… в Америке есть такая же…
Мы это делаем, во-первых, от «удушья», чтобы в классе они не уползали под стол от ужаса от этого предмета сольфеджио; потом от того, что надо быть в ногу со временем: хорошо бы, если бы дети пели бы не только под фортепиано. Нет никаких дидактических материалов… У нас нет ничего, поэтому здесь все упреки: «не тот звук», «не та аранжировка», «там много нот»… - я их не принимаю! Потому что у нас нет других никаких».
|
|
| |